Напоминание

Повторительно–обобщающий урок по теме "Агрегатные состояния вещества".


Автор: Борчаева Фатима Муратовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №27"
Населённый пункт: г.Нальчик КБР
Наименование материала: разработка урока
Тема: Повторительно–обобщающий урок по теме "Агрегатные состояния вещества".
Раздел: среднее образование





Назад




ПОВТОРИТЕЛЬНО – ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ

«АГРЕГАТНЫЕ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА»

«Знание только тогда знание,

когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью»

Л.Н.Толстой

Тип урока:

урок повторения, обобщения и систематизации полученных знаний.

Используемые технологии:

личностно-ориентированного обучения, уровневой

дифференциации, групповые технологии.

Цели урока:

1.

проверить уровень компетентности учащихся по теме «Агрегатные состояния

вещества»;

2.

повторить, обобщить и систематизировать изученный материал в виде таблицы;

3.

продолжить развитие познавательных, творческих и коммуникативных

способностей учащихся.

Задачи:

Образовательные:

проверить усвоение учащимися теоретического материала, физических формул;

выявить уровень сформированности умений учащихся решать качественные,

расчѐтные и графические задачи, ставить и объяснять эксперименты на тепловые

процессы.

Воспитательные:

повышать познавательный интерес учащихся к данной теме и предмету в целом;

создавать условия для практического применения знаний, умений, навыков по

изученным темам;

развивать интерес к изучению окружающего мира через нестандартные уроки

физики;

приучать учащихся к аккуратности при оформлении решений задач, результатов

эксперимента;

воспитывать чувства самосохранения при выполнении экспериментальных работ.

Развивающие:

развивать самостоятельность мышления;

воспитывать чувство ответственности и культуру умственного труда;

продолжать развивать речевые навыки и умения анализировать, обобщать,

систематизировать изученный материал, делать выводы;

продолжать развивать умения работать с таблицами, справочным материалом и

учебным оборудованием.

Актуализация знаний по теме

«АГРЕГАТНЫЕ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА»

1 Ведущий.

Здравствуйте!

2 Ведущий.

Про теплоту начнём рассказ,

Всё вспомним, обобщим сейчас.

1 Ведущий.

Энергия! Работа до кипенья!

Чтоб лени наблюдалось испаренье!

2 Ведущий.

Мозги не доведём мы до плавленья,

Их тренируем до изнеможенья!

Учитель:

Ребята, мы закончили изучение темы «Агрегатные состояния вещества».

Сегодня на уроке нам предстоит ещё раз вспомнить материал, затем его обобщить и

систематизировать.

(предлагает учащимся открыть тетради, записать число, тему урока и домашнее задание:

повторить §§12-24,упр. 8-10, подготовиться к контрольной работе по теме «Агрегатные

состояния вещества»)

РАЗМИНКА

Александр Сергеевич Пушкин был одним из величайших поэтов, который смог

красиво, ясно и точно описать всё происходящее в природе вокруг нас.

1.

Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан…

2.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман…

В стихотворных произведениях Ивана Алексеевича Бунина тоже встречается

описание физических явлений.

1.

Бледнеет ночь… Туманов пелена

В лощинах и лугах становится белее

Звучнее лес, безжизненней луна

И серебро росы на стёклах холоднее.

Скажите, с каким физическим явлением связан туман? ( С конденсацией. Водяной пар,

находящийся в атмосферном воздухе, при охлаждении переходит в жидкое состояние.

А это и есть туман - множество мелких капелек воды в воздухе!)

В поэме А.С.Пушкина «Евгений Онегин» есть слова:

В избушке, распевая, дева

Прядет. И, зимних друг ночей

Трещит лучинка перед ней...

А скажите, почему горящие дрова потрескивают?

(При нагревании влага, содержащаяся в дереве, испаряется, водяной пар увеличивает

свое давление, разрывая древесные волокна, появляется треск.)

Один поэт писал о капле воды так:

Она жила и по стеклу текла,

Но вдруг её морозом оковало

И неподвижной льдинкой капля стала,

А в мире поубавилось тепла.

Скажите, в чём ошибка поэта?

А теперь попробуйте отгадать название стихотворения английского поэта Перси Шелли.

Я землёй рождено, я водой вспоено,

Взращено средь небесной равнины,

Отдыхаю в горах, исчезаю в морях,

Я меняюсь, но нет мне кончины.

(

Это стихотворение называется ”Облако”. Оно как нельзя лучше отражает такое явление

как круговорот воды в природе.)

Установите соответствие! (

I вариант)

1.

Количество теплоты

А.

Процесс перехода вещества из газообразного

2.

Q = λ ·m состояния в жидкое.

3.

Конденсация

Б.

Q = q ·m

4.

Дж/кг ·

0

С

В.

Плавление

Г.

Дж

5.

Д.

Удельная теплоёмкость вещества

Читаем график! (

II вариант)

800 А В

С

Д

300

0 15 35 50 75 90 105 130 140 165 180

1.

Через сколько минут начался процесс плавления?

2.

Сколько времени длилась кристаллизация?

3.

Чему равна температура кипения данного вещества?

4.

В каком агрегатном состоянии находится вещество в точке В?

5.

Какой формулой описывается процесс СД?

t,

0

С

t,

мин

Задачи!

Решайте без мучений,

С радостью и увлечением!

ЗАДАЧА 1

Сколько энергии приобретёт при плавлении кусок железа массой 350 г,

взятый при температуре 27

0

С? Удельная теплоёмкость железа

460 Дж/кг·

0

С, удельная теплота плавления железа 270 кДж/кг, температура

плавления железа 1539

0

С.

ЗАДАЧА 2

Сколько дров нужно сжечь в печи с КПД 60%, чтобы получить из 200кг снега,

взятого при температуре -100

0

С, воду при температуре 30

0

С?

ЗАДАЧА 3

Сколько энергии израсходовано на нагревание воды массой 0,75 кг от 20 до

100

0

С и последующее образование пара массой 250 г?

ЗАДАЧА4

Какое количество теплоты получит человек, выпив чашку чая массой 150 г,

нагретого до температуры 45,6

0

С? Температура тела человека равна 36,6

0

С.

ЭКСПЕРИМЕНТ!

Знания, не рожд

ѐ

нные опытом - матерью достоверности-

бесплодны и полны ошибок!

Леонардо да Винчи

ЗАДАНИЕ!

Доказать, что теплопроводность стали больше теплопроводности

бумаги.

Имеются:

1. Бумажная лента

2. Стальной цилиндр

3. Спиртовка

4. Спички

ВНИМАНИЕ!

ПРИ РАБОТЕ С ОБОРУДОВАНИЕМ СОБЛЮДАТЬ ОСТОРОЖНОСТЬ!

ОБОЩАЮЩАЯ ТАБЛИЦА «АГРЕГАТНЫЕ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА»

РЕФЛЕКСИЯ

Твоё отношение к уроку – НАРИСОВАТЬ СМАЙЛИКУ…!

Улыбку, если урок - отличный, интересный, захватывающий,

заставляющий работать.

Полоску, если урок - нормальный, обычный.

Опущенные уголки губ, если урок скучный, работа без интереса.



В раздел образования