Напоминание

верховая езда


Автор: Бондаренко Вероника Юрьевна
Должность: педагог до
Учебное заведение: МУДО ДЭБЦ г. Черемхово
Населённый пункт: Иркутская область, г. Черемхово
Наименование материала: учебная программа
Тема: верховая езда
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детский эколого-биологический центр г. Черемхово»

УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора МУДО ДЭБЦ

г. Черемхово Матвеева В.В. ________

Приказ № ___ от _ сентября 201_ года

Дополнительная общеразвивающая программа

«ШКОЛА ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ»

срок реализации: 2 года

возраст обучающихся: 7-12 лет

Разработчик: Бондаренко

Вероника Юрьевна,

педагог дополнительного

образования

г. Черемхово, 2016

Содержание

1. Пояснительная записка..........................................................................3

2. Учебный план программы…………….................................................6

3. Учебно – тематический план программы …......................................8

4. Содержание программы обучения………………………….…...........20

5. Календарный учебный график ……………........................................23

6. Оценочные материалы ….....................................................................24

7. Методические материалы……………………….................................27

Пояснительная записка

Настоящая

программа

«Школа

верховой

езды»

составлена

для

учреждения дополнительного образования и предназначена для детей 7-12

лет. Программа рассчитана на два года обучения по 144 часа на первом и

втором году обучения.

Программой предусматривается систематическое проведение занятий

два раза в неделю продолжительностью два академических часа. Занятия

проводятся на базе Детского эколого-биологического центра и школ города.

Программа

разработана

на

основе

учебно-методического

пособия

«Верховая езда для детей» под руководством Бакеева А.Б., Скворцова Ю.Ф.

При написании программы её актуальностью по праву можно считать

использования

всех

видов

конного

спорта,

которые

предоставлены

в

зрелищной, азартной форме и преследующие достижение либо установление

какого-либо

результата,

оцениваемого

при

современных

европейских

стандартов принятых ассоциацией конного спорта (FEI).

Верховая езда – это не только совершенная механика движений единого

организма – лошади и всадника, но и большая физическая нагрузка и

моральная ответственность.

Верховая езда позволяет получить не только физическую нагрузку, но и дарит

ребенку хорошее настроение и большое количество впечатлений. Езда на

лошади дает возможность испытать чувство полета, не отрываясь от земли!

Общение с этими добрыми и умными животными помогает снять стресс и

тревожность. Верховая езда является одним из лучших способов,

позволяющих ребенку ощутить себя частью природы. Также важным звеном

в психологическом здоровье является повышение уверенности в своих силах

и самооценки, возникающие при успешном приобретении навыков

управления лошадью. Данная программа дает такие знания как: строение и

анатомия лошади, правильное содержание и уход за лошадью,

первоначальные навыки верховой езды и общие понятия о основных видах

конного спорта

Большая часть учебного времени отведена на непосредственное общение

ребенка с лошадью (изучение, наблюдение, уход). Знания, полученные при

обучении детей по программе «Школа верховой езды»,способствуют

формированию социально-активной личности.

-

Цель

программы:

формирование

у

детей

чувства

коллективизма,

ответственности, и любви к лошади, повышение зрелищности конного

спорта, как средства привлечения к активному образу жизни;

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

1.Образовательные:

Сформировать знания о лошадях(история происхождения и строение

лошади);

Формировать навыки по уходу и обращению с лошадьми;

Ознакомить с азами конного спорта.

2.Развивающие:

Развить навыки по уходу за лошадью;

Развить память, воображение, мышление в процессе обучения.

Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни

3. Воспитательные:

Воспитать интерес к миру лошадей

Создать условия для чувства коллективизма

Воспитание физических и морально-этических и волевых качеств.

Оценка эффективности программы

Основные требования к знаниям и умениям детей первого года

обучения:

Должны знать:

Технику безопасности при работе с лошадьми;

Значение лошади в жизни человека;

Психологию лошади;

Строение лошади;

Воспитание лошади;

Амуницию лошади и всадника;

Виды конного спорта;

Должны уметь:

Проводит наблюдения за лошадьми:

Ухаживать за лошадьми;

Различать конституции и породы лошадей;

Различать аллюры;

Соблюдать технику безопасности в работе с лошадьми;

Снаряжать лошадь;

Основные требования к знаниям и умениям детей второго года

обучения:

Должны знать:

Технику безопасности при работе с лошадьми

Основы верховой езды

Виды классического и неклассического конного спорта

Виды шоу-соревнований

Организацию соревнований

Должны уметь:

Соблюдать технику безопасности в работе с лошадьми;

Обладать навыками начальной школы верховой езды;

Различать виды конного спорта

Организовывать соревнования на начальном этапе

На занятия применяют различные методы работы: конкурс рисунков на

закрепление

пройденных

тем,

создание

макетов,

интеллектуально-

познавательные игры, имитирующие соревнование и соревнование между

обучающимися, тесты в конце каждой темы.

Формы промежуточной атесстации: тестирование

Учебный план первого года обучения

раздела

Наименование раздела

Теория

Практи

ка

итого

Форма

промежуто

чной

аттестации

1

Вводное занятие

2

2

4

-

2

Техника безопасности по

уходу за лошадью

4

6

10

-

3

Лошадь и человек

8

8

16

-

4

Психология лошади

8

8

16

-

5

Строение лошади.

8

8

16

-

6

Содержание лошади

8

8

16

-

7

Воспитание лошади

4

13

16

-

8

Амуниция лошади и

всадника

6

10

16

-

9

Виды конного спорта

16

18

34

тестирован

ие

Учебный план второго года обучения.

раздел

а

Наименование тем

теория

практик

а

итого

Форма

промежуто

чной

аттестации

1

Вводное занятие

2

2

4

-

2

2. Техника безопасности

при работе с лошадью

2

8

10

-

3

Основы верховой езды

10

24

34

-

4

Классические виды

18

30

48

-

конного спорта

5

Не классические виды

конного спорта

6

10

16

-

6

Виды шоу-соревнований

6

10

16

-

7

Организация соревнований

6

10

16

тестирован

ие

Учебно–тематический план первого года обучения

п/п

Наименование разделов, тем

Ф

о

р

м

а

п

р

о

м

е

ж

у

т

о

ч

н

о

й

а

т

т

е

с

т

а

ц

и

и

теория

часы

практика

часы

Сентябрь

1.Вводное занятие – 4 часа (2-2)

1

Знакомство с работой

объединения

2

2

Экскурсия в школу

верховой езды

2

2.Техника безопасности по уходу за лошадью. 10 часов (4-6)

3

Техника безопасности

по уходу за лошадью

2

4

З н а к о м с т в о

с

лошадью

2

5

П р о г у л к а

с

лошадью

2

6

Техника безопасности

по кормлению

лошади

2

октябрь

7

У ч а с т и е

в

кормлении лошади

2

3.Лошадь и человек. 16 часов (8-8)

8

История

взаимоотношений

лошади и человека

2

9

Сравнение

современной

лошади с предками

2

10

Значение лошади в

жизни человека

2

11

Оздоровительная

верховая езда

2

12

Породы лошадей

2

13

Просмотр научно-

развлекательной

программы «по

коням: породы

лошадей»

2

14

Влияние лошади на

организм человека

2

15

Коллективная игра

«Эпоха и лошадь»

2

Ноябрь 4. Психология лошади. 16 часов (8+8)

16

Нрав и поведение лошадей

2

17

Тематическа

я игра «я

лошадь»

2

18

Мир глазами лошади

2

19

Наблюдение

за лошадьми

на прогулке

2

20

Лошадиная логика

2

21

Тематическа

я игра

«Угадай, что

я думаю»

2

22

Дурные привычки лошади

2

23

Знакомство с

дурными

привычками

лошадей в

денниках и

на леваде

2

Декабрь 5. Строение лошади. 16 часов (8+8)

24

Экстерьер, стати,

конституция

2

25

Практически

сравнить

стати

лошадей

2

26

Масти и отметины

лошадей

2

27

Просмотр

телепередачи

P.R.O.

LOSHADЬ:

масти

лошадей

Наглядно

изучить

отметины

2

28

Копыта лошади

2

29

Расчистка

копыт

2

30

Пороки лошадей

2

31

Наглядно

изучить

отметины

2

Январь 6. Содержание лошади. 16 часов (8+8)

32

Конюшня и ее типы

2

33

Игры с

лошадьми

«Паррели

П.»

2

34

Правила ухода за лошадью

2

35

Чистка

лошади

2

36

Кормление лошади

2

37

Участие в

кормление

лошади

2

38

Развлечение для лошадей

2

39

Конкурс

«Макет

конюшни»

2

Февраль 7. Воспитание лошади. 16 часов (4+12)

40

Воспитание жеребенка

2

2

41

Просмотр

телепередачи

Живой дом.

жеребята,

уход за

лошадьми

2

42

Изучить

наглядно

поведение

жеребят

2

43

Наблюдать за

выработкой

первоначаль

ных навыков

дрессуры у

жеребят

2

44

Начальный этап

воспитания лошади

2

45

Разминка

лошади

2

46

Сгибание

лошади

2

47

Работа

всадника и

лошади

2

Март 8. Амуниция лошади и всадника . 16 часов (6+10)

48

Амуниция

лошади

2

49

Экскурсия в

амуничник

2

50

Разбор

амуниции

2

51

Экипировка

всадника

2

52

Конкурс

рисунков «Я -

модельер»

2

53

Чистка

амуниции

2

54

Правила

ухода за

амуницией

2

55

Викторина

«Большие

старты»

2

Апрель 9. Виды конного спорта . 34 часа (16+18)

56

Международн

ая федерация

конного

спорта

2

57

Просмотр

видеофильма

с

международн

ых и местных

соревнований

2

«ВКИ

троеборье от

01.09.14г»

Eurosport

58

Выездка

2

59

Показательно

е

выступление

троеборца-

спортсмена

2

60

Конкур

2

61

Техника

прыжка на

снаряде

2

62

Троеборье

2

63

Составление

маршрута для

троеборья

2

Май

64

Рейнинг

2

65

Игра «Дикий

запад»

2

66

Драйвинг

2

67

Конная

прогулка в

телеге

2

68

Дистанционн

ые конные

пробеги

2

69

Подготовка

лошади и

всадника к

пробегам

2

70

Вольтижиров

ка

2

71

Зарядка на

лошади

2

72

Итоговое

тестирование

2

Итого:144

64

80

Учебно – тематический план второго года обучения.

разд

ела

Наименование тем, разделов

Форма

промежуто

чной

аттестации

теория

часы

практика

часы

Сентябрь. Вводное занятие 4ч(2+2)

1

Знакомство с

программой

2

2

Экскурсия

в школу

верховой

езды «наш

КСК»

2

2. Техника безопасности при работе с лошадью 10ч (2+8)

3

Инструктаж

по ТБ в леваде

и конюшне

2

4

Вождение

лошади на

корде

2

5

Работа с

лошадью в

конюшне

2

6

Работа с

лошадью в

леваде

2

7

Помощь

при

травмах

2

Октябрь. 3. Основы верховой езды 34ч (10+24)

8

Техника

правильного

падения

2

9

Тренинг

:Выработка

2

падения на

бревне

10

Оказание

первой

помощи

2

11

Посадка,

равновесие

2

12

Тренинг с

мячами

2

13

Выработка

посадки на

лошади

2

14

Выработка

равновесия

на лошади

2

15

Средство

управления

2

16

Работа на

корде

2

17

Работа на

корде

2

18

Вид аллюра:

Шаг, рысь

2

19

Езда шагом

2

20

Облегчённ

ая рысь

2

21

Учебная

рысь

2

22

Вид аллюра:

Галоп

2

23

Манежный

галоп

2

24

Работа в

леваде

2

Декабрь 4. Классические виды конного спорта 48ч. (18+30)

25

Категории

выездки

2

26

Сбор

амуниции

2

27

Подготовка

поля для

тренировки

2

28

Основные

2

элементы

классической

выездки

29

Наблюдени

е за

тренировко

й по

классическ

ой выездки

2

30

Наблюдени

е за

тренировко

й по

классическ

ой выездки

2

31

Критерии

оценок

выездки

2

32

Самостояте

льная игра-

судейство

2

Январь

33

Виды конкура

2

34

Просмотр

телепереда

чи

«технологи

я спорта:

тонкости и

технология

конкура»

2

35

Работа с

лошадью

на корде,

прыжки.

2

36

Правила

конкура

«конкур»

2

37

Игра -

соревнован

ия

«Конкур»

2

38

Виды

препятствий

2

2

39

Подготовка

манежа

40

Изготовлен

ие

конкурных

препятстви

й

2

Февраль

41

Троеборье

2

42

Подготовк

а манежа

2

43

Подготовк

а

амуниции

2

44

Полевые испытания

2

45

Подготовк

а поля и

лошади

2

46

Преодоление

препятствие

2

47

Просмотр

соревнова

ний

2

48

Построени

е

препятств

ий

2

Март 5. Не классические виды конного спорта 16 ч (6+10)

49

Дамская езда

2

50

Седловка

амуниции

дамской

верховой

езды

2

51

Боковая

езда на

гурте

2

52

Джигитовка

2

53

Просмотр

телепереда

чи «по

коням:

вольтижир

овка»

2

54

Конное поло

2

55

Организац

ия

соревнова

ний по

конному

поло без

лошадей

2

56

Организац

ия

соревнова

ний по

конному

поло без

лошадей

2

Апрель 6. Виды шоу-соревнований 16 ч (6+10)

57

Бега

2

58

Составлен

ие памятки

Правила

рысистых

бегов

2

59

Изучение

приспособ

лений

качалки

для бегов

2

60

Скачки

2

61

Подготовк

а лошади к

скачкам

2

62

Историяскачек

2

63

Просмотр

телепереда

чи «

заниматель

но обо

всем:

конные

скачки»

2

64

Конкурс

рисунковн

а тему

видов

2

скачек

Май 7. Организация соревнований 16 ч (6+10)

65

Судейство

2

66

Игра «Я -

судья»

2

67

Подготовка поля

2

68

Конкурс

макетов

2

69

Подготовка лошади

2

70

Практичес

кая работа

«Подготов

ка

лошади»

2

71

Мини-

соревнова

ния

2

72

Итоговое

тестирован

ие

2

тестирование

Итого:144

50

94

Содержание программы

первого года обучения

1.Вводное занятие. ( Т-2.,ПР-2.)

Ознакомление обучающихся с планом работы на год.

Практика: экскурсия в школу верховой езды, знакомство с лошадьми.

2.Техника безопасности по уходу за лошадью. (Т-4.,ПР-6.)

Техника безопасности по уходу за лошадью.

Практика: знакомство с лошадью, прогулки и участие в кормлении.

3.Лошадь и человек. (Т-8.,ПР-8.)

Познакомить с историей взаимоотношений лошади и человека, породами

лошадей. Изучить влияниелошади на жизнь и организм человека.

Практика: конкурс рисунков «Историческая лошадь», коллективная игра

«Эпоха и лошадь», просмотр тематического видеофильма, оздоровительная

верховая езда на территории ШВЕ.

4.Психология лошади.(Т-8.,ПР-8.)

Изучить нрав и поведение лошади, логику и дурные привычки (врождённые

и приобретенные). Как лошадь видит мир вокруг себя.

Практика: наблюдение за лошадьми на прогулки, тематические игры «Я -

лошадь»,

«Угадай,

что

я

думаю»,

знакомство

с

дурными

привычками

лошадей в денниках и на леваде.

5.Строение лошади.(Т-8.,ПР-8.)

Познакомить с:

Экстерьером

Статьями

Конституцией

Мастями

Отметинами

Строением копыт

Пороками

Практика:

практически

сравнить

стати

лошадей,

наглядно

изучить

отметины,

участвовать

в

расчистки

копыт

лошадей.

Просмотреть

документальный фильм про пороки лошадей.

6.Содержание лошади.(Т-8.,ПР-8.)

Содержание и уход за лошадью, кормлению. Ознакомить с развлечениями

лошадей.

Практика: конкурс «Макет конюшни», участвовать в чистки и кормлении

лошади. Уметь играть с лошадью.

7.Воспитание лошади.(Т-8.,ПР-8.)

Дать понятие о воспитании жеребенка и начальном обучении лошади.

Практика: просмотр обучающего видеофильма, наглядно изучить поведение

жеребят, участвовать в первоначальном этапе воспитания жеребенка, в таких

как

надевании

недоуздка.

Участвовать

в

обучении

лошади,

разминках

и

работы в руках.

8.Амуниция лошади и всадника.(Т-6.,ПР-10.)

Изучить амуницию всадника и экипировку всадника, уход за лошадьми.

Практика: экскурсия по амуничнику и разбор амуниции. Конкурс рисунков

«Я - модельер», викторина «Большие старты». Самостоятельно почистить

амуницию лошади.

9.Виды конного спорта.(Т-16.,ПР-18)

Ознакомить с Международной федерацией конного спорта и такими видами

конного

спорта

как:

выездка,

конкур,

троеборье,

рейнинг,

драйвинг,

дистанционные конные пробеги. Вольтижировка.

Практика:

игра

«Дикий

запад»,

конная

прогулка,

подготовка

лошади

и

всадника к пробегам и итоговая эстафета.

Содержание программы

второго года обучения

1.Вводное занятие.(Т-2.,ПР-2.)

Ознакомление с планом работы на год.

Практика: экскурсия в школу верховой езды.

2.Техника безопасности при работе с лошадью.(Т-2.,ПР-8.)

инструктаж по техники безопасности при работе с лошадью.

Практика:

работа

с

лошадью

на

корде,

в

конюшне

и

леваде.

Научить

оказывать первую помощь при травмах.

3.Основы верховой езды.(Т-10.,ПР-24.)

Сформулировать базовые знания об основах верховой езды, посредствам

изучения посадки, равновесии на лошади, средствам управление и техники

правильного падения. Познакомить с аллюрами такими как: шаг, рысь, галоп.

Практика:

выработать

падение,

посадку

и

равновесие

на

лошади.

Отработать на практике аллюры (шаг, рысь, галоп).

4.Классические виды конного спорта.(Т-18.,ПР-30)

Раскрыть классические виды спорта(выездка, конкур, троеборье), рассказать

об основных элементах классической выездки, критерии оценок, познакомить

с правилами конкура и видами препятствий в конкуре и выездке.

Практика:

участвовать

в

подготовке

амуниции

и

поля

(построение

препятствий),

участвовать

в

тренировке

и

подготовки

лошади.

Изучить

элементы судейства, с помощью просмотра видеофильмов и игр «Конкур»,

«Самостоятельное судейство».

5.Неклассические виды конного спорта.(Т-6.,ПР-10.)

Познакомить с дамской ездой, джигитовкой, конным поло.

Практика:

наглядно

изучить

амуницию

для

дамской

верховой

езды,

просмотр видеофильма про джигитовку, рассказать о правилах конного поло

и практически закрепить.

6.Виды шоу-соревнований.(Т-6.,ПР-10.)

Знакомство с такими видами шоу-соревнований как бега, скачки, и с их

историей.

Практика: рассказать о правилах рысистых бегов, осмотреть качалку для

бегов. Подготовить лошадь к скачкам. Закрепить просмотром видеофильма и

конкурсом рисунков.

7.Организация соревнований.(Т-6.,ПР-10.)

Дать понятие о судействе и подготовке к соревнованиям (подготовка лошади,

поля).

Практика: игра «Я - судья», проектирование макетов манежа, подготовка

лошади и завершающее мини-соревнование среди команд.

Календарный учебный график

Год

реализаци

и

программы

Кол-во

часов в

неделю

сентяб

рь

октябр

ь

ноябрь

декабр

ь

январь

февра

ль

март

апрель

май

Всего

часов

1 год

4

12

18

18

18

14

16

18

18

12

144

Календарный учебный график

Год

реализаци

и

программы

Кол-во

часов в

неделю

сентяб

рь

октябр

ь

ноябрь

декабр

ь

январь

февра

ль

март

апрель

май

Всего

часов

2 год

4

12

18

18

18

14

16

18

18

12

144

Методическое обеспечение программы

1. Учебники по конному спорту, содержанию и уходу лошадей;

2.Тест оценки эффективности программы;

3.

Макеты

лошадей,

снаряжение

и

др.

разработаны

для

изучения,

закрепления и контроля знаний;

4. Учебные видеофильмы и видеоролики

5. Экскурсии по ДЭБЦ, Шве «Гордый»



В раздел образования