Автор: Веселкова Наталья Алексеевна
Должность: учитель – дефектолог
Учебное заведение: ГОБУ НОЦППМС филиал №5
Населённый пункт: г. Сольцы, Новгородской области
Наименование материала: Программа психолого–педагогического сопровождения ребенка – инвалида
Тема: «Развитие познавательной деятельности у ребенка – инвалида дошкольного возраста»
Раздел: дополнительное образование
Государственное областное бюджетное учреждение
«Новгородский областной центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи»
Филиал № 5
Рассмотрено на заседании
минипедсовета Центра
Программа
психолого-педагогического сопровождения ребенка - инвалида
«Развитие познавательной деятельности у ребенка – инвалида
дошкольного возраста»
Программу разработал:
Веселкова Н.А.,
учитель-дефектолог
г. Сольцы
2018 год.
Пояснительная записка
Актуальность
Родители
ребенка – инвалида, раннего дошкольного возраста,
обратились к
учителю
-
дефектологу
филиала
с
проблемой
возрастно-
психологического
развития.
У
девочки заболевание
почек,
при
котором
необходимо соблюдать диету. Детский сад ребенок не посещает, так как там,
нет возможности предоставить ей специальное питание.
По
результатам психолого-педагогического
обследования
у
ребенка
выявлено:
Знания и представления ребенка о себе сформированы в соответствии с
возрастом, представления об
окружающем мире – недостаточно. Девочка
затрудняется в назывании диких и домашних животных, птицах, природных
явлений. Недостаточно сформированы представления о временах года, частях
суток и их характерных признаках.
Пространственные представления сформированы не в полном объеме:
ребенок путает правую и левую стороны, затрудняется обозначить словами
положение предметов по отношению к себе.
Речь ребенка фразовая, понятная для окружающих. Крупная
моторика
соответствуют
возрасту,
мелкая
моторика
пальцев
рук
сформирована
недостаточно.
У девочки преобладает наглядно-образное
мышление.
Она
способна
называть одним словом предметы мебели, овощи, фрукты, посуду, сравнивать
предметы
по
существенным
признакам
(цвет,
форма,
р а зм е р ,
предназначение), находить
отличия
и
сходства
между
картинками,
предметами.
Недостаточно
сформировано
умение
отражать
результаты
сравнения в речи, используя прилагательные.
Ребенок
знает
и
называет
основные
цвета,
названия
основных
геометрических фигур. Количественный счет в пределах 10, но не всегда
правильно соотносит цифру и количество предметов. Знает цифры 1, 2, 3.
Конструктивная
и
предметно-практическая
деятельность
сформированы
в
соответствии
с
возрастом.
Навыки
социально-бытовой
ориентировки,
в
основном, сформированы.
По результатам логопедического обследования выявлены следующие
нарушения:
- общая характеристика речи: тихая, смазанная;
- понимание речи: не нарушено
- строение артикуляционного аппарата: без особенностей
- состояние артикуляционной моторики: отмечается изменение мышечного
тонуса языка (повышен), трудности в переключении от одного движения к
другому.
Выполняет
не
все
движения
из
логопедической
гимнастики,
качество этих движений страдает: присутствует смазанность,
нечеткость
движений, слабость напряжения мышц.
-
звукопроизношение:
межзубный
сигматизм
свистящих,
шипящих,
аффрикатов, ламбдацизм, ротацизм;
- речевой выдох: не целенаправленный, сильно укороченный, слабый
- фонематический слух: не различает слова, близкие по звуковому составу; не
дифференцирует слоги.
- состояние слоговой структуры слова: не нарушена
- словарь: бытового характера (чашка – чай), не точен, отсутствуют многие
обобщающие понятия;
- грамматические категории -
нарушено формирование словоизменения и
словообразования;
- предложения простые малораспространенные.
-связная речь сформирована недостаточно.
Ребенку необходимы занятия по развитию речи.
Личностные
особенности:
работоспособность
снижена,
с
плохой
переключаемостью с одного вида деятельности на другую.
Исходя из
результатов
диагностики
рекомендовано посещение
индивидуальных
занятий
по коррекционно-развивающей
программе
«Формирование
познавательной
деятельности»,
в
которую
включены
4
раздела: (развитие элементарных математических представлений; развитие
представлений об окружающем мире; речевое развитие; развитие мелкой
моторики).
Научная обоснованность
Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие
элементарных
математических
представлений,
представлений
об
окружающем
мире,
развитие
речи,
мелкой
моторики.
Формирование
и
развитие этих представлений является основой интеллектуального развития
детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
На
пятом
году
жизни
уровень
умственного
развития
ребёнка
характеризуется
значительным
накоплением
наглядно
-
чувственных
представлений
и
простейших
понятий.
У
ребёнка
активно
развиваются
наглядно образное мышление, произвольное внимание, память, способность
управлять своим поведением. Ему свойственно стремление выполнять более
обобщённые и сложные по своему содержанию задания и получать за это
положительную оценку взрослого.
В общей системе всестороннего развития детей развитие способности
ребенка дошкольного возраста к освоению элементарных математических
представлений занимает особое место. Дети четырёх лет активно осваивают
счёт,
пользуются
числами,
осуществляют
элементарные
вычисления
по
наглядной
основе
и
устно,
осваивают
простейшие
временные
и
пространственные
отношения,
преобразуют
предметы
различных
форм
и
величин. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую
математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи
и зависимости на предметах и числовом уровне.
Математика даёт огромные возможности для развития познавательных
способностей, которые являются базой для формирования математического
мышления в перспективе, а сформированность такого стиля мышления –
гарантия
для
успешного
усвоения
математического
содержания
в
дальнейшем.
Поэтому
необходима
целенаправленная
работа
по
развитию
способностей ребенка
к
усвоению
им
элементарных
математических
представлений.
Важным аспектом обучения детей является расширение представлений об
окружающем их мире. Программный материал рассчитан на формирование
представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой
природы и человека.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития
детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои
мысли,
тем
шире
его
возможно сти
в
познании
окружающей
действительности,
содержательнее
и
полноценнее
отношения
со
сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое
развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи
детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные
нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм
данного языка.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития,
настаивают
на
том,
что
развитие
интеллектуальных
и
мыслительных
процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с
развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти
руки
принадлежит
важная
роль
в
формировании
головного
мозга,
его
познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался
ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем
даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык,
письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и
потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных,
координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы
одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных
бытовых
и
учебных
действий.
Работа
с
пластичным
материалом
в
разнообразных техниках помогает развивать мелкую моторику рук, имеет
большое
значение
для
всестороннего
развития
ребенка,
его
речевого
развития, побуждает творческую активность ребенка и фантазию.
Занятия по развитию мелкой моторики включают лепку из пластилина.
Они представляют большую возможность для развития и обучения детей,
способствуют
развитию
таких
психических
процессов,
как:
внимание,
память, мышление, а так же развитию творческих способностей, ребенок
учится планировать свою работу и доводить её до конца.
Данная программа составлена на основе учебно-методического комплекса
Помораевой
И.А.,
Позиной
В.А.
«Формирование
элементарных
математических представлений для занятий с детьми 4 - 5 лет»; пособия по
познавательному развитию для детей 4-5 лет Вахрушева А.А., Кочемасовой
Е.Е.
«Здравствуй,
мир!»;
программы
Т.Б.Филичевой,
Г.В.Чиркиной
«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития
речи у детей»; методических разработок Давыдовой Г.Н.
Цели программы – развитие познавательной деятельности у ребенка
инвалида.
Задачи:
- развитие знаний и представлений о себе и окружающем мире;
- развитие пространственных и временных представлений;
- обогащение словарного запаса;
- развитие фонематических представлений;
- развитие навыков звукового анализа и синтеза;
- развитие мелкой моторики;
- развитие элементарных математических представлений
Для родителей:
Формировать мотивацию родителей на активную работу с ребёнком дома
(разъяснение, показ достижений ребёнка, поддержка)
Адресат
Ребенок – инвалид, (заболевание почек) 4 лет, не посещающий детский сад.
Продолжительность курса
Система занятий рассчитана на 90 занятий. Занятия проводятся 2 раза в
неделю по 20 минут.
Форма работы – индивидуальные занятия, включающие дидактические игры,
практическую деятельность, совместную творческую деятельность, активные
формы организации занятий.
Условия реализации программы
Занятия проводятся в соответствии с психолого–педагогическими и
санитарно-гигиеническими нормами. Оформление и оборудование кабинета
обеспечивает комфортность и многофункциональность.
Условием успешной реализации программы является организация особой
предметно-развивающей среды для прямого действия ребенка со специально
подобранными
группами
предметов
и
материалами
в
процессе
усвоения
содержания.
Обучение проводится с опорой на наглядность, приобретённые ранее
знания и опыт решения некоторых проблем. Каждое новое представление
(понятие) формируется на основе включения его в систему, ранее усвоенных.
В зоне индивидуальных занятий:
Комплект мебели (стол-стул)
Мозаики.
Геометрические орнаменты.
Сюжетные изображения, составленные из геометрических фигур.
Наборы «Учись считать», «Счетные палочки», геометрических
фигур, пазлы, разрезные картинки.
Календарь года.
Альбомы с иллюстрациями «Времена года».
Иллюстрации на нахождение сходства и различий.
Карточки с различными множествами предметов.
Игра «Сложи узор».
Счетные палочки.
Наборы полосок разной длины, высоты и ширины.
Кукольная мебель
Набор пластилина
Магнитная доска
Настенное зеркало для логопедических занятий,
Логопедический инструментарий (зонды, шпатели,
зондозаменители, тренажёры на дыхание),
Дидактический материал (картинки по лексическим темам, игры
«Один-много», «Назови ласково» и др),
- настольные игры на развитие словаря ,грамматического строя речи,
связной речи
Для профилактики утомляемости необходимо проводить частую смену
видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую
через каждые 5 минут.
Родители присутствуют на занятиях и включены в деятельность.
Содержание коррекционно-развивающей работы:
Развитие элементарных математических представлений:
Количество и счёт
Формирование количественного и порядкового счета в пределах 5.
Образование последующего числа путем добавлением одного предмета к
группе, предыдущего – удалением одного предмета из группы. Счет до 5 на
основе наглядности. Порядковый счет. Цифры 4, 5, 0. Узнавание цифр 0, 1, 2,
3, 4, 5 и соотнесение их с количеством пальцев и предметов, рисование и
лепка цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5.
Величина
Сравнивание двух предметов по величине методом наложения, «на глаз»:
больше,
меньше,
одинаковые.
Сравнение
предметов
по
размеру
(длине,
ширине,
высоте)
наложением,
приложением.
Отражение
результатов
сравнения в речи, используя прилагательные.
Форма
Развитие представления о круге, квадрате, треугольнике, шаре и кубе.
Формирование умения группировать предметы по форме (шары, кубы, круги,
квадраты,
треугольники). Выделение особых признаков фигур с помощью
зрительного
и
осязательно-двигательного
анализаторов.
Соотношение
формы предметов с известными геометрическими фигурами.
Ориентировка в пространстве
Развитие
пространственных
представлений
относительно
себя,
обозначение словами положение по отношению к себе (справа от меня, слева
от меня, впереди меня – сзади меня, надо мной – подо мной, рядом со мной);
Ориентировка во времени
Формирование
представлений
о
времени;
развитие
представлений
о
временах
года,
частях
суток,
их
характерных
о с о бе н н о с тя х ,
последовательности;
Развитие представлений об окружающем мире:
Ребенок и его дом.
Домашний адрес. Дом и домашний очаг. Основные предметы быта и
убранства дома (посуда, мебель, бытовые приборы). Разнообразие назначения
предметов быта (посуда столовая, чайная; мебель для кухни и комнат). Игры
и занятия детей дома с родными.
Ребенок и макросоциальное окружение.
Мой двор. Моя улица. Мой город: улицы, дома, транспорт, памятники.
Места общественного назначения: магазины, аптеки, почта, парк, библиотека.
Мир растений.
Растения сада и огорода. Овощи и фрукты, съедобные и несъедобные
части. Что можно приготовить из овощей и фруктов.
Мир животных.
Животные, птицы, насекомые (строение тела, способ передвижения,
питание, среда обитания). Животные и птицы дома и в лесу. Разнообразие
домашних и диких животных. Забота о животных и птицах. Многообразие
насекомых, защита от насекомых
Временные представления и явления природы
Представление о временах года (весна, лето). Представление о сезонных
явлениях природы, признаки и приметы весны, лета. Месяцы весны, лета.
Речевое развитие:
Развитие артикуляционной моторики
Упражнения, направленные на развитие челюстей
Упражнения, направленные на развитие подвижности губ
Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка
Упражнения, направленные на развитие подвижности губ, мышц языка, щёк
Постановка звуков
Знакомство с артикуляцией звук
Изолированное произнесение
Звук в слогах
Звук в словах и в словосочетаниях
Звук в предложении
Звук в тексте
Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений
и аналитико – синтетической деятельности
Узнавание звука на фоне слога, слова
Формирование фонематического анализа
Развитие фонематических представлений
Уточнение, обогащение словаря
Формирование глагольного словаря: активное усвоение инфинитива,
вопросительного и повелительного наклонения глаголов.
Введение
в
речь
прилагательных,
обозначающих
признаки
и
качества
предметов.
Об огащение
активного
словаря
нареч ия ми,
о б о з н ач а ю щ и м и
местонахождение (там, тут, вот, здесь), количество (мало, много, ничего)
Обучение подбору слов-синонимов, антонимов, родственных слов.
Уточнение слов, обозначающих временные понятия (части суток, дни недели,
времена года)
Совершенствование грамматического строя речи:
Совершенствовать умение подбирать и употреблять в речи слова-синонимы,
антонимы.
Употребление имен существительных в косвенных падежах единственного
числа;
Согласование имен числительных с именами существительными;
Согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже.
Согласование существительных с притяжательными местоимениями
Образование существительных во множественном числе
Образование антонимов
Образование уменьшительно-ласкательных форм
Развитие связной речи:
Формирование навыка составления простых предложений по вопросам, по
демонстрации действий, по серии сюжетных картин, по сюжетной картине,
по моделям, схемам
Закрепление навыка построения предложений из 3-4 слов.
Развитие мелкой моторики:
Обучение приемам лепки
Раскатывание пластилина прямыми и кругообразными движениями,
сплющивание ладонями,
Лепка пальцами для уточнения формы,
Оттягивание,
Сглаживание,
Вдавливание и уравнивание пальцами заданной формы,
Лепка всей рукой и пальцами и др.
Выполнение последовательности действий
Обучение ребенка самостоятельно отщипывать маленькие кусочки
пластилина и скатывать их шарики.
Обучить самостоятельно, раскладывать шарики на заданном пространстве,
использовать в своей работе несколько цветов пластилина.
Обучение ребенка размазывать пластилиновые шарики в разных
направлениях.
Обучить прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного
расплющивания, научить составлять композицию.
Использование вспомогательных предметов
Научить пользоваться стеком,
Применять дополнительные материалы такие как: косточки, перышки, крупы
и т. п.
Лепка изделия по образцу педагога и словесной инструкции
Обучить работать на заданном пространстве.
Научить принимать задачу, слушать и слышать речь педагога действовать по
образцу, а затем по словесному указанию.
Результаты реализации программы
К концу коррекционно-развивающей работы по развитию элементарных
математических
представлений
планируется
достичь
следующих
результатов:
Ребенок должен знать:
Названия признаков предметов (цвет, величина, форма)
Обозначать словами положение предметов по отношению к себе
Цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5
Названия и последовательность времен года, частей суток
Уметь:
Считать в пределах 5 (на основе наглядности);
Пользоваться количественным и порядковым счетом в пределах 5;
определять
равенство
или
неравенство
множеств
на
основе
составления пар предметов (не прибегая к счету);
Уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей
группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один
(лишний) предмет;
Выкладывать, определенное количество предметов в соответствии с
образцом или заданным числом в пределах 5;
Сравнивать предметы по величине методом наложения, «на глаз»,
отражать результаты сравнения в речи, используя, прилагательные.
К концу коррекционно-развивающей работы по развитию представлений об
окружающем мире планируется достичь следующих результатов:
Ребенок должен знать:
Свой домашний адрес;
Названия основных предметов домашнего быта и их назначение;
Места общественного назначения в городе Сольцы;
Название растений сада и огорода (3-4 вида);
Названия диких и домашних животных (3-4 вида);
Элементарные приемы защиты от насекомых.
Ребенок может:
Правильно и точно называть своё имя, возраст, пол, домашний адрес;
Называть и отличать времена года и их признаки;
отличать и называть домашних и диких животных (3—4 вида) и насекомых;
отличать и называть растения сада и огорода (3—4 вида);
В результате коррекционно-развивающей работы по развитию речи
планируется достичь следующих результатов:
улучшится
подвижность
артикуляционной
моторики:
улучшится
переключение
органов
артикуляции,
удержание
позы
языка
(упражнение
«Лопатка», «Иголочка» сможет удерживать до 5 секунд);
улучшится
грамматическое
оформление
речи.
Падежные,
родовидовые
окончания
слов
должны
проговариваться
четко;
простые
предлоги —
употребляться
адекватно,
научиться
владеть
навыками
словообразования:
продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от
суще ствительных
и
глаголов,
уменьшительно-ласкательных
и
увеличительных форм существительных и проч.;
улучшится слуховое восприятие: научится различать неречевые звуки, звуки
по тембру, силе и схожие по звучанию слова; научится различать слова
близкие по звуковому составу, дифференцировать слоги из двух слогов.
активный словарь по изученным темам должен стать более широкий,
научиться использовать в спонтанном общении слова различных лексических
категорий
(существительных,
глаголов,
наречий,
прилагательных,
местоимений и т. д.);
должны быть поставлены, дифференцированы и автоматизированы в связной
речи свистящие звуки и аффрикаты
н ау ч и т с я
п о л ь з о в ат ь с я
в
с а м о с т оя т е л ь н о й
р еч и
п р о с т ы м и
распространенными
и
сложными
предложениями,
владеть
навыками
о б ъ е д и н е н и я
и х
в
р а с с к а з .
В
результате
коррекционно-развивающей
работы
по
развитию мелкой
моторики планируется достичь следующих результатов:
Ребенок должен знать:
Основные
приёмы
работы
с
пластилином,
скатывание,
размазывание,
придавливание, налепы.
Уметь:
Владеть навыками рационального деления пластилина.
Раскатывать его в кружочки, столбики, жгутики.
Создавать картинку на основе готовых элементов.
Ожидаемые результаты работы с родителями:
Родители замотивированы на работу с ребёнком и ведут тетрадь работы с
ребёнком.
Система оценки достижений.
Подведение итогов реализации программы осуществляется в форме
педагогических наблюдений, скрытого тестирования в ходе занятий, бесед с
родителями и проведения их консультирования.
Структура занятий
На индивидуальных занятиях соблюдаются основные педагогические
принципы:
последовательность,
доступность,
постепенное
усложнение
материала, наглядность и др.
Занятие состоит из 3 частей: вводная, основная и заключительная
Вводная
часть включает
в
себя
ритуал
приветствия,
развитие
коммуникативных навыков.
Основная часть. В этой части занятия проводятся упражнения и игры,
направленные на развитие элементарных математических представлений и
представлений об окружающем мире.
На заключительную часть отводится 1 – 2 минуты, в течение которых
проводится ритуал окончания занятия.
После каждого занятия специалист дает рекомендации родителям.
Учебно-тематическое планирование
«Развитие элементарных математических представлений»
№
п/п
Тема занятия
Кол-во
заняти
й
1.
Геометрическая
фигура
–
квадрат,
особые
признаки
квадрата
1
2.
Счет в прямом (до трех) и обратном порядке (от трех)
1
3.
Геометрическая
фигура
– треугольник,
о собые
признаки треугольника
1
4.
Сравнение
двух
предметов
по
длине,
отражение
результатов сравнения в речи: длинный – короткий,
длиннее – короче, одинаковые по длине
1
5.
Расположение
предметов
по
отношению
к
себе,
обозначение
словами (справа от меня, слева от меня,
впереди меня – сзади меня, надо мной – подо мной,
рядом со мной)
1
6.
Образование числа 4, знакомство с цифрой 4.
1
7.
Сравнение
двух
предметов
по
величине, отражение
результатов сравнения в речи:
«больше», «меньше»,
«одинаковые»
1
8.
Сравнение
двух
предметов
по
ширине,
отражение
результатов сравнения в речи: широкий – узкий, шире
– уже, одинаковые по ширине
1
9.
Пространственные представления: понятия «внутри»,
«снаружи»
1
10.
Составление числа 4 разными способами
1
11.
Сравнение предметов по количеству (в пределах трёх).
Понятия «столько же», «одинаково», «поровну»
1
12.
Понятие «пусто», «ничего». Цифра 0
1
13.
Знакомство с тетрадью в клетку
1
14.
Геометрическая фигура – шар, особые признаки шара
1
15.
Уравнение групп предметов разными способами
1
16.
Геометрическая фигура – куб, особые признаки куба
1
17.
Образование числа 5, знакомство с цифрой 5
1
18.
Порядковый
счет
до
5,
практическое
знакомство
с
составом числа 5
1
19.
Счет в прямом (до пяти) и обратном порядке (от пяти)
1
20.
Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь)
1
Учебно-тематическое планирование
«Развитие представлений об окружающем мире»
№п/п
Тема занятия
Количество
занятий
1.
Домашний адрес.
1
2.
Дом и домашний очаг. Основные предметы быта и
убранства дома (посуда, мебель, бытовые приборы).
1
3.
Разнообразие
назначения
предметов
быта
(посуда
столовая, чайная; мебель для кухни и комнат).
1
4.
Игры и занятия детей дома с родными.
1
5.
Мой двор. Моя улица.
1
6.
Мой город: улицы, дома, транспорт, памятники.
1
7.
Места общественного назначения: магазины, аптеки,
почта, парк, библиотека.
1
8.
Огород. Овощи. Разнообразие овощей.
1
9.
Что можно приготовить из овощей?
1
10.
Сад. Фрукты. Что можно приготовить из фруктов?
1
11.
Разнообразие домашних птиц (петух, курица, утка,
гусь, индюк). Забота человека о домашних птицах.
1
12.
Весна – время года. Весеннее пробуждение природы.
1
13.
Месяцы весны. Приметы весны во дворе.
1
14.
Признаки весны (ледоход, первоцветы)
1
15.
Наши друзья – животные. Обитатели леса – звери.
1
16.
Лето – время года. Месяцы лета. Приметы и
признаки лета.
1
17.
Домашние животные – наши помощники.
1
18.
Забота человека о домашних животных.
1
19.
Путешествие в гости к насекомым.
1
20.
Защита от насекомых.
1
Учебно-тематическое планирование
«Развитие речи»
Направление
цель
Задачи
Средства
Обшие
речевые
навыки
Развитие
артикуляцио
Воспитывать
длительный
ротовой выдох
Работать
над
модуляцией
голоса
Воспитание
интонационной
выразительности речи
Развитие и совершенствование
музыкально – ритмических
«Задуй свечу»
«Подуй под счет»
«Прокатимся на лифте»
«Скажи громко(тихо)»
«Позови гномика,
великана»
Потешки , диалоги,
драматизации,
нной
моторики
Постановка
свистящих
звуков
способностей
Учить выразительно читать
стихи, используя естественные
логические паузы, ударения,
передавая свое отношение к
окружающему.
Формировать умения
произвольно принимать
мимические позы
Уметь расслаблять мышцы
лицевой мускулатуры
Формировать речевое дыхание
(распределение выдоха и
добор воздуха в процессе
речи)
Упражнения, направленные на
развитие челюстей
Упражнения, направленные на
развитие подвижности губ
Упражнения, направленные на
развитие подвижности мышц
языка
Упражнения, направленные на
развитие подвижности губ,
мышц языка, щёк
«Скажи по – другому»
«Кто сердится?»
Шумовые оркестры,
повтори ритмический
рисунок
«Покажи удивленного
(радостного, испуганного,
грустного, сердитого)
гномика»
Приемы самомассажа
1)«Бегемот»
2) «Обезьянки»
3)»Жевательная резинка»
1)«Лягушка»
2) «Хоботок»
3) «Лягушка – Хоботок»
4) «Окошко», «Рыбка»
1)«Лопаточка»
2) «Иголочка»
3) «Лопаточка – иголочка»
4) «Футбол»
5) «Часики»
6) «Качели»
7) «Лошадка»
1) «Лягушка – хоботок»
2) «Лопаточка»
3) «Трубочка»
4) «Толстячок»
5) «Худышка»
6) «Накажем
непослушный язычок»
Постановка
аффрикатов
Автомати-
зация
поставленны
х звуков в
речи
Развитие
фонематичес
кого
восприятия,
фонематичес
ких
представлен
ий и
аналитико –
синтетическ
ой
деятельност
и
Дифференци
Знакомство с артикуляцией
звука
Знакомство с артикуляцией
звука
1.Изолированное
произнесение
2.Звук в слогах
3.Звук в словах и в
словосочетаниях
4. Звук в предложении
5. Звук в тексте
1. Узнавание звука на фоне
слога, слова
1) Поднять руку на заранее
обусловленный звук, слог,
слово
2) Запомнить на слух и
повторить ряд слогов, слов в
определённой
последовательности
3) Запомнить первый
названный звук, слог, слово в
ряду звуков, слогов, слов
7) «Расчёсочка»
8) «Часики»
9) «Качели»
«Накажем непослушный
язычок»
«Бублик»
«Сдуем ватку»
«Блинчик»
«Почистим зубки»
«Кошечка»
«Заборчик»
«Лодочка»
«Индюк»
«Качели»
«Вкусное варенье»
«Лошадка»
«Дует ветерок»
«Пароход гудит»
Игры на звукоподражание
Произнесение слогов, слов
и предложений
Работа с игровым
материалом, картинками
Работа с
деформированным текстом
Заучивание и
проговаривание
чистоговорок, поговорок,
стихов и скороговорок
«Повтори за мной»
«Назови картинку»
«Пройди лабиринт»
«Расскажи про…»
«Звуковая мозаика»
«Подними нужный
символ»
«Раз, два, три, за мною
повтори»
«Цепочка слов»
«Телеграф»
ация звуков
С-З-Ц
Уточнение,
обогащение
словаря
Совершенст
вование
грамматичес
кого строя
речи:
2. Формирование
фонематического анализа
1) Определить первый звук в
слоге, слове
2) Определить последний звук
3) Определить место звука в
слове (в начале, в середине, в
конце)
4. Развитие фонематических
представлений
1) Подобрать слово на
заданный звук, слог
2) Придумать слово по
количеству данных звуков,
слогов
3) Подобрать картинки на
заданный звук
Работа над звуками:
1. Дифференциация звуков на
слух
2. Дифференциация звуков в
слогах
3. Дифференциация звуков в
словах
4. Дифференциация звуков в
словосочетаниях,
предложениях, текстах
- Формирование глагольного
словаря: активное усвоение
инфинитива,
вопросительного и
повелительного наклонения
глаголов.
- Введение в речь
прилагательных,
обозначающих признаки и
«Запомни, повтори»
«Морзянка»
«Шнурок»
«Звуковое домино»
«Весёлый поезд»
«Весёлый рыболов»
«Домики»
«Кто за кем?»
«Как нас зовут?»
«Путаница»
«Звуки поссорились»
«Доскажи словечко»
«Поймай звук»
«Звукоедик»
«Волшебная ромашка»
«Отбери картинки»
«Звук убежал»
«Звуковое лото»
«Отгадай»
«Скажи наоборот»
«Пуговицы»
«Пирамидка»
«Следопыт»
«Звуковая мозаика»
«Звуки, я вас различаю»
«Четвёртый лишний»
«Цветные подарки»
«Что делает?»
«Скажи по – другому»
«Спроси куклу?
Развитие
связной
речи:
качества предметов.
- Обогащение активного
словаря наречиями,
обозначающими
местонахождение (там, тут,
вот, здесь), количество (мало,
много, ничего)
- Обучение подбору слов-
синонимов, антонимов,
родственных слов.
- Уточнение слов,
обозначающих временные
понятия (части суток, дни
недели, времена года)
- Совершенствовать умение
подбирать и употреблять в
речи слова-синонимы,
антонимы.
-употребление имен
существительных в косвенных
падежах единственного числа;
- согласование имен
числительных с именами
существительными;
- согласование сущ с
прилагательными в роде,
числе и падеже.
-согласование сущ с
притяжательными
местоимениями
- образование сущ во
множественном числе
- образование антонимов
- образование уменьшительно-
ласкательных форм
- Формирование навыка
составления простых
предложений по вопросам, по
демонстрации действий, по
«Что сказал мишка?»
«Какой, какое, какая?»
«Выбери такую же»
«Расскажи, где?»
«Исправь ошибки
Незнайки»
«Выбери правильно»
«Найди противоположное»
«4 лишний»
«Назови дни недели»
«Что будет потом»
«Когда мы просыпаемся?»
«Скажи наоборот»
«Повтори , не ошибись»
«Телефон»
«Мы корреспонденты»
«Телеграмма»
«Скажи по – другому»
«Большой и маленький»
«День рождения»
«Подарки»
«Кто где?»
«Посчитай»
«Чей? Чья? Чье?»
«Один – много»
«Кто за кем?»
«Что из чего?»
серии сюжетных картин , по
сюжетной картине, по
моделям, схемам
- Закрепление навыка
построения предложений из 3-
4 слов.
Учебно-тематическое планирование
«Развитие мелкой моторики»
№ Наименование разделов и тем.
Всего
часов
1
Вводное занятие.
2
2
Учим руки быть послушными.
4
3
Грибная полянка.
4
4
Кто на листике живет?
4
5
«Урожай»
4
6
Времена года.
4
7
Рыбки в аквариуме.
4
8
С новым годом!
4
11
Итого
30
Список литературы:
-Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. – М. – 2015.
-Вахрушев
А.А.,
Кочемасова
Е.Е.
Здравствуй,
мир!
Пособие
по
познавательному
развитию
для
детей.
Ч.
2
(4-5
лет)
М.
издательство
Школьный дом
-Волина В.В. Праздник числа. – М. – 2003.
-Козина Л.Ю. Игры по математике для дошкольников. – М. – 2008.
-Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических
представлений: Подготовительная к школе группа. – М. – 2015.
-Усачев А. Считарь. – М. – 2000.
-Шарыгина Т.А. Точные сказки. Формирование временных представлений. –
М. – 2005.
-Т.Б.
Филичева,
Г.В.Чиркина
«
Программа
логопедической
работы
по
преодолению общего недоразвития речи у детей».М.: Просвещение, 2009г
-Т.Б.
Филичева,
Г.В.Чиркина
«Подготовка
к
школе
детей
с
общим
недоразвитием
речи
в
условиях
специального
детского
сада»
2
части.
Москва. Издательство «Альфа» 1993г.
-Т.Б. Филичева, Т.В.Туманова «Дети с общим недоразвитием речи». Учебно –
методическое пособие для логопедов и воспитателей. Москва «Гном-Пресс»
2002г.
-Т.Б.
Филичева,
Т.В.Туманова
«Дети
с
фонетико
-
фонематическим
недоразвитием
речи».
Учебно
–методическое
пособие
для
логопедов
и
воспитателей. Москва «Гном-Пресс»1999г.
-В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко.«Фронтальные логопедические занятия
в старшей группе детей с ОНР»1,2,3, период. Москва. «Издательство ГНОМ
и Д»2000г.
-Т.А. Ткаченко «Логопедическая тетрадь. Развитие связной речи».
Санкт – Петербург «Детство – Пресс» 1999г.
-В.В.
Цвынтарный.
«Играем
пальчиками
и
развиваем
речь».
Санкт
–
Петербург 1996г.
-Т.Б. Филичева, Н.С.Жукова. Е.М. Мастюкова «Логопедия».Екатеринбург .
Издательство «Литур» 2004г.
-М.Е.
Хватцев.
«Логопедия.
Работа
с
дошкольниками».
Пособие
для
логопедов и родителей. Москва.Издательство «Аквариум», Санкт –петербург
«Дельта» 1996г.
-Лыкова
И.А.
«Изобразительная
деятельность
в
детском
саду»
(старшая
группа) Москва, «Карапуз-дидактика», 2007.
-Комарова Т.С. «Дети в мире творчества» Москва, «Мнемозина», 1995.
3.«Программа воспитания и обучения в детском саду» / под ред. Васильевой
М.А, Гербовой В.В, Комаровой Т.С, Москва, «Воспитание дошкольника»,
2004.
-Куцакова Л.В, Мерзлякова С.И.«Воспитание ребёнка-дошкольника» Москва,
«Владос», 2004.
-Сборник программ 2100 «Дошкольная подготовка» / под ред. Леонтьева А.А,
Москва, «Баласс», 2004.
- Малышева А.Н, Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду» Ярославль,
«Академия развития», 2006.
-Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
Москва, «Просвещение», 1991.
-Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги» Ярославль, «Академия развития»,
1999.
- Анистратова А.А, Гришина Н.И. «Поделки из пластилина и солёного теста»
Москва, «Издательство Оникс», 2009