Автор: Грибушенкова Ирина Викторовна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ Луганская СОШ филиал в с.Бобрик
Населённый пункт: с.Бобрик Комаричский р, Брянская обл.
Наименование материала: Воспитательный час
Тема: "Наши права и обязанности"
Раздел: среднее образование
Воспитательский час
НАШИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка.
Задачи: Разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и
обязанностей. Сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам,
побуждать детей к защите своих прав. Воспитывать уважение к правам других людей.
Способствовать формированию активной жизненной позиции.
20 ноября – Всемирный день прав детей
Конвенция «О правах ребенка»
Дети – все человеческие существа до 18 лет.
Ход занятия:
1. Игра «Имена»
Каждый из вас по цепочке должен назвать свое имя и добавить прилагательное, которое
начинается на туже букву, что и имя. Например, Наталья – надежная.
2. Интерактивная беседа «Право на имя»
Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?
А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?
Свидетельство о рождении – это ваш первый документ. А что там еще записано, кто
знает?
Еще в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами РФ. А это значит, что
наше государство защищает ваши права. А какие у детей есть еще права, где они
записаны, кто их утверждал?
Сегодня мы с Вами поговорим о правах и обязанностях. А что такое «право», «права»? Как
вы думаете? Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и
правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова).
3. Мини – лекция «Конвенция о твоих правах»
Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах
ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций.
Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны,
которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не
допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию
Объединенных наций.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные
бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим
опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни
нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и
была принята Конвенция «О правах ребенка».
Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту
Конвенцию, согласились защищать права детей.
Какие же права есть у всех детей мира?
На экране записаны права. Нужно зачитать записи.
Право на жизнь
Право на имя при рождении
Право на медицинскую помощь
Право на образование
Право на отдых и досуг
Право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды
своей культуры
Право свободно выражать свое мнение
Право на достаточное питание и достаточное количество воды
Право на свободное перемещение, но у нас в республике введен закон ст. 2.5 о
комендантском часе, и после 22:00 нельзя свободно перемещаться по улице, только в
присутствии родителей или законных представителей
Право на заботу и воспитание родителями
Но кроме прав у вас есть и обязанности. Обязанности перед родителями, перед друзьями,
перед обществом в целом. И перед учителями и школой. Последние прописаны в таком
документе, как «Устав школы». Что такое устав школы? Устав школы – это документ в котором
прописаны права и обязанности школьников.
На экране читаем что такое обязанности, и какими они бывают.
Попробуйте сделать вывод: Для чего нужно соблюдать правила?
Ответы учащихся: для того чтобы меньше было нарушений нужно соблюдать правила
поведения в школе; прислушиваться к советам родителей и учителей; учить и соблюдать
правила дорожного движения.
Вывод: Соблюдая правила, мы устанавливаем порядок и бережём своё здоровье и здоровье
окружающих. Помните об этом.
4. «Юридическая консультация»
Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация –
это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив
юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства.
Давайте поиграем в игру. Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И
к вам за советом приходят литературные герои. Подумайте, какие права ребенка нарушены и
разъясните нашему герою его права. Только, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию
«О правах ребенка». Надо начинать так: «Согласно Конвенции «О правах ребенка»…»
Маугли: Так случилось, что он жил долгое время в лесу с дикими зверями, и вот он попал в
общество людей. Имеет ли Маугли такие же права, как и все дети?
Примерные ответы детей:
- Согласно, Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18 лет. Вам еще
нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.
Маугли: Но он не умеет говорить человеческим языком. Он говорит на языке зверей и птиц.
Поэтому люди посадили Маугли в клетку и обращаются с ним как с животным. Имеют ли они
на это право?
Примерные ответы детей:
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое
достоинство.
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому
обращению, насилию и оскорблению
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание,
образование.
Давайте выведем простые правила общения:
1.
Нужно знать свои права.
2.
Нужно уважать права других людей.
3.
Нельзя забывать об обязанностях
6. Подведение итогов (рефлексия)