Автор: Егорова Анастасия Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО " Центр дополнительного образования детей"
Населённый пункт: г. Мариинск, Кемеровской области
Наименование материала: Краеведение в дошкольном учреждении
Тема: Краеведение родного края
Раздел: дополнительное образование
КРАЕВЕДЕНИЕ РОДНОГО КРАЯ
Краеведение – важный фактор нравственного, трудового, эстетического, экологического
и физического воспитания дошкольника, оно способствует патриотическому воспитанию,
расширяет кругозор и развивает познавательные интересы дошкольников, приобщает к
творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов воспитания относится
патриотическое воспитание.
Актуальность разработки программы подтверждается событиями последнего времени:
появление
новой
системы
требований
к
личности;
размывание
и
деградация
традиционных ценностей, и как следствие, потеря преемственности поколений; усиление
без
духовности,
падение
образовательного
и
культурного
уровней
подрастающего
поколения; переоценка роли обучения и подготовки, снижение роли воспитания; забвение
отечественной истории, культуры, традиций.
Вышеуказанные факторы оказали негативное влияние на общественное сознание
большинства
возрастных
групп
населения,
резко
снизилось
воспитательное
значение
образования, культуры как важнейших факторов формирования патриотизма.
Причина введения программы краеведения для дошкольников заключается в
существующей
постепенной
утрате
нашим
обществом
традиционно
российского
патриотического сознания. Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к
истокам нашим, к родной земле, её природным особенностям и преданиям, к исконным
занятиям предков.
Изучение родного края для дошкольников начинается с изучения малой родины, где
разделы природы и истории находятся обычно под одной крышей, что способствует
формированию первичных, а главное, конкретных, доступных пониманию представлений
об истории и культуре, о взаимодействии человека и окружающей среды. Чем раньше
начнет
ребенок
знакомиться
со
своей
малой
Родиной,
тем
глубже
и
устойчивей
развивается интерес, тем сильнее корни, связывающие прошлое, настоящее и будущее.
Отличительной чертой данной программы является более активная совместная
деятельность
дошкольного
и
дополнительного
образования
с
общественными
организациями
в
решении
широкого
спектра
проблем
патриотического
воспитания
и
призвана придать ей дальнейшую динамику.
Данная дополнительная программа «Дошкольное краеведение» входит в число
дисциплин, включенных в учебный план центра дополнительного образования детей, и
ориентирована на знание дошкольниками следующих аспектов:
вехи истории родного города и области в целом;
природные особенности родного края;
культуру Сибири;
понятия значения знаний рода в жизни каждого человека,
умение рассказать о своём крае, доме, семье.
Программа адресована воспитанникам старшей и подготовительной группам детского
сада,
а
также
может
быть
частично
использована
в
начальных
класс ах
общеобразовательной школы.
В результате прохождения программного материала дошкольники имеет представление
о:
Название своего города;
Истории родного края;
О животном и растительном мире родного края;
О быте крестьянской деревни;
Об истории возникновении имен, отчеств, фамилий;
О православных праздниках;
О развитии ремесел.
Знают:
Описание герба города Мариинска;
Символику Кемеровской области;
Фамилии, имена, отчества своих родных;
Историю возникновения одежды;
Элементы устного народного творчества жителей Кузбасса.
Умеют:
Проводить простейшие фенологические наблюдения за погодой
Узнавать некоторых представителей местной флоры и фауны;
Составлять герб г.Мариинска
Владеют:
некоторыми краеведческими терминами, элементами русских обрядовых игр,
информацией о своем детском саде.
Данная программа преследует цель:
формирование любви к малой родине, семье, традициям, через познания природного и
культурного наследия
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
1.
Познакомить с историй Кузбасса и Земли Мариинской;
2.
Развивать интерес к природе родного края;
3.
Дать начальные знания по родословию;
4.
Воспитывать любовь к своей малой родине;
5.
Воспитывать детей через образы героев сказок былин и мифов;
Программа включает следующие разделы:
Летопись родного края;
Природа и мы;
Родословие;
Имя;
Мой детский сад;
Одежда и быт
Фольклор
Программа предусматривает проведение занятий в традиционной форме, проведение
экскурсий, обобщающих и практических занятий
При изучении программы для дошкольников предусмотрены большие возможности для
творческой деятельности.
Изучение каждого раздела заканчивается промежуточной аттестацией, которая
включает в себя задания по изученной теме, творческую работу или игровую программу.
Программа по краеведению для дошкольников рассчитана на 2 года обучения, объемом
36 часов в год, включает как теоретические так и практические занятия.