Напоминание

"Читательские портрет моего класса"


Автор: Кузенко Светлана Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Сангарская СОШN1"
Населённый пункт: п.Сангар Кобяйского р-на РС(Я)
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: "Читательские портрет моего класса"
Раздел: среднее образование





Назад




Читательский

портрет

моего

класса

Подготовила:

Ученица 6 класса

Журавлёва Алёна

Руководитель

Кузенко Светлана Ивановна

Актуальность

Последнее десятилетие в России ознаменовалось

тем, что книга и чтение, к огромному

сожалению, перестали быть непременными

атрибутами образа жизни людей. Как никогда

сегодня велика опасность движения нации от

духовности и образованности к дикости и

невежеству. Первым отказывается от чтения

молодое поколение. Кризис детского чтения

проявляется не только в малой начитанности

школьников, но и в уменьшении количества

читающих детей. Уже в нескольких поколениях

российских семей книга не значится в

приоритетных духовных ценностях.

Цели и задачи

Цель исследования:

- определить роль книги и чтения в жизни

учеников 6 класса МБОУ «Сангарская СОШ№1».

Задачи исследования:

- найти в научно-популярной литературе

сведения об истории создания книги;

- провести анкетирование среди одноклассников

и их родителей.

- выявить причины нежелания школьников

читать;

- привлечь внимание одноклассников к книгам и

чтению.

- сделать вывод о проделанной работе.

Папирус

речной

тростник с

высоким и

толстым стволом.

В древнем Египте писали на папирусе.

Первым этапом создания книги было изобретение свитка из

папирусных листов, которые подклеивались один к другому.

На таких свитках записывались эпические литературные

произведения, прекрасным примером которых являются

поэмы «Одиссея» и «Илиада».

Разумеется, тогда книга имела довольно узкое распространение –

среди богатых книголюбов и просвещенного окружения меценатов,

а позднее в университетах и среди духовенства. В античном городе

самым обычным способом обнародования были публичные чтения.

Для кратких документов служили восковые дощечки, а для текущих

записей начиная с III века до н.э. использовали пергамент –

материал более грубый, но зато более прочный и дешевый, нежели

папирус.

В городе Пергаме придумали пергамент –

названный в честь города.

Изготавливали его из

шкур телят и овец.

Следующее перевоплощение книги стало возможно

именно благодаря дешевизне и прочности пергамена.

Разрезанный на листы, сшитые затем в тетрадь, он дал

новую форму – рукописную книгу; здесь уже было

разделение на страницы, характерное для современной

книги.

Наши предки, которые

жили в Древней Руси,

писали на бересте.

Береста – это наружная

часть берёзовой коры.

Писать на бересте

удобно, но для книг она

не годилась.

Следующим толчком для массового

распространения книг стало появление в

Европе дешёвого писчего материала – бумаги,

что привело к увеличению количества

производимых рукописей. Но копирование книг

вручную как бы искусно и красиво оно не

выполнялось, имело свои ограничения по

производительности.

И хотя впервые тексты печатать

начали в седьмом столетии в

Корее, сначала при помощи доски с

вырезанными буквами, а затем в

Китае с использованием наборного

текста, но настоящий прорыв в

книгопечатании совершил

немецкий изобретатель Гуттенберг

Иоганн, создавший в пятнадцатом

столетии отработанную

технологию. Гуттенберг впервые в

Европе применил набор строк

текста из отдельных букв и

печатание при помощи пресса

оттисков на бумаге, что позволило

достичь невиданной ранее

производительности. Первой

книгой, отпечатанной Гуттенбергом,

была, конечно же, библия.

В 1564 году в Москве Иваном

Фёдоровым и Петром

Мстиславцем была

завершена и вышла в свет

первая точно датированная

русская печатная книга:

«Апостол».

1 марта 1564 года в Москве

вышла в свет первая

датированная русская книга

"Апостол" ("Деяния святых

Апостолов")- шедевр

типографского искусства. Это

событие принято считать

датой начала книгопечатания

на Руси.

Самая древняя

старославянская

рукописная книга

«Киевские

глаголические

листки» написана

около 1000 лет

назад. А самая

древняя русская

рукописная книга

«Остромирово

Евангелие» в

середине XI века.

26 января 2011года в Главном здании Российской национальной

библиотеки (Садовая ул., д.18) состоялось торжественное

вручение Свидетельства о включении в реестр ЮНЕСКО

«Память мира» одной из самых ценных книг из фондов РНБ -

Остромирова Евангелия.

Значение слова Книга по Ефремовой:

Книга - 1. Печатное издание (в старину - также

рукопись) в виде сброшюрованных,

переплетенных вместе листов с каким-л. текстом.

// Сочинение, произведение значительного

объема, напечатанное отдельным изданием или

предназначенное для него.

2. Сшитые в один переплет листы бумаги для

каких-л. записей или с какими-л. записями.

3. Одна из крупных частей литературного

произведения (обычно романа).

Значение слова Книга по Ожегову:

Книга - Крупное подразделение литературного

произведения, состоящее из многих глав.

Книга Произведение печати (в старину также

рукописное) в виде переплетенных листов с каким-

нибудь текстом.

Книга Сшитые в один переплет чистые или

разграфленные большие листы бумаги для записей.

Происхождение слова Книга

КНИГА.

Происхождение

точно

не

установлено.

Наиболее

предпочтительным

является

объяснение

слова

как

праславянского

заимствования

и з

древнетюркского

языка,

где

булгарский

Küinig

уменьшительно-ласкательный суффикс производное от

küin

(ср.

уйгурского

kuin

"книга"),

передающее

кит.

küen"свиток". Книга была первоначально в виде свитка.

Испанское

слово

libro(книга)

происходит

от

liber

слова, которым римляне называли внутреннюю часть

коры деревьев, которую они использовали для письма.

С небольшими изменениями это слово повторяется во

всех современных языках романской группы.

-

l

i

v r e

н а

ф р а н ц у з с к о м языке

-

l

i

v r o

в

п о р т у г а л ь с к о м

языке

- libro

на итальянском

языке и т.д.

Афоризмы о книгах и чтении

«Книги делают человека лучше, а это одно из основных

условий и даже основная, чуть ли не единственная

цель искусства» — И.А. Гончаров

«Действие человека мгновенно и одно, действие книги

множественно и повсеместно» — А.С. Пушкин.

«Книга дает человеку возможность подняться

над самим собой» — Андре Моруа.

«Книга — великая вещь, пока человек умеет

ею пользоваться» — А.А.Блок.

Пословицы со словом Книга

Не красна книга письмом, красна умом.

Книга, а в ней кукиш да фига.

Грамотею и книги в руки.

Одна книга тысячи людей учит

Хорошая книга ярче звёздочки светит.

Книга поможет в труде, выручит в беде.

Выбирай книгу так, как выбираешь друга

Фразеологизмы про книгу, чтение

Зачитать книгу.

Книга за семью печатями.

* Прочитать от доски до доски (переплет книг

встарь был дощатый).

Загадки, стихи про книгу

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком.

Книга.

Сама мала,

а ума придала.

Книга.

Страну чудес откроем мы

И встретимся с героями

В строчках

На листочках,

Где станции на точках.

Книга.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Книга.

Проанализировав результаты анкетирования, мы

получили следующие результаты:

У 98% опрошенных ребят дома есть детские

книги. Но, читают эти книги лишь 50%

опрошенных.

Ежедневно читают книги - 10%

Несколько раз в неделю – 21%

По выходным – 15%

Иногда – 21% , остальные читают либо от

случая к случаю, либо не читают вообще.

В ходе анкетирования выяснилось,

что:

любят читать

- фантастику – 40%

- приключенческие рассказы - 30%

- реальные истории - 10%

- сказки – 10%

Также читают: детские рассказы, детективы,

рассказы о животных, комиксы

Остальные не отдают предпочтения каким-то

определенным книгам.

Любимую книгу смогли назвать не

все. Чаще ребята называли книги

из школьной программы. Но среди

названных попадались, такие как

«Собачье сердце» М.А.Булгакова,

рассказы Виктора Драгунского,

«Фантазёры» Носова, «Три

Толстяка», «Волшебник

изумрудного города»

Фамилии писателей в основном

назвали, самыми популярными

были А.С.Пушкин и С.А.Есенин(их

назвали 98% опрошенных)

«Не знаю» ответили 15%

опрошенн

ых

Результаты анкеты для родителей

Родители стараются покупать книги

совместно с детьми. Но 50% родителей

сходятся во мнении, что ребята не

проявляют интерес к чтению и читают

их редко. Большинство родителей

(98%) знают, о чем любят читать их

дети и какая книга у их ребенка

любимая.

Заключение

Исследуя эту проблему, я достигла

следующих целей:

-изучила специализированную

литературу;

-узнала мнение одноклассников о роли

книги в их жизни;

-найденный мной материал об истории

создания книги заинтересовал моих

одноклассников;

Читательский портрет 6 класса

Когда он учился в младших классах, читал каждый день. А

позднее - чтение уступило место общению. Теперь он читает от

случая к случаю. Чаще всего читает то, что есть дома на книжной

полке, или то, что задано на урок литературы (нередко - в

сокращении). При этом ему интересно, что читают его сверстники.

Они редко обсуждают с ним прочитанное, но иногда возникает

желание предложить другу книгу. Порой, Читатель

прислушивается к мнению учителя и обращает внимание на книги,

рекомендованные взрослыми. Читатель, возможно, и прочёл бы

что-нибудь интересное, но он не знает, что бы ему почитать.

Живя в современном мире, Читатель уделяет много внимания

интернету и журналам, предпочитает электронные книги. Иногда

просматривает газеты и справочную литературу. С детства особое

место в его душе отведено комиксам. В библиотеку Читатель ходит

редко, в ситуации острой необходимости. Родители Читателя -

люди, читающие с увлечением, но он редко видит их с книжкой,

потому что они заняты делами по дому и работой».

.

Книга – величайшее сокровище

человечества, кладезь мудрости,

источник знаний.



В раздел образования