Автор: Маркина Лариса Асканазовна
Должность: Преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ "РКМиА"
Населённый пункт: г. Ростов–на–Дону
Наименование материала: Методическая разработка по дисциплине "Архивное дело"
Тема: Научно–справочный аппарат к документам АФРФ
Раздел: среднее профессиональное
НАУЧНО-СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ К ДОКУМЕНТАМ АРХИВНОГО
ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Система научно-справочного аппарата к архивным
документам
Система научно-справочного аппарата (СНСА) к
д о к у м е н т а м , архива —
это комплекс взаимосвязанных архивных справочников о составе и содержании
архивных документов, создаваемых на единой методической основе для поиска
архивных
документов
и
архивной
информации
в ц е л я х эффективного
использования.
Классификация архивной документации. Проблема классификации
архивной
документной
информации
—
это
главная
проблема
современного
архивного
пространства.
Поэтому
в
настоящее
время
ведется
работа
п о
с о з д а н и ю отраслевого классификатора архивной документной информации.
Работа
по
созданию
научно-справочного аппарата
должна
обеспечить
организации
и
лица
необход имой
д окументной
и н ф о р м а ц и и .
Д о к у м е н т н а я
и н ф о р м а ц и я
—
э т о с в е д е н и я , различные
данные,
содержащиеся в документе.
В практике информационной работы архивные документы являющиеся
первоисточниками сведений о предметах объектными действительности и
мыслительной деятельности человека, называют носителями первичной
документной информации. Различные сообщения о документах, состоящие из
описания специальных шифров и кодов, называются информацией об ин
формации, или вторичной документной информацией.
Архивные справочники, (вторичная
документная
информация),
и
сами
документы, (первичная документная информация), в совокупности составляют
архивную информационную среду.
Все а р х и в н ы е
с п р а в оч н и к и, делятся на обязательные и дополнительны
Обязательные справочники существуют во всех государственных архивах. К ним
относятся архивные описи и архивные каталoги, обзоры документов и другие
архивные справочники.
Дополнительные справочники создаются с учетом специфики
- документов
архива (указатели, обзоры, тематические перечни, аннотированные каталоги).
Принципы построения системы НСА. Основными принципами построения
системы НСА являются:
1)
взаимосвязь
и
взаимодополняемость
информации
различных
справочников, описывающих первичную ретроспективную доку-ментную
информацию на разных уровнях;
2) неповторяемость и недублированность информации различных видов
справочников;
3)
преемственность
НСА
ведомственных,
государственных
и
му-
ниципальных архивов.
Первые два принципа необходимо соблюдать для того, чтобы сделать поиск
более эффективным и избегать затрат труда архивиста на дублирование
информации. Третий принцип важен для организации поисковой работы.
Структура системы НСА. Система НСА структурно подразделяется на
вертикальный и горизонтальный уровни.
Го р и з о н т а л ьн ы й
у р ов е н ь
с и с т е мы основан на функциональном
различии
справочников.
По
функциям
справочники
системы
НСА
под-
разделяются:
1) на справочники по учету;
2 ) справочники
по
раскрытию
содержания
документов
(информационно-
поисковые системы).
В е р т и к а л ь н ы й у р о в е н ь с и с т е м ы основан на построении
классов справочников к следующим комплексам архивных документов:
1) АФ РФ в целом;
2) сети архивов;
3) архиву;
4) фонду;
5) делу или отдельному документу.
Описание документов и дел в архивах учреждения и
государственных архивах.
Описание
начинается
в
делопроизводстве
учреждений
и
производится
непосредственно на обложках дел в начале делопроизводственного года. Оно
представляет собой прогностический список тех документов, которые будут
сформированы в дела.
На
обложках
и
карточках
указываются
одинаковые
и
в
единой
последовательности информационные характеристики документов и дел.
Информационными характеристиками каждого дела являются:
1) название учреждения с указанием вышестоящего ведомства;
2) название структурной части (функции, отрасли);
3) индекс дела по номенклатуре;
4) заголовок дела;
5) аннотация;
6) крайние даты документов дела;
7) количество листов;
8) архивный шифр.
Название учреждения является в то же время и названием фонда. Дается
полное наименование учреждения с указанием ведомства, в систему которого оно
входит. Обычно, если есть официально принятое сокращенное наименование, оно
дается в скобках после полного наименования учреждения.
Если
название
учреждения
менялось
или
дело
из
одного
учреждения
передавалось в другое, то на обложке указывается последнее название.
Название
структурной
части
помогает
быстро
и
правильно
провести
классификацию дел внутри архивного фонда.
Если учреждение не имело структуры, то указываются функции или отрасли
деятельности этого учреждения, например «руководство» и т.д.
Индекс
дела
по
номенклатуре
облегчает
систематизацию
дел
внутри
архивного фонда, показывает степень сохранности и полноты материалов.
Заголовок дела является важнейшей характеристикой описания дела, которая
раскрывает состав и содержание его документов.
Аннотация документов — это краткое изложение содержания документа, а
также
краткая
характеристика
наиболее
ценных
документов,
содержание
и
особенности которых не охватываются заголовками дела.
Крайние
даты
определяются
по
датам
заведения
и
окончания
дела
в
делопроизводстве.
Следует
учитывать,
что
дела
могут
начинаться
или
заканчиваться
документами
входящими,
исходящими
или
внутренними.
На
каждом документе, как правило, бывает несколько дат: составления, подписания,
исходящей или входящей регистрации.
В качестве крайних дат для документов входящих приняты даты входящей
регистрации, для исходящих и внутренних – даты составления или подписания
документов.
Особое внимание следует обратить, на датировку декрета и законов, планов и
отчетов, книг и копий документов.
Д л я декретов, законов, указов, постановлений, приказов крайними датами
являются даты подписания или утверждения. Если они не датированы, то дата
определяется моментом опубликования или вступления документа в силу.
Для планов, отчетов, смет крайними датами являются даты, на которые или
за которые они составлены, а не даты составления или подписания. Такие даты
достаточно указать только в заголовке, не указывая крайних дат.
Для книг (кассовых, учета, регистрации) крайние даты определяются первой и
последней записями.
Для копий документов крайними датами являются даты их изготовления, а не
даты оригиналов.
На практике встречаются случаи, когда дело было начато в одном учреждении,
а затем передано в другое. Особенно это типично для судебных дел.
В этих случаях указываются 3 даты:
дата заведения в первом учреждении;
дата поступления в другое учреждение;
дата окончания дела во втором учреждении.
Первые две даты в таких случаях обозначаются в виде дроби.
Количество листов проставляется с целью сохранности документов дела.
Архивный шифр — это условное обозначение места хранения дела: название
архива, № фонда, j\
r
° описи, № дела по описи.
Из
перечисленных
информационных
характеристик
более
подробно
рассмотрим важнейшие из них — заголовок и аннотацию.
З а г о л о в о к должен быть кратким, точным и литературно- грамотным. Не
следует механически переносить в заголовки из текстов документов архаичные
выражения,
нельзя
также
модернизировать
заголовок,
заменяя
исторические
понятия современными терминами.
Заголовки бывают трех типов; простые, обобщенные и сложные.
Простой
заголовок
складывается
из
расположенных
в
определенной
последовательности следующих элементов:
вид дела, вид или разновидность документов (вид дела: дело,
материалы, переписка и др.; вид документов: протоколы, планы и др.);
автор (дает возможность уяснить смысл и степень достоверности
фактов, определить сущность содержания документов);
корреспондент ( указывает на те учреждения и лица, с которыми был
связан в своей деятельности фондообразователь);
предмет или вопрос (отражает содержание документов дела имеет
большое значение и его надо четко и ясно формулировать);
территория (указывает на территорию, о которой говорится в
документах, или на территорию, на которой были созданы документы,
или на территорию, с учреждениями или лицами которой переписывался
фондообразователь);
время (событий или составления документов);
формальные признаки (подлинность или копийность).
СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ БИБЛИОТЕКИ: КАТАЛОГИ И
КАРТОТЕКИ.
Слово «КАТАЛОГ» пришло к нам из Древней Греции. Переводится оно как
«СПИСОК», «ПЕРЕЧЕНЬ», «ОПИСЬ», в переводе с латинского обозначает
«ПЕРЕЧЕНЬ» или «СПИСОК». В начале каталог представлял собой список
книг какой - либо библиотеки. Но с ростом книжных богатств, такой список уже
не мог удовлетворить ни библиотекарей, ни читателей. Появился новый вид
каталога - карточный.
Алфавитный каталог.
Если вам известны название книги, ее автор, то следует обратиться к алфавитному
каталогу. Это каталог в котором все карточки расставлены строго по алфавиту
авторов или названий книг, в том случае, если у книг нет автора. А это может быть
сборник, энциклопедия, справочник и т.д.
Систематический каталог.
В этом каталоге все карточки расставлены по отраслям знаний. И этот каталог
используется, когда читатель не знает ни автора, ни названия книги, или ему
необходимо знать какие книги есть в библиотеке по определенной теме. В этом
случае систематический каталог самый удобный для поиска необходимой
литературы.
Справочно-рекомендательный аппарат детской библиотеки им.
Лермонтова в г. Ростове-на-Дону состоит из:
а) каталогов: алфавитный и систематический;
б) картотеки – по отельным тематическим картотекам
(краеведческие, эстетические, картотеки статей периодических изданий и
т.д.)
в) энциклопедии, словари, справочники;
г) рекомендательные списки по определенной тематике ( поэзия военных
лет, география т.е. определенная литература).
Библиотечный каталог является указателем произведений печати
имеющихся в библиотеке и носит справочно-рекомендательный характер.
В библиотеке порядок составления каталогов унифицируется путем
применения единых правил описания произведений печати, единых таблиц,
классификации, необходимых при составлении систематического каталога и
авторских таблиц для проставления авторских знаков.
В
России
преобладающей
формой
каталога
является
карточный
каталог
(систематический), который состоит из каталожного шифра, каталожных ящиков,
в которых содержаться карточки – описание книг, собранные на фиксированный
стержень. Сама карточка это разграфленный лист, в верхнем левом углу которой
ставится библиотечный шифр, состоящий из дроби (где числителем является
индекс, а через дробь авторский знак). Вверху карточки указывается фамилия
автора
или
нескольких
авторов,
на
следующей
строке
–
заголовок
книги,
указывается город, издательство и год выпуска книги в свет, затем сведения о
переводчике ФИО художника иллюстратора, сообщается о количестве страниц и
всех картин или нот, если таковые содержаться.
В
систематическом
каталоге
указывается
более
подробное
уточнение
подраздела знаний, например в разделе физика будут выделены: оптика, статика,
но
в
каждом
из
разделов
систематического
каталога
расстановка
картотеки
придерживается алфавита.
Карточки в алфавитном каталоге расставлены по алфавиту фамилий авторов
или
заглавий
книги.
Чтобы
легче
находить
нужную
карточку
применяется
разделители
основной
и
вспомогательный.
Основной
или
центральный
имеет
центральное расположение внутри, на котором написанный буквы или цифры как
в систематическом каталоге. На вспомогательном (дополнительном) разделителях
могут быть указанны шифры либо слоги, или фамилии писателей.
В детских и юношеских библиотеках России обычно в помощь читателям
рядом
с
каталогом
устанавливается
стенд
или
плакат
с
указанием
алгоритма
поиска книги в систематическом каталоге.
Юным
читателям
он
напоминает
квест
«В
поиске
жемчужин
знаний».
Иногда библиотека учитывает менталитет района.