Автор: Зайцева Светлана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 23"
Населённый пункт: п. Айхал, Мирнинский район, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Социальный проект
Тема: Разработка социального проекта по теме: "Моя семья"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
№
23 посёлка Айхал»
«МОЯ СЕМЬЯ –
МОЁ БОГАТСТВО»
Область научных знаний:
окружающий мир (обществознание)
Номинация: практико-ориентированный
с элементами исследования проект
Выполнили
учащиеся 2Б класса
Руководитель проекта
Зайцева Светлана ивановна,
п. Айхал 2018 год
Оглавление
•
Введение.
Описание проектной работы.
а) Погружение в проект.
б) Организация деятельности.
в) Осуществление деятельности.
г) Презентация результатов.
д) Рефлексия проекта.
Список источников.
Введение.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
М. Лангер
Тема проекта: родословная моей семьи .
Актуальность данной темы.
В
настоящее
время
изучение
своей
семьи
стало
особенно
актуальным.
Современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими
родственниками. Теряется связь поколений. Некоторые молодые люди не знают
даже своих прабабушек и прадедушек. А ведь Россия становится сильнее благодаря
тем, кто стремился вести её вперёд, изучать и преумножать достижения предков.
Когда вставал вопрос о защите родной земли, поднимался весь наш народ. Откуда
бралась его исполинская духовная мощь, готовность жертвовать собой? Всё это
возникало
из искренней,
идущей
от сердца
любви
народа
к своей
стране.
Эти
чувства патриотизма передаются у нас из поколения в поколение, и это особенно
остро понимаешь в беседах с бабушками, дедушками, мамами, папами.
По времени проект: долгосрочный.
По количеству участников: коллективный (дети, родители, учитель).
Цель
работы
в
том,
чтобы
лучше
узнать
свою
родословную,
сохранить
наиболее ценный материал об истории семьи для последующих поколений.
Задачи:
•
Собрать биографические данные родственников.
•
Узнать как можно больше информации о предыдущих поколениях в
моей семье.
•
Проанализировать данные.
•
Построить родословное древо семьи.
•
Представить инофрмацию классу на празднике, посвященном "Дню
семьи".
•
Увлечь этой работой родных
Продукт работы - родословное древо семьи, презентация о моей семье.
Практическая значимость данного исследования. Каждый ученик в нашем
классе стал хранителем истории своего рода, все одноклассники рассказывали о
предках, о тех людях, с кого можно брать пример, на кого можно равняться.
Методы исследования:
•
Поиск
достоверных
источников
информации
с
помощью
книг,
использование компьютерных технологий;
•
Опрос близких родственников.
•
Работа в группах и привлечение родителей к участию над коллективным
проектом
Источники устной информации: рассказы близких родственников.
Источники документальной информации: семейный архив, интернет.
Описание проектной работы
•
Погружение в проект.
Еще в первом классе учитель задавал нам самые простые вопросы о членах
нашей семьи. Коллективное обсуждение ответов показало, что многие дети не
знают отчество не только дедушек и бабушек, но даже родителей; не могут назвать
профессию и точное место работы; не знают о заслугах старших членов семьи
(наградах, грамотах). Таким образом, выявляется
проблема: недостаток знаний о своей семье.
Первым
делом
мы
выяснили,
зачем
человеку
нужно
знать
свою
родословную? Почему говорят, что дерево держится корнями, а человек - семьёй?
Какую семью мы называем счастливой?
Мозговой штурм проводится по проблемному вопросу: «Какую семью мы
называем счастливой?».
После
обсуждения
по
группам
проблемного
вопроса,
выяснили, что счастливая семья это та семья, в которой царит любовь, терпимость,
взаимопонимание, поддержка
•
Осуществление деятельности.
Основным источником информации служат интервью со старшими членами
семьи и семейные архивы (фотоальбомы, реликвии, письма, награды и т.д.).
С
родными
каждый
ученик
нашего
класса
проводил
интервью.По
разрешению старших членов семьи мы использовали фотографии.
На уроках защиты индивидуальных проектов выступали с сообщением по
теме
поиска.
Таким
образом,
мы
получили
опыт
выступления
перед
одноклассниками.
Особенность
проекта в том, что каждый ученик прорабатывает каждую
подтему проекта индивидуально (нет разделения на группы). В результате, когда
мы сообрали наиболее интересную информацию. получился общий проект «Моя
семья».
На основе полученных сведений каждый ученик составляет родословное
древо своей семьи.
Начинается подготовка к представлению проекта (доклад, индивидуальный
продукт проекта – газета или родословное древо).
Не
каждый
ученик
готов
выступить
с
полноценным
докладом-
исследованием,
поэтому предоставляется
выбор:
о
чём
хочется
рассказать.
Может
быть,
кто-то
просто
прочитает
сочинение
о
бабушке,
кто-то
коротко
познакомит со своим родословным древом, кто-то расскажет о семейной реликвии,
кто-то об интересной семейной традиции или достаточно
представить что-то,
сделанное
своими
руками:
родословное
древо,
рисунок
или
аппликацию
о
традициях
семьи,
какие-то
поделки
(сборник
пословиц
и
поговорок
о
семье,
толковый словарик и т.д.).
•
Презентация результатов.
Завершает проект открытое мероприятие – праздник "День семьи"
•
Рефлексия проекта (само- и взаимооценка)
На протяжении всего проекта учащиеся осваивают само- и взаимооценку.
До проекта – это формирующее оценивание (стартовая презентация, заполнение
таблицы ЗИУ на основе беседы по стартовой презентации).
В ходе проекта - таблица ЗИУ (заполнение графы “Что мы узнали?”) и
подведение итогов в «паруснике» - листе самооценки "Моя семья - моё богатство!"
З а п о л н и в
л и с т
с а м о о ц е н к и ,
у ч е н и к и
з а м е ч а ю т ,
к а к
преобразился парусник. Теперь
он
готов
продолжать
путешествие
по
морям
знаний!
Приобретенные умения, знания, навыки учащиеся отмечают на листе «Я
научился».
Список литературы
•
Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир. 3
класс
(«Моё
Отечество»).
Учебник
в
2
частях.
Часть
2.
–
М.:
Баласс;
Издательство Школьный дом, 2012. – с. 8 – 11.
•
Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику
«Окружающий мир» («Моё Отечество»), 3 класс. – М.: Баласс; Издательство
Школьный дом, 2013. – с. 2 – 3.
•
Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная
тетрадь для 3 класса. В 2 ч. Ч. 2. – М.: ООО «Баласс»; Издательство
«Ювента», 2013. – с. 48 - 49
•
Троицкий Ю.Л. Имя и родословная (Эпизоды истории Отечества): учеб.
Пособие/ худож. Молодин Е.В. – М.: издательство гимназии «Открытый
мир», 1995. – с. 5 – 8, 9 – 11.