Напоминание

"Развитие мелкой моторики аккордеониста"


Автор: Лобанова Эльмира Гумаровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАОУ ДО "ДМШ №8"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие мелкой моторики аккордеониста"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская музыкальная школа №8 города Перми

Методическое сообщение:

"Развитие мелкой моторики аккордеониста"

Выполнила преподаватель по классу

аккордеона Лобанова Э.Г.

Пермь 2018г.

"Источники способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев. От пальцев,

образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли"

В.А.Сухомлинский.

Цель методического сообщения – показать необходимость развития

мелкой моторики.

Задачи – сформировать и отработать моторные навыки, которые создают

хорошие предпосылки для развития умения играть на музыкальном

инструменте, на раннем этапе обучения детей .

Каждый ребенок по-своему талантлив, и, пожалуй, одной из главных

задач в воспитании ребенка является раскрытие этого таланта. В наше время

наиболее актуальными стали занятия информатикой, математикой,

иностранными языками. Но не менее важен и еще один язык – это язык

музыки, который не нуждается ни в каком переводе, ведь это язык чувств.

Помимо того, что музыкальная деятельность всегда эмоциональна, она

активизирует умственное развитие ребенка, так как при игре на музыкальном

инструменте задействованы движения кисти и пальцев рук – так называемая

мелкая моторика. Именно развитию мелкой моторики у детей, психологи

придают особую важность, при этом связывая ее с развитием речи.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около 1/3 всей

площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция

кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Поэтому, чтобы

научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его

артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук или мелкую

2

моторику, что является одним из основных направлений коррекционной

работы по воспитанию у ребенка здоровой речи. Помимо речи тренировка

пальцев влияет на развитие умственной активности, логического мышления,

памяти, зрительного и слухового восприятия ребенка, формируют у него

умение концентрировать внимание.

Что же такое “моторика”? “Мотто…” – от лат. Motor – приводящий в

движение. Моторика – развитие движения мелких мышц пальцев,

приводящих в движение импульсы, повышающие работоспособность

головного мозга. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения

пальчиками и ладонями.

Развивать мелкую моторику – это развивать движения пальцев рук.

Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь

ребенка потребует использования точных координированных движений кисти

и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать,

заниматься на музыкальных инструментах. А также выполнять множество

разнообразных бытовых и учебных действий. Развивая мелкую моторику

занимаясь пальчиковой гимнастикой, мы укрепляем пальцы ребенка, они

становятся более крепкими и цепкими, это важно при игре на музыкальном

инструменте.

Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что ребенок, при

игре на инструменте использует две руки. Старайтесь все упражнения

дублировать: выполнять и правой, и левой рукой. Развивая правую руку, мы

стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую

руку, мы стимулируем развитие правого полушария. В настоящее время

практически у 80% населения мира лучше развито левое полушарие мозга.

Оно отвечает за логическое мышление, анализ, изучение языков. А правое

полушарие отвечает за интуицию, творчество, фантазию, восприятие

искусства и музыки. Вся наша система образования направлена на развитие

левого полушария – оно ориентировано на изучение языка, математики,

анализа, логики. А искусству и музыке уделяется крайне мало времени как

второстепенным дисциплинам. При таком подходе правое полушарие,

образно говоря, атрофируется из-за неиспользования. Кроме того, большая

часть людей с младенчества активнее пользуется правой рукой, игнорируя

левую.

Мелкую моторику рук развивают:

3

различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные

движения в определенной последовательности (пальчиковая

гимнастика);

игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку;

игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать –

разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в

отверстия;

рисование;

застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание

и т.д.

Еще во II веке до н.э. в древнем Китае было известно влияние

мануальных действий (действий рук и пальцев) на развитие мозга человека:

игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и

разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Чем же

обусловлена такая связь? Дело в том, что пальцы наделены большим

количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную

систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных

точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы,

рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами

кисть не уступает уху и стопе.

Ребенок, впервые приходящий в класс музыкальной школы обладает

определенным комплексом двигательных навыков. Из них важными для

обучения на музыкальном инструменте являются, в первую очередь,

скоординированные движения плеча, предплечья и, кистевого сустава.

Движения же пальцев в жизни ребенка почти всегда связаны только с

хватанием и удержанием. Поэтому очень важно научить юного музыканта

выполнять самостоятельные изолированные движения пальцев и свести до

минимума вредное в данном случае воздействие хватательного рефлекса.

Но положительных результатов нельзя получить до тех пор, пока

движения пальцев не станут свободными, без напряжения. Поэтому роль

стимула для получения положительных результатов играет формирование и

совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук. Важную роль при

игре на инструменте является четкое и осознанное движение пальцев на

4

инструменте. Занимаясь с ребенком важно обратить внимание, насколько

разными бывают прикосновения подушечек пальцев, когда подушечки

пальцев правой руки касаются подушечек пальцев левой руки, это могут

быть поглаживания, постукивание с задержанием или постукивание с

отскоком и т.д. Прикосновение пальцев со струной или с клавишей

необходимо связать со слуховым и зрительным восприятием. Посмотреть с

ребенком, куда нужно поставить пальчик и насколько длинным должен быть

звук.

Все упражнения на начальном этапе обучения выполняются со словами,

это может быть просто ритмический рисунок или детская попевочка, которую

нужно прохлопать в ладоши, затем отстучать каждым пальчиком по

поверхности стола, после чего ребенок с легкостью исполнит попевочку на

инструменте. Все эти занятия помогают развивать моторику, координацию

движений и артикуляцию. Перед тем как приступить к занятиям следует

обратить внимание на несколько конкретных советов. Они несложные, но

важные:

1.

занятия не должны быть слишком длинными. Оптимальное время для

детей 5-6 лет 20-30 мин., а 7 лет 30-35 мин.;

2.

сформировать у ребенка интерес и устойчивое положительное

отношение к нему;

3.

занятие должно восприниматься ребенком как игра;

4.

все упражнения на занятии должны выполняться в медленном темпе;

5.

указания должны быть спокойными, доброжелательными;

6.

постараться каждый раз найти, за что похвалить ребенка;

7.

усложнять задания постепенно от одного занятия к другому;

8.

после каждого упражнения пальчиковой гимнастики необходимо

расслаблять пальцы (потрясти кистями);

9.

каждое упражнение желательно сопровождать веселыми стихами,

которые помогают снять моральное напряжение и напряжение с губ, а

также формировать и совершенствовать чувство ритма;

10.учитывать эмоциональный настрой ребенка;

5

11.не забывать о своем настроении, выразительности, интонации и

мимике.

Если все это учитывать при подготовке и проведении занятий, то успех

обязательно придет, пусть не сразу, а постепенно, даже если ребенок не сразу

включается в работу, а будет первое время пассивным слушателем.

Все задания должны быть сформированы таким образом, чтобы вызвать у

ребенка интерес. Такие занятия должны помочь детям осваивать новые

формы, способы, материалы и инструменты и развивать моторные навыки.

Во время уроков с детьми в возрасте 5-6 лет важно чередовать пальчиковую

гимнастику и практические занятия на инструменте.

Разминка. Разминка помогает, и разогреть руки ребенка перед занятием на

инструменте, и ввести его в игровую ситуацию, и подвести к теме занятия.

Надо только “связать” конец разминки с последующим занятием. Важно

умело чередовать разминку с практической частью занятий на инструменте.

Сама разминка включает в себя:

пальчиковую гимнастику;

упражнения на ритмичность;

гимнастику на кисти рук;

физкультминутки;

Практическая часть занятия способствует развитию основных движений,

навыков игры на инструменте. Дети учатся правильно ставить пальцы на

гриф и прижимать струны, или прикасаться к клавишам и извлекать звук. В

результате проделанной работы на начальном этапе пальцы двигаются

свободно, и ребенок осознано контролирует свои мышечные движения при

исполнении произведения.

Когда вы возьмете впервые в руки аккордеон и попробуете нажимать

клавиши, вы будете очень удивлены: пальцы упрямо отказываются вас

слушаться. Даже беспорядочное нажатие клавиш вызывает затруднение. О

чем это говорит? Во-первых, вы столкнулись с новым видом деятельности, к

которой моторика ваших пальцев не подготовлена.

Чтобы точно, слаженно и достаточно быстро нажимать клавиши

клавиатуры в заданной последовательности необходимо время для

привыкания пальцев к клавишам, нужны устойчивые психофизические связи,

6

позволяющие выполнять без проблем это действие. Здесь поможет простая

тренировка. Заставляем свои пальцы работать на клавиатуре сначала

медленно, а затем с убыстряющимся темпом.

Нажатие кнопок осуществляем в определенной для себя

последовательности. Уже к концу первого занятия по знакомству с баяном и

клавиатурами вы отметите для себя, что пальцы поддаются тренировке. Они

уже более уверенно и избирательно двигаются по клавиатуре. Т.е. 15-20

минут вы достигли ощутимых результатов, заставили свои пальцы в той или

иной мере слушаться ваших команд. А представляете, насколько

управляемыми станут ваши пальцы, если заниматься по полтора-два часа в

день?

Следующая причина «непослушности» пальцев на начальном этапе

занятий игрой на музыкальном инструменте заключается в недостаточной

развитости мышц, ограниченной подвижности суставов. Иными словами,

ваши пальцы не вполне готовы выполнять высокоточные действия из-за

своей слабости и ограниченной подвижности.

Многих и многих закрепощенность пальцев в начале занятии надолго

отпугивает от инструмента. Некоторые именно по этой причине навсегда

ставят на себе крест как на музыканте. Боязнь музыкального инструмента –

болезнь не совсем детская. Она развивается и усиливается вместе с

возрастом. Зачастую детям легче справиться с этой боязнью, чем взрослым.

Вернемся, однако, к моторике. Вообще, моторика имеет важное значение

в игре на баяне. Чем более развита целевая подвижность пальцев,

способность бегло и точно превращать сигналы мозга в физическое действие

пальцев, тем, естественно, быстрее будет происходить процесс обучения игре

на инструменте.

В основном педагогам музыкальных школ приходится иметь дело с

«деревянностью» пальцев у новичков. Проходит не одна неделя

целенаправленных занятий, прежде чем удается эту закрепощенность как-то

сгладить. До полного же раскрепощения кисти и пальцев лежит долгий путь

специальных тренировок как с музыкальным инструментом так и без него.

Специальная

гимнастика

для

развития

мелкой

моторики

пальцев

рук

7

Упражнения для укрепления и развития имеют несомненные достоинства.

Это их простота и универсальность, отсутствие каких-то специальных

приспособлений и, что немаловажно, безопасность. Несложные в

техническом отношении они обеспечивают мощную тренировку и подготовку

пальцев к достаточно сложным действиям при обучении игре на аккордеоне.

Развитие точности движений пальцев и

способности к переключению с одного движения

на другое

Ребенку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за взрослым

различные позы пальцев:

все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед;

1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак;

указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак;

2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы

v

;

2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак;

1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные выпрямлены.

Использование пальчиковых упражнений оказывает неспецифическое

тонизирующее воздействие на мозг, вызывая у занимающихся

эмоциональный подъем и сброс нервно-психического напряжения. Очень

важно подвергать тренировочному воздействию все пальцы.

Еще нужно позаботиться о большом разнообразии нагрузок на мышцы и

суставы пальцев и кисти.

8

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ

ОЩУЩЕНИЙ АККОРДЕОНИСТА

(на материале гамм и арпеджио)

1.Хорошо ощущать подготовку и передвижение пальцев. Активизировать

осязание. Пальцами не давить на клавиши, а чуть дотрагиваться до них.

Подготовку и нажим производить медленно. Представлять зрительно каждую

клавишу. Плечо, предплечье и кисть ощущать без движений, на одном месте.

(5-10 мин.)

2.Ощущать напряженные пальцы, трение их между собой. (3-5 мин.).

3.Ощущать пронацию-супинацию. (5 мин.)

4.Ощущать вес руки.(5-10 мин.)

5.Ощущать фиксацию пальцев при движении предплечьем .(5-7 мин.)

6.Ощущать активность пальцев, скорость движений вверх-вниз и их

подготовку. (5 мин.)

7.Ощущать одинаковый толчок-отдачу \или удар каждого пальца по

клавише.( 5 мин.)

Между переходами от одного упражнения к другому возможно

повторение по 1-2 минуте предыдущих упражнений.

Активное развитие мелкой моторики происходит в процессе игры на

музыкальном инструменте.

При игре на аккордеоне, да и вообще на любом музыкальном инструменте

различных упражнений, для начала это нажатие одной клавиши одним

пальцем, затем постепенное усложнение задач (две клавиши берутся

поочередно двумя соседними пальчиками: 2-3,3-2;1-2,2-1;4-5,5-4 и т.д.), у

детей начинается развитие мелкой моторики, укрепляются мышцы кисти,

предплечья, плеча. Подушечки пальчиков становятся более чувствительными.

Еще одним важным положительным моментом занятий именно на

аккордеоне, является тот факт, что и правая и левая руки задействованы в

равной степени одинаково. Т.е. обе руки развиваются одновременно. Занятие

проходит не только в виде игры на инструменте, в нем используются и другие

виды деятельности: пение, слушание, импровизация, чтение нот голосом

(сольфеджирование), письмо и игры-упражнения для развития аппарата

(крупной и мелкой моторики). Их масса в методиках педагогов-музыкантов,

9

но главная особенность в них, чтобы они превратились для ребенка в игру,

связанную с его жизнью.

Для укрепления мышц плечевого пояса, спины и освобождения от

зажатости рук я использую игры-упражнения «Здравствуй, солнышко»,

«Птицы, гуси..», « Пчелка», «Шалтай-болтай», «Мельница». Есть

упражнения, предназначенные для укрепления свода кисти и развития

гибкости кистевого сустава. Это - «Кузнечик», «Карусель», «Мячик»,

«Парашютик».

При переходе к игре разными пальцами, для развития автономности

подъемных движений каждого пальца есть другие упражнения: «Пальчики –

солдаты», «Наша дружная семья».

Для того чтобы ребенок лучше понял, что опускать пальцы на клавиатуру

надо вертикально на подушечки, мы можем «поздороваться» каждым

пальцем с первым поочередно, при этом сохраняя округлую форму всех

пальцев. Для этой цели можно использовать игру-упражнение

«Медвежонок», «Добрые зверята». Для развития координации и глубины

взятия звука использую упражнение «Радуга».

При переходе игры обеими руками одновременно, ребенку вначале иногда

бывает сложно следить за правильностью игры обеих рук, тем более, если

нужно исполнить разные приемы звукоизвлечения. Например: в правой руке -

легато, т.е связное исполнение мелодии, а в левой – стаккато (отрывистое

исполнение звуков). Можно попросить ребенка сыграть правой рукой, а левой

вместо него сыграть педагогу, а потом наоборот. Или попробовать правой

рукой играть мелодию, а левой отстукивать все доли, а потом только

сильные.

Занятия на музыкальном инструменте не самоцель, а в большей мере

средство для развития выше перечисленных качеств, которые нужны

человеку в жизни для многих видов его деятельности.

Список использованной литературы.

1.

Рябова В.А. “Формирование основ двигательной техники левой руки у

учащихся в классе домры”. – М., 1988.

2.

Цвынтарный В. “Играем пальчиками и развиваем речь”. – СПб., 1999.

10

3.

Савина Л.П. “Пальчиковая гимнастика”. – М., 1999.

4.

Немов Р.С. Психология. – М., 2003.

11



В раздел образования