Автор: Гусева Светлана Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ школа №13 с УИОП
Населённый пункт: Московская область г.о. Жуковский
Наименование материала: статья
Тема: "Проблема разрешения конфликтов в образовательной среде"
Раздел: начальное образование
Тема: "Проблема разрешения конфликтов в образовательной среде."
Школа во все времена являлась зеркалом общества. Современная
действительность
не
исключение.
Пристальное
внимание
со
стороны
современного
российского
социума
к
процессу
обучения
и
воспитания
подрастающего
поколения
вызвано
в
первую
очередь
участившимися
конфликтами
в
современном
образовательном
пространстве,
все
чаще
выходящими
за
пределы
образовательной
организации
и
сотрясающими
общественность проявлениями насилия, агрессии, суицида, а в последнее
время и тяжких преступлений.
Специфика педагогической работы заключается в том, что труд педагога,
протекает индивидуально, как труд одиночки. Работая с ученическим коллек-
тивом один на один, педагог, как правило, находится в сильном психическом
напряжении, ибо он должен активно регулировать как свое поведение, так и
поведение учащихся в различных ситуациях. Такая изначально повышенная
нервно-психическая нагрузка способствует повышению вероятности дезадап-
тивной регуляции интеллектуальной и эмоциональной сферы.
Следует отметить, что педагоги остро реагируют на оценку своих
личностных данных. Педагог привык оценивать других. Ему очень трудно со-
гласиться с выводами о том, что неблагоприятное развитие педагогической
ситуации
часто
предопределено
его
собственными
личностно-профессио-
нальными слабостями и недостатками. Кроме того, большинство учителей
имеют высокую личностную тревожность, в силу которой склонны гипербо-
лизировать, драматизировать события или впадать в глухую психологическую
защиту.
Осмысление причин, вызывающих конфликты, является отправной точкой
разрешения конфликта. Как показывают исследования, большинство причин
межличностных
конфликтов
связано
с
изначально
конфликтогенным
несоответствием формальных и неформальных связей в любом социуме, с
профессиональной деятельностью и личностными особенностями.
В.А.Сухомлинский писал: "Конфликт между педагогом и ребенком, ме-
жду учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда для
школы... Умение избежать конфликт - одна из составных частей педагогиче-
ской мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только со-
храняет, но и создает воспитательную силу коллектива."
1
Проблема руководитель-подчиненный имеет место и в школьном
социуме.
Можно
выделить
две
основные
группы
мер
по
упреждению
"вертикальных" конфликтов в школе типа "Руководитель-учитель".
Первая группа связана с организацией деятельности педагогов и включает:
- четкую организацию труда, наличие у подчиненных ясных представле-
ний о круге своих обязанностей, единство требований администрации;
- правильную расстановку кадров и оптимальное распределение функцио-
нальных обязанностей;
-
создание
возможных
условий
для
дальнейшего
профессионального
роста учителя;
- адекватное использование моральных и материальных стимулов добро-
совестному выполнению педагогом своих функций.
Вторая группа мер связана непосредственно с действиями руководителя
учебного заведения:
- личный пример руководителя в труде и общении;
- систематическая воспитательная работа с коллективом;
-обеспечение высокой степени информированности педагогов обо всем
происходящем;
- регулирование межгрупповых отношений;
- коллегиальное решение ряда проблем;
- составление “банка ожиданий” при планировании любых управленче-
ских решений, а также предварительная экспертиза ситуации и принятие
решений по ее результатам.
Упреждение конфликтов типа “Учитель-ученик” базируются на переори-
ентации образования на личность ребенка. Личностный подход в воспитании,
как
основополагающий
момент
в
упреждении
конфликтных
отношений,
заключается в переходе к широкому использованию метода педагогических
ситуаций. Данный метод включает в себя ситуации творчества (мозговой
штурм
при
решении
сложных
проблем,
разработка
идей,
придумывание
вариантов действий и проч.), ситуации выбора (даже созданные искусственно
с целью педагогического воздействия), ситуации успеха и ситуации аванси-
рованного доверия.
Антиконфликтным
фактором служит недопущение формирования
в
сознании учителя субъективного представления о модели идеального учени-
ка, что может психологически негативно влиять на ожидания педагога. “Не-
соответствие” идеалу воспринимается как “недоразвитие”, “неуравновешен-
ность”, “неспособность” и т.п. Справедливо отмечал К.Д. Ушинский: “Учи-
тель должен помнить всегда, что доступное ему может еще вовсе не быть
доступно его ученику”.
2
Упреждающими являются такие приемы: мажорный характер предъявляе-
мых требований; позитивная оценка личности, обеспечивающая общий пси-
хологический фон отношений; различные виды “положительного подкрепле-
ния” ученика; прием “Я-сообщение”; педагогическая оценка, инструментиро-
ванная
как
“естественное
последствие”
действия
или
поступка
ученика.
Корректирующее влияние положительной или отрицательной оценки пове-
дения ученика предотвращает проявление к нему каких-либо оскорблений,
вызова у него агрессивности или тревожности, т.е. тех качеств, которые часто
провоцируют возникновение конфликтов; формирование адекватной само-
оценки у учащегося. Для снижения такого конфликтогенного фактора как по-
вышенный уровень притязаний воспитанников возможны следующие ме-
ры: пресечение захваливания в семье; увеличение требовательности со сторо-
ны учителя и родителей, указание в тактичной форме на недостатки, вклю-
чение самого учащегося в оценочный процесс: взаимоанализ, самоанализ
результатов деятельности.
Организация педагогом широкого спектра ситуаций, включение в которые
требует от него обучение ученика способам самооценки и взвешивания по-
следствий
своего
поведения,
в
конечном
счет е
-
о б учение
е го
самостоятельному принятию решения. Обеспечение педагогом разнообраз-
ных учебных и вне учебных ролей, привлекательных для школьников, подни-
мающих их личностный статус в классе, ролей, в которых они чувствуют
себя деятельно способными и успешными.
Для упреждения конфликтов типа “Учитель-Родитель” необходимо нахо-
диться на позиции изначально объективного отношения к родителю, поста-
вив “заслон” собственной негативной психологической установке, появлению
которой часто способствует субъективный настрой педагога на родителей.
Во-вторых, первые встречи и беседы учителя с родителями должны быть
формирующими доброжелательные отношения, т.к. на почве установившихся
подобных взаимосвязей продуктивнее могут быть предотвращены возмож-
ные конфликтные ситуации. Взрослые часто оказываются двоечниками в об-
ласти главной человеческой профессии - родителей. Потому слова и поступки
педагога как профессионального человековеда не должны провоцировать раз-
витие конфликта с родителями. В связи с этим следует выделить основное
правило, соблюдение которого помогает упреждать появление данного типа
конфликта. Оно предложено В.А.Сухомлинским: “Как можно меньше вызо-
вов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения
сыновей отцовской “сильной рукой”, для предупреждения об опасностях:
“если и дальше так будет продолжаться”...., - и как можно больше такого об-
3
щения детей с родителями, которое приносит радость матерям и от-
цам”.
При разрешении любого школьного конфликта следует учесть, что
-
конфликтную
ситуацию
нужно
рассматривать
в
общем
контексте
реального учебно-воспитательного процесса;
-
косвенно
или
прямо
любой
межличностный
конфликт
влияет
на
духовный климат школы; причем деструктивный характер такого конфликта
ухудшает морально-психологическую обстановку в социуме;
- конфликт школьный "не должен выходить за собственные рамки" (т.е.
принимать форму другого конфликта)
Основными подходами к разрешению конфликтов в школе могут быть:
- восприятие конфликта как социального факта;
- отношение к конфликту как к особо значимой педагогической проблеме;
-
рассматривание
конфликта
как
ценного
источника
информации
о
личности, в нем участвующей;
- принятие учителем моральной ответственности на себя за происходящее
в данной ситуации;
-
выделение
"надситуативного"
уровня
педагогического
конфликта,
способствующего
расширению
личностной
зоны
влияния
учителя,
выявлению и пониманию проблем ученика;
-
определение
и
использование
оптимальной
стратегии
поведения
в
конфликте.
Разработку
технологии
разрешения
конфликта
следует
начать
с
понимания
позиции участников конфликтов, с определения условий для
взаимодействия с ними в зоне их общих интересов. Совместный поиск путей
конструктивного
решения
конфликта
включает
наличие
альтернативных
вариантов,
избрание
оптимальной
стратегии
поведения,
ее
ситуативной
корректировки. То есть следует иметь в виду не только основной, но и
запасной
вариант
поведения
в
конфликте
(например,
ведущий
через
компромиссное решение - к сотрудничеству).
Одним
из
действенных
способов
упреждения
конфликтов
является
оптимизация
всех
форм
общения,
оказание
психологической
и
педагоги-
ческой помощи тем, кто в силу различных жизненных обстоятельств, своего
духовного состояния в этом нуждается. Необходима разработка вопросов
адаптации новых работников и молодых педагогов к социально-психоло-
гическим условиям коллектива, регулирования процессов идентификации и
интеграции,
свидетельствующих
о
достижении
психологиче ской
совместимости людей и комфортности их межличностного общения. Нужно
4
проводить
мониторинговые
социально-психологические
исследования
конфликтогенности школьных социумов.
Чтобы
сделать
реальностью
разрешение
школьных
конфликтов,
используя
имеющиеся
в
научной
литературе
и
педагогической
практике
теоретико-прикладные разработки, полезно иметь в современной школе такое
инновационное структурное образование как конфликтологическая служба.
В структуру конфликтологической службы входят: руководитель службы,
его
заместители
по
социально-педагогическим
исследованиям
и
по
организации учебных занятий, конфликтологи по работе с неформальными
лидерами
и
"конфликтными"
личностями-учащимися,
менеджер-органи-
затор, кураторы по работе с классными коллективами.
Особенностью структуры конфликтологической службы является активное
привлечение к ее деятельности ученического актива, которое способствует
обучению подрастающего поколения в духе конфликтологической парадигмы
соответствующей ей жизненной позиции.
«Характерной особенностью душевного равновесия является спокойная
обстановка
целенаправленного
труда,
ровные,
то ва р и щ е с к и е
взаимоотношения, отсутствие раздражительности. Без душевного равновесия
невозможно нормально работать; там, где нарушается это равновесие, жизнь
коллектива превращается в «ад». Василий Александрович Сухомлинский.
5