Автор: Шамина Наталья Анатольевна
Должность: преподаватель профессионального модуля
Учебное заведение: ГАПОУ "Набережночелнинский медицинский колледж"
Населённый пункт: Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "ОРГАНИЗАЦИОННО–ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НЕПРЕРЫВНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЭТАПАХ ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Раздел: среднее профессиональное
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
НЕПРЕРЫВНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЭТАПАХ ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Профориентация
-
целенаправленная
деятельность
по
формированию
у
учащихся
внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Формирование
системы
профессиональной
ориентации
обучающихся
выступает
одним
из
ведущих
направлений
современного
этапа
модернизации
профессионального
образования.
Эффективная профориентационная деятельность решает ряд таких задач, как:
1.
Повышение
авторитетности
профессий
квалифицированных
рабочих
и
специальностей
служащих, востребованных региональными рынками труда;
2.
Рост
удовлетворенности
обучающихся
выбранным
направлением
профессионального
образования и профессиональной деятельности;
3.
Развитие
внутренней
профессионально-образовательной
и
профессионально-трудовой
мотивации;
4.
В конечном счете – повышение производительности и качества труда.
На выбор учебного заведения для получения профессии влияют различные факторы:
интерес к выбранной профессии,
авторитетность профессии (специальности);
репутация образовательного учреждения;
цена образовательных услуг,
отсутствие трудностей или их минимизация при поступлении,
специальные профориентационные мероприятия,
сохранение трудовой династии и др.
Но самым главным фактором должно стать профессиональное самоопределение – это «видение»
себя в конкретной профессии или трудовой деятельности, а так же самореализация в этой сфере.
Профессиональное самоопределение человека формируется постепенно, т.е. это не разовый акт, а
длительный процесс, предполагающий формирование и развитие определенных компетенций.
Поэтому
профориентационная
деятельность
на
современном
этапе
приобретает
вид
сопровождения
профессионального
самоопределения
человека,
поскольку
возрастает
как
приоритет личности, так и ее ответственность за обоснованность и результаты решений.
В центре внимания профориетационной деятельности - приоритет
интересов личности.
Одним
из
центральных
требований
к
организации
сопровождения
профессионального
самоопределения
выступает непрерывность
данного
процесса на
стыке
«школа
–
профессиональная образовательная организация».
Организационно-педагогические условия непрерывного сопровождения профессионального
самоопределения обучающихся на этапах общего и СПО
1. Централизация процесса.
1
Вся
профориентационная
работа
в
образовательной
организации
СПО
должна
быть
сосредоточена в руках одной инициативной группы
(например, служба/штаб непрерывного
сопровождения профессионального самоопределения молодежи).
Внутри службы могут выделяться отделы со своими функциями:
– профессиональное информирование (ведение профессионально-информационной и
рекламной
деятельности
с
потенциальными
абитуриентами
и
их
родителями,
формирование
информационной
базы
потенциальных
абитуриентов
и
ведение
с
ними
точечной
работы;
информирование студентов и выпускников профессиональной образовательной организации о
имеющихся вакансиях);
– проведение профессиональных проб и конкурсов: выявление талантливой молодежи и
создание условий для реализации и совершенствования их творческого потенциала; организация
профессиональных проб по профессиям и специальностям СПО для школьников; организация
профессиональных конкурсов для школьников и студентов);
–
психолого-педагогическое
сопровождение:
проведение
профдиагностических
мероприятий; оказание профессиональных консультаций школьникам и их родителям.
–
трудоустройство
и
карьерный
рост
выпускника:
создание
системы
содействия
трудоустройству и адаптации на рынке труда выпускников;
– социальное партнерство: расширение возможности профессиональной социализации
обучающихся; оказание методической, консультативной и практической помощи работодателям по
вопросам профориентации и трудоустройства обучающихся;
Работа отделов должна быть скоординирована между собой и направлена на решение
единых задач в рамках единых подходов.
2. Установление партнерских связей образовательных организаций СПО
со школами
открытие профильных классов,
организация кружков сестринского дела и т.д.
Но часто возникают трудности в установлении партнерских отношений, т.к. администрация
школ не заинтересована в этом и не видит в этом никакой выгоды.
Поэтому
в
решении
задач
формирования
системы
непрерывного
сопровождения
профессионального самоопределения обучающихся должны быть задействованы и региональные
органы
управления
образованием.
На
их
уровне
могут
быть
внесены
изменения
в
систему
критериев
оценки
эффективности
управленческой
деятельности
директоров
школ:
введение
критерия,
связывающего
оценку
работы
директора
с
долей
выпускников,
поступивших
по
окончании
школы
на
обучение
по
профессиям
и
специальностям
СПО,
востребованным
региональной экономикой.
Возможно,
это
позволит
эффективно
преодолеть
существующий
барьер
между
общеобразовательными
школами
и
профессиональными
образовательными
организациями,
обеспечить
реальную
непрерывность
в
сопровождении
профессионального
самоопределения
обучающихся.
3. Работа с трудовыми династиями.
Нередко присутствует ситуация, когда дети поступают в то же профессиональное учебное
заведение для получения той же профессии (специальности), что и старшие члены семьи. Это
легко объяснимо определяющей ролью семьи как фактора профессионального выбора.
2
Работа в этом направлении может осуществляться в различных формах:
поиск таких семей и мониторинг их профориентационных намерений и возможностей,
проведение специальных мероприятий для родителей потенциальных абитуриентов, где
представители трудовых династий задействованы в качестве активных участников.
4.
Формирование абитуриентской базы
.
Под
этим
понятием
подразумевается
информационная
база,
содержащая
данные
о
школьниках,
проявивших
интерес
к
профессиональной
образовательной
организации,
участвовавших
в
профориентационных
мероприятиях
и
т.д.
Данное
условие
реализуется
в
несколько этапов.
Первый этап
Организация «первичного контакта» – привлечение организацией СПО школьников в свое
учебное учреждение путем организации определенных мероприятий, интересных для школьников,
в том числе и не имеющих прямой профориентационной направленности
(«сокрытие педагогического замысла»).
Этими мероприятиями могут быть:
1.
Открытые презентации или профессиональные конкурсы среди студентов
учреждения
СПО,
на
которые
школьники
приглашаются
в
качестве
членов
жюри
–
экспертов
(экспертиза проводится по всем правилам деловой игры).
2.
Демонстрация
деятельности
студентов,
так
или
иначе
отражающие
стороны
жизни
организации СПО (например, «тест-драйв» студенческой жизни – один день из жизни
студента и т.п.).
3.
Профессиональные пробы,
4.
Конкурсы по типу «JUNIOR SKILLS»,
5.
Дни открытых дверей.
6.
Организация Клуба юных медсестер,
7.
Проведение олимпиад для школьников и др.
Профессиональные
пробы
–
профессиональное
испытание
или
профессиональная
проверка,
моделирующая
элементы
конкретного
вида
профессиональной
деятельности,
имеющая
завершенный вид и способствующая сознательному и обоснованному выбору профессии.
В ходе профессиональных проб для учащихся:
даются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности;
моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности;
определяется уровень готовности школьников к выполнению проб;
обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.
Результатом профессиональной пробы является ответ или шаг к ответу на вопрос: «Подходит
ли мне данная профессия и подхожу ли я для данной профессии?»
Подобные
мероприятия
вызывают
интерес
у
школьников,
производят
на
них
позитивное
впечатление и хорошо запоминаются.
Второй этап
формирование информационной базы абитуриентов – как результат «первичного контакта».
3
Например,
школьникам
–
гостям
профессиональной
образовательной
организации,
выполняющим на мероприятии роль экспертов, предлагается заполнить анкету, включающую в
том
числе
их
контактные
данные,
а
также
требующую
ответа
на
некоторые
открытые
или
закрытые вопросы, связанные с профессиональным самоопределением.
Третий этап
сформированная информационная база становится инструментом для систематического
взаимодействия с учащимися, посетившими мероприятия.
Например, рассылка приглашений на другие подобные мероприятия, на дни открытых
дверей;
приглашение
родителей
школьников
на
мероприятия
для
родителей,
вплоть
до
поздравления с праздниками и т.д.
Важно,
что
подобная
работа
проводится
с
потенциальными
абитуриентами,
уже
подготовленными
к
восприятию
целевой
информации,
следовательно,
ее
ожидаемая
эффективность существенно выше, чем безадресное (ориентированное на широкую аудиторию)
профинформирование и профпросвещение, эффект которого в значительной степени рассеивается
в пространстве.
Но, даже поступив в учебное заведение СПО, студент чаще не осознает всю значимость
профессии,
недооценивает
необходимость
успешной
учебы,
а
у
части
студентов
вообще
присутствует низкая мотивация на получение знаний.
Таким
образом,
надо
понимать,
что
профориентационная
работа
не
заканчивается
поступлением абитуриентов в учебное заведение.
Поэтому непрерывное сопровождение профессионального самоопределения обучающихся
на этапах общего и СПО включает в себя:
профориентационная работа со школьниками и абитуриентами,
работа
с
первокурсниками:
в
течение
первого
курса
студент
должен
осознать
правильность своего выбора в мире профессий,
сопровождение
профессионализации
старшекурсников:
постепенное
расширение
зоны профессиональной ответственности на практических занятиях,
трудоустройство выпускников.
В каждом человеке заложен огромный потенциал. Важно вовремя определить
индивидуальные особенности и развить их, дав тем самым возможность школьнику в будущем
определиться с выбором профессиональной деятельности.
А для этого требуется готовность педагогов быть, в какой-то мере, новаторами, увлекающими за
собой и учеников и коллег, создающих вокруг себя активное творческое пространство.
4