Напоминание

«Проектно–исследовательская деятельность учащихся как средство повышения учебной мотивации к изучению биологии»


Авторы: Фоменко Анна Николаена, Фоменко Анна Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МКОУ Краснозерская СОШ №1
Населённый пункт: р.п.Краснозерское, Новосибирская область
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: «Проектно–исследовательская деятельность учащихся как средство повышения учебной мотивации к изучению биологии»
Раздел: среднее образование





Назад




Меня зовут Анна Николаевна Фоменко, учитель биологии Краснозерской

средней школы №1.

Предлагаю

Вашему

вниманию

свой

опыт

работы

по

теме:

«Проектно-

исследовательская деятельность учащихся как средство повышения учебной

мотивации к изучению биологии»

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся

мире, который предъявляет к ней всё новые требования.

Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается

результативность

работы

учителя,

которая

измеряется

в

стопроцентной

успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает

вопрос, как формировать учебную мотивацию и каким образом повысить

интерес к предмету?

Изучив отношение учащихся к учебно-познавательной деятельности по

биологии, методом анкетирования, получила следующий результат:

у

43%

учащихся

низкая

познавательная

активность

и

они

нуждаются

в

педагогической поддержке. У 50% учащихся биология вызывает интерес,

почти у 6 % безразличие к предмету.

Моя главная задача, как учителя, создать условия и организовать процесс

обучения более ярким, мотивирующим и результативным. Изучив опыт работы

педагогов-практиков,

остановилась

на

одном

из

эффективных

методов

повышения

познавательной

активности

и

интереса,

это

вовлеченность

учащихся

в

проектно-исследовательскую

деятельность,

учитывая

широкие

возможности предмета биологии в этом направлении. Пятый год активно

применяю в своей практике проектно-исследовательскую деятельность как на

уроках так и во внеурочное время,

С 2012 года наша школа в пилотном режиме начала реализацию федеральных

государственных образовательных стандартов основного общего образования.

По

стандартам

второго

поколения

биология

изучается

с

5

класса.

Чтобы

проявить интерес у детей к предмету создаю ситуацию успеха, начинаю работу

с моделирования.

Например: тема «Строение клетки» изучается на уроке, а для успешного её

закрепления, дети получают творческое домашнее задание изготовить макет

клетки.

Большинство

учащихся

с

удовольствием

выполняют

эту

работу,

изготавливают

модели из разного материала: пластилина, соленого теста, из

пищевых

продуктов.

Дети

демонстрируют

свои

работы,

поясняют,

что

изобразили,

какую

функцию

выполняет

каждый

органоид.

Моделирование

стимулирует

самостоятельную

практическую

деятельность

детей,помогает

более

прочно

закрепить

полученные

знания,

лучше

воспринимать

теоретический материал.

В

6

классе

ученики

выполняют

проектно-исследовательские

работы

по

составлению гербария (в учебное и летнее время). Например при изучении

раздела

«Систематика

растений»,

выбирают

темы

групповых

и

индивидуальных проектов по семействам, ведут работу только с растениями

нашей местности. У каждой группы учащихся своя территория исследования

(школьный

двор,

парк,

роща

по

выбору).

Благодаря

таким

проектам

пополняется коллекция наглядных пособий. При проведении лабораторных

практикумов дети работают с ними более бережно. С целью подготовки

обучающихся к государственной итоговой аттестации выполняем проекты по

составлению гербариев листьев. (это 28 задание ОГЭ)

Формирование

практических

умений

у

учащихся

способствует

более

качественному усвоению полученной информации. В течение года ребята

наблюдают за живыми объектами и их изменениями (это в первый месяц

осени, зимы и весны), составляют творческие отчеты по каждому времени

года и представляют их на обобщающих уроках. Наблюдения за природой

побуждает

детей

к

творчеству:

сочинению

стихов,

рисованию

картин

природы.

С большим интересом проводят эксперименты по проращиванию растений,

например,

фасоли,

высказывая

разные

предположения

по

итоговому

результату. Такая деятельность активизирует познавательную активность и

интерес

учащихсяк

предмету, помогает

им

не

только

многое

узнать

об

удивительном

мире

природы,

но

и

способствуют

развитию

навыков

выдвигать гипотезы, анализировать, сравнивать, находить закономерности.

В 7 классе ребята проводят эксперименты по выращиванию простейших

(инфузория

туфелька,

коловратка),

наблюдают

за

ними

под

электронным

микроскопом.

При

изучении

темы

«Многообразие

насекомых»

школьники

выполнили

интересную проектно-исследовательскую работу «Всё о муравьиной ферме»

ферму приобрели сами, запустили лесных муравьев. Вели эксперимент в

течение месяца в урочное и внеурочное время.

При

изучении

темы

«Кольчатые

черви»

проводили

ряд

экспериментов

с

дождевыми червями. Червей дети копали на школьном огороде.

Реализованные

проекты

ребята

успешно

представили

на

районной

конференции школьников, в рамках Дня науки.

С обучающимися 8-11 классов осваиваем неоднозначные способы решения

задач, четвертый год представляем их решение на районном турнире Юных

биологов.

Успешно

представили

проекты

в

районном

экологическом

форуме

«Поколение энергоэффективных 2030», заняли 2, 4 места и 7,5тысяч рублей.

В

2014

году

команда

моих

учеников

заняла

3

место

в

Лиге

юниоров

в

региональном турнире, в 2016 году были его участниками.

Системная работа с учащимися по проектно-исследовательской деятельности

готовит

их

к

выполнению

индивидуального

итогового

проекта,

как

обязательного

по

федеральному

государственному

образовательному

стандарту. Большинство проектов ученики готовят по биологии.Заниматься

такой деятельностью в рамках 1 часа биологии в неделю сложно, необходимы

дополнительные занятия.

Учитывая

интерес

к

предмету

обучающихся

и

родителей

в

часть,

формируемую

участниками

образовательных

отношений

выделены

дополнительные часы в 7-ых, 10-ых, 11-ых классах.

Формирование

познавательной

активности

учащихся

продолжается

во

внеурочное время, являясь логическим продолжением учебной деятельности.

Ребята активно посещают кружки «Мир под микроскопом», «Познай себя»,

«Как важно быть здоровым»; Организуем экскурсии

Ещё

одним

благоприятным

условием

для

учащихся

нашей

школы

стало

создание на её базе методического ресурсного центра по работе с одаренными

детьми.

С2015-2016

учебного

года

ведется

тесное

сотрудничество

с

«Областным центром развития творчества детей и юношества», проводятся

Региональные

профильные

предметные

смены,

районные

каникулярные

школы и турниры юных биологов.

В этот же год открыт в школе естественнонаучный класс с углубленным

изучением биологии и химии (с 2015г), а в 2017 году биотехнологический

класс.

Выбор эффективных методов обучения, создание благоприятных условий, для

учебной деятельности обучающихся помог достичь следующих результатов в

моей работе:

За последние годы прослеживаются позитивные изменения результативности

обучающихся по биологии. Успеваемость по предмету стабильна. Уровень

обученности достигает 100%. Динамика качества обученности представлена

на слайде.

Результаты ОГЭ за три года также представлены на слайдах.

Ежегодно ребята выбирают и хорошо сдают экзамены

по биологии в 11 классе, радуя меня, себя, своих родителей хорошими

результатами. Лучший результат в районе в 2016г -85б, в 2017г – 77б это

ученики нашей школы.

Успешно

выполняют

Всероссийские

проверочные

работы

(за

2016-2017

учебный год)

Участвуют во Всероссийской олимпиаде школьников. В этом году ученик –

победитель муниципального этапа был приглашен для участия в региональном

этапе.

Активно участвуют в различных дистанционных олимпиадах, Международном

конкурсе по естествознанию «Чип», занимая призовые места, ученик 6 класса

Кусков Тимофей в 2014году вошел в Золотую сотню НСО. В перспективе

планируем участвовать в региональных научно-практических конференциях

Поступают в различные учебные заведения: медицинский, аграрный, НГПУ,

НГУ

Для развития профессиональной компетентности прохожу, курсы повышения

квалификации, участвую в методических семинарах и вебинарах, конкурсах

профессионального мастерства, пятый год являюсь руководителем районного

методического

объединения

учителей

биологии

и

химии, занимаюсь

самообразованием.

Основными

формами

распространения

моего

педагогического опыта являются открытые уроки, выступления на районных

семинарах,

педагогических

чтениях,

представления

методических

разработок на персональном сайте, опыт работы в сетевых педагогических

сообществах.

Таким

образом,

выбранные

технологии

способствуют

развитию

мышления

и

мотивации

обучающихся,

обеспечивают

стабильные

результаты обучения. А также способствуют реализации ФГОС.

В

перспективе

своей

деятельности

вижу

продолжение

позиционирования

проектно-исследовательской деятельности среди педагогов школы и района.

Планирую участвовать в межрайонных, региональных площадках, научно-

практических конференциях.



В раздел образования