Автор: Борчаева Фатима Муратовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №27"
Населённый пункт: г.Нальчик КБР
Наименование материала: разработка урока
Тема: Повторительно–обобщающий урок по теме "Агрегатные состояния вещества".
Раздел: среднее образование
ПОВТОРИТЕЛЬНО – ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ
«АГРЕГАТНЫЕ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА»
«Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью»
Л.Н.Толстой
Тип урока:
урок повторения, обобщения и систематизации полученных знаний.
Используемые технологии:
личностно-ориентированного обучения, уровневой
дифференциации, групповые технологии.
Цели урока:
1.
проверить уровень компетентности учащихся по теме «Агрегатные состояния
вещества»;
2.
повторить, обобщить и систематизировать изученный материал в виде таблицы;
3.
продолжить развитие познавательных, творческих и коммуникативных
способностей учащихся.
Задачи:
Образовательные:
проверить усвоение учащимися теоретического материала, физических формул;
выявить уровень сформированности умений учащихся решать качественные,
расчѐтные и графические задачи, ставить и объяснять эксперименты на тепловые
процессы.
Воспитательные:
повышать познавательный интерес учащихся к данной теме и предмету в целом;
создавать условия для практического применения знаний, умений, навыков по
изученным темам;
развивать интерес к изучению окружающего мира через нестандартные уроки
физики;
приучать учащихся к аккуратности при оформлении решений задач, результатов
эксперимента;
воспитывать чувства самосохранения при выполнении экспериментальных работ.
Развивающие:
развивать самостоятельность мышления;
воспитывать чувство ответственности и культуру умственного труда;
продолжать развивать речевые навыки и умения анализировать, обобщать,
систематизировать изученный материал, делать выводы;
продолжать развивать умения работать с таблицами, справочным материалом и
учебным оборудованием.
Актуализация знаний по теме
«АГРЕГАТНЫЕ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА»
1 Ведущий.
Здравствуйте!
2 Ведущий.
Про теплоту начнём рассказ,
Всё вспомним, обобщим сейчас.
1 Ведущий.
Энергия! Работа до кипенья!
Чтоб лени наблюдалось испаренье!
2 Ведущий.
Мозги не доведём мы до плавленья,
Их тренируем до изнеможенья!
Учитель:
Ребята, мы закончили изучение темы «Агрегатные состояния вещества».
Сегодня на уроке нам предстоит ещё раз вспомнить материал, затем его обобщить и
систематизировать.
(предлагает учащимся открыть тетради, записать число, тему урока и домашнее задание:
повторить §§12-24,упр. 8-10, подготовиться к контрольной работе по теме «Агрегатные
состояния вещества»)
РАЗМИНКА
Александр Сергеевич Пушкин был одним из величайших поэтов, который смог
красиво, ясно и точно описать всё происходящее в природе вокруг нас.
1.
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан…
2.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман…
В стихотворных произведениях Ивана Алексеевича Бунина тоже встречается
описание физических явлений.
1.
Бледнеет ночь… Туманов пелена
В лощинах и лугах становится белее
Звучнее лес, безжизненней луна
И серебро росы на стёклах холоднее.
Скажите, с каким физическим явлением связан туман? ( С конденсацией. Водяной пар,
находящийся в атмосферном воздухе, при охлаждении переходит в жидкое состояние.
А это и есть туман - множество мелких капелек воды в воздухе!)
В поэме А.С.Пушкина «Евгений Онегин» есть слова:
В избушке, распевая, дева
Прядет. И, зимних друг ночей
Трещит лучинка перед ней...
А скажите, почему горящие дрова потрескивают?
(При нагревании влага, содержащаяся в дереве, испаряется, водяной пар увеличивает
свое давление, разрывая древесные волокна, появляется треск.)
Один поэт писал о капле воды так:
Она жила и по стеклу текла,
Но вдруг её морозом оковало
И неподвижной льдинкой капля стала,
А в мире поубавилось тепла.
Скажите, в чём ошибка поэта?
А теперь попробуйте отгадать название стихотворения английского поэта Перси Шелли.
Я землёй рождено, я водой вспоено,
Взращено средь небесной равнины,
Отдыхаю в горах, исчезаю в морях,
Я меняюсь, но нет мне кончины.
(
Это стихотворение называется ”Облако”. Оно как нельзя лучше отражает такое явление
как круговорот воды в природе.)
Установите соответствие! (
I вариант)
1.
Количество теплоты
А.
Процесс перехода вещества из газообразного
2.
Q = λ ·m состояния в жидкое.
3.
Конденсация
Б.
Q = q ·m
4.
Дж/кг ·
0
С
В.
Плавление
Г.
Дж
5.
Д.
Удельная теплоёмкость вещества
Читаем график! (
II вариант)
800 А В
С
Д
300
0 15 35 50 75 90 105 130 140 165 180
1.
Через сколько минут начался процесс плавления?
2.
Сколько времени длилась кристаллизация?
3.
Чему равна температура кипения данного вещества?
4.
В каком агрегатном состоянии находится вещество в точке В?
5.
Какой формулой описывается процесс СД?
t,
0
С
t,
мин
Задачи!
Решайте без мучений,
С радостью и увлечением!
ЗАДАЧА 1
Сколько энергии приобретёт при плавлении кусок железа массой 350 г,
взятый при температуре 27
0
С? Удельная теплоёмкость железа
460 Дж/кг·
0
С, удельная теплота плавления железа 270 кДж/кг, температура
плавления железа 1539
0
С.
ЗАДАЧА 2
Сколько дров нужно сжечь в печи с КПД 60%, чтобы получить из 200кг снега,
взятого при температуре -100
0
С, воду при температуре 30
0
С?
ЗАДАЧА 3
Сколько энергии израсходовано на нагревание воды массой 0,75 кг от 20 до
100
0
С и последующее образование пара массой 250 г?
ЗАДАЧА4
Какое количество теплоты получит человек, выпив чашку чая массой 150 г,
нагретого до температуры 45,6
0
С? Температура тела человека равна 36,6
0
С.
ЭКСПЕРИМЕНТ!
Знания, не рожд
ѐ
нные опытом - матерью достоверности-
бесплодны и полны ошибок!
Леонардо да Винчи
ЗАДАНИЕ!
Доказать, что теплопроводность стали больше теплопроводности
бумаги.
Имеются:
1. Бумажная лента
2. Стальной цилиндр
3. Спиртовка
4. Спички
ВНИМАНИЕ!
ПРИ РАБОТЕ С ОБОРУДОВАНИЕМ СОБЛЮДАТЬ ОСТОРОЖНОСТЬ!
ОБОЩАЮЩАЯ ТАБЛИЦА «АГРЕГАТНЫЕ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА»
РЕФЛЕКСИЯ
Твоё отношение к уроку – НАРИСОВАТЬ СМАЙЛИКУ…!
Улыбку, если урок - отличный, интересный, захватывающий,
заставляющий работать.
Полоску, если урок - нормальный, обычный.
Опущенные уголки губ, если урок скучный, работа без интереса.