Авторы: Базелюк Маргарита Альфредовна, Полоцкая Марина Александровна
Должность: преподаватели профессиональных модулей специальности 31.02.03. Лабораторная диагностика
Учебное заведение: Краснодарского краевого базового медицинского колледжа
Населённый пункт: г.Краснодар, Краснодарский край
Наименование материала: Методическая разработка внеаудиторного занятия
Тема: "Женщины в русской истории. Сестра милосердия Ю.П. Вревская"
Раздел: среднее профессиональное
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Методическая разработка
открытого внеаудиторного мероприятия
ЦК «Лабораторная диагностика»
Музыкально – драматическая композиция
на тему:
«Женщины в русской истории.
Сестра милосердия Ю.П. Вревская»
Краснодар, 2018
Содержание
1. Пояснительная записка 3
2. Цели мероприятия 4
3. План проведения открытого мероприятия 6
4. Приложение 17
Пояснительная записка
Методическая разработка составлена
для проведения
открытого
внеаудиторного
мероприятия
со
студентами
3-4
курса
специальности
Лабораторная диагностика
в
рамках военно-патриотической работы с
целью
воспитания
у
молодого
поколения
чувства
милосердия,
самопожертвования, гуманности на примере судьбы баронессы Юлии
Петровны Вревской.
Юлия Петровна Вревская – представительница дворянского сословия
второй
половины
XIX
века,
прославившая
себя
как
фронтовая
сестра
милосердия во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
Дата ее рождения — 25 января 1838 г. Ей была уготована обычная
судьба барышни того времени, получившей соответствующее воспитание и
образование: рано выйти замуж, быть примерной женой и матерью. Но она
выбрала
другую
судьбу
-
стала
сестрой
милосердия
на
полях
русско-
турецкой войны, где спасала от ран и болезней тысячи раненых русских
солдат и офицеров.
Русские поэты посвящали ей пронзительные строки, художники - свои
творения. В далеком болгарском городке Бяла (в годы русско-турецкой войны
это было село, где и погибла Юлия Петровна в 1878 году от сыпного тифа) в
1965 году появился памятник сестре милосердия Юлии Вревской.
Данное мероприятие приурочено к 140-ой годовщине ее гибели.
Материалы методической разработки могут быть использованы для
проведения
внеаудиторных мероприятий в
группах
1 – 4
курсов
различных специальностей.
Цели мероприятия
методическая:
–
продемонстрировать
применение
инновационных
педагогических
технологий
при
организации
самостоятельной,
внеаудиторной
деятельности студентов, а именно: проблемно – ситуационного обучения,
технологии
сотрудничества,
информационно
–
коммуникационных
технологий;
– обеспечить свободное обсуждение поставленных вопросов;
образовательная:
–закрепить, расширить и углубить знания об истории развития общин
сестёр милосердия;
–обсудить этические нормы коммуникации с пациентами;
–закрепить знания по медицинской этике и деонтологии;
развивающая:
–повышать
познавательный
интерес
студентов
путем
активизации
процессов
памяти
и
мыслительной
деятельности
при
использовании
аудивизуальной техники в процессе представления презентаций;
– способствовать развитию и закреплению общих и профессиональных
компетенций,
аналитического
и
логического
мышления,
морально
–
этических знаний;
–развивать умения ориентироваться в нестандартных или частично новых
ситуациях, умения психологического общения с пациентами;
– способствовать развитию профессиональной самостоятельности в
пределах своей компетенции;
воспитательная:
–продолжить воспитание чувства долга и ответственности, сострадания
и милосердия к пациентам.
Задачи:
1.
Воспитание личной социальной и профессиональной
ответственности студентов.
2.
Формирование активной жизненной позиции.
3.
Повышение познавательного интереса к будущей профессии.
Участники
мероприятия:
студенты
3
и
4
курсов
специальности
Лабораторная диагностика
Танцевальная
группа:
Бугакова Ксения, Татаринцев Дмитрий,
Разина
Екатерина, Усубов Эльман – 4 курс;
Юлия Вревская: Тараканова Дарья – 4 курс;
Тургенев И.С.: Геоня Александр – 4 курс;
Группа
сестёр: Байдикова Олеся, Суковицина Мария, Чихладзе Лолита –
4курс;
Раненые: Комаров Артём, Лиманский Илья – 3 курс;
Ведущие: Палеха Татьяна - 4 курс, Камшова Екатерина- 3 курс;
Техническое обеспечение: Абрамов Арман – 2 курс.
Подготовка
документации
и
оформление
аудитории
преподаватели
Базелюк М.А., Полоцкая М.А.
Целевая
аудитория: студенты
групп
Лабораторная
диагностика
2,3,4ого
курсов, 1, 2 курсов групп специальности Сестринское дело.
Место проведения: актовый зал ККБМК.
Оформление:
мультимедийные
презентации,
видеоролики,
музыкальное
сопровождение (Фредерик Шопен «Сады Эдема, Лара Фабиан «Адажио»,
группа «Белый орел» - песня «Как упоительны в России вечера!»), реквизит
на сцене.
Оснащение – ноутбук, интерактивная доска.
Дата проведения – 21.03.2018 г, время– 13.45
Приглашённые: представители администрации колледжа, преподаватели,
студенты колледжа.
План проведения открытого мероприятия
1. Вступление – Полоцкая М.А.
Сегодня
мы
собрались
здесь,
чтобы
рассказать
вам
о
судьбе
удивительной женщины, женщины, оставившей яркий след в истории нашего
Отечества.
Кому-то из вас, возможно, знакомо это имя, а кто-то услышит его
сегодня впервые. Как знать?..
Вся ее жизнь окутана множеством загадок, которые нам вряд ли удастся
разгадать, поскольку ее личный архив был уничтожен согласно завещанию.
Каким-то чудом уцелела лишь небольшая часть ее переписки с известным
русским писателем Иваном Тургеневым и несколько писем сестре Наталье,
которые она прислала с фронта……
Так кто же эта женщина? Женщина, которой поэты посвящали стихи,
художники писали ее портреты, именем которой названа звезда в далекой
галактике?..
(1 слайд)
ЮЛИЯ ПЕТРОВНА ВРЕВСКАЯ
Баронесса
Юлия
Петровна
Вревская
–
фрейлина
российской
императрицы Марии Александровны, одна из первых красавиц Петербурга,
блиставшая
на
светских
балах
в
самых
знаменитых
салонах
северной
столицы!
И сестра милосердия Юлия, погибшая от сыпного тифа в далекой
Болгарии на русско-турецкой войне 1878 года, где она спасала от ран и
болезней русских солдат и офицеров!
В этом году исполняется 140 лет со дня гибели Юлии Петровны
Вревской
и
сегодняшнюю
литературно-драматическую
композицию
мы
хотели бы посвятить ее памяти….
Итак, мы начинаем!
(слайд 2)
1 ведущий
Эпоха правления Александра II была эпохой великих перемен,
эпохой, давшее целое созвездие гениев во всех сферах науки и искусства.
Россия получила невиданную ранее свободу. Может быть это был лучший
период в истории нашей страны.
(слайд 3)
Характер нашей героини сформировался именно в это
время, когда особенно почитались благородство, честь, самоотверженность
во
имя
народа.
Эта
женщина
стала
одним
из
самых
ярких
и
самых
прекрасных символов этой эпохи!
2 ведущий Всего 37 лет…. Это много или мало?.. По обычным меркам - это
мало, а если судить по тому, сколько было сделано за эти годы, то хватит и на
несколько жизней! Почему ей достался такой короткий срок, такая судьба?
Может, все дело в том, как начиналась и протекала ее жизнь? Год ли ее
рождения — 1841 г. (год смерти М. Ю. Лермонтова), детство, проведенное на
дымящемся
от
войны
Кавказе,
пример
ли
отца
-
боевого
генерала
Варпаховского, участника Бородинской битвы?
Ей была уготована обычная судьба барышни того времени, получившей
соответствующее
воспитание
и
образование:
рано
выйти
замуж,
быть
примерной женой и матерью. Но она стала спасителем для тысяч раненых
русских солдат, боготворивших ее.
(слайд 4)
1 ведущий Родилась Юлия Вревская, в девичестве Варпаховская в Орловской
губернии, а детство
прошло на Кавказе, где проходил службу ее отец, в
окружении любящей семьи – родителей, братьев и сестер.
(слайд 5) В девятилетнем возрасте Юлию отдали учиться в Одесский
институт благородных девиц, который она закончила через семь лет, получив,
по тем временам, блестящее образование.
(слайд 6) И практически сразу же ее, шестнадцатилетнюю, выдали
замуж за барона Ипполита Александровича Вревского, 40-летнего генерала,
(слайд
7)
который
командовал
войсками
во
Владикавказе.
Хотя
разница в возрасте была достаточно значительная, тем не менее выходила
Юлия замуж по любви.
2 ведущий К сожалению, брак оказался недолгим и закончился трагически.
Они прожили вместе всего лишь восемь месяцев. Юлия осталась вдовой в
восемнадцать лет. Ее муж Ипполит Вревский, погиб в бою при штурме
лезгинской крепости Кетури, получив смертельное ранение. Он скончался
спустя два дня на глазах у молодой жены. Его смерть стала серьезным ударом
для Юлии, страшным горем. Она надолго слегла с нервным потрясением,
оплакивая гибель мужа.
1 ведущий Но время, как известно – лучший лекарь…
(слайд 8) Нужно было как-то жить, и вот, по окончании траура, Юлия
Вревская вместе с матерью и сестрой Натальей выезжает в Петербург. Здесь
она была представлена ко двору и получила место фрейлины императрицы
Марии Александровны.
(слайд 9)
Так началась светская жизнь баронессы Юлии Петровны
Вревской.
Известный литератор граф В.А. Соллогуб писал о ней:
(слайд 10) «Ведя светский образ жизни, Юлия Петровна никогда не
сказала ни о ком ничего дурного и у себя не позволяла никому злословить, а,
напротив,
всегда
в
каждом
старалась
выдвинуть
его
хорошие
стороны.
Многие мужчины за ней ухаживали, много женщин ей завидовало, но молва
никогда не дерзнула укорить ее в чем-нибудь, и самые злонамеренные люди
склоняли перед ее благородством голову.
(Звучит музыка «Как упоительны в России вечера», под которую
танцевальная
группа
исполняет
вальс.
Затем
обе
пары
садятся
на
свободные стулья и наблюдают за сценой)
2 ведущий Более десяти лет Юлия появлялась при дворе, путешествовала
вместе
с
императрицей
по
странам
Европы,
Африки,
Азии.
Она
познакомилась
со
многими
известными
личностями,
общественными
деятелями
(слайд
11,
12,
13)
того
времени –
писателем
Виктором
Гюго,
художниками Верещагиным, Полонским, Айвазовским,
(слайд 14)
композитором Ференцем Листом,
(слайд 15) певицей Полиной Виардо и другими……
Но особенно баронесса Вревская сблизилась со знаменитым русским
писателем Иваном Сергеевичем Тургеневым
(слайд 16), с которым ее связала искренняя дружба на всю жизнь. Как
писал
Тургенев
о
Юлии:
«…С
нынешнего
дня
одним
существом
стало
больше, к которому я искренне привязался, дружбой которого я всегда буду
дорожить, судьбой которого всегда буду интересоваться…»
(слайд 17) ( ЗВУК КОЛОКОЛА – НАБАТ!!!)
1 ведущий Но наступил апрель 1877 года. На скаковом поле в Кишиневе был
оглашен царский указ о начале войны за освобождение болгарского народа от
турецкого ига. Россия объявила Турции войну, которая
длилась десять
месяцев и завершилась мирным договором.
(слайды 18, 19, 20, 21) Более 5000 добровольцев отправились на войну.
Среди них были художники Верещагин, Маковский, Поленов; врачи Боткин и
Склифосовский. В императорской свите в момент оглашения императорского
указа присутствовала и баронесса Юлия Петровна Вревская. Дальнейшие ее
поступки вызывают глубокое восхищение и преклонение перед этой великой
женщиной.
2
ведущий Здесь надо сказать, что участие женщин в военных действиях
считалось среди высшего света полнейшим абсурдом. Мужчины XIX века
полагали, что для женского пола военные условия немыслимы.
(слайд 22) Тем не менее в Крымской войне 1853 года в русской армии
впервые
появились
сестры
милосердия.
Именно
в
это
время
широкую
известность приобрели имена Дарьи Севастопольской, Екатерины Бакуниной
и других. И тем не менее, даже через 20 лет после этого на женщину в
походном лазарете, по-прежнему, смотрели как на диковинку.
1ведущий
Когда
началась
Русско-турецкая
война,
Юлия
решительным
образом перечеркивает всю свою жизнь при дворе. Она продает свое имение
в Орловской губернии, а на вырученные деньги организует санитарный отряд
Красного Креста. Уже этого было бы достаточно, чтобы внести свой вклад в
святое дело. Достаточно, возможно, для любого другого человека, но не для
Юлии Петровны.
(слайд
23)
Она
сменила
платье
от
самого
дорогого
портного
на
скромный и строгий костюм сестры милосердия. Так закончилась жизнь
баронессы Вревской и началось житие сестры милосердия Юлии.
(Звучит фонограмма взрывов, криков раненых)
(Выход раненых с сестрами милосердия и проход их через весь зал к
сцене. Затем они садятся на свободные стулья, с противоположной от
танцевальной
группы
стороне,
и
наблюдают
за
сценой.
Такое
расположение
танцевальных
пар
и
раненых
символизирует
«водораздел» между мирной жизнью баронессы Вревской и фронтовой
жизнью сестры милосердия Юлии)
Юлия Вревская и Иван Тургенев выходят на сцену и занимают свои
места на сцене.
(слайд 24)
2 ведущий Вместе с другими сестрами милосердия Святотроицкой общины
19 июня 1877 года Юлия отправляется на войну в Болгарию, приезжает в
город Яссы и начинает работать в полевом госпитале.
(слайд 25)
Из письма Тургенева
–
Вревской:
ТУРГЕНЕВ:
«…
Очень было жаль, что Вы уехали на юг, не дождавшись меня.
Война скоро вспыхнет, но все-таки не спешите: она продолжится долго – и
Вы успеете исполнить свои милосердные намеренья…».
(слайд 26)
ЮЛИЯ:
«…
Родной и дорогой мой Иван Сергеевич. Наконец-то, кажется,
буйная моя головушка нашла себе пристанище, я в Болгарии, в передовом
отряде сестер…Тут уж лишения, труд и война настоящая, щи и скверный
кусок мяса, редко вымытое белье и транспорт с ранеными на телегах….»
(слайд 27)
1
ведущий Юлия быстро привыкает к повседневному быту. Встает рано,
подметает и убирает комнату в доме, где живет. Обувает солдатские сапоги и
пешком идет по еле проходимой дороге несколько верст до больницы.
Без слова жалобы или упрека переносила она непомерный физический
труд,
ужасы,
страдания
—
повседневность
любой
войны.
И
постоянно
стремилась туда, где могла бы принести большую пользу.
(слайд 28) Дочь военного генерала, она, конечно же, представляла себе
войну, смерть. Однако реальность была куда более ужасающей.
(слайд 29)
2
ведущий
Вревская работает, отдавая всю себя делу. Она ассистирует
врачам
во
время
операции,
самостоятельно
ампутирует
обмороженные
пальцы,
извлекает
пули,
дежурит
около
тяжелобольных,
пишет
письма,
помогает ласковым словом, советом….
(слайд 30)
ЮЛИЯ
«
…Всякое утро мне приходится ходить за три версты в госпиталь.
На 400 человек нас 5 сестер, раненые все очень тяжелые. Бывают частые
операции, на которых я тоже присутствую, мы перевязываем, кормим после
больных и возвращаемся домой в 7 часов в телеге Красного Креста…».
(слайд 31)
1 ведущий От зари до зари Юлия Петровна там — спокойная, отзывчивая.
Каждый хочет увидеть ее глаза и почувствовать ее мягкую маленькую ручку.
Ее любили все — и сестры, и больные. Да и как было не любить ее….
2 ведущий
Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем — так учили нас.
Одним движеньем — только в этом жалость…
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А санитарка становилась зла
И повторяла: «Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться — беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки».
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.
Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь ли ты?....
(слайд 32)
ЮЛИЯ: «..Я была нездорова эти дни, точно вроде лихорадки. Мы сильно
утомились, дела было гибель – до тысячи больных в день, и мы целые дни
перевязывали до 5 часов утра, не покладая рук. Теперь я приняла капли, и
лихорадка прошла».
ТУРГЕНЕВ
:
«…Мне было очень жалко слышать то, что Вы говорите о своем
нездоровье, надеюсь, что это ложная тревога – и Вы будете жить долго…».
(слайд 33)
ЮЛИЯ: «..У нас опять работа: завтра ждем 1500 чел. раненых. Сегодня было
800, но я нахожу, что работаю мало, так как сестер великое множество и
раненые нарасхват; но, несмотря на это, дни проходят в бараке и писать
почти не нахожу минуты…»
ТУРГЕНЕВ
:
«..Мое самое искреннее сочувствие будет сопровождать Вас в
Вашем тяжелом странствии. Желаю от всей души, чтобы взятый Вами на
себя подвиг не оказался непосильным и чтобы Ваше здоровье не потерпело!
С великой нежностью целую Ваши милые руки, которым предстоит делать
еще много добрых дел!»
(слайд 34)
ЮЛИЯ: «…Мне передали слова императрицы, что ей меня не хватает и
пора уже вернуться в столицу, что подвиг совершен и я представлена к
ордену…Как меня злят эти слова! Они думают, что я прибыла совершать
сюда подвиги. Мы здесь, чтобы помогать, а не получать ордена!»
(слайд 35)
2 ведущий Сколько же мужества, воли, нравственной чистоты было в этой
хрупкой на вид петербургской аристократке!
1 ведущий 27 ноября 1877 года Юлия Петровна уехала в село Бяла, в 48-й
полевой госпиталь. Начались дни и ночи без сна и отдыха; но она считает
избранный путь единственно правильным и не покидает своего поста.
(слайд 36)
ЮЛИЯ: «…30-го в 8 часов утра в 10 верстах началось сражение при Мечке.
Мы были на самом передовом пункте. Я видела издали летящие снаряды, т.е.
дым, и к нам беспрестанно привозили по 2-3 человека окровавленных солдат
и офицеров. Двоих привезли с раздробленными ногами, и им тут же сделали
ампутацию их; один из них уже умер.
(слайд 37) Сцены были ужасные и потрясающие – мы весь день до
глубокой ночи делали перевязки, нас было всего три сестры, другие не
успели приехать. Раненых в этот день на разных пунктах было 600 вместе с
убитыми; раны все почти тяжелые, и многие из них уже умерли.… Это
жалости
подобно
видеть
этих
несчастных,
поистине,
героев.
Да,
велик
русский солдат!».
2 ведущий Это было, похоже, её последнее письмо Тургеневу.
1 ведущий В январе 1878 года, когда война уже близилась к концу, вспыхнула
эпидемия тифа. Новое место жительства Вревской находилось неподалеку от
инфекционной больницы.
2 ведущий Трагичен и велик новый год. Последний год ее жизни. Через
несколько
дней
она
заражается
сыпным
тифом
—
болезнью,
которая,
наносила войскам большой урон. Юлия мучилась две недели. Она, которая
сутками ухаживала за больными, сейчас сама нуждалась в заботе. Но Юлия
Петровна ни на что не жаловалась. Она то впадала в забытье, то приходила в
себя. А когда возвратилась память, то приказала сжечь свой личный архив,
два толстых запечатанных конверта. Она не хотела, чтобы в тайниках ее души
рылись чьи-то жадные до сплетен руки.
(слайд 38)
1 ведущий 24 января 1878 года ее не стало. Ей было всего 37 лет!
Могилу в селе Бяла ей копали раненые русские солдаты. И они несли легкий
гроб, не позволив это сделать никому другому. Похоронили Юлию Петровну
Вревскую в платье сестры милосердия, около церкви….
2 ведущий Когда Тургенев узнал о ее смерти, то написал следующие строки:
ТУРГЕНЕВ: «Я ежедневно с особым чувством скорби и жалости вспоминаю
о бедной баронессе Вревской! Чудесное было существо – и столь же глубоко
несчастное. Она получила тот мученеческий венец, к которому стремилась ее
душа,
жаждая
жертвы.
Ее
смерть
меня
глубоко
огорчила.
Это
было
прекрасное,
неописуемо
доброе
создание.
Ее
жизнь
-
одна
из
самых
печальных, какие я знаю!»
(слайд 39) 2
ведущий Но самым лучшим памятником Юлии Петровне
Вревской, ее подвигу, стало написанное Тургеневым стихотворение в прозе:
Звучит фонограмма стихотворения «Памяти Ю.П. Вревской»
(слайд 40)
1 ведущий Впоследствии из Юлии Вревской сотворили легенду. В Болгарии
её сделали народной героиней, ей даже поставили памятник.
(слайд 41) А в городе Плевен, в мавзолее-усыпальнице русских воинов,
погибших
за
освобождение
Болгарии,
находится
икона
Пресвятой
Богородицы. И хоть это и грех, но художник отклонился от канона и написал
Богородицу с ликом баронессы Юлии Вревской.
(слайд 42) А она была просто живым человеком, Человеком с большой
буквы. Такой мы её и запомним.
Пауза несколько секунд.
Начинает звучать песня «Адажио» на итальянском языке в исполнении
Лары Фабиан.
(В это время на экране демонстрируются кадры из русско-болгарского
фильма
«Юлия Вревская», 1978г., которые заканчиваются кадром с
памятником Ю. Вревской в Болгарии).
Пауза…..
Полоцкая М.А.: «Нам бы очень хотелось, чтобы выйдя отсюда, каждый
из вас задумался о таких непреходящих свойствах человеческой души, как
милосердие, человеколюбие, сострадание, вплоть до самопожертвования…,
качествах, которые в наш рациональный век кому-то кажутся малозначимыми
или вовсе смешными, но которые становятся крайне необходимыми каждому
из нас, когда в дом приходят боль и беда….