Автор: Малахова Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ №92
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: Методическая разработка проекта
Тема: Старинные меры длины(создание рукописного учебника)
Раздел: начальное образование
Защита проекта
Слайд 1
Слайд2
Ученик: Дюйм, аршин ,верста, пригоршня ,
Пуд, берковец ,фунт и ярд.
Разобраться очень сложно,
Но я был бы очень рад.
Написали бы учебник
Сами дети. Красота!
Но для этого, конечно,
Экспедиция нужна.
Как в одном известном фильме
На день в прошлое попасть.
Знаю - это невозможно,
Но как хочется мечтать.
Звучит музыка.
Слайд 3
Ученик: Что же это происходит?
Выходит ученый:
Это должен я спросить.
Что задумал отрок оный
В свой учебник поместить?
Знаю, очень стало модно
Все проекты создавать.
А попробуй, отрок смелый ,
Актуальность доказать.
Слайд 4
Ученик: Актуальность-это просто.
Книга очень мне нужна,
Чтоб рассказ о старых мерах
На страницах повела.
Ученый: Хорошо, допустим, ладно.
Но, позвольте мне узнать,
А какую цель проекта
Вы стремитесь достигать?
Слайд 5
Ученик: Цель моя вполне понятна:
Изучая старину,
Единицы измерения
В книгу все собрать одну.
Посмотреть на это шире,
Хорошенько разузнать,
Где бы мог я эти меры
В нашей жизни повстречать.
А затем , конечно ,опыт
Надо будет обобщить,
Получить продукт проекта
И на деле применить.
Ученый: Ну, признаюсь, я доволен
Ты порадовал меня.
Я успеха пожелаю,
Ну а мне уже пора!
На уроках математики и литературного чтения мы сталкиваемся с
различными мерами. Название некоторых нам знакомы и понятны, а
встречаются такие о которых мы вообще никогда не слышали. И я
заинтересовался тем, что они обозначают и из каких языков они пришли.
Я проанализировал различные источники, получил много интересной
информации и решил обобщить ее, создав свой учебник. О результатах
своего исследования я постараюсь вам рассказать.
В моей книге, как и в настоящих есть содержание. И так как она
содержит научные сведения, в ней есть введение.
С древних времен людям приходилось измерять длину, отсчитывать
время, взвешивать различные предметы.
Мерой длины и веса был человек: насколько он протянет руку, сколько
сможет поднять на плечи и т.д.
С развитием торговли настало время договориться об общепринятых
единицах измерения. Петр1 установил соотношение между русскими и
английскими мерами «Лучшего ради согласия с европейскими народами в
трактатах и контрактах»
В конце 18 в. учеными дореволюционной Франции была разработана
десятичная система мер. Учение предложили как основную меру длины
метр, равной одной сорокамиллионной длины меридиана Земли.
Почти через 100 лет метрическую систему признали 17 государств, а
ныне ею пользуется почти весь мир. Ведь верно же, что лучше, когда у
всех единые меры длины, веса, объема.
Я изучил старинные меры длины и выяснил, что самый маленький это
дюйм .
Дюйм - (от голландского - большой палец).Он равен ширине большого
пальца
или длине трех сухих зерен ячменя , взятых из средней части колоса. В
настоящее время используется для измерения внутреннего диаметра
труб, автомобильных шин, толщины досок и т.д.
Вершок - старинная русская мера длины , равная ширине двух пальцев
(указательного и среднего).
Локоть - древнейшая мера длины, которой пользовались многие народы
мира. Это расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки или
сжатого кулака до локтевого сгиба.
Пядь, пядень (или четверть) - одна из самых старинных мер длины.
Название происходит от древнерусского слова "пясть", т.е. кулак или
кисть руки.
Аршин - одна из главных русских мер длины, использовалась с XVI в.
Название происходит от персидского слова "арш" - локоть. Это длина
всей вытянутой руки от плечевого сустава до концевой фаланги среднего
пальца.
Сажень - встречается с XI в. Название происходит от слова "сягать" т.е.
доставать до чего- либо…
Верста или поприще - русская путевая мера. Верста - от слова вертеть
Первоначально -расстояние от одного поворота плуга до другого во
время
пахоты
А еще меня заинтересовали морские меры. И вот, что я узнал :
Ярд - существует легенда, что ярд был определен в 101 г. Как расстояние
от носа английского короля Генриха 1 до кончика среднего пальца его
вытянутой руки. Длина ярда в настоящее время равна примерно 0,91
метра.
Я знал, что в милях измеряется расстояние на суши , но оказывается
существует морская миля.
Миля – древнейшая путевая мера, первоначально равнялась в тысячу
двойных шагов и составляла в Древнем Риме 1478,7 м. До принятия
метрической системы мер миля являлась основной путевой мерой во
многих странах и равнялась от 1,5 до 11 км . Морская миля принята во
всех государствах в морских и воздушных сообщениях . Морская миля
больше и равна одной минуте дуги земного меридиана (1852,3 м)
Кабельтовый равен 0,1 мили или 185,2м
Румб - направление из центра видимого горизонта к точкам его
окружности. Весь горизонт делится на 32 румба. Румб означает также
угол между двумя ближайшими целыми румбами. В этом смысле 8
румбов равны 90 градусом, а один румб равен 11 градусам.
В наше время счет идет не на румбы, а на градусы.
Большинство старинных мер длины забыто, вышло из употребления, но
многие фигурируют в литературных произведениях, исторических
памятниках. Они заложены в старинных постройках, древних рецептах
лекарств и всевозможных кушаний.
Меры длины жили, иногда они старились и умирали, иногда
возрождались к новой жизни. История мер - это история торговли,
ремесел, сельского хозяйства и строительства, развития математики, а в
конечном счете – это часть истории человечества.
Подводя итог работы, прихожу к выводу о подтверждении актуальности
данной работы. Как появились меры длины, как изменялись, что несли
народам, как влияли на их жизнь? Это интересно и сегодня.
И учебник, который я создал, пригодится не только мне, но моим
одноклассникам и другим ученикам, изучающим старинные меры.