Напоминание

"ОРГАНИЗАЦИОННО–ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НЕПРЕРЫВНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЭТАПАХ ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"


Автор: Шамина Наталья Анатольевна
Должность: преподаватель профессионального модуля
Учебное заведение: ГАПОУ "Набережночелнинский медицинский колледж"
Населённый пункт: Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "ОРГАНИЗАЦИОННО–ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НЕПРЕРЫВНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЭТАПАХ ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

НЕПРЕРЫВНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЭТАПАХ ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Профориентация

-

целенаправленная

деятельность

по

формированию

у

учащихся

внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Формирование

системы

профессиональной

ориентации

обучающихся

выступает

одним

из

ведущих

направлений

современного

этапа

модернизации

профессионального

образования.

Эффективная профориентационная деятельность решает ряд таких задач, как:

1.

Повышение

авторитетности

профессий

квалифицированных

рабочих

и

специальностей

служащих, востребованных региональными рынками труда;

2.

Рост

удовлетворенности

обучающихся

выбранным

направлением

профессионального

образования и профессиональной деятельности;

3.

Развитие

внутренней

профессионально-образовательной

и

профессионально-трудовой

мотивации;

4.

В конечном счете – повышение производительности и качества труда.

На выбор учебного заведения для получения профессии влияют различные факторы:

интерес к выбранной профессии,

авторитетность профессии (специальности);

репутация образовательного учреждения;

цена образовательных услуг,

отсутствие трудностей или их минимизация при поступлении,

специальные профориентационные мероприятия,

сохранение трудовой династии и др.

Но самым главным фактором должно стать профессиональное самоопределение – это «видение»

себя в конкретной профессии или трудовой деятельности, а так же самореализация в этой сфере.

Профессиональное самоопределение человека формируется постепенно, т.е. это не разовый акт, а

длительный процесс, предполагающий формирование и развитие определенных компетенций.

Поэтому

профориентационная

деятельность

на

современном

этапе

приобретает

вид

сопровождения

профессионального

самоопределения

человека,

поскольку

возрастает

как

приоритет личности, так и ее ответственность за обоснованность и результаты решений.

В центре внимания профориетационной деятельности - приоритет

интересов личности.

Одним

из

центральных

требований

к

организации

сопровождения

профессионального

самоопределения

выступает непрерывность

данного

процесса на

стыке

«школа

профессиональная образовательная организация».

Организационно-педагогические условия непрерывного сопровождения профессионального

самоопределения обучающихся на этапах общего и СПО

1. Централизация процесса.

1

Вся

профориентационная

работа

в

образовательной

организации

СПО

должна

быть

сосредоточена в руках одной инициативной группы

(например, служба/штаб непрерывного

сопровождения профессионального самоопределения молодежи).

Внутри службы могут выделяться отделы со своими функциями:

профессиональное информирование (ведение профессионально-информационной и

рекламной

деятельности

с

потенциальными

абитуриентами

и

их

родителями,

формирование

информационной

базы

потенциальных

абитуриентов

и

ведение

с

ними

точечной

работы;

информирование студентов и выпускников профессиональной образовательной организации о

имеющихся вакансиях);

проведение профессиональных проб и конкурсов: выявление талантливой молодежи и

создание условий для реализации и совершенствования их творческого потенциала; организация

профессиональных проб по профессиям и специальностям СПО для школьников; организация

профессиональных конкурсов для школьников и студентов);

психолого-педагогическое

сопровождение:

проведение

профдиагностических

мероприятий; оказание профессиональных консультаций школьникам и их родителям.

трудоустройство

и

карьерный

рост

выпускника:

создание

системы

содействия

трудоустройству и адаптации на рынке труда выпускников;

социальное партнерство: расширение возможности профессиональной социализации

обучающихся; оказание методической, консультативной и практической помощи работодателям по

вопросам профориентации и трудоустройства обучающихся;

Работа отделов должна быть скоординирована между собой и направлена на решение

единых задач в рамках единых подходов.

2. Установление партнерских связей образовательных организаций СПО

со школами

открытие профильных классов,

организация кружков сестринского дела и т.д.

Но часто возникают трудности в установлении партнерских отношений, т.к. администрация

школ не заинтересована в этом и не видит в этом никакой выгоды.

Поэтому

в

решении

задач

формирования

системы

непрерывного

сопровождения

профессионального самоопределения обучающихся должны быть задействованы и региональные

органы

управления

образованием.

На

их

уровне

могут

быть

внесены

изменения

в

систему

критериев

оценки

эффективности

управленческой

деятельности

директоров

школ:

введение

критерия,

связывающего

оценку

работы

директора

с

долей

выпускников,

поступивших

по

окончании

школы

на

обучение

по

профессиям

и

специальностям

СПО,

востребованным

региональной экономикой.

Возможно,

это

позволит

эффективно

преодолеть

существующий

барьер

между

общеобразовательными

школами

и

профессиональными

образовательными

организациями,

обеспечить

реальную

непрерывность

в

сопровождении

профессионального

самоопределения

обучающихся.

3. Работа с трудовыми династиями.

Нередко присутствует ситуация, когда дети поступают в то же профессиональное учебное

заведение для получения той же профессии (специальности), что и старшие члены семьи. Это

легко объяснимо определяющей ролью семьи как фактора профессионального выбора.

2

Работа в этом направлении может осуществляться в различных формах:

поиск таких семей и мониторинг их профориентационных намерений и возможностей,

проведение специальных мероприятий для родителей потенциальных абитуриентов, где

представители трудовых династий задействованы в качестве активных участников.

4.

Формирование абитуриентской базы

.

Под

этим

понятием

подразумевается

информационная

база,

содержащая

данные

о

школьниках,

проявивших

интерес

к

профессиональной

образовательной

организации,

участвовавших

в

профориентационных

мероприятиях

и

т.д.

Данное

условие

реализуется

в

несколько этапов.

Первый этап

Организация «первичного контакта» – привлечение организацией СПО школьников в свое

учебное учреждение путем организации определенных мероприятий, интересных для школьников,

в том числе и не имеющих прямой профориентационной направленности

(«сокрытие педагогического замысла»).

Этими мероприятиями могут быть:

1.

Открытые презентации или профессиональные конкурсы среди студентов

учреждения

СПО,

на

которые

школьники

приглашаются

в

качестве

членов

жюри

экспертов

(экспертиза проводится по всем правилам деловой игры).

2.

Демонстрация

деятельности

студентов,

так

или

иначе

отражающие

стороны

жизни

организации СПО (например, «тест-драйв» студенческой жизни – один день из жизни

студента и т.п.).

3.

Профессиональные пробы,

4.

Конкурсы по типу «JUNIOR SKILLS»,

5.

Дни открытых дверей.

6.

Организация Клуба юных медсестер,

7.

Проведение олимпиад для школьников и др.

Профессиональные

пробы

профессиональное

испытание

или

профессиональная

проверка,

моделирующая

элементы

конкретного

вида

профессиональной

деятельности,

имеющая

завершенный вид и способствующая сознательному и обоснованному выбору профессии.

В ходе профессиональных проб для учащихся:

даются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности;

моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности;

определяется уровень готовности школьников к выполнению проб;

обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.

Результатом профессиональной пробы является ответ или шаг к ответу на вопрос: «Подходит

ли мне данная профессия и подхожу ли я для данной профессии?»

Подобные

мероприятия

вызывают

интерес

у

школьников,

производят

на

них

позитивное

впечатление и хорошо запоминаются.

Второй этап

формирование информационной базы абитуриентов – как результат «первичного контакта».

3

Например,

школьникам

гостям

профессиональной

образовательной

организации,

выполняющим на мероприятии роль экспертов, предлагается заполнить анкету, включающую в

том

числе

их

контактные

данные,

а

также

требующую

ответа

на

некоторые

открытые

или

закрытые вопросы, связанные с профессиональным самоопределением.

Третий этап

сформированная информационная база становится инструментом для систематического

взаимодействия с учащимися, посетившими мероприятия.

Например, рассылка приглашений на другие подобные мероприятия, на дни открытых

дверей;

приглашение

родителей

школьников

на

мероприятия

для

родителей,

вплоть

до

поздравления с праздниками и т.д.

Важно,

что

подобная

работа

проводится

с

потенциальными

абитуриентами,

уже

подготовленными

к

восприятию

целевой

информации,

следовательно,

ее

ожидаемая

эффективность существенно выше, чем безадресное (ориентированное на широкую аудиторию)

профинформирование и профпросвещение, эффект которого в значительной степени рассеивается

в пространстве.

Но, даже поступив в учебное заведение СПО, студент чаще не осознает всю значимость

профессии,

недооценивает

необходимость

успешной

учебы,

а

у

части

студентов

вообще

присутствует низкая мотивация на получение знаний.

Таким

образом,

надо

понимать,

что

профориентационная

работа

не

заканчивается

поступлением абитуриентов в учебное заведение.

Поэтому непрерывное сопровождение профессионального самоопределения обучающихся

на этапах общего и СПО включает в себя:

профориентационная работа со школьниками и абитуриентами,

работа

с

первокурсниками:

в

течение

первого

курса

студент

должен

осознать

правильность своего выбора в мире профессий,

сопровождение

профессионализации

старшекурсников:

постепенное

расширение

зоны профессиональной ответственности на практических занятиях,

трудоустройство выпускников.

В каждом человеке заложен огромный потенциал. Важно вовремя определить

индивидуальные особенности и развить их, дав тем самым возможность школьнику в будущем

определиться с выбором профессиональной деятельности.

А для этого требуется готовность педагогов быть, в какой-то мере, новаторами, увлекающими за

собой и учеников и коллег, создающих вокруг себя активное творческое пространство.

4



В раздел образования