Напоминание

"Как развить речь ребенка"


Автор: Ашарчук Елена Федоровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №95" г.Чебоксары Чувашской Республики
Населённый пункт: г. Чебоксары Чувашская Республика
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Как развить речь ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей на тему:

«Как развить речь ребенка?»

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается

в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык

правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере родных, близких ему

л юд е й .

Б ы т у е т

гл у б о ко

н е п р а в и л ь н о е

м н е н и е

о

т о м ,

ч т о

звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно,

без специального воздействия и помощи взрослых. В действительности же

невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт

за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве,

с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Очень важно, чтобы

ребёнок с раннего возраста слышал правильную отчётливую речь, на примере

которой формируется его собственная.

Наличие у ребёнка выраженных нарушений в речи обычно сказывается на

всём его психическом развитии. Общий ход психического развития ребёнка в

этом

случае,

безусловно,

замедлится,

что

неизбежно

скажется

на

всём

процессе его школьного обучения и дальнейшей жизни.

Много неприятностей доставляют и так называемые вторичные психические

наслоения,

которые

нередко

возникают

как

реакция

на

речевой

дефект.

Появление

такого

рода

психических

наслоений

является

результатом

многократно испытанных ребёнком неудач в ходе речевого общения, а также

неправильной

реакции

окружающих

на

его

речевой

дефект

(насмешки,

передразнивания). Именно из-за вторичных психических наслоений иногда

даже сравнительно небольшие дефекты речи, страдающие этими дефектами,

воспринимают как самое настоящее несчастье, особенно это, усиливается с

возрастом.

Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети, если они страдают какими-то

речевыми

расстройствами,

не

таили

на

вас

обид

в

течение

всей

их

дальнейшей жизни.

Сделайте всё от вас зависящее, чтобы привести речь ребёнка к норме – пусть

ничто не мешает ему полноценно учиться, работать и жить.

Как организовать логопедические занятия дома?

Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до

того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь.

Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться:

Большое

настольное

зеркало,

чтобы

ребенок

мог

контролировать

правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.

«Лото»

различной

тематики

(зоологическое,

биологическое,

«Посуда»,

«Мебель» и т.п.).

Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших

пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств,

кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки)

Разрезные картинки из двух и более частей.

Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка

должно

стать

коллекционирование

различных

картинок,

которые

могут

пригодиться

в

процессе

подготовки

к

занятиям

(красочные

упаковки

от

продуктов,

журналы,

плакаты,

каталоги

и

пр.)

Заведите

дома

большую

коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».

Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры:

пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные

палочки и т.д.

Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься.

Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить,

что основная деятельность детей – игровая. Все занятия должны строиться по

правилам

игры!

Можно

«отправиться

в

путешествие»

в

Сказочное

Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут

«побеседовать» с малышом.

Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания.

Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий

обязательно проявится.

Советы логопеда

Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно

проводятся:

игры на развитие мелкой моторики,

артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),

игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,

игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Озвучивайте

действия. С

момента

рождения

малыша

родители

(особенно

мама) проводят с ним большую часть своего времени. Ребенок растет и

наблюдает

за

действиями

других

людей.

Старайтесь

все

свои

действия

сопровождать

комментариями,

произносить

вслух

все,

что

вы

делаете.

Например: «Я мою посуду», «Я подметаю пол» и т. д. Так же рассказывайте

крохе, что его окружает, что он видит. Например: «Это небо», «Это кот», «Это

дерево», «Это машина» и т. д.

«Сюсюканье» - исключить. Ни кто не спорит, что Ваш малыш самый милый

и прекрасный на всем белом свете. Так и хочется произносить все слова так-

же

мило

как

и

сам

ребеночек.

Но

это

делать

КАТЕГОРИЧЕСКИ

ЗАПРЕЩЕНО. Самая главная причина, почему «сюсюкать» с крохой не стоит

- это чистая, правильная речь которую должен слышать малыш. Зачем это

нужно?

Это

необходимо,

чтоб

ребенок

правильно

усваивал

и

запоминал

услышанное и пытался применять данный образец в своей речи.

Звуки которые нас окружают. Обращайте внимание ребенка на звуки. Звуки

которые раздаются за окном, на улице, по телевизору и т. д. Например:

«Слушай! Слышишь? Это кот за окном мяукает». «А что это за звук? Это

сигналит машина! А как сигналить машина? Би-би». «Что это шумит? Это

вода из крана льется». «Что это стучит? Это дядя забивает гвоздь» и т. д.

Повторяйте

с

малышом

звуки,

которые

слышали.

Конечно,

при

этом

необходимо улыбаться, так как позитивные эмоции помогут лучше запомнить

ряд звуков и ассоциации которые этот звук вызывает.

Вопросы. Развивать

речь

крохи

помогут

вопросы.

Когда

Вы

гуляете

или

читаете книгу задавайте ребенку наводящие вопросы. Например: «Где мы

оставили

мишку?»,

«Что

делает

мальчик?»,

«Что

это

проехало

мимо?»,

«Какого цвета эта лопатка?». Такие вопросы будут побуждать малыша дать

вам ответ. У него возникнет желание продолжить диалог. Если ребенок не

знает правильного ответа, помогите ему. Дайте правильный ответ за него.

Таки образом Вы предложите ребенку образец ответа на заданный вопрос и в

дальнейшем он будет его использовать в диалоге с Вами.

Используйте познавательные игры. Покупая или выбирая игры обращайте

внимание на то, чтоб в игре было много описательных элементов. Например:

игра «Цвет и форма» - необходимо собрать фигуры одинакового цвета или

формы. В этой игре ребенок конечно может все собрать правильно и молча,

но у нас другая цель. Сделать так, чтобы малыш говорил. Спросите у него:

«А какого цвета этот предмет?». Или «Какой формы этот предмет?». «Почему

ты положил эту картинку сюда?» и т. д. Используйте также игры которые

развивают память и внимание. Например: игра «Чего не хватает» или «Что

лишнее».

Использование

таких

развивающих

игр

должно

быть

систематическими: старайтесь уделять занятиям хоть немного времени, но

каждый день.

Описание предметов. Когда ребенок произносит слово добавляйте описание

или характеристики этого слова. Например: «кот» - пушистый, белый; «часы»

-

папины,

наручные;

«чашка»

-

маленькая,

желтая,

горячая

и

т. д.

Это

поможет

ребенку

быстрее

понять

признаки

по

которым

характеризуются

предметы и принадлежность, то есть кому они принадлежат.

Читайте стихи. Чтение развивает слуховое восприятие ребенка, а так же

чувство ритма. Выбирайте стихи в которых каждая строка требует простого

продолжения

в

рифму.

Например:

«Зайку

бросила

хозяйка,

под

дождем

остался...».

Читая

стихи

таким

образом

Вы

еще

развиваете

логическое

мышление и конечно же речь малыша. Когда ребенок будет хорошо говорить

фразами по несколько слов, то учите с ним простые стишки.

Говорите

четко,

внятно,

понятно. Когда

Вы

разговариваете

с

ребенком

старайтесь

произносить

все

слова

четко,

правильно

и

не

спеша.

С

интонацией,

чтоб

малыш

понимал

когда

ему

задают

вопрос,

а

когда

рассказывают. Помните, что ребенку необходимо больше времени, чем Вам

для обработки полученной информации. Сделайте паузу после вопроса или

рассказа, чтоб малыш принял информацию, обработал и задал или ответил на

Ваш вопрос.

Пересказывайте

и

сочиняйте! Читайте

ребенку

сказки

и

рассказы.

Как

говорилось ранее, данное занятие развивает слуховое восприятие. Так же

очень

полезно

пересказывать

услышанное,

например,

сказку

которую

прочитала мама. Пересказы помогут сформировать лексико-грамматический

строй речи малыша. А именно, согласование слова в роде, числе, падеже,

правильное использование предлогов и союзов и т. д. Еще очень полезно

сочинять

историй

по

картинкам

с

определенным

сюжетом.

Расскажите

ребенку суть изображенного автором, а потом попросите придумать, чем

закончиться

эта

история.

Таким

образом,

развивается

речь

и

фантазия

ребенка.

Если

малыш

затрудняется

рассказать

продолжение

истории,

задавайте

ему

наводящие

вопросы.

Он

с

легкостью

продолжит

рассказ

благодаря Вашим вопросам.

Играйте с пальчиками! Обратите внимание на развитие мелкой моторики -

точных движений пальцев рук. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с

мелкими предметами - все это поможет речи, а в будущем и письму. Ребенок

как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как

бы

ни

казалось

вам

это

утомительным,

пусть

малыш

сам

застегивает

пуговицы,

шнурует

ботинки,

засучивает

рукава.

Причем

начинать

тренироваться

ребенку

лучше

не

на

своей

одежде,

а

сперва

«помогать»

одеться куклам и даже родителям.

По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, язык

будет все понятнее произносить трудные слова.

Тренируйтесь дома! Если ваше чадо занимается с логопедом, то обязательно

все занятия закрепляйте с ним дома. Это поможет достигнуть желаемого

результата в кратчайшие сроки, а так же вселит в ребенка уверенность в себя

и желание говорить и общаться.

Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и

артикуляционной гимнастики.

Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать

причиной заикания.

Начинайте

занятия

с

3-5

минут

в

день,

постепенно

увеличивая

время.

Некоторые

занятия

(например,

на

формирование

лексико-грамматических

категорий) можно проводить по дороге домой.

Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 – 20 минут

Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать

никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это

время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд

вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу

речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые вам игровые

моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое

время.

Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь прочитывать малышу

хоть

несколько

страниц,

рассмотрите

картинки

к

прочитанному

тексту,

опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту.

«Когда же можно все успеть?» - спросите вы. Чтение книг можно отложить

на вечер перед сном.

Возможно, другие педагоги посчитают это неправильным, ведь именно в

такое вечернее время ребенок устал и его внимание рассеяно. Проверено!

Чтение перед сном становится любимым занятием малыша – ведь еще 15-20

минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими

секретами.

Желательно,

чтобы

тема

литературного

произведения

совпадала

с

лексической темой недели.

Пользуйтесь

наглядным

материалом!

Детям

трудно

воспринимать

слова,

оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребенком

названия

фруктов,

покажите

их

в

натуральном

виде

или

пользуйтесь

муляжами, картинками.

Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения

ваших губ, запоминает их.

Не

употребляйте

слово

«неправильно»!

Поддерживайте

все

начинания

малыша,

хвалите

даже

за

незначительные

успехи.

Не

требуйте

от

него

правильного

произношения

слова

сразу.

Лучше

еще

раз

просто

сами

повторите образец произношения этого слова.

Не

бойтесь

экспериментировать!

Игры

можно

придумывать

самим.

Все

зависит от вашей фантазии.

Можно

адаптировать

(упрощать)

сложные

игры,

если

ребенок

не

воспринимает их в том виде, в каком они будут предложены вам.

Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня!



В раздел образования