Напоминание

Открытый урок во 2 классе" Якутская семья"


Автор: Александрова Наталья Даниловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Булгунняхтахская СОШ имени С.П.Ефремова
Населённый пункт: Хангаласского улуса Республики Саха(Я)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Открытый урок во 2 классе" Якутская семья"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок на тему: «Якутская семья. Семейные ценности» во 2 классе.

Цель: познакомить учащихся с нравственными и духовными ценностями

якутской семьи .

Задачи:способствовать развитию нравственных качеств у ребёнка ,

воспитывать любовь к семье, развивать умение видеть главное в отношениях

с близкими, развивать наблюдательность , умение рассуждать, делать

выводы.

Средства: Проекты, компьютер, изображения, кластеры.

Ход урока.

1.Перед каждым делом у нас молитва.

Дороболорун, оголор. Сегодня на уроке мы с вами снова будем наблюдать,

делать выводы и рассуждать.

Сначала послушаем загадку.(Слайд «Зима»)

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега,

То бураны, то метели,

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно,

Ну, так что за месяц это?

Итак, какое число по якутскому календарю?

(Сегодня за окном февраль, по –якутски – Олунньу 26 кунэ. )

Какие изменения в погоде заметили? Как их объясняют якутские предания?

(Слайд «Бык зимы»)

(По преданиям Бык Зимы потерял рог и из отверстия дует ветер, который

разогнал туман и мороз.А созвездие Тельца уже не так сильно нависает над

нами.)

(слайд «Календарь погоды»)

Что мы видим у синоптиков? (День стал длиннее, потеплело, часто

солнечные дни, но нет пока еще капели и больших снегопадов)

2.Интеллектуальная разминка. Загадку о феврале вы разгадали, а вот еще

одна:

- Сам невидим, да очень свиреп.

3. А сейчас я хочу послушать ваши загадки и пословицы о семье и человеке.

- Кто на свете всех дороже?

-Кто на свете самый сильный?

-Говорят, в нем будущее благополучие (ребенок)

-Говорят, даже огонь им радуется (семье с детьми)

4. Вы, наверно уже поняли, о чем мы будем сегодня говорить?

О семье и семейных ценностях якутского народа.

Кто же нам объяснит, что обозначает этот термин – СЕМЬЯ?Послушаем

нашего толмача

СЕМЬЯ- группа живущих вместе близких родственников.

А как вы понимаете этот термин?

-папа, мама и я – ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ

-Семь Я –бабушка, дедушка. Папа, мама и я,а еще брат и сестра

-Кто нам расскажет о якутской семье?

Отправляемся к бабушке Майе в балаган.(слайд юрты снаружи и внутри)

5. Юрта, юрта ,круглый дом, побываем в доме том,

В нем всего одна стена, очень круглая она,

До того она кругла, ни единого угла.

В круглом доме круглый год мебель водит хоровод,

Круглый стол расхаживает, сам гостей рассаживает.

Круглые оладушки : ладу- ладу –ладушки,

Сами в печку, сами в мед, сами в масло, сами в рот.

Все танцует, все кружится, хочет с гостем подружиться.

Стихли песни, стихли пляски, дом рассказывает сказки

6.Здравствуйте,дорогие,я вам расскажу о своей семье, вы уж решайте какие у

нас , у якутов семейные ценности.

У моего народа существует легенда о первопредкеЭлляе, который

переселился на Лену, спасая своего отца, когда хан,у которого Элляй был

воином –Боотуром, издал указ: в трехдневный срок убить всех стариков

«путающихся под ногами». Элляй посадил отца в суму и увез на Лену. Мы

говорим: «Послушай совета старого, таская его в суме». «Совет старого

человека приносит счастье». Вот поэтому мы всегда почитаем родителей,

слушаемся их. И когда родители решили выдать меня замуж за парня из

соседнего села, я послушалась. Да и нравился он мне, был хорошим

охотником, умелым работником.(Слайды «Охотник» и «Женщина,

выделывающая шкуры». Якуты говорят: «У труженика амбар полон, у

лодыря – пуста посуда». Мы не голодали и детей своих вырастили

работящими в любви и послушании.

( слайд- свадебная шубка). И мама моя была удивительная рукодельница,

посмотрите какую свадебную шубку она мне справила, как вы думаете :

«Почему она без рукавов?»

-Девушка –птица, чтоб не улетела из семейного гнезда, а честно и с

верностью выполняла

свои обязанности.

Любили люди заходить к нам в дом, т.к. в традициях моего народа важная

ценность – гостеприимство. Так и говорят: «Голодного накорми, озябшего

обогрей».

Мама научила меня не только шить одежду, но и хорошо готовить, а бабушка

учила, как растить и воспитывать детей. А еще у нас говорят: «Все

прекрасное в человеке от лучей солнца и от молокаматери». Так закончила

свой рассказ бабушка Майя.

Сейчас вы самостоятельно, работая в малых группах, т.е. в парах, составите

кластерыо семейных ценностях. Напишите их на лучиках.

Посмотрите внимательно, какая из семейных ценностей перекликается

с православной заповедью? (О послушании_ почитай отца и мать свою..)

6. А ведь эти ценности и сейчас так же необходимы для семейного счастья,

как вы думаете?.

А как вы думаете, кто главный в семье? Отец- почему? Добытчик, охотник,

кормилец. А мама – хранительница очага, Хранительница любви. А бабушка-

воспитательница.

7. А какие ценности в ваших семьях? Послушаем наших исследователей –

проектантов.

Молодцы! Такие отличные работы нам предоставили .

А вот дома вы рассмотрите очень внимательно свадебную шубку и

расскажете какие на ней орнаменты и почему бубенчики?

8.Давайте подведем итоги ,продолжите фразы рефлексии…

Спасибо за совместную работу, поблагодарим Бога.(Молитва)



В раздел образования