Автор: Касьянова Лидия Федоровна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: ГАПОУ РС (Я) "ЮЯТК"
Населённый пункт: г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА
Раздел: среднее профессиональное
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА
Л.Ф. Касьянова
преподаватель английского языка
ГАПОУ РС (Я) «Южно-Якутский технологический колледж»,
г. Нерюнгри РС (Якутия)
Иностранному языку нельзя научить.
Ему можно только научиться.
Китайская пословица.
Как
известно,
современное
общество
характеризуется
не
только
развитием
технического
прогресса,
но
и
расширением
межгосударственных
отношений
во
всех
областях деятельности человека. Владение иностранным языком становится неотъемлемым
качеством
всесторонне
развитой
личности,
действенным
фактором
социально-
экономического, научно-технического и общекультурного прогресса.
Деятельность
учебного
учреждения
направлена
на
формирование
ключевых
компетенций
в
интеллектуальной,
правовой,
информационной
и
других
сферах,
что
заключается в способности человека к саморазвитию, самоопределению, самообразованию и
конкурентоспособности.
В связи с этим главной характеристикой современного образования становится не
столько передача знаний и технологий, но в первую очередь, развитие индивидуальных
способностей, формирование творческих компетентностей и готовности к обучению всех
участников образовательного процесса.
Задача
повышения
уровня
самостоятельности
обучающихся
и
роли
их
самостоятельной
учебной
деятельности
заключается
в
развитии
личности,
которая,
основываясь
на
культурных
ценностях,
для
удовлетворения
своих
способностей,
потребностей, самореализации способна активно и ответственно выбирать виды и способы
деятельности. Самостоятельность обучающихся- это умение брать на себя ответственность за
свою учебную деятельность, выбор используемых методов и приёмов, оценка полученного
результата. Желание совершать самостоятельные поступки зависит от уровня мотивации и
уверенности обучающегося, а способность совершать их - от его уровня знаний и умений. В
связи с этим при формировании учебных умений по овладению иностранным языком и
удовлетворении
познавательных
интересов,
обучаемых
необходимо
стимулировать
как
можно
шире
использовать
свои
творческие
возможности,
поощрять
высказывание
собственного
мнения,
активную
мыслительную
деятельность,
воображение,
языковую
догадку.
Итак,
от
обучающихся
(выпускников
колледжа)
сегодня
ожидаются
не
только
традиционные академические познания в области разных наук, компьютерных технологий и
т.д., но и способность, по словам Е.В. Бондаревской, «…быть субъектом природы и истории,
игры и труда, экономики и политики, субъектом нравственной жизни». Поэтому значительно
возрастает роль самостоятельной учебной работы обучающихся.
Пока в сложившейся реальной практике обучения не наблюдается желаемой степени
самостоятельности обучающихся.
Какие
же
трудности
испытывают
обучающиеся
в
организации
самостоятельной
работы при изучении английского языка? Исходя из опыта, можно отметить, что самым
трудным видом самостоятельной работы является перевод с английского языка на русский.
Затем задания вида «рассказать, пересказать, сообщить устно». Далее - грамматические и
лексические упражнения, диалоги и, наконец, чтение и понимание текста, как вида задания.
При этом основной причиной трудностей сами обучающиеся называют незнание лексики.
1
Поэтому любое задание ребята выполняют как обязательный перевод. Всякий раз эта работа
превращается в трудоёмкий процесс отыскивания в словаре перевода всех слов. Такой вид
задания как пересказ текста, сообщение по нему тоже вызывает затруднения, поскольку опять
же связан с подробным переводом текста. В беседах с обучающимися выясняется, что общей
причиной
невыполнения
самостоятельной
работы
является
неумение
правильно
и
систематически работать, причём незнание лексики и грамматики отходит на второй план,
становясь
следствием
первой
причины.
Ребятам
также
понятно,
что
неактивность
на
занятиях ведёт к увеличению объёма домашней работы, и наоборот - активная речевая
практика
на
занятиях,
выполнение
заданий
под
контролем
преподавателя
ведёт
к
совершенствованию самостоятельной работы.
Таким образом, для успешного и своевременного выполнения самостоятельных
заданий необходимо соблюдение следующих условий:
1.
Умение
правильно
и,
главное,
систематически
выполнять
каждое
задание,
используя
алгоритмическое предписание. На первых этапах самостоятельной работы, пока у ребят не
развито умение правильно работать, алгоритмизация задания очень важна. Кроме этого
обучающиеся получают указания о последовательности всех действий в домашнем задании и
продолжительности самостоятельной работы (учатся соблюдать темп работы).
2.
Выполнение большей части работы в аудитории, т.е. активность на занятии.
3.
Третьим условием обучающиеся называют необходимость иметь устойчивый словарный
запас, знать необходимый минимум лексики и грамматики. Помимо этого, они получают от
преподавателя списки незнакомых слов к заданию, которые тоже надо знать.
4.
Наличие хороших учебников и учебных материалов.
5.
Пятым условием со слов самих обучающихся является (наличие) присутствие личностных
качеств:
целеустремлённость,
воля,
усидчивость,
организованность,
ответственность.
А
также
интерес,
желание
и
стремление
к
изучению
языка.
Именно
личностные
характеристики
и
желание
должны
занимать
ведущее
место
в
организации
СР
по
английскому языку. Проблема её организации заключается в форсированности компетенций
автономной работы, которые должны были закладываться при обучении иностранного языка
ещё в средней школе.
К основным современным положениям обучения иностранному языку можно отнести:
самостоятельную практику обучаемого в речевой деятельности;
интерактивное взаимодействие обучающегося и педагога;
эффективную обратную связь;
использование разнообразных видов самостоятельной деятельности с использованием
педагогических и компьютерных технологий.
Основные методические принципы при этом обучении:
коммуникативность;
сознательность;
наглядность;
принцип опоры на родной язык;
доступность;
положительный эмоциональный фон.
При
этом
в
центре
процесса
обучения
находится
самостоятельная
познавательная
деятельность
обучаемого,
т.е.
речь
идёт
об
учении,
а
не
о
преподавании.
Развитие
и
образование не могут быть даны или сообщены. Мышление происходит через деятельность
индивида, собственными усилиями, личными энергозатратами.
По
мнению
Калашниковой
Л.И.
именно
при
выполнении
самостоятельной
работы
реализуется личностно-ориентированный подход в обучении, в котором исследовательские,
творческие методы играют ведущую роль. Этот подход позволяет:
снять стресс;
определить степень усвоения, изученного;
проследить уровень подготовки к занятиям;
2
выделить
ребят,
наиболее
одарённых
и
способных,
например,
к
научно-
исследовательской
деятельности
(гр.
СЖД-13(9)
Окулова
А.
Кушниренко
А.:
сертификаты участников, Диплом I степени в I Межрегиональной НП конференции,
март 2016г).
В мировой практике личностно-ориентированное обучение имеет разные пути решения.
Один из них - придание учебной деятельности коллективного характера. Его активными
формами могут быть:
марафон знаний по языковым аспектам;
олимпиада;
тестовые недели;
создание
информационного
центра
(предметная
газета LINGUA,
тематические
коллажи, постеры, «раскладушки»);
оформление выставок творческих работ (ежегодно);
внеклассные мероприятия («Поговорим об иностранных языках», «Занимательный
английский», лекция «Роль иноязычной лексики в русском языке», страноведческая
викторина, конкурсы переводчиков (знатоков пословиц, грамматики) и т.д.);
нетрадиционные формы обучения (урок-КВН, заочная экскурсия, викторина «Своя
игра» (по Якутии) и др.;
предметные недели, декады и т.д.
Преподавателю же надо помнить и решать следующие задачи:
перед
началом
деятельности
освобождать
ребят
от
психологического
зажима
(ошибкобоязни);
предлагать доступные задания, с постепенным нарастанием трудностей;
давать возможность (помогать) им преодолевать их неумение и неопытность;
учитывать личностную индивидуализацию;
обязательно
комментировать
и
оценивать
затраченные
на
занятиях
усилия
обучающихся.
Проектная методика является одной из наиболее способствующих реализации
личностно-ориентированного подхода. Именно она позволяет вовлечь каждого в активный
познавательный
процесс,
обеспечить
умения
самостоятельно
приобретать
знания
и
применять
их
на
практике,
повысить
мотивацию
к
изучению
иностранного
языка,
к
совместной работе в группе и т.д. Проект- это замысел, план, творчество по плану.
Элементы проектной технологии в нашей работе применяются при изучении раздела
«Страноведение» на первом курсе:
составление плана из 15 пунктов, охватывающих всю информацию об англоязычной
стране (географическое, экономическое, политическое положение, столица, самые
большие города, дополнительная информация по стране по желанию обучающегося);
самостоятельная работа с книгой (нахождение в текстах ответов по пунктам плана,
раскрытие их содержания);
автоматизация лексики, данной к теме;
обращение к Интернету (справочный, иллюстративный, дополнительный материал);
составление информационной карты (так мы назвали нашу работу) по первой стране
(США). Этот вид работы осуществляется под прямым руководством преподавателя
(языковая подготовка обучающихся первых курсов находится на низком уровне).
Кроме того, это новый вид работы для ребят. Однако со временем они вовлекаются в
учебный процесс и всё больше работы с удовольствием выполняют самостоятельно.
Не
имея
дома
учебников,
обучающиеся
могут
использовать
данные
учебные
материалы для самостоятельной работе по теме. Итогом изучения является творческая
работа в виде постера, коллажа, «раскладушки», альбома, календаря, презентации (по
выбору). Темы «Наша республика» (2 курс) и «Экология» (3 курс) также находят
выход в творческой работе и выставке этих работ. При подготовке к World Skills
обучающихся гр. ЭГС-28, изучение и закрепление общеупотребительных терминов и
3
аббревиатур по сварке явилось мощной мотивацией роста интереса к изучению англ.
языка и самостоятельной работе над ним, что в итоге сказалось на повышении
качества обучения в группе по английскому языку.
Технология сотрудничества, на наш взгляд, также является важным условием в решении
обозначенных
задач.
Это
установление
педагогического
контакта,
знание
и
любовь
к
преподаваемой
дисциплине;
умение
просто
и
доходчиво
объяснять
учебный
материал,
учитывая уровень как обученности, так и обучаемости ребят; использование различных
мотивов включения в учебный процесс: любопытство, интерес, осознанное удовлетворение,
стремление к самостоятельности в учении и т.д.
Для привития интереса к английскому языку, как на занятиях. так и в организации
самостоятельной
работы
применяются
различные
формы
и
методы
активизации
мыслительной деятельности и познавательной активности обучающихся:
(лингво) страноведческая викторина;
работа по карточкам (докажи, опровергни, согласись, выбери правильный ответ и.т.д.);
фронтальный, индивидуальный опрос;
терминологический диктант;
тестирование,
опережающие задания,
различные игры, которые делают трудоёмкий процесс изучения английского языка
более эмоциональным, увлекательным и приемлемым для всех уровней подготовки
обучающихся.
В
игровой
деятельности
процесс
запоминания
происходит
более
эффективно, она развивает внимание, память, наблюдательность, приучает к быстрой
реакции, логичности рассуждений, снимает напряжённость, и поддерживает интерес к
дальнейшему изучению языка. На занятиях проводятся:
лексические игры;
подбор слов в рифму;
составление кроссвордов, чайнвордов, анаграмм;
разучивание скороговорок, пословиц, загадок;
игры с микрокалькуляторами;
прямой/обратный перевод предложений;
работа
по
корректировке
произносительных
навыков,
выразительного
чтения,
по
развитию языковой догадки и т.д.
При этом осуществляется опора на межпредметные связи (ОРЭ, общеобразовательные и
спецпредметы), на социально-культурный опыт обучающихся. Расширяется их кругозор.
Одним из ведущих в данном контексте является коммуникативное обучение, которое
предлагает
личностную
индивидуализацию,
с
учётом
психолого-педагогических
особенностей обучающегося (его мировоззрение, жизненный опыт, интересы и склонности,
эмоции, статус личности в коллективе). Это тренировка всех видов памяти, навык правильно
излагать свои мысли, обучение общению; формирование в целом компетентности личности,
объединяющей
в
себе
интеллектуальную
и
практическую
составляющую
образованного
человека. Преподавателю при этом необходимо создавать такую атмосферу, при которой
обучающиеся не боялись бы высказывать своё суждение, стимулировать их желание и
ставить
перед
необходимостью
говорить
на
английском
языке.
(Например,
обязательно
использование на занятиях в кабинете разговорных клише из таблиц «Use in Your Speech»).
Самостоятельная работа включает в себя:
уяснение и запоминание правил словообразования, грамматических правил изменения
слов и их сочетания в предложении;
аннотирование текстового материала;
составление
вопросов
и
ответов
к
текстам
и
построение
монологических
высказываний по изучаемым темам;
ведение
словаря,
составление
терминологического
словаря
профессиональной
лексики;
4
сжатие, сокращение текста и восстановление его содержания по пунктам плана;
полное/краткое конспектирование материала и мн. др.
Для
успешного
усвоения
и
овладения
необходимыми
компетенциями
в
помощь
обучающимся в кабинете также оборудован сменный стенд «Independent Students
,
Work», где
даны рекомендации по СР по всем видам речевой деятельности. Разработаны и методические
рекомендации по переводу технических текстов с английского языка на русский.
Успех в образовании, повышение его качества и эффективности обеспечивается за счёт
многих условий: стимулирование радости познания и общения, искоренение эгоцентризма в
личности преподавателя; признание субъективной свободы, гармонии, целостности личности
обучающегося;
раскрытие
резервов
его
социально-культурного
опыта,
создание
климата
взаимодоверия и уважения.
Эффективность
самостоятельной
работы
при
этом
зависит
от
эффективности
взаимодействия
педагога
и
обучаемого,
используемых
педагогических
технологий,
эффективности
разработанных
методических
материалов
и
способов
их
использования.
Реализация
идей
в
организации
самостоятельной
работы
должна
способствовать
формированию
личности
с
глобальным
мышлением
во
всей
многогранной
полноте
интеллектуального, культурного, психологического и социального развития; становлению
жизненного самоопределения личности. Вся работа должна быть направлена на успешность
развития творческой личности, что в итоге приведёт и к качественному профессиональному
образованию. А это «средство социальной защиты, гарант стабильности профессиональной
самореализации, самостроительства человека на разных этапах его жизни».
Список литературы
5