Напоминание

Перспективы внедрения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills в Государственную итоговую аттестацию


Авторы: Демченко Ольга Павловна, Корсунова Ольга Александровна
Должность: преподаватель микробиологии, преподаватель химии
Учебное заведение: Краснодарского краевого базового медицинского колледжа
Населённый пункт: г.Краснодар, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Перспективы внедрения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills в Государственную итоговую аттестацию
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Перспективы внедрения демонстрационного экзамена

по стандартам WorldSkills

в Государственную итоговую аттестацию

Демченко О.П.

Корсунова О.А.

2017

На сегодняшний день по окончании колледжа выпускник защищает

выпускную

квалификационную

работу

или

сдаёт

квалификационный

теоретический

экзамен.

Отрицать

важность

такого

подхода

никто

не

собирается, но ему не хватает связи с практикой.

Ни

для

кого

не

секрет,

что

сегодня

идет

стремительное

развитие

инфраструктуры

профессиональных

образовательных

организаций,

расширение

участия

субъектов

Российской

Федерации

в

конкурсах

профессионального мастерства по методике WorldSkills.

Апробацию

данных

инициатив

решено

проводить

по

пятидесяти

наиболее

во ст ребованным

и

перспективным

специа льно стям

с р е д н е го

профессионального

образования

(СПО)

-

(ТОП-50),

которые

одобрены

Национальным

советом

при

Президенте

Российской

Федерации

по

профессиональным

квалификациям

и

утверждены

Приказом

Минтруда

России от 2 ноября 2015 г. № 831.

При формировании ТОП-50 профессий ориентация была направлена на

высокотехнологичные отрасли промышленности, а также сферу услуг. При

этом учитывались требования к компетенции участников конкурсов в рамках

активно проводимых сегодня чемпионатов WorldSkills.

Образовательные

стандарты

разрабатывались

Министерством

образования

и

науки

Российской

Федерации

совместно

с

федеральными

у ч е б н о - м е тод и ч е с к и м и

о бъ ед и н е н и я м и

в

с и с т е м е

с р е д н е г о

профессионального

образования

при

непосредственном

участии

представителей образовательных организаций, работодателей и экспертов, в

том числе представителей союза WorldSkills по основным компетенциям.

Исходя их этого, в государственную итоговую аттестацию студентов

профессиональных

образовательных

организаций

считают

необходимым

введение

демонстрационного

экзамена

по

стандартам

WorldSkills

по

41

компетенции. Проведение экзамена стартует в 2017 году в пилотном формате

в

рамках

внедрения

Регионального

стандарта

кадрового

обеспечения

промышленного роста в 20 субъектах Российской Федерации [1].

Демонстрационный экзамен - это процедура, позволяющая студенту в

условиях,

приближенных

к

производственным,

продемонстрировать

освоенные профессиональные компетенции.

Основной принцип демонстрационного экзамена - «здесь и сейчас».

С

его

помощью

у

выпускников

колледжей

и

техникумов

можно

определить

уровень

знаний

и

навыков,

позволяющих

в е с т и

профессиональную

деятельность

по

конкретной

специальности

в

соответствии со стандартами WorldSkills.

Целью проведения демонстрационного экзамена является определение

соответствия

результатов

освоения

образовательных

программ

среднего

профессионального образования (далее — СПО) требованиям стандартов

WorldSkills

и

федеральных

государственных

образовательных

стандартов

СПО (далее — ФГОС СПО) по соответствующим компетенциям.

Для

образовательных

учреждений

проведение

демонстрационного

экзамена на основе стандартов WorldSkills – это возможность объективно

оценить содержание и качество образовательных программ, материально-

техническую базу и уровень квалификации преподавательского состава. Для

выпускников

-

это

возможность

подтвердить

свою

квалификацию

в

соответствии

с

требованиями

международных

стандартов

WorldSkills

без

дополнительных испытаний и получить предложение о трудоустройстве уже

на

этапе

выпуска

из

образовательной

организации.

Все,

сдавшие

демонстрационный экзамен вместе с дипломом о среднем профессиональном

образовании

получат

документ

о

квалификации

(паспорт Skills),

признаваемый

предприятиями,

которые

работают

в

соответствии

со

стандартами

WorldSkills.

Паспорт Skills

сертификат,

который

даёт

возможность

внести

результаты

в

систему

CIS

(Competition

Information

System) [2]. Во время трудоустройства выпускник, имеющий большее число

баллов,

имеет

больше

шансов

быть

приглашённым

на

выгодную

и

интересную работу. Это понятно, ведь в состав комиссии, принимающей

экзамен, входят работодатели, заинтересованные в хорошо подготовленных и

перспективных сотрудниках. Когда эта практика станет обязательной, всем

студентам придётся на деле показывать свои практические знания. Это станет

дополнительным

стимулом

к

учёбе

и

дополнительным

шансом

получить

интересную, высокооплачиваемую работу сразу же по окончании учёбы.

У демонстрационного экзамена имеется и ещё одно преимущество –

развитие взаимосвязей между учебными заведениями. После того, как в

результате образовательной реформы учреждения СПО были укрупнены и

переформатированы,

они,

как

правило,

самостоятельно

решали

свои

внутренние проблемы. Нововведение даст возможность восстановить связи

между учебными заведениями, начать обмен опытом, что будет иметь только

положительное значение [4].

Однако

проведение

демонстрационного

экзамена

по

стандартам

WorldSkills для СПО имеет и свои сложности:

-

необходимость

подготовки

сертифицированных

специалистов

экспертов по проведению демонстрационного экзамена;

-

необходимость

наличия

современного

технологиче ского

оборудования,

позволяющего

выполнить

задание,

приближенное

к

производственному в количестве, обеспечивающем выполнение задания всей

группы обучающихся в сроки, отводимые на экзаменационные процедуры;

- разработка контрольно-измерительных материалов для проведения

демонстрационного экзамена, позволяющих объективно оценить достижения

обучающихся;

- создание рабочей группы, которая координирует деятельность по

подготовке к ГИА;

-

наличие

достаточного

количества

экспертов

способных

оценить

качество

выполняемых

работ

в

течение

всего

времени

проведения

экзаменационных процедур;

-

наличие

базовых

площадок

для

проведения

квалификационных

испытаний

(учебно-производственные

мастерские

ПОО,

либ о

производственные площадки предприятий – социальных партнеров);

-

формирование

апелляционной

комиссии

из

сертифицированных

экспертов по компетенциям для решения спорных вопросов [3].

При

проведении

демонстрационного

экзамена

в

обязанности

образовательного учреждения, как организатора экзамена, входит:

- формирование плана мероприятий и локальных актов по подготовке и

проведению экзамена;

- разработка регламента проведения экзамена на своей базе для каждой

компетенциине менее чем за 1,5 месяца до начала экзамена в соответствии с

настоящим Положением и инструктивными документами, разработанными

Союзом

«Ворлдскиллс

Россия»

и

экспертным

сообществом

WorldSkills

Russia,;

- согласование регламента с Главным экспертом и доведение до

сведения участников;

- осуществление информирования всех образовательных организаций,

экспертов,

предприятий

и

других

лиц,

участвующих

в

организации

и

проведении демонстрационного экзамена;

- осуществление регистрации участников демонстрационного экзамена,

экспертов,обработки

персональных

данных

участников

в

соответствии

с

установленным порядком;

- обеспечение оснащения и комплектации площадки для проведения

демонстрационного экзамена действующим оборудованием, инструментами и

образцами материалов в соответствии с утвержденным инфраструктурным

листом;

- обеспечение при проведении демонстрационного экзамена равных

условий для всех участников;

- организация подготовки и проведениядемонстрационного экзамена

по определенной компетенции в соответствии с регламентом проведения

экзамена;

- обеспечение участия Главного эксперта и Экспертной комиссии на

площадке, в том числе оплата проезда, проживания, питания приглашенных

экспертов из других регионов и городов;

- обеспечение

безопасности

проведения мероприятий: дежурство

администрации

и

медицинского

персонала,

других

необходимых

служб;

дежурство технического персонала в местах проведения экзамена на весь

период

его

проведения

(на

случай

возникновения

поломок

и

неисправностей);

-

обеспечение

осуществления

эксплуатационного

и

коммунального

обслуживания,

уборки

помещения,

работоспособности

вентиляции,

канализации, водоснабжения, беспрепятственный вход и выход в помещение

участников и экспертов; питьевой режим, питание участников и экспертов;

видеорегистрации экзамена, фото- и видеосъёмки [2].

Конечно, ПОО могут сами определять принципиальную позицию в

выборе формы проведения ГИА. Если образовательное учреждение выбирает

экзамен по методике WS ,то выполняются следующие условия:

- задание разрабатывается в виде модулей;

-

задания

для

ДЭ

должны

быть

согласованы

с

национальным

экспертом;

- за основу берется задание финала Национального Чемпионата WSR и

дорабатывается

в

соответствии

с

требованиями

ФГОС

к

результатам

освоения ППССЗ;

-

задание должно быть разработано так, чтобы выпускники смогли

продемонстрировать навыки, указанные в Техническом описании и

компетенции, что позволит выявить степень овладения мастерством.

- результаты заносятся в систему CIS (Competition Information System)и

выпускникам выдаются сертификаты;

- задания для демонстрационного экзамена должны быть согласованы с

Национальным экспертом;

-

полное

соответствие

техническому

описанию

компетенции,

т.е.

охватываются

все

составные

части

компетенции

по

всем

модулям

технического описания;

- данная форма продолжительна по времени и может превысить сроки

ГИА.

В настоящее время современное образование Российской Федерации

активно перенимает европейский опыт, а в Европе действует уже ТОП – 100

и

в

проекте

ТОП-500,

поэтому

не

исключено,

что

через

несколько

лет

количество

компетенций,

участвующих

в

демонстрационном

экзамене

увеличится и в нашей стране. Чтобы повысить уровень мотивации студентов

при

проведении

демонстрационного

экзамена

в

будущем,

проведение

профессиональных конкурсов по стандартам WorldSkills на уровне колледжей

должно стать нормой.

Литература:

1.

Приказ Минтруда России №831 от 2 ноября 2015 г.

«Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда,

новых

и

перспективных

профе ссий,

т ребующих

с р е д н е г о

профессионального образования».

2.

Приложение № 1 к приказу Союза «Ворлдскиллс Россия» от 30 ноября

2016 г. № ПО/19 /Методика организации и проведения демонстрационного

экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия.

3.

Методические

рекомендации

по

обеспечению

в

субъектах

Российской

Федерации

подготовки

кадров

по

50

наиболее

востребованным

и

перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с

международными

стандартами

и

передовыми

технологиями/

в

соответствии

с

Государственным

контрактом

от

15.06.2015

06.-

32.11.007

4.

Н.М.

Золотарева.

Присоединение

России

к

WorldSkills

International

//Профессиональное образование в России и за рубежом №10/2013.



В раздел образования