Автор: Штеле Раксана Шамсудиновна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ "Магнитогорский строительно–монтажный техникум"
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Качество профессионального образования как условие адаптации выпускников на производстве"
Раздел: среднее профессиональное
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Магнитогорский строительно-монтажный техникум»
Качество профессионального образования как условие адаптации
выпускников на производстве
Штеле Р.Ш. –мастер производственного обучения ГБРОУ «МСМТ»
Современный специалист - это не только квалифицированный работник, но и
личность, обладающая способностью быстро адаптироваться к требованиям рынка груда,
мобильностью, навыками самопрезентации, толерантным отношением к окружающим,
способностью самороелизации в профессии.
Трудоустройство важно для учебного заведения, но еще более важно - сколько
молодых рабочих продолжают трудиться через 1-2 года. Иногда эти цифры отличны в 2-3
раза.
П о д профессиональной
адаптацией
молодых
рабочих
понимается
процесс
их
приобщения к профессиональной деятельности, условиям труда, трудовому коллективу и
достижения ими в оптимально короткие сроки плановой производительности труда при
высоком уровне продукции. Адаптация обучающихся техникумов на производственной
практике
связана
с
преодолением
противоречий
между
требованиями
трудового
коллектива
и
производственного
процесса
и
уровнем
психологической
и
профессиональной подготовленности молодого человека к труду.
Какие
условия
влияют
на
процесс
адаптации
молодых
рабочих
на
производственной практике?
Во-первых,
адекватное
восприятие
личных
и
профессиональных
интересов
обучающихся и работающих на производстве.
Во-вторых,
современная
материальная
база
производственной
практики,
обеспечение ее преемственности с производственной практикой.
В-третьих, руководство производственной практикой.
В
техникуме
разработано
положение
о
производственной
практике,
в
котором
предусмотрена
организация
рабочих
мест,
обеспечение
обучающихся
оборудованием,
инструментами,
оснасткой.
В
положении
предусмотрено
закрепление
руководителей
практики
из
числа
квалифицированных
рабочих,
производственных
мастеров
и
технических работников.
Специальным
распоряжением
«Об
организации
производственной
практики»
определены рабочие места в бригадах производственных подразделений.
Руководители подразделений предоставляют места для обучающихся-практикантов
техникума, например, в ООО Трест Магнитострой
в прошлой группе работали 15
человек.
Следующий
документ
для
организации
практики
-
это график
прохождения
производственной
практики,
который
составляется
перед
началом
производственной
практики.
Графики
определяют
количество
обучающихся,
общий
фонд
времени
на
практику и периодичность прохождения практики.
На
последнем
этапе
организации
производственной
практики
готовится
распоряжение о практике обучающихся, в котором определяется руководитель практики,
обучающиеся, за которыми закреплены наставники, профессия и место практики. Такая
система позволяет решать вопросы закрепления и адаптации обучающихся на рабочих
местах.
За последнее время автотранспортных предприятиях города смонтированы новые
автоматизированные
технологические
процессы,
внедряется
новое
оборудование,
приспособления и инструменты, поэтому из выпускников большинство удовлетворены
организацией работ, технологией производства, механизацией, автоматизацией на этих
предприятиях.
Многих
не
удовлетворяет
заработная
плата,
у
выпускников
есть
потребность в дальнейшей учебе. Что касается специальности, можно сделать вывод, что
все выпускники сделали правильный выбор.
Немаловажную
роль
в
становлении
молодого
рабочего
играет
специально-
педагогическая адаптация.
Этому вопросу уделяется большое внимание. Первое, на что хотелось бы обратить
внимание - это постоянные объекты производственной практики. Обучающиеся проходят
практику в бригадах квалифицированных рабочих. Если же возникают какие-то проблемы
с коллективом бригад или руководителями цехов, то всегда можно поменять и рабочее
место, и наставника, так как обучающиеся проходят практику на II и III курсе.
При
распределении
обучающихся
по
рабочим
местам
стараюсь
удовлетворить
желания
каждого
обучающегося,
и
здесь
значительную
помощь
оказывают
родители
обучающихся, которые работают на том или ином предприятии.
Процесс адаптации учащихся и выпускников на производстве разбивается на три
периода. Это позволяет провести растянутый во времени профессиональный отбор и
уменьшить вероятность ошибочного выбора рабочих мест.
Первый
период. Знакомство
с
профессией,
учебные
практические
занятия
с
обучающимися в мастерских техникума, экскурсии обучающихся I курса на рабочие
места. Встречи и беседы с наставниками, выпускниками, квалифицированными рабочими.
Этот
период
значителен
тем,
что
будущие
рабочие
получают
первоначальные
знания о выбранной профессии, ее значимости на производстве и приобретают навыки
профессионального мастерства, проходя производственную практику на рабочих местах в
составе производственных бригад. Во время производственной практики совместно с
наставником и мастером на производстве выясняю, насколько успешно складываются
взаимоотношения
групп
учащихся
с
коллективами
бригад
и
участков,
насколько
эти
взаимоотношения
способствуют
созданию
атмосферы
уважения,
доверия,
требовательности к практикантам. Если взаимоотношения складываются негативно, то
меняю место практики обучающихся.
Второй период адаптации заключается в работе практикантов на штатных рабочих
местах и их специализации с учетом того, что после выпуска они будут работать на этих
рабочих
местах.
В
этот
период
практики
окончательно
выясняются
возможности
оптимальной адаптации каждого практиканта в трудовом коллективе бригады, участка.
Основная цель этого периода - завершить их адаптацию среди рабочих участка, смены,
бригады, где проводится практика. По окончании второго периода адаптации мастер
производственного обучения совместно с руководителями цеха анализируют результаты
практики и решают вопрос по трудоустройству выпускника.
Третий
период адаптации ребята проходят на том же производственном участке
после
окончания
техникума.
В
этот
период
очень
важно
не
растерять,
не
ослабить
результатов, достигнутых в течение первых двух периодов. Анализ показывает, что за два
года практики в составе производственных бригад вполне достаточно времени для того,
чтобы обучающийся освоился в бригаде и привык к ее внутреннему распорядку. Третий
период
адаптации
находится
в
поле
зрения
руководства
техникума
и
мастеров
производственного обучения еще 2-3 года в целях анализа закрепляемости выпускников на
производстве.
По
окончании
техникума
все
выпускники
трудоустраиваются,
однако
не
все
работают по полученной специальности длительное время. Около 18% выпускников,
поработав на производстве 2-3 месяца, уходят по разным причинам: малооплачиваемая
работа, отсутствие хотя бы минимальных социальных гарантий, нарушение работодателем
условий договора.
Период адаптации в производственном коллективе составляет около месяца.