Напоминание

"Формирование целей и способы их достижения."


Автор: Рычкова Наталья Александровна
Должность: преподаватель фортепиано, концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ им.А.М.Кузьмина
Населённый пункт: ХМАО–Югра, Тюменская обл., г.Мегион
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование целей и способы их достижения."
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Формирование целей и способы их достижения».

21 век – это время для глобализации совокупности знаний в самых

различных сферах жизнедеятельности. Это время пересечения и слияния

накопленного человечеством опыта в самых несовместимых категориях и

понятиях. Я выбрала эту тему, зная, что мы живём в обществе, в котором

больше ценится логическое мышление, а люди с доминированием левого

полушария добиваются большего успеха. Ребёнок с доминирующим левым

полушарием, который успешно выполняет арифметические действия,

старательно учит уроки и отличается прилежностью, получает в школе

отличные оценки. А ребёнок с доминирующим правым полушарием, который

предпочитает мечтать, глядя в облака или сочинять невероятные истории,

вместо того, чтобы учить уроки, считается плохим учеником, потому что его

стремление не поощряются нашим обществом. Однако, работа правого

полушария чрезвычайно важна для становления и развития творческой

личности. На мой взгляд, преподаватель выбранной учащимся музыкальной

специализации должен взять на себя наставнические функции в отношении

ученика, а так же его родителей. Преподаватель фортепиано, при желании,

способен уловить тонкие психические процессы личности обучающегося.

Так же преподаватель – как наставник, способен обратить внимание

родителей на определённые моменты развития знаний, умений и навыков

ученика, дать рекомендации для гармоничного развития личности не только в

интересах музыкального образования, но и социализации ребёнка в

обществе. Очень важный момент: преподаватель – ученик – родитель. Это

трёхуровневая категория взаимоотношений личностей в интересах процесса

образования, которая способна идти в правильном направлении, при этом

получая наилучшие результаты. Можно назвать это «сотворчеством». И

каково будет удовлетворение, при осознании того, что «Мы» даём не просто

«диплом об окончании школы по классу фортепиано», а личность, имеющую

азы навыков, необходимых для успешного определения себя в обществе:

правильное распределение своего времени, постановка целей и умения, а

главное - желания действовать «на результат». Задача педагога установить

эти понятия и дать толчок для их развития и применения в жизни. Задача

родителей - с любовью показывать развитие навыков, описанных ниже, на

собственном примере, вдохновлять и поддерживать, не требуя результата в

отношении своего ребёнка.

«Через год вы будете жалеть о том,

что не начали сейчас».

Знание о том, как правильно поставить цель является основой основ,

заметно облегчая процесс достижения цели. Прежде чем научиться ставить

цель, необходимо определиться с тем, что же такое цель, в принципе. На мой

взгляд, лучшим определением цели является «Постоянное преследование

достойного объекта вплоть до его достижения». Внимательно вчитываясь в

слова, мы видим, что каждая буква здесь несёт определённый смысл.

«Постоянное» говорит о том, что процесс требует определённых временных

затрат. «Преследование» показывает то, что на пути могут возникнуть

препятствия, которые не являются причиной для отступления.

«Достойный объект» показывает, что наши цели должны соответствовать

нормам морали, иначе они теряют свою ценность. Статистика

показывает, что чаще всего люди не могут достичь поставленных целей

из-за трёх основных проблем: 1 - неправильная

постановка цели, 2 - неправильный

план достижения цели, 3 - отсутствие

мотивации. Когда людям

задаётся вопрос относительно целей, имеющих отношение к работе, чаще

всего мы слышим: хочу работу творческую, в позитиве, в хорошем

коллективе. Все хотят перспективную работу, но не знают, в чём это

заключается. Все хотят высоко оплачиваемую работу, но не понимают,

сколько денег им конкретно нужно. Очень часто люди мыслят неконкретно, а

неконкретность мышления как раз та проблема, которая приводит людей к

плачевному существованию. Существует пример в отношении работы:

«человек, который не имеет цели, но имеет типично выраженное «желание»,

хочет хорошую, интересную, творческую, высокооплачиваемую и

перспективную, но так и не понятно, какую же работу именно?» Нюхать

розовый куст - это желание, а посадить розу - это цель. Цель непременно

должна быть связана с действием! И если мы не определяем, когда

конкретно это должно произойти, то мы результат достижения цели

весьма занижаем. Одно дело сказать «Приходите как-нибудь», совсем другое

дело сказать «Приходи ко мне сегодня вечером в 5 часов». Здесь

событийная вероятность визита увеличивается. Если мы о чём-то

договариваемся, мы всегда должны конкретизировать время, когда вы

придёте, в какой час дня. Если мы не будем писать в планах, когда должно

произойти, то это не произойдёт никогда.

Виды целей.

Есть люди мечтатели, которые живут с установкой «как бы было хорошо,

если бы то или это…» Времена, так же как и люди, одни и те же.

Оправдания, это слова, которые произносят неудачники. Есть трудящиеся,

которые мечтают в настоящем, но при этом, о мелких желаниях: есть - спать

- покупать. Есть люди, которые ставят себе высокие мечты. Например»

стать Президентом. Так называемые неадекватные мечты, где граница

между адекватной высокой целью и неадекватной высокой целью состоит в

том. Что у человека огромная пропасть между тем, что у него есть сегодня и

тем, что он запланировал себе на завтра. Это и называется неадекватной

мечтой. Предположим, человек мечтает о том, чтобы у него был дом на Неве,

а его вообще родители содержат.

Есть такие мечты, которые не связаны с действием. Это такие люди,

которые имеют большие цели, но всего лишь о них рассказывают и ни чего не

предпринимают, при этом, ответственность за своё положение они возлагают

на других людей. Это называется психология неудачника: «Вот то, что

другие люди чего-то добились, то это им повезло, а то что я нахожусь в

глубокой проблеме, в этом виновата, конечно, жизнь, люди, дети, и т.д.

Есть мечты, которые достаточно высокие и адекватные, связанные в

удовлетворением здоровых амбиций. Каким же образом нужно

структурировать цели, чтобы человек мог разобраться, что такое цели,

прописать их себе в различных сферах жизни, определить, насколько эти

цели адекватны, приемлемы.

Есть такое наблюдение, что большинство людей просто не имеют цели.

Когда людям предлагают сформулировать хотя бы две цели, по их лицам

заметно, что они задумались об этом впервые в своей жизни. Т.е. они

занимаются тем, что просто живут. Рассмотрим, что же такое «просто»

Просто проснулась, просто куда-то пошла, просто вышла на улицу, и т.д. Год

за годом, неделя за неделей. Иллюзия о том человек будет жить всегда, что у

нас много времени это всего лишь иллюзия. Успех - значит успеть. Отсюда

возникает вопрос: успеть сделать что? А ведь самая большая трагедия

жизни - это трагедия нереализованности, не успеть реализовать свой

потенциал до конца. Приведём в пример притчу. Один человек гулял по

берегу моря и увидел труп орла, валяющегося на песке. В когтях у этого

орла был ещё один труп, труп рыбы, которая была размером больше его

раза в три. Что произошло? Орел увидел рыбу, бросившись на неё, и

вцепился когтями. Но рыба оказалась ему не по силам. Он утонул вместе с

этой рыбой, и выбросило его прибоем на берег. Это говорит о том, что очень

важно разделять цели на: адекватные и неадекватные.

Адекватная цель - это на 10-15% больше того то мы имеем. Момент,

который очень важно осветить: человек верит в свои силы только с оглядкой

на прошлое. Он видит свои действия реальными, если он знает, что уже

когда-то делал это. Поэтому необходимо создавать для себя историю

собственного доверия, путём накапливания своих достижений. Смысл не в

том, чтобы тебе похлопали, когда ты выходишь на сцену, а в том, чтобы

сформировалось доверие самому себе (что я смогла это сделать). Однажды

отец девочки, у которой была очень низкая самооценка, сказал: «Я хочу,

чтобы к окончанию школы стена твоей комнаты была увешана грамотами

и вымпелами». Окончив школу, девочка взглянула на свою стену и поняла,

какая она молодец!

Так же цели можно разделить на: личные, социально полезные и цели,

связанные с самосовершенствованием. Очень жаль людей, жизнь которых

исчерпывается достижением только личных целей (каждому по планете, все

счастливы). Доставит ли вам радость достижение цели, если нет свидетелей

ваших побед? Человек - существо социальное: ему необходимо принятие,

одобрение, соучастие. Богатый человек тот, который тратит не всё. А

счастливый - кто не только на себя.

Цели можно разделить на: близлежащие и далеко идущие. Оказывается, что

есть такой параметр как дальновидность. Это время, на которое человек

способен заглянуть вперёд. Большинство, к сожалению способны мыслить

лишь сиюминутными категориями.(пример). Обычный человек мыслит

категориями дней (план на неделю). Наиболее дальновидные имеют план,

расписанный на год. И только небольшой процент людей способны мыслить

категориями 5-10 лет (пример: план 5-летки в 20 веке). Некоторые

специалисты полагают, что если иметь чётко сформированные цели и хотя бы

5 лет впереди как временной ресурс, можно стать кем угодно: хоть Папой

Римским. И как здорово осознавать то, что я знаю это и могу! Очень важно

знать, кем я себя вижу через год, через 5 лет, через 10 лет, и т.д.

Цели можно разделить на: задачу минимум и задачу максимум.

Задача минимум - это если я буду грамотно, сосредоточенно действовать,

буду стараться прилагать все усилия, то скорее всего я - (план минимум)

закончу школу хорошисткой. Что собой представляет план максимум? В

случае, если будет ярко светить солнце, и жизнь будет всячески

способствовать мне, то я тогда - покорю все вершины этого мира. Зачем же

нам нужна эта дельта? (огромная разница между результатами программы

минимум и программы максимум). Для подстраховки, для сохранения

самооценки. Ведь мы знаем, что могут возникнуть обстоятельства, которые

выше нас. Мы должны знать, что жизнь вносит коррективы и это нормально.

Но это не повод останавливаться на промежуточном результате. Если можешь

воспользоваться лучшим - воспользуйся. Цели можно

разделить на: духовные и материальные. Здесь можно

задать себе вопрос: когда в последний раз мы ставили перед собой цель

духовного порядка? Например: когда в последний раз мы совершали что-

либо, для кого-либо бескорыстно? Или все цели сводились лишь к тому,

чтобы что-нибудь купить для себя? Цели можно

разделить на: свои собственные и чужие, стереотипные, навязанные.

Типичная чужая цель – это когда человек идёт по стопам родителей ( в 90%

случаях обнаруживается, что у школьной учительницы было мама

учительница, или у врача обнаруживается мама врач.) Например: понятия

«потомственные врачи», «династье Бахов» - это скорее исключение их

правил. Хочется сказать, что дети не должны идти по стопам родителей. Они

должны прорубать свой путь. Если бы природе было необходимо, что бы дети

были штамповкой своих родителей, то у них бы были такие же отпечатки

пальцев. Дети приходят в этот мир со своими мечтами, своими целя, своими

планами, имея свою неповторимую уникальную душу. Поэтому, идти

своевольно по стопам родителей является насилием над своим собственным

потенциалом. Есть прописная истина: человек может стать успешным и

счастливым в жизни, реализовывая себя в своём предназначении, в своём

любимом деле. Допустим, если вы хотите играть на фортепиано, то у вас есть

один шанс из миллиона, что вы добьётесь большого успеха. Но если вы,

мечтая быть пианистом, выберите профессию «экономист», то шанс будет

потерян вовсе. Каждый родитель должен понять, что ребёнок рождён

осуществлять в жизни то, что хочет он, а не его мама или бабушка.

Послушайте песню в исполнении Александра Дольского «Не правы».

Очень важно: то, что мы слышим что-то вокруг себя, это программирует нас.

Поэтому необходимо знать, что далеко не безопасно общаться с

определёнными людьми, видеть определённых людей и слышать

определённых людей. Здесь я приведу диаграмму выбора: в центре находится

человек и он видит варианты профессий. Ребёнка в детстве спрашивают:

«Кем ты хочешь быть?» Обычно ребёнок отвечает: «Космонавтом». Потому

что космонавт – это герой, про него рассказывают. Ещё дети хотят быть

пожарным, потому что он тоже герой и полицейским, потому что им пугают

тех, кто плохо себя ведёт. Иногда говорят «Врачом», потому что врач щупает

животик, помогает больным выздороветь. «Учителем», потому что в школе

дети 10 лет наблюдают карьеру своего учителя. «Парикмахером». Потому что

к нему приятно ходить. «Поваром», потому что он вкусно готовит.

«Артистом», «Президентом». Вывод: дети хотят быть теми, кого они видят

перед своим носом в телевизоре, в своей семье, в своём окружении. Как же

так? Профессий десятки тысяч! В детстве ребёнок слышит и видит от 7-10

профессиях, и лишь одну из них выбирает?! Это называется «Щелевое

мышление». Увидел в щёлочку забора: «О, это то, что мне надо!» Если вы

выбор сделали по этому принципу, то скорее всего, он является навязанным и

конечно же не удовлетворяет требованием вашей личности. Если заодно с

подругой вы поступили в университет, или по принципу близости к дому, или

потому что папа в деканате работает. Ещё

одна разновидность целей. Игрушечные цели. Это шопинг (настоящая игра:

ты выбираешь, прилагаешь усилия, советуешься с кем-то в конце концов.)

Это самое настоящее действие, где есть цель, есть поступок, есть затраты. А

что меняется от того что мы что-то купили? Люди коллекционируют марки,

монеты, куклы, книги. Здесь ведь тоже присутствует выше сказанная

последовательность: или рыбу ловить зимой (с бурильным

приспособлением, в лютый мороз мы бурим эту лунку). Мы не говорим, что

эти явления жизни не должны присутствовать как удовольствия, мы говорим

о том, что если большую часть жизни ресурсов человека поглощает

игрушечные цели, то он ни когда не достигнет цели реальной. Слишком мало

времени для того, чтобы пробовать, играться. Есть формальные цели. Это

когда цели нам ставит кто-то другой ( вы должны сдать зачёт, сдать экзамен).

Обычно люди сами придумывают себе формальные цели: например,

фанатично заниматься уборкой ( тарелочка к тарелочке). Это внешняя цель,

носит исключительно внешний характер, а внутренний аспект остаётся пуст.

При этом, человек деградирует. Абсолютные и относительные цели.

Относительные - это все те цели, которые по результату мы сравниваем с

достижениями других людей. Например: не просто иметь сотовый телефон, а

что бы он был последней модели; не просто в ВУЗ ребёнка пристроить, а в

престижный ВУЗ. А вот абсолютные цели сводятся в два слова: стать

личностью. Абсолютная цель заключается в том, чтобы стать личностью. И

каждый сам для себя определяет, что это значит, где критерии стать

личностью. Вот мы и подходим к квинтэссенции этой темы.

Цели бывают истинными, а бывают ложными. Предложенная кем-то

цель, цель, которая не удовлетворяет нас, цель, которая ворует у нас наш

потенциал, наше время, наши средства, Это всё - ложные цели. Например, мы

копили деньги на образование детей. В порыве желания шопинга потратили

сбережения на покупки. Таким образом, мы погружаем себя в результат

достижения ложной цели. Ваша истинная цель от вас уплывает. Мы

променяли истинную цель на ложную. Истинная цель имеет отношение к

смыслу жизни. Истинная цель обязательно затрагивает вопросы

самореализации. Истинная цель подразумевает использование ваших

ресурсов и ваших талантов и ваших способностей и вашего времени - всего

вашего существа. И задача человека заключается не в том, что бы себя

сохранить, а в том, чтобы себя грамотно растратить. Когда человек расходует

себя в развлечениях, увлечениях, прожиганием собственного времени и

здоровья, это не есть грамотное расходование себя. Смысл жизни

заключается в том, чтобы послужить своими талантами максимально

большему количеству людей. Но не в том, чтобы «прикрыть своей грудью» от

бед всё человечество. Нужно послужить определённому кругу лиц, лучше

всего близких вам людей. Если ваш потенциал настолько велик, что вы всех

близких родных уже согрели, тогда нужно греть следующую очередь людей.

Но начинать нужно именно с близких. И возникает вопрос, как же

определить цель, достойную себя? Достаточно высокую и адекватную. Если

мы сможем сформулировать цель правильно, ясно представляя в деталях,

вероятнее всего, что цель эта сбудется. Истинные цели должны

формулироваться человеком на стыке трёх вещей:

1. Ресурсы - это средства, которые человек заработал: диплом, зарплата,

знакомства, связи, недвижимость, семья человека.

2. Таланты и способности. Практически люди не верят в то, что у них есть

таланты. Вера в способности подразумевает не то, что мы публично

демонстрировали их. Вера в свой талант подразумевает, что вы активно

действуете для того, чтобы этот талант приносил вам прибыль. 3.Мечта.

Вообще, она должна в этом списке находиться на первом месте, потому что

желания движут миром. Второе место занимают таланты и способности.

Потому что если есть мечта, жгучее желание чего-то, то появляются

мотивация развивать способности. Ведь каждый человек, который не

приумножает, то расточает. И если я развиваю свои способности, то такая

вещь как ресурсы обновляется, приумножается, преувеличивается.

Существует единственный невосполнимый ресурс - это время. Если вы

состарились, то это факт; существуют тяжело больные люди – это тоже факт.

Им помочь может только одно – благотворительность. И когда мы находимся

в той стадии, когда мы можем сами себе помочь, а не благотворительность

нам помогает, то мы должны и обязаны действовать. Ресурсы по значимости,

в данном контексте мы поставим на третье место: если мы потеряли деньги -

мы ни чего не потеряли. При желании мы всегда можем правильно

определить цель и воспользоваться грамотным механизмом достижения

результата.

Итак, для того, чтобы правильно поставить цель, необходимо

следующее:

-Рассчитывать только на себя. Это правило в дальнейшем помогает

избежать неправильных выводов при работе над ошибками.

Правильно формулируйте цели. Цели, как и идеи необходимо записывать на

бумагу (блокнот или еженедельник). Если вы полагаете, что цели можно

сформировать и удержать в голове, не обольщайтесь по поводу их

достижения. Ведь даже словами мы порой не можем описать то, чего мы

хотим. Верна поговорка - «Что написано пером – не вырубить топором».

Постановка и формулирование цели с помощью записи активизирует

правильную работу нашего подсознания, сформированная придаёт

уверенность и делает каждый следующий шаг осознанным.Архи важно,

чтобы цель имела позитивный характер, была сформулирована с точки

зрения утверждения, а не отрицания. Говорите о том, чего вы непременно

хотите, а не хотите! Например: «хочу не болеть» - это отрицание, это

неправильная цель; «желаю быть бодрой и здоровой» - это позитивная

формулировка цели, это правильная цель.

Разбивайте большие цели на подцели. Любая большая цель кажется

неподъёмной до той поры, пока её не разобьёшь на части. Двигаться по

направлению к цели планомерными шагами обеспечивает её аффективное

достижение. Постановка сложных задач с дроблением их на более мелкие

оказывает отличный мотивационный эффект. Достигнув одной, скажем,

незначительной цели, вы будете испытывать удовлетворение и желание идти

дальше. Достигая ближних рубежей, вы обретаете силы и мотивацию для

достижения дальних. И самое главное в постановке целей – это правильное

мышление с точки зрения временной категории. Формулирование каждого

шага, намерения по направлению к цели необходимо ставить и озвучивать в

настоящем времени с описанием конкретных деталей. Например: «25 мая я

блестяще исполнила экзаменационную программу на выпускном экзамене».

Научиться мыслить и действовать во временной категории «здесь и сейчас» -

это будет самый наш значительный и плодотворный вклад в нашего ребенка,

его будущее. Не важно, какой путь он выберет. Важно то, какие инструменты

он получит от нас: родителей и учителей, для достижения своих целей,

осуществления своих мечтаний. Наша наставническая задача дать

образование, плюс как правильно и эффективно применять полученные

знания.

Напрашивается вопрос: «Так как же всё-таки применять все

вышеописанные навыки в фортепианной методике?» Элементарно. Знания

данной темы, определённая установка преподавателя по отношению к

формированию каждого намерения и действия ученика – полностью в руках

педагога. Но это уже отдельная, очень интересная и обширная тема!



В раздел образования