Напоминание

"Качество профессионального образования как условие адаптации выпускников на производстве"


Автор: Штеле Раксана Шамсудиновна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ "Магнитогорский строительно–монтажный техникум"
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Качество профессионального образования как условие адаптации выпускников на производстве"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Магнитогорский строительно-монтажный техникум»

Качество профессионального образования как условие адаптации

выпускников на производстве

Штеле Р.Ш. –мастер производственного обучения ГБРОУ «МСМТ»

Современный специалист - это не только квалифицированный работник, но и

личность, обладающая способностью быстро адаптироваться к требованиям рынка груда,

мобильностью, навыками самопрезентации, толерантным отношением к окружающим,

способностью самороелизации в профессии.

Трудоустройство важно для учебного заведения, но еще более важно - сколько

молодых рабочих продолжают трудиться через 1-2 года. Иногда эти цифры отличны в 2-3

раза.

П о д профессиональной

адаптацией

молодых

рабочих

понимается

процесс

их

приобщения к профессиональной деятельности, условиям труда, трудовому коллективу и

достижения ими в оптимально короткие сроки плановой производительности труда при

высоком уровне продукции. Адаптация обучающихся техникумов на производственной

практике

связана

с

преодолением

противоречий

между

требованиями

трудового

коллектива

и

производственного

процесса

и

уровнем

психологической

и

профессиональной подготовленности молодого человека к труду.

Какие

условия

влияют

на

процесс

адаптации

молодых

рабочих

на

производственной практике?

Во-первых,

адекватное

восприятие

личных

и

профессиональных

интересов

обучающихся и работающих на производстве.

Во-вторых,

современная

материальная

база

производственной

практики,

обеспечение ее преемственности с производственной практикой.

В-третьих, руководство производственной практикой.

В

техникуме

разработано

положение

о

производственной

практике,

в

котором

предусмотрена

организация

рабочих

мест,

обеспечение

обучающихся

оборудованием,

инструментами,

оснасткой.

В

положении

предусмотрено

закрепление

руководителей

практики

из

числа

квалифицированных

рабочих,

производственных

мастеров

и

технических работников.

Специальным

распоряжением

«Об

организации

производственной

практики»

определены рабочие места в бригадах производственных подразделений.

Руководители подразделений предоставляют места для обучающихся-практикантов

техникума, например, в ООО Трест Магнитострой

в прошлой группе работали 15

человек.

Следующий

документ

для

организации

практики

-

это график

прохождения

производственной

практики,

который

составляется

перед

началом

производственной

практики.

Графики

определяют

количество

обучающихся,

общий

фонд

времени

на

практику и периодичность прохождения практики.

На

последнем

этапе

организации

производственной

практики

готовится

распоряжение о практике обучающихся, в котором определяется руководитель практики,

обучающиеся, за которыми закреплены наставники, профессия и место практики. Такая

система позволяет решать вопросы закрепления и адаптации обучающихся на рабочих

местах.

За последнее время автотранспортных предприятиях города смонтированы новые

автоматизированные

технологические

процессы,

внедряется

новое

оборудование,

приспособления и инструменты, поэтому из выпускников большинство удовлетворены

организацией работ, технологией производства, механизацией, автоматизацией на этих

предприятиях.

Многих

не

удовлетворяет

заработная

плата,

у

выпускников

есть

потребность в дальнейшей учебе. Что касается специальности, можно сделать вывод, что

все выпускники сделали правильный выбор.

Немаловажную

роль

в

становлении

молодого

рабочего

играет

специально-

педагогическая адаптация.

Этому вопросу уделяется большое внимание. Первое, на что хотелось бы обратить

внимание - это постоянные объекты производственной практики. Обучающиеся проходят

практику в бригадах квалифицированных рабочих. Если же возникают какие-то проблемы

с коллективом бригад или руководителями цехов, то всегда можно поменять и рабочее

место, и наставника, так как обучающиеся проходят практику на II и III курсе.

При

распределении

обучающихся

по

рабочим

местам

стараюсь

удовлетворить

желания

каждого

обучающегося,

и

здесь

значительную

помощь

оказывают

родители

обучающихся, которые работают на том или ином предприятии.

Процесс адаптации учащихся и выпускников на производстве разбивается на три

периода. Это позволяет провести растянутый во времени профессиональный отбор и

уменьшить вероятность ошибочного выбора рабочих мест.

Первый

период. Знакомство

с

профессией,

учебные

практические

занятия

с

обучающимися в мастерских техникума, экскурсии обучающихся I курса на рабочие

места. Встречи и беседы с наставниками, выпускниками, квалифицированными рабочими.

Этот

период

значителен

тем,

что

будущие

рабочие

получают

первоначальные

знания о выбранной профессии, ее значимости на производстве и приобретают навыки

профессионального мастерства, проходя производственную практику на рабочих местах в

составе производственных бригад. Во время производственной практики совместно с

наставником и мастером на производстве выясняю, насколько успешно складываются

взаимоотношения

групп

учащихся

с

коллективами

бригад

и

участков,

насколько

эти

взаимоотношения

способствуют

созданию

атмосферы

уважения,

доверия,

требовательности к практикантам. Если взаимоотношения складываются негативно, то

меняю место практики обучающихся.

Второй период адаптации заключается в работе практикантов на штатных рабочих

местах и их специализации с учетом того, что после выпуска они будут работать на этих

рабочих

местах.

В

этот

период

практики

окончательно

выясняются

возможности

оптимальной адаптации каждого практиканта в трудовом коллективе бригады, участка.

Основная цель этого периода - завершить их адаптацию среди рабочих участка, смены,

бригады, где проводится практика. По окончании второго периода адаптации мастер

производственного обучения совместно с руководителями цеха анализируют результаты

практики и решают вопрос по трудоустройству выпускника.

Третий

период адаптации ребята проходят на том же производственном участке

после

окончания

техникума.

В

этот

период

очень

важно

не

растерять,

не

ослабить

результатов, достигнутых в течение первых двух периодов. Анализ показывает, что за два

года практики в составе производственных бригад вполне достаточно времени для того,

чтобы обучающийся освоился в бригаде и привык к ее внутреннему распорядку. Третий

период

адаптации

находится

в

поле

зрения

руководства

техникума

и

мастеров

производственного обучения еще 2-3 года в целях анализа закрепляемости выпускников на

производстве.

По

окончании

техникума

все

выпускники

трудоустраиваются,

однако

не

все

работают по полученной специальности длительное время. Около 18% выпускников,

поработав на производстве 2-3 месяца, уходят по разным причинам: малооплачиваемая

работа, отсутствие хотя бы минимальных социальных гарантий, нарушение работодателем

условий договора.

Период адаптации в производственном коллективе составляет около месяца.



В раздел образования