Автор: Бондаренко Вероника Юрьевна
Должность: педагог до
Учебное заведение: МУДО ДЭБЦ г. Черемхово
Населённый пункт: Иркутская область, г. Черемхово
Наименование материала: учебная программа
Тема: верховая езда
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детский эколого-биологический центр г. Черемхово»
УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора МУДО ДЭБЦ
г. Черемхово Матвеева В.В. ________
Приказ № ___ от _ сентября 201_ года
Дополнительная общеразвивающая программа
«ШКОЛА ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ»
срок реализации: 2 года
возраст обучающихся: 7-12 лет
Разработчик: Бондаренко
Вероника Юрьевна,
педагог дополнительного
образования
г. Черемхово, 2016
Содержание
1. Пояснительная записка..........................................................................3
2. Учебный план программы…………….................................................6
3. Учебно – тематический план программы …......................................8
4. Содержание программы обучения………………………….…...........20
5. Календарный учебный график ……………........................................23
6. Оценочные материалы ….....................................................................24
7. Методические материалы……………………….................................27
Пояснительная записка
Настоящая
программа
«Школа
верховой
езды»
составлена
для
учреждения дополнительного образования и предназначена для детей 7-12
лет. Программа рассчитана на два года обучения по 144 часа на первом и
втором году обучения.
Программой предусматривается систематическое проведение занятий
два раза в неделю продолжительностью два академических часа. Занятия
проводятся на базе Детского эколого-биологического центра и школ города.
Программа
разработана
на
основе
учебно-методического
пособия
«Верховая езда для детей» под руководством Бакеева А.Б., Скворцова Ю.Ф.
При написании программы её актуальностью по праву можно считать
использования
всех
видов
конного
спорта,
которые
предоставлены
в
зрелищной, азартной форме и преследующие достижение либо установление
какого-либо
результата,
оцениваемого
при
современных
европейских
стандартов принятых ассоциацией конного спорта (FEI).
Верховая езда – это не только совершенная механика движений единого
организма – лошади и всадника, но и большая физическая нагрузка и
моральная ответственность.
Верховая езда позволяет получить не только физическую нагрузку, но и дарит
ребенку хорошее настроение и большое количество впечатлений. Езда на
лошади дает возможность испытать чувство полета, не отрываясь от земли!
Общение с этими добрыми и умными животными помогает снять стресс и
тревожность. Верховая езда является одним из лучших способов,
позволяющих ребенку ощутить себя частью природы. Также важным звеном
в психологическом здоровье является повышение уверенности в своих силах
и самооценки, возникающие при успешном приобретении навыков
управления лошадью. Данная программа дает такие знания как: строение и
анатомия лошади, правильное содержание и уход за лошадью,
первоначальные навыки верховой езды и общие понятия о основных видах
конного спорта
Большая часть учебного времени отведена на непосредственное общение
ребенка с лошадью (изучение, наблюдение, уход). Знания, полученные при
обучении детей по программе «Школа верховой езды»,способствуют
формированию социально-активной личности.
-
Цель
программы:
формирование
у
детей
чувства
коллективизма,
ответственности, и любви к лошади, повышение зрелищности конного
спорта, как средства привлечения к активному образу жизни;
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1.Образовательные:
Сформировать знания о лошадях(история происхождения и строение
лошади);
Формировать навыки по уходу и обращению с лошадьми;
Ознакомить с азами конного спорта.
2.Развивающие:
Развить навыки по уходу за лошадью;
Развить память, воображение, мышление в процессе обучения.
Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни
3. Воспитательные:
Воспитать интерес к миру лошадей
Создать условия для чувства коллективизма
Воспитание физических и морально-этических и волевых качеств.
Оценка эффективности программы
Основные требования к знаниям и умениям детей первого года
обучения:
Должны знать:
Технику безопасности при работе с лошадьми;
Значение лошади в жизни человека;
Психологию лошади;
Строение лошади;
Воспитание лошади;
Амуницию лошади и всадника;
Виды конного спорта;
Должны уметь:
Проводит наблюдения за лошадьми:
Ухаживать за лошадьми;
Различать конституции и породы лошадей;
Различать аллюры;
Соблюдать технику безопасности в работе с лошадьми;
Снаряжать лошадь;
Основные требования к знаниям и умениям детей второго года
обучения:
Должны знать:
Технику безопасности при работе с лошадьми
Основы верховой езды
Виды классического и неклассического конного спорта
Виды шоу-соревнований
Организацию соревнований
Должны уметь:
Соблюдать технику безопасности в работе с лошадьми;
Обладать навыками начальной школы верховой езды;
Различать виды конного спорта
Организовывать соревнования на начальном этапе
На занятия применяют различные методы работы: конкурс рисунков на
закрепление
пройденных
тем,
создание
макетов,
интеллектуально-
познавательные игры, имитирующие соревнование и соревнование между
обучающимися, тесты в конце каждой темы.
Формы промежуточной атесстации: тестирование
Учебный план первого года обучения
№
раздела
Наименование раздела
Теория
Практи
ка
итого
Форма
промежуто
чной
аттестации
1
Вводное занятие
2
2
4
-
2
Техника безопасности по
уходу за лошадью
4
6
10
-
3
Лошадь и человек
8
8
16
-
4
Психология лошади
8
8
16
-
5
Строение лошади.
8
8
16
-
6
Содержание лошади
8
8
16
-
7
Воспитание лошади
4
13
16
-
8
Амуниция лошади и
всадника
6
10
16
-
9
Виды конного спорта
16
18
34
тестирован
ие
Учебный план второго года обучения.
№
раздел
а
Наименование тем
теория
практик
а
итого
Форма
промежуто
чной
аттестации
1
Вводное занятие
2
2
4
-
2
2. Техника безопасности
при работе с лошадью
2
8
10
-
3
Основы верховой езды
10
24
34
-
4
Классические виды
18
30
48
-
конного спорта
5
Не классические виды
конного спорта
6
10
16
-
6
Виды шоу-соревнований
6
10
16
-
7
Организация соревнований
6
10
16
тестирован
ие
Учебно–тематический план первого года обучения
№
п/п
Наименование разделов, тем
Ф
о
р
м
а
п
р
о
м
е
ж
у
т
о
ч
н
о
й
а
т
т
е
с
т
а
ц
и
и
теория
часы
практика
часы
Сентябрь
1.Вводное занятие – 4 часа (2-2)
1
Знакомство с работой
объединения
2
2
Экскурсия в школу
верховой езды
2
2.Техника безопасности по уходу за лошадью. 10 часов (4-6)
3
Техника безопасности
по уходу за лошадью
2
4
З н а к о м с т в о
с
лошадью
2
5
П р о г у л к а
с
лошадью
2
6
Техника безопасности
по кормлению
лошади
2
октябрь
7
У ч а с т и е
в
кормлении лошади
2
3.Лошадь и человек. 16 часов (8-8)
8
История
взаимоотношений
лошади и человека
2
9
Сравнение
современной
лошади с предками
2
10
Значение лошади в
жизни человека
2
11
Оздоровительная
верховая езда
2
12
Породы лошадей
2
13
Просмотр научно-
развлекательной
программы «по
коням: породы
лошадей»
2
14
Влияние лошади на
организм человека
2
15
Коллективная игра
«Эпоха и лошадь»
2
Ноябрь 4. Психология лошади. 16 часов (8+8)
16
Нрав и поведение лошадей
2
17
Тематическа
я игра «я
лошадь»
2
18
Мир глазами лошади
2
19
Наблюдение
за лошадьми
на прогулке
2
20
Лошадиная логика
2
21
Тематическа
я игра
«Угадай, что
я думаю»
2
22
Дурные привычки лошади
2
23
Знакомство с
дурными
привычками
лошадей в
денниках и
на леваде
2
Декабрь 5. Строение лошади. 16 часов (8+8)
24
Экстерьер, стати,
конституция
2
25
Практически
сравнить
стати
лошадей
2
26
Масти и отметины
лошадей
2
27
Просмотр
телепередачи
P.R.O.
LOSHADЬ:
масти
лошадей
Наглядно
изучить
отметины
2
28
Копыта лошади
2
29
Расчистка
копыт
2
30
Пороки лошадей
2
31
Наглядно
изучить
отметины
2
Январь 6. Содержание лошади. 16 часов (8+8)
32
Конюшня и ее типы
2
33
Игры с
лошадьми
«Паррели
П.»
2
34
Правила ухода за лошадью
2
35
Чистка
лошади
2
36
Кормление лошади
2
37
Участие в
кормление
лошади
2
38
Развлечение для лошадей
2
39
Конкурс
«Макет
конюшни»
2
Февраль 7. Воспитание лошади. 16 часов (4+12)
40
Воспитание жеребенка
2
2
41
Просмотр
телепередачи
Живой дом.
жеребята,
уход за
лошадьми
2
42
Изучить
наглядно
поведение
жеребят
2
43
Наблюдать за
выработкой
первоначаль
ных навыков
дрессуры у
жеребят
2
44
Начальный этап
воспитания лошади
2
45
Разминка
лошади
2
46
Сгибание
лошади
2
47
Работа
всадника и
лошади
2
Март 8. Амуниция лошади и всадника . 16 часов (6+10)
48
Амуниция
лошади
2
49
Экскурсия в
амуничник
2
50
Разбор
амуниции
2
51
Экипировка
всадника
2
52
Конкурс
рисунков «Я -
модельер»
2
53
Чистка
амуниции
2
54
Правила
ухода за
амуницией
2
55
Викторина
«Большие
старты»
2
Апрель 9. Виды конного спорта . 34 часа (16+18)
56
Международн
ая федерация
конного
спорта
2
57
Просмотр
видеофильма
с
международн
ых и местных
соревнований
2
«ВКИ
троеборье от
01.09.14г»
Eurosport
58
Выездка
2
59
Показательно
е
выступление
троеборца-
спортсмена
2
60
Конкур
2
61
Техника
прыжка на
снаряде
2
62
Троеборье
2
63
Составление
маршрута для
троеборья
2
Май
64
Рейнинг
2
65
Игра «Дикий
запад»
2
66
Драйвинг
2
67
Конная
прогулка в
телеге
2
68
Дистанционн
ые конные
пробеги
2
69
Подготовка
лошади и
всадника к
пробегам
2
70
Вольтижиров
ка
2
71
Зарядка на
лошади
2
72
Итоговое
тестирование
2
Итого:144
64
80
Учебно – тематический план второго года обучения.
№
разд
ела
Наименование тем, разделов
Форма
промежуто
чной
аттестации
теория
часы
практика
часы
Сентябрь. Вводное занятие 4ч(2+2)
1
Знакомство с
программой
2
2
Экскурсия
в школу
верховой
езды «наш
КСК»
2
2. Техника безопасности при работе с лошадью 10ч (2+8)
3
Инструктаж
по ТБ в леваде
и конюшне
2
4
Вождение
лошади на
корде
2
5
Работа с
лошадью в
конюшне
2
6
Работа с
лошадью в
леваде
2
7
Помощь
при
травмах
2
Октябрь. 3. Основы верховой езды 34ч (10+24)
8
Техника
правильного
падения
2
9
Тренинг
:Выработка
2
падения на
бревне
10
Оказание
первой
помощи
2
11
Посадка,
равновесие
2
12
Тренинг с
мячами
2
13
Выработка
посадки на
лошади
2
14
Выработка
равновесия
на лошади
2
15
Средство
управления
2
16
Работа на
корде
2
17
Работа на
корде
2
18
Вид аллюра:
Шаг, рысь
2
19
Езда шагом
2
20
Облегчённ
ая рысь
2
21
Учебная
рысь
2
22
Вид аллюра:
Галоп
2
23
Манежный
галоп
2
24
Работа в
леваде
2
Декабрь 4. Классические виды конного спорта 48ч. (18+30)
25
Категории
выездки
2
26
Сбор
амуниции
2
27
Подготовка
поля для
тренировки
2
28
Основные
2
элементы
классической
выездки
29
Наблюдени
е за
тренировко
й по
классическ
ой выездки
2
30
Наблюдени
е за
тренировко
й по
классическ
ой выездки
2
31
Критерии
оценок
выездки
2
32
Самостояте
льная игра-
судейство
2
Январь
33
Виды конкура
2
34
Просмотр
телепереда
чи
«технологи
я спорта:
тонкости и
технология
конкура»
2
35
Работа с
лошадью
на корде,
прыжки.
2
36
Правила
конкура
«конкур»
2
37
Игра -
соревнован
ия
«Конкур»
2
38
Виды
препятствий
2
2
39
Подготовка
манежа
40
Изготовлен
ие
конкурных
препятстви
й
2
Февраль
41
Троеборье
2
42
Подготовк
а манежа
2
43
Подготовк
а
амуниции
2
44
Полевые испытания
2
45
Подготовк
а поля и
лошади
2
46
Преодоление
препятствие
2
47
Просмотр
соревнова
ний
2
48
Построени
е
препятств
ий
2
Март 5. Не классические виды конного спорта 16 ч (6+10)
49
Дамская езда
2
50
Седловка
амуниции
дамской
верховой
езды
2
51
Боковая
езда на
гурте
2
52
Джигитовка
2
53
Просмотр
телепереда
чи «по
коням:
вольтижир
овка»
2
54
Конное поло
2
55
Организац
ия
соревнова
ний по
конному
поло без
лошадей
2
56
Организац
ия
соревнова
ний по
конному
поло без
лошадей
2
Апрель 6. Виды шоу-соревнований 16 ч (6+10)
57
Бега
2
58
Составлен
ие памятки
Правила
рысистых
бегов
2
59
Изучение
приспособ
лений
качалки
для бегов
2
60
Скачки
2
61
Подготовк
а лошади к
скачкам
2
62
Историяскачек
2
63
Просмотр
телепереда
чи «
заниматель
но обо
всем:
конные
скачки»
2
64
Конкурс
рисунковн
а тему
видов
2
скачек
Май 7. Организация соревнований 16 ч (6+10)
65
Судейство
2
66
Игра «Я -
судья»
2
67
Подготовка поля
2
68
Конкурс
макетов
2
69
Подготовка лошади
2
70
Практичес
кая работа
«Подготов
ка
лошади»
2
71
Мини-
соревнова
ния
2
72
Итоговое
тестирован
ие
2
тестирование
Итого:144
50
94
Содержание программы
первого года обучения
1.Вводное занятие. ( Т-2.,ПР-2.)
Ознакомление обучающихся с планом работы на год.
Практика: экскурсия в школу верховой езды, знакомство с лошадьми.
2.Техника безопасности по уходу за лошадью. (Т-4.,ПР-6.)
Техника безопасности по уходу за лошадью.
Практика: знакомство с лошадью, прогулки и участие в кормлении.
3.Лошадь и человек. (Т-8.,ПР-8.)
Познакомить с историей взаимоотношений лошади и человека, породами
лошадей. Изучить влияниелошади на жизнь и организм человека.
Практика: конкурс рисунков «Историческая лошадь», коллективная игра
«Эпоха и лошадь», просмотр тематического видеофильма, оздоровительная
верховая езда на территории ШВЕ.
4.Психология лошади.(Т-8.,ПР-8.)
Изучить нрав и поведение лошади, логику и дурные привычки (врождённые
и приобретенные). Как лошадь видит мир вокруг себя.
Практика: наблюдение за лошадьми на прогулки, тематические игры «Я -
лошадь»,
«Угадай,
что
я
думаю»,
знакомство
с
дурными
привычками
лошадей в денниках и на леваде.
5.Строение лошади.(Т-8.,ПР-8.)
Познакомить с:
Экстерьером
Статьями
Конституцией
Мастями
Отметинами
Строением копыт
Пороками
Практика:
практически
сравнить
стати
лошадей,
наглядно
изучить
отметины,
участвовать
в
расчистки
копыт
лошадей.
Просмотреть
документальный фильм про пороки лошадей.
6.Содержание лошади.(Т-8.,ПР-8.)
Содержание и уход за лошадью, кормлению. Ознакомить с развлечениями
лошадей.
Практика: конкурс «Макет конюшни», участвовать в чистки и кормлении
лошади. Уметь играть с лошадью.
7.Воспитание лошади.(Т-8.,ПР-8.)
Дать понятие о воспитании жеребенка и начальном обучении лошади.
Практика: просмотр обучающего видеофильма, наглядно изучить поведение
жеребят, участвовать в первоначальном этапе воспитания жеребенка, в таких
как
надевании
недоуздка.
Участвовать
в
обучении
лошади,
разминках
и
работы в руках.
8.Амуниция лошади и всадника.(Т-6.,ПР-10.)
Изучить амуницию всадника и экипировку всадника, уход за лошадьми.
Практика: экскурсия по амуничнику и разбор амуниции. Конкурс рисунков
«Я - модельер», викторина «Большие старты». Самостоятельно почистить
амуницию лошади.
9.Виды конного спорта.(Т-16.,ПР-18)
Ознакомить с Международной федерацией конного спорта и такими видами
конного
спорта
как:
выездка,
конкур,
троеборье,
рейнинг,
драйвинг,
дистанционные конные пробеги. Вольтижировка.
Практика:
игра
«Дикий
запад»,
конная
прогулка,
подготовка
лошади
и
всадника к пробегам и итоговая эстафета.
Содержание программы
второго года обучения
1.Вводное занятие.(Т-2.,ПР-2.)
Ознакомление с планом работы на год.
Практика: экскурсия в школу верховой езды.
2.Техника безопасности при работе с лошадью.(Т-2.,ПР-8.)
инструктаж по техники безопасности при работе с лошадью.
Практика:
работа
с
лошадью
на
корде,
в
конюшне
и
леваде.
Научить
оказывать первую помощь при травмах.
3.Основы верховой езды.(Т-10.,ПР-24.)
Сформулировать базовые знания об основах верховой езды, посредствам
изучения посадки, равновесии на лошади, средствам управление и техники
правильного падения. Познакомить с аллюрами такими как: шаг, рысь, галоп.
Практика:
выработать
падение,
посадку
и
равновесие
на
лошади.
Отработать на практике аллюры (шаг, рысь, галоп).
4.Классические виды конного спорта.(Т-18.,ПР-30)
Раскрыть классические виды спорта(выездка, конкур, троеборье), рассказать
об основных элементах классической выездки, критерии оценок, познакомить
с правилами конкура и видами препятствий в конкуре и выездке.
Практика:
участвовать
в
подготовке
амуниции
и
поля
(построение
препятствий),
участвовать
в
тренировке
и
подготовки
лошади.
Изучить
элементы судейства, с помощью просмотра видеофильмов и игр «Конкур»,
«Самостоятельное судейство».
5.Неклассические виды конного спорта.(Т-6.,ПР-10.)
Познакомить с дамской ездой, джигитовкой, конным поло.
Практика:
наглядно
изучить
амуницию
для
дамской
верховой
езды,
просмотр видеофильма про джигитовку, рассказать о правилах конного поло
и практически закрепить.
6.Виды шоу-соревнований.(Т-6.,ПР-10.)
Знакомство с такими видами шоу-соревнований как бега, скачки, и с их
историей.
Практика: рассказать о правилах рысистых бегов, осмотреть качалку для
бегов. Подготовить лошадь к скачкам. Закрепить просмотром видеофильма и
конкурсом рисунков.
7.Организация соревнований.(Т-6.,ПР-10.)
Дать понятие о судействе и подготовке к соревнованиям (подготовка лошади,
поля).
Практика: игра «Я - судья», проектирование макетов манежа, подготовка
лошади и завершающее мини-соревнование среди команд.
Календарный учебный график
Год
реализаци
и
программы
Кол-во
часов в
неделю
сентяб
рь
октябр
ь
ноябрь
декабр
ь
январь
февра
ль
март
апрель
май
Всего
часов
1 год
4
12
18
18
18
14
16
18
18
12
144
Календарный учебный график
Год
реализаци
и
программы
Кол-во
часов в
неделю
сентяб
рь
октябр
ь
ноябрь
декабр
ь
январь
февра
ль
март
апрель
май
Всего
часов
2 год
4
12
18
18
18
14
16
18
18
12
144
Методическое обеспечение программы
1. Учебники по конному спорту, содержанию и уходу лошадей;
2.Тест оценки эффективности программы;
3.
Макеты
лошадей,
снаряжение
и
др.
разработаны
для
изучения,
закрепления и контроля знаний;
4. Учебные видеофильмы и видеоролики
5. Экскурсии по ДЭБЦ, Шве «Гордый»