Напоминание

«Формирование жизненных ценностей и развитие навыков поведения в условиях реализации ФГОС»


Автор: Ощепкова Яна Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: КОГБУ для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом пгт Тужа"
Населённый пункт: пгт Тужа Кировская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Формирование жизненных ценностей и развитие навыков поведения в условиях реализации ФГОС»
Раздел: дополнительное образование





Назад




КОГБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Детский дом пгт Тужа»

Тема самообразования:

«Формирование жизненных ценностей и

развитие навыков поведения в условиях

реализации ФГОС»

Воспитатели: Ощепкова Я.В.

2018 год

В. Франкл: «Смысл жизни не должен быть найден,

он должен быть понят».

Известные психологи и философы XX в. К. Юнг, Э. Фромм, В. Франкл

главную опасность будущего человечества видели в потере духовности, а

значит, и смысла своего существования, так как без духовных ориентиров

жизнь человека имеет мало смысла.

Развитие личности и формирование жизненных ценностей определяется,

что

ожидают

от

него

взрослые,

общество,

какие

ценности

и

идеалы

предлагают, какие задачи стоят перед ним в разные возрастные периоды. В

обществе

всегда

ценились

и

ценятся

доброта,

верность.

Честность,

взаимопомощь, отвергаются обман, жадность, преступления. Очень важен

момент

формирования

собственной

шкалы

ценностей

в

подростковом

возрасте-в

период

постепенного

вхождения

во

взрослую

жизнь.

Для

подростка очень важно, кто его окружает и какие взаимоотношения у него

складываются со взрослыми и сверстниками в этот период.. К сожалению,

поведение

взрослых

очень

часто

расходятся

с

теми

нравоучительными

беседами, которые они ведут с подростками. «Делай, как я говорю», - такой

стереотип не подходит подростку. «Делай, как я»,- вот, что должно стать

основой

общения

и

работы

взрослого

и

ребенка.

Многие

имеют

представление о главных ценностях, но только некоторые действительно

задумываются,

размышляют

и

определяют

свои

основные

ценности

и

принципы жизни.

Как

жизненные

ценности

влияют

на

судьбу

человека,

его

поведение,

взаимоотношения с окружающим миром?

У каждого есть свой набор, в котором приоритеты расставлены по степени

важности согласно индивидуальному видению и личным потребностям.

Кто-то на первое место ставит материальные ценности: деньги, предметы

роскоши,

власть.

А

для

других

приоритетное

место

отдано

духовным

ценностям:

жизнь

человека

-

высшая

ценность,

долг,

честь,

патриотизм,

здоровье, творческое саморазвитие... Жизненные ценности не возникают за

один день, они накапливаются с детства, формируются социумом и следуют

за человеком всю его жизнь.

Благодаря чему формируются (или не формируются) будущие жизненные

смыслы

и

ценности

ребенка?

Основными

источниками

здесь,

похоже

являются детская субкультура, (еще пока) семья и уже имеющая серьезное

влияние виртуальная реальность СМИ и компьютерных игр.

Ценности можно обнаружить у детей всех возрастов: у младенца, т.е. у

ребенка от рождения и до года – это любимые игрушки погремушки,

у

дошкольника

например,

все

девочки

этого

возраcта

любят

собирать

наклейки винкс, а современные подростки главным образом ориентированы

на

такие

ценности,

как

«материальная

обеспеченность»,

«развлечение

и

отдых», которые по мере взросления подростков приобретают всё большую

значимость.

Подросток (10-12 лет) идет к познанию действительности во

многом

«от

себя»,

через

свои

переживания

Старшеклассник

(16-18

лет),

наоборот,

задается

вопросом

«

Кто

я?»,

«Каковы

мои

возможности?».

Поэтому

позиция

взрослых

важна

для

будущих

контактов

и

создания

атмосферы

доверия

между

ребенком

и

взрослым.

Тем

более

что

такие

ценности, как «счастье в семье», «здоровье», «дружба» – наоборот, теряют

свою важность. Причиной этого, по мнению большинства представителей

старшего

поколения,

является

отсутствие

взаимопонимания

между

взрослыми и детьми.

Именно поэтому мы считаем, что любую работу с детьми нужно начинать

с семьи. Ведь в основном те дети, которые поступают к нам они в большей

степени снова возвращаются в свои семьи, и если мы с вами не будем вести

работу с семьей – мы не достигнем положительных результатов и в работе с

ребенком.

В

свете

сложившейся

социально-экономической

ситуации

в

России

отмечается

рост

количества

детей,

которые

по

различным

причинам

оказались

в

трудных

жизненных

условиях.

По

нашим

наблюдениям,

подростки,

оказавшиеся

в

сложной

жизненной

ситуации,

испытывают

серьёзный

стресс,

не

имеют

достаточных

навыков

совладания

с

собственными эмоциональными переживаниями, испытывают затруднения в

общении,

склонны

проявлять

агрессивное

поведение,

затрудняются

в

выстраивании сколько-нибудь определенной жизненной позиции, не умеют

сотрудничать с представителями других культур. Поэтому одной из главных

задач считаем формировать отношение к жизни как к ценности. Реализации

этой задачи способствовали различные мероприятия, например, Заполнение

прогностической таблицы: «Риск суицида у детей». Проведение диагностики:

уровень

конфликтности,

агрессии,

тревожности,

депрессивности.

Дискуссия: «Почему трудно признавать свою вину?». Беседа: «Что значит

владеть собой»? В результате которых ребята обретают навыки решения

собственных проблем, социальные навыки, способствующие эффективному

взаимодействию с окружающими.

Формирование у детей жизненных ценностей во многом определяет развитие

их поведенческих навыков. Неправильные представления о дружбе, доброте,

честности, справедливости являются причиной частых конфликтов между

детьми. Поэтому необходимо прежде всего выяснялось, что знают сами дети

об

этике

отношений

между

людьми,

какое

конкретное

содержание

вкладывают

они

в

понятия

«доброта»,

«честность»,

«справедливость»,

осознают ли они проявления жестокости, лживости, эгоцентризма. Этому

способствовали

такие

формы

работы,

как

месячник

правовых

знаний,

круглый стол, открытый разговор, диагностики.

Учить

детей

правильно

оценивать

свои

поступки,

сравнивая

свое

поведение

с

поведением

других,

-

одна

из

главных

задач

на

пути

формирования

у

них

жизненных

ценностей

и

развития

поведенческих

навыков.

Наши ребята, требует особого внимания со стороны воспитателей и других

специалистов. Данная проблема особенно актуальна именно с детьми 10 – 15

лет. Поэтому уделялось большое внимание здоровью подростков как

физическому, так и душевному для своевременного выявления различных

отклонений и их профилактики. Осознание учащимися необходимости вести

здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, уважение выбора каждого

человека способствовали «Просмотр видеоролика Безопасность школьников

в сети Интернет» «Формула здоровья» (дискуссия), Проведение

инструктажей по ТБ и др.

В

подростковом

возрасте

впервые

проявляются

многие

нервные

и

психические

заболевания.

Так

же

происходит

расширение

социальных

отношений, которые дают новый социальный опыт. В целом, главной задачей

в работе с детьми группы риска является создание лучших условий для их

развития

и

получения

ими

образования,

оказание

помощи

и

поддержки

одобряемого

поведения,

положительных

черт

характера

и

разрушении

неодобряемого поведения, в результате чего происходит рост положительных

качеств личности. Нам, воспитателям, необходимо знать, что хорошо умеет

делать ребенок, что у него получается, какие сильные стороны он имеет, что

вызывает у него затруднения, в чем он отстает. Для этой цели проводились

диагностики развития ребенка и выделялись те навыки, которым необходимо

его научить, чтобы он лучше мог жить и выживать.

Изучая нравственные нормы социального общества, ребенок способен

преломить

моральные

законы

человеческого

бытия

в

своём

жизненном

опыте, постепенно выработать мышление, сориентированное на осознании

нравственной

ценности

тех

или

иных

поступков,

их

последствий

для

окружающего мира, людей, отдельного человека, самого себя.

Основным новообразованием в процессе воспитания детей группы риска

должна являться компетентность - интеллектуальная, социальная, языковая,

физическая, вбирая в себя результаты развития всех характеристик личности,

сформировавшихся

в

жизни

ребенка.

Социальная

компетентность

рассматривается

как

состояние

личности,

способность

и

готовность

к

решению задач, стоящих перед человеком в повседневной жизни и общении .

Приоритетным направлением личностного развития является

индивидуализация деятельности, позволяющая увидеть неповторимость и

уникальность каждого ребенка, выделение в нем хороших сторон и опора на

них в своей работе, а не просто опора на возрастную статистическую норму.

Главная задача: помочь воспитаннику познать в себе то, что требуется для

сегодняшней жизни и для принятия решения относительно своего будущего.

С этой целью шла работа по изучению личных дел воспитанников,

наблюдение, анкетирование, проведение тестов–опросников,

консультирование по личным проблемам, работа с дневниками

пед.наблюднений

Кроме этого, в систему работы включено обучение детей приемлемым

способам избавления от гнева и других негативных эмоций. Важным в работе

с детьми является развитие способности анализировать свое поведение,

чувства, качества личности, а также формирование чувства эмпатии и других

положительных качеств (толерантности, ответственности за свои поступки и

др.). Эта работа создает условия для оптимальной социальной и психолого-

педагогической адаптации ребенка путем развития его личности.

Наша

задача

-

дать

ребенку

возможность

осознать

и

активизировать

духовные потребности в истине, красоте, совершенстве, всесторонности.

И если в окружении преобладают духовные ценности, взаимопонимание,

радость общения друг с другом, потребность отдавать , а не брать, то вряд ли

ребенок почувствует себя

одиноким и обездоленным. Сформированная в

детстве

привычка

получать

удовольствие

от

общения

с

окружающими,

природой, хорошей книгой, музыкой позволит воспитанникам в будущем

принять правильное решение в самых сложных жизненных ситуациях.



В раздел образования