Автор: Уньжинова Светлана Николаевна
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ "Троицкий технологический техникум"
Населённый пункт: город Троицк Челябинской области
Наименование материала: доклад
Тема: Мероприятия по сохранности контингента студентов по профессии "Повар, кондитер"
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное образовательное учреждение
"Троицкий технологический техникум"
Доклад
Тема : Мероприятия по сохранности контингента студентов по
профессии "Повар, кондитер" Троицкого технологического техникума
.
Мастер производственного обучения
Уньжинова С.Н.
2017г
В
настоящее
время
в
России
изменился
подход
к
подготовке
специалистов.
Изменилась
и
оценка
деятельности
учебного
заведения
:
на
эффективность
и
неэффективность. Можно спорить о критериях оценки, но факт остаётся фактом.
Такая тенденция намечается и в плане оценки эффективности нашего техникума.
Сейчас оценивается не только качество подготовки выпускника, но и его закрепляемости
на рабочем месте в соответствии с полученной специальностью (специализацией). Это
очень
серьёзный
фактор.Если
проанализировать
деятельность
нашего
учебного
заведения ,то мы получим следующую картину :более половины выпускников Троицкого
технологического техникума работают по специальности.
Разрабатывая комплекс мероприятий по сохранению контингента студентов нашего
техникума мы должны принимать во внимание следующие объективные и субъективные
факторы,
влияющие
на
процесс
набора
абитуриентов
и
закрепления
их
в
нашем
образовательном учреждении.
В
Троицкий технологический техникум
в основном поступают сегодняшние выпускники
школ. Студенты, выбирая учебное заведение, ориентируются на следующие мотивы:
1. Выбрал учебное заведение сам.
2. Посоветовали друзья (знакомые).
3. Посоветовал руководитель данного учебного заведения
4. Это был выбор родителей.
5. Получил информацию о техникуме на дне открытых дверей , через СМИ и т.п.
6. Попал в это учебное заведение случайно.
7. Мне всё равно, где учиться.
8. Это – временно, буду поступать в другое учебное заведение.
9. Не хочу идти в армию (для юношей).
По установкам и мотивации на обучение выявляется следующая картина:
1. Установка на обучение.
2. Установка на социальные отношения (общение со сверстниками).
3. Установка на получение специальности.
4. Установка на уход от социальных проблем (всё равно где учиться, лишь бы не работать,
не служить в армии и т.п.).
5. Установка на карьеру.
Продумывая тактику работы по закрепляемости контингента должны постараться
повлиять на следующие причины – это семейные обстоятельства, академический отпуск,
декрет ,профнепригодность . В этих направлениях работать достаточно трудно, так как
наши усилия оказываются неэффективными.
Имеет место и быть и таким причинам – это неорганизованность студентов, лень,
отсутствие учебных навыков и самоорганизации . Здесь можно работать, так как учебные
навыки, умение организовать учебную работу можно воспитать у студентов при помощи
педагогов по ведущим дисциплинам, при помощи классных руководителей и родителей.
Условие только одно – сам студент должен быть заинтересован в развитии навыков
учебной деятельности и самоорганизации, дисциплины, волевых качеств (лень – признак
слабой воли).
Такая причина, как «Состояние здоровья» мы обойти не можем, но необходимо
учесть следующее, что зачастую нашим абитуриентам дают справки о состоянии здоровья
на общих основаниях. А такие специальности, как повар, кондитер; парикмахер, сварщик
предполагают отсутствие болезней позвоночника и всего опорно-двигательного аппарата,
отсутствие сердечно-сосудистых заболеваний и т.п., так как получение профессии связано
с большими физическими нагрузками на эти системы человеческого организма.
Такая причина как «Незаинтересованность в данной специальности, ошиблись с
выбором профессии» покинули наш техникум именно по этой причине. Так как ребята
поступали на другую специальность, но не прошли из-за набора, а так как был недобор на
другие специализации, студенты поступили, но учиться не могут (нет мотивации). Мы
можем работать с этими студентами, но добиться большого эффекта вряд ли удастся. Хотя,
как показывает опыт, 50% могут остаться в техникуме ради получения диплома, не желая
продолжать обучение в школе, где они прежде учились.
Очень немного студентов отчислено по причине неуспеваемости . Эти студенты
представляют собой потенциал для работы по закрепляемости контингента. Если студент
профпригоден, то можно найти пути повышения его успеваемости.
Ну
и
наконец,
«самоустранение».
Студент
самовольно
прекратил
посещение
занятий. Причина достаточно распространённая.
В
то же время мы можем с достаточной степенью уверенности утверждать, что в нашем
учреждении создана система закрепляемости контингента.
На
современном
этапе
развития
среднего
профессионального
образования
значительно
повышаются социально-педагогические требования к воспитанию студентов.
Социальные
изменения
в
обществе,
отношение
государства
к
вопросам
,требованиям,
предъявляемые
к
подготовке
специалистов
со
средним
специальным
образованием; новые направления деятельности
рабочих кадров требуют от нас более
глубокого подхода к проблеме воспитания современного .
Внимание
к
личности
студента,
развитие
его
личностных
качеств
и
индивидуальных способностей, стиль общения и взаимоотношения студентов, педагогов,
руководителей
творческих
коллективов,
родителей
и
общественности
-
все
эти
направления определяют всю воспитательную работу в техникуме , в том числе и работу
по сохранению контингента.
Иной
стала
и
роль
классного
руководителя
в
организации
воспитательного
процесса. По сути, в нашем учебном заведении это роль наставника, нежели просто
руководителя группы. В первую очередь классный наставник играет важнейшую роль в
сплочении студенческого коллектива, в организации взаимодействия четырёх коллективов:
студенческого, педагогического, родительского, творческого, а также общественности.
Сам куратор должен быть опытным, мудрым воспитателем, хорошо знать психологию,
чтобы регулировать взаимоотношения между студентами. Кроме того, он должен быть
креативным, обладать универсальностью, то есть разбираться во всём, что интересует
студентов, - иначе он будет им не интересен.
Гуманизация образования выдвигает задачу создания в колледже оптимальных
условий
для
развития
и
проявления
внутренних
сил,
склонностей
и
способностей
студентов, мобилизации их внутренних ресурсов на достижение позитивных результатов в
творческой и учебной деятельности, на саморазвитие и самосовершенствование. Здесь
каждый куратор выступает не только в роли педагога-предметника, глубоко знающего свой
предмет и умеющего преподать его студентам, но и в роли друга, советчика, наставника и
старшего товарища, которому доверяют студенты.
Основными
задачами общевоспитательного процесса являются следующие:
Гуманизация воспитательного процесса в
техникуме , что означает приоритет
общечеловеческих
ценностей
и
интересов
перед
всеми
другими
партикулярными
интересами – социальными, национальными, государственными или иными.
Создание
субъект
-
субъектных
отношений
между
преподавателями,
руководителями
творческих
коллективов
и
студентами.
Это
основа
гуманизиции
воспитательного
процесса
в
ходе
учебно-воспитательной
и
творческой
работы
в
колледже.
Повышение
культурного
уровня
студентов,
воспитание
вкуса,
преодоление
«культурного бескультурья» посредством учебно-воспитательной и учебно-творческой
деятельности в учебное и вне учебное время.
Помощь
педагогу-психологу,
классным
руководителям,
преподавателям
и
родителям
в
организации
изучения
личности
и
ориентирование
на
личностный
и
деятельностный подходы в воспитании студентов колледжа культуры.
Работа по созданию оптимальных условий для овладения студентами
будущей
профессией,
для
формирования
и
развития
профессиональных
умений
и
навыков
будущих.
Работа по созданию оптимальных условий для реализации творческих склонностей
и способностей каждого студента , как в рамках образовательного процесса, так и в
деятельности
творческих,
спортивных,
технических
и
других
коллективов,
секций,
кружков и т.п.
Работа по созданию оптимальных условий для реализации программ, сберегающих
здоровье студентов.
Работа
по
взаимодействию
педагогов,
руководителей
творческих
коллективов,
родителей, общественности и студентов техникума
Помощь и содействие в разумном использовании свободного времени студентов .
Помощь в создании креативной среды в техникуме
Помощь
в
создании
культурно
-
информационного
пространства
в
рамках
техникума и за его пределами. Налаживание работы пресс-центра внутри техникума и
студенческого общежития (выпуск газеты, видеороликов, радиотрансляция и т.п.).
Создание
и
поддержка
традиций
техникума
,
укрепление
уважения
к
труду
предыдущих поколений преподавателей и студентов.
Оценивая сегодняшнюю ситуацию, предлагаем и комплекс мер по закреплению
контингента нашего техникума
Сегодня
учебные
заведения
конкурируют,
что
связано
с
демографической
ситуацией. Ситуация поменяется в течение 2-3 лет, но не на долгий срок. Поэтому
необходимо выработать стратегический подход в работе с будущими абитуриентами. Это
в сегодняшних условиях возможно.
Работу можно вести по 3 направлениям:
Работа с потенциальными абитуриентами.
Работа с группами нового набора.
Работа со студентами 1-4 курсов
Работа с потенциальными абитуриентами
1. Качественный набор.
2.
Изучить
обстановку
в
районах
области,
в
областном
центре,
составить
«Карту
потребностей в рабочих кадрах»
3. С помощью работодателей г. Троицка и Троицкого района сформировать конкретный
социальный заказ по районам и областному центру, учитывая потребность в
рабочих
кадрах
Выяснить, где нужны специалисты нашего профиля
. Начинать работу с
учащимися 7-8-9-10-11 классов и «вести» их до выпуска, ориентируя на обучение в нашем
учебном заведении.
4 Провести работу в соседних регионах с целью привлечения абитуриентов в наше
учебное заведение.
Работа с группами нового набора
1. В качестве превентивной меры по сохранности контингента – тестирование
2 Создать план и придерживаться выполнения плана по работе классных руководителей,
психолога, ведущих педагогов, всех преподавателей техникума по выработке навыков
организованности, воспитанию волевых качеств личности, воспитанию учебных навыков
и самостоятельной работы студентов.
3 Проводить работу с теми студентами, которые считают, что они ошиблись с выбором
профессии, не заинтересованы в данной специальности.
4 Сложно работать с такой причиной, как переход студентов из одного в другие учебные
заведения. Но необходимо работать со студентом, объясняя ему преимущества получения
уникальных специальностей, по которым ведётся подготовка в нашем техникуме
Работа со студентами 1-4 курсов
1. Есть ресурс по работе с неуспевающими студентами. В том случае, если студент не
успевает
не
по
профильным
дисциплинам,
можно
разрабатывать
тактику
дифференцированного подхода к каждому.
2. Работа с юношами-призывниками по разъяснению прав студентов. Служба в армии
прерывает процесс получения среднего образования. Есть практика, когда студенты через
суд отстаивают право обучаться непрерывно и отдать воинский долг, окончив техникум и
имея диплом об образовании. Зачастую ребята не могут восстановиться, так как уже нет
той специальности, на которой они обучались. Но здесь всегда находятся компромиссные
решения нашей учебной частью, руководством.
Имея стаж мастером п/о 12лет из них 4, 5 года являюсь кураторам группы по
профессии «Повар, кондитер». За период работы в нашем
техникуме , я выпустила 5
групп и в настоящее время являюсь руководителем студентов первого курса группы 114.
Быть руководителем группы – это дело с одной стороны интересное и полезное для
самой,
а с другой стороны, сложное и ответственное. Интересное потому, что у тебя
появляются близкие и родные тебе молодые души; а сложное потому, что не секрет, в
последние годы в
наш техникум
приходят в основном те студенты, которые имеют
некоторые «пробелы» в знаниях, т.е. боятся предстоящего ЕГЭ. Или даже те, от которых
школа открыто отказывается (обычно, это дети, имеющие проблемы с поведением) и у
многих нет достаточной мотивации к обучению. Поэтому впереди ждет постоянная и
кропотливая работа с каждым студентом для сохранения группы и успешного выпуска.
Первый принцип моей воспитательной работы является изучение группы.
В конце сентября- октябрь месяц – это время проведения первого родительского
собрания, где ставятся общие цели воспитания студентов. Мой самый главный принцип
работы с группой – это держать тесную связь с родителями. Поэтому, задолго до собрания,
обзваниваю всех родителей, приглашая их на собрание. Это я делаю для того, чтобы они
могли заранее планировать свое время, а если необходимо, отпрашивались с работы, в
крайних случаях разрешаю прийти, когда им удобно, так как на первом родительском
собрании ставится главная цель – довести каждого студента до выпуска. И эта цель на
каждом собрании напоминается. Это очень важное правило.
Второй
принцип
моей
воспитательной
деятельности
–
это
тесный
контакт
с
ведущими
преподавателями. Исходя из этого, я практически каждый день стараюсь прийти на уроки,
разговаривать
с
преподавателями.
Преподаватель
сегодня
очень
загружен
и
бывают
недопонимания
студента
по
той
причине,
что
не
знает
его
проблемы
со
здоровьем,
проблемы его семьи. Только классный руководитель может рассказать ему об этом. Надо
признаться,
что
на
пути
моих
групп
в
основном
всегда
были
доброжелательные
и
отзывчивые преподаватели-предметники. Сегодня с большой благодарностью говорю о
них. Это не только выдержанные и справедливые по характеру преподаватели, но и те,
которые вместе со мной переживают за горести и успехи моих студентов и радуются за
них.
Тр е т и й
п р и н ц и п
м о е й
воспитательной деятельности – это держать в курсе всех событий соц педагога ,зам по
УВР и я работаю по налаженному режиму. Наши цели совпадают – поддержать каждого
студента до последнего.
С л е д у ю щ и й
п р и н ц и п
м о е й
воспитательной
деятельности
–
привлечь
студентов
по
мере
возможности,
во
все
мероприятия внутри техникума . Правда не всё получается как хотелось , но результат всё
таки имеется Но я от всей души радуюсь
потому, что мои ребята искренно умеют
огорчаться
и
при
этом
не
забывают
обещать,
что
следующий
раз
они
обязательно
постараются сделать лучше.. Как показывает опыт не только учебные достижения должны
быть во главу угла, но и нельзя забывать нравственные качества личности и любовь к
людям, что очень важно для любого специалиста. Великий Альберт Эйнштейн говорил:
«Не стоит обожествлять интеллект. У него есть могучие мускулы, но нет лица».
Воспитание
студентов
всегда требует постоянную работу над собой. Поэтому я стараюсь принять опыт моих
коллег.
Общаясь
с
ними,
я
выработала
следующие
правила
в
своей
воспитательной
деятельности.
1.
Не ставить своей целью избавляться от неугодного студента. Отправляя его на
улицу на произвол судьбы, ты содействуешь появлению преступника, который
может угрожать твоей жизни и твоих близких
2.
Быть требовательным, но мудрым наставником. Для того чтобы это понять, просто
достаточно общаться со студентами, где я являюсь классным руководителем и веду
производственную практику
3.
Доброжелательность – лучший инструмент в воспитании студента.
4.
Защищаю своих студентов - ведь я вторая мать для своих студентов.
5. Поддерживаю своих коллег. Не разрешаю критиковать , хамить им . если их
поддерживать то тем самым ты зарабатываешь дешёвый авторитет. Однажды это может
тебе вернуться бумерангом.
Для ведения успешной работы со студентами мы должны быть корректны, толерантны
(терпимы) и эмоционально устойчивы.