Напоминание

"Проблема разрешения конфликтов в образовательной среде"


Автор: Гусева Светлана Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ школа №13 с УИОП
Населённый пункт: Московская область г.о. Жуковский
Наименование материала: статья
Тема: "Проблема разрешения конфликтов в образовательной среде"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: "Проблема разрешения конфликтов в образовательной среде."

Школа во все времена являлась зеркалом общества. Современная

действительность

не

исключение.

Пристальное

внимание

со

стороны

современного

российского

социума

к

процессу

обучения

и

воспитания

подрастающего

поколения

вызвано

в

первую

очередь

участившимися

конфликтами

в

современном

образовательном

пространстве,

все

чаще

выходящими

за

пределы

образовательной

организации

и

сотрясающими

общественность проявлениями насилия, агрессии, суицида, а в последнее

время и тяжких преступлений.

Специфика педагогической работы заключается в том, что труд педагога,

протекает индивидуально, как труд одиночки. Работая с ученическим коллек-

тивом один на один, педагог, как правило, находится в сильном психическом

напряжении, ибо он должен активно регулировать как свое поведение, так и

поведение учащихся в различных ситуациях. Такая изначально повышенная

нервно-психическая нагрузка способствует повышению вероятности дезадап-

тивной регуляции интеллектуальной и эмоциональной сферы.

Следует отметить, что педагоги остро реагируют на оценку своих

личностных данных. Педагог привык оценивать других. Ему очень трудно со-

гласиться с выводами о том, что неблагоприятное развитие педагогической

ситуации

часто

предопределено

его

собственными

личностно-профессио-

нальными слабостями и недостатками. Кроме того, большинство учителей

имеют высокую личностную тревожность, в силу которой склонны гипербо-

лизировать, драматизировать события или впадать в глухую психологическую

защиту.

Осмысление причин, вызывающих конфликты, является отправной точкой

разрешения конфликта. Как показывают исследования, большинство причин

межличностных

конфликтов

связано

с

изначально

конфликтогенным

несоответствием формальных и неформальных связей в любом социуме, с

профессиональной деятельностью и личностными особенностями.

В.А.Сухомлинский писал: "Конфликт между педагогом и ребенком, ме-

жду учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда для

школы... Умение избежать конфликт - одна из составных частей педагогиче-

ской мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только со-

храняет, но и создает воспитательную силу коллектива."

1

Проблема руководитель-подчиненный имеет место и в школьном

социуме.

Можно

выделить

две

основные

группы

мер

по

упреждению

"вертикальных" конфликтов в школе типа "Руководитель-учитель".

Первая группа связана с организацией деятельности педагогов и включает:

- четкую организацию труда, наличие у подчиненных ясных представле-

ний о круге своих обязанностей, единство требований администрации;

- правильную расстановку кадров и оптимальное распределение функцио-

нальных обязанностей;

-

создание

возможных

условий

для

дальнейшего

профессионального

роста учителя;

- адекватное использование моральных и материальных стимулов добро-

совестному выполнению педагогом своих функций.

Вторая группа мер связана непосредственно с действиями руководителя

учебного заведения:

- личный пример руководителя в труде и общении;

- систематическая воспитательная работа с коллективом;

-обеспечение высокой степени информированности педагогов обо всем

происходящем;

- регулирование межгрупповых отношений;

- коллегиальное решение ряда проблем;

- составление “банка ожиданий” при планировании любых управленче-

ских решений, а также предварительная экспертиза ситуации и принятие

решений по ее результатам.

Упреждение конфликтов типа “Учитель-ученик” базируются на переори-

ентации образования на личность ребенка. Личностный подход в воспитании,

как

основополагающий

момент

в

упреждении

конфликтных

отношений,

заключается в переходе к широкому использованию метода педагогических

ситуаций. Данный метод включает в себя ситуации творчества (мозговой

штурм

при

решении

сложных

проблем,

разработка

идей,

придумывание

вариантов действий и проч.), ситуации выбора (даже созданные искусственно

с целью педагогического воздействия), ситуации успеха и ситуации аванси-

рованного доверия.

Антиконфликтным

фактором служит недопущение формирования

в

сознании учителя субъективного представления о модели идеального учени-

ка, что может психологически негативно влиять на ожидания педагога. “Не-

соответствие” идеалу воспринимается как “недоразвитие”, “неуравновешен-

ность”, “неспособность” и т.п. Справедливо отмечал К.Д. Ушинский: “Учи-

тель должен помнить всегда, что доступное ему может еще вовсе не быть

доступно его ученику”.

2

Упреждающими являются такие приемы: мажорный характер предъявляе-

мых требований; позитивная оценка личности, обеспечивающая общий пси-

хологический фон отношений; различные виды “положительного подкрепле-

ния” ученика; прием “Я-сообщение”; педагогическая оценка, инструментиро-

ванная

как

“естественное

последствие”

действия

или

поступка

ученика.

Корректирующее влияние положительной или отрицательной оценки пове-

дения ученика предотвращает проявление к нему каких-либо оскорблений,

вызова у него агрессивности или тревожности, т.е. тех качеств, которые часто

провоцируют возникновение конфликтов; формирование адекватной само-

оценки у учащегося. Для снижения такого конфликтогенного фактора как по-

вышенный уровень притязаний воспитанников возможны следующие ме-

ры: пресечение захваливания в семье; увеличение требовательности со сторо-

ны учителя и родителей, указание в тактичной форме на недостатки, вклю-

чение самого учащегося в оценочный процесс: взаимоанализ, самоанализ

результатов деятельности.

Организация педагогом широкого спектра ситуаций, включение в которые

требует от него обучение ученика способам самооценки и взвешивания по-

следствий

своего

поведения,

в

конечном

счет е

-

о б учение

е го

самостоятельному принятию решения. Обеспечение педагогом разнообраз-

ных учебных и вне учебных ролей, привлекательных для школьников, подни-

мающих их личностный статус в классе, ролей, в которых они чувствуют

себя деятельно способными и успешными.

Для упреждения конфликтов типа “Учитель-Родитель” необходимо нахо-

диться на позиции изначально объективного отношения к родителю, поста-

вив “заслон” собственной негативной психологической установке, появлению

которой часто способствует субъективный настрой педагога на родителей.

Во-вторых, первые встречи и беседы учителя с родителями должны быть

формирующими доброжелательные отношения, т.к. на почве установившихся

подобных взаимосвязей продуктивнее могут быть предотвращены возмож-

ные конфликтные ситуации. Взрослые часто оказываются двоечниками в об-

ласти главной человеческой профессии - родителей. Потому слова и поступки

педагога как профессионального человековеда не должны провоцировать раз-

витие конфликта с родителями. В связи с этим следует выделить основное

правило, соблюдение которого помогает упреждать появление данного типа

конфликта. Оно предложено В.А.Сухомлинским: “Как можно меньше вызо-

вов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения

сыновей отцовской “сильной рукой”, для предупреждения об опасностях:

“если и дальше так будет продолжаться”...., - и как можно больше такого об-

3

щения детей с родителями, которое приносит радость матерям и от-

цам”.

При разрешении любого школьного конфликта следует учесть, что

-

конфликтную

ситуацию

нужно

рассматривать

в

общем

контексте

реального учебно-воспитательного процесса;

-

косвенно

или

прямо

любой

межличностный

конфликт

влияет

на

духовный климат школы; причем деструктивный характер такого конфликта

ухудшает морально-психологическую обстановку в социуме;

- конфликт школьный "не должен выходить за собственные рамки" (т.е.

принимать форму другого конфликта)

Основными подходами к разрешению конфликтов в школе могут быть:

- восприятие конфликта как социального факта;

- отношение к конфликту как к особо значимой педагогической проблеме;

-

рассматривание

конфликта

как

ценного

источника

информации

о

личности, в нем участвующей;

- принятие учителем моральной ответственности на себя за происходящее

в данной ситуации;

-

выделение

"надситуативного"

уровня

педагогического

конфликта,

способствующего

расширению

личностной

зоны

влияния

учителя,

выявлению и пониманию проблем ученика;

-

определение

и

использование

оптимальной

стратегии

поведения

в

конфликте.

Разработку

технологии

разрешения

конфликта

следует

начать

с

понимания

позиции участников конфликтов, с определения условий для

взаимодействия с ними в зоне их общих интересов. Совместный поиск путей

конструктивного

решения

конфликта

включает

наличие

альтернативных

вариантов,

избрание

оптимальной

стратегии

поведения,

ее

ситуативной

корректировки. То есть следует иметь в виду не только основной, но и

запасной

вариант

поведения

в

конфликте

(например,

ведущий

через

компромиссное решение - к сотрудничеству).

Одним

из

действенных

способов

упреждения

конфликтов

является

оптимизация

всех

форм

общения,

оказание

психологической

и

педагоги-

ческой помощи тем, кто в силу различных жизненных обстоятельств, своего

духовного состояния в этом нуждается. Необходима разработка вопросов

адаптации новых работников и молодых педагогов к социально-психоло-

гическим условиям коллектива, регулирования процессов идентификации и

интеграции,

свидетельствующих

о

достижении

психологиче ской

совместимости людей и комфортности их межличностного общения. Нужно

4

проводить

мониторинговые

социально-психологические

исследования

конфликтогенности школьных социумов.

Чтобы

сделать

реальностью

разрешение

школьных

конфликтов,

используя

имеющиеся

в

научной

литературе

и

педагогической

практике

теоретико-прикладные разработки, полезно иметь в современной школе такое

инновационное структурное образование как конфликтологическая служба.

В структуру конфликтологической службы входят: руководитель службы,

его

заместители

по

социально-педагогическим

исследованиям

и

по

организации учебных занятий, конфликтологи по работе с неформальными

лидерами

и

"конфликтными"

личностями-учащимися,

менеджер-органи-

затор, кураторы по работе с классными коллективами.

Особенностью структуры конфликтологической службы является активное

привлечение к ее деятельности ученического актива, которое способствует

обучению подрастающего поколения в духе конфликтологической парадигмы

соответствующей ей жизненной позиции.

«Характерной особенностью душевного равновесия является спокойная

обстановка

целенаправленного

труда,

ровные,

то ва р и щ е с к и е

взаимоотношения, отсутствие раздражительности. Без душевного равновесия

невозможно нормально работать; там, где нарушается это равновесие, жизнь

коллектива превращается в «ад». Василий Александрович Сухомлинский.

5



В раздел образования