Автор: Типелина Наталья Валентиновна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: Ленинск – Кузнецкий городской округ
Наименование материала: учебная программа по внеурочной деятельности
Тема: Волшебная кисть
Раздел: среднее образование
Управление образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Рабочая
Рабочая
программа
программа
по внеурочной деятельности
Волшебная кисть
классы
5 - 7
Составитель
Н.В.Типелина,
учитель изобразительного искусства
г. Ленинск – Кузнецкий
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬНАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНАЯ КИСТЬ»
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
в ценностно-ориентационной сфере:
-
формирование
художественного
вкуса
как
способности
чувствовать
и
воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем понимания;
в трудовой сфере:
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических
творческих работ;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной сфере:
- умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности
универсальных
способностей
учащегося
проявляющихся
в
познавательной
и
практической творческой деятельности:
-
умение
самостоятельно
определять
цели
своего
обучения,
ставить
и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-
умение
самостоятельно
планировать
пути
достижения
целей,
в
том
числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
-
умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи,
собственные
возможности ее решения;
- развитие фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
-
формирование
критического
мышления,
способности
аргументировать
свою
точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
- получение опыта восприятия произведений искусства как основы формирования
коммуникативных умений.
2
Предметные
результаты
характеризуют
опыт
учащихся
в
художественно-
творческой деятельности, который приобретается и
закрепляется в процессе освоения
учебного предмета:
в познавательной сфере:
- познание мира через визуальный художественный образ, представление места и
роли изобразительного искусства в жизни человека и общества;
- освоение основ изобразительной грамоты, особенностей образно-выразительного
языка
разных
видов
изобразительного
искусства,
художественных
средств
выразительности;
- приобретение практических навыков и умений изобразительной деятельности;
- умение различать изученные виды пластических искусств;
- восприятие и анализ смысла (концепции) художественного образа произведений
пластических искусств;
- осмысливание произведений изобразительного искусства и явлений культуры,
используя для этого специальную терминологию, умение давать определения изученных
понятий;
в ценностно-ориентационной сфере:
- формирование эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни,
осознание системы общечеловеческих ценностей;
- развитие эстетического (художественного) вкуса как способности чувствовать и
воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, освоение
мультикультурной картины современного мира;
- умение понимать ценность художественной культуры разных народов мира и
места в ней отечественного искусства;
-
уважение
культуры
других
народов;
освоение
эмоционально
–
ценностного
отношения
к
искусству
и
к
жизни,
духовно
–
нравственного
потенциала,
аккумулированного в произведениях искусства;
- умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных
в произведениях искусства;
в коммуникативной сфере:
-
умение
ориентироваться
в
социально
–
эстетических
и
информационных
коммуникациях;
- умение организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
в эстетической сфере:
3
- умение реализовывать творческий потенциал в собственной художественно –
творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на
эстетическом уровне;
- развитие художественного мышления, вкуса, воображения и фантазии, умение
формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале
пластических искусств;
- умение воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах
произведений
высокого
и
массового
изобразительного
искусства,
умение
выделять
ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
- проявление устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего
народа и достижениям мировой культуры; формирование эстетического кругозора;
в трудовой сфере:
-
умение
применять
различные
выразительные
средства,
художественные
материалы и техники в своей творческой деятельности;
- приобретение опыта работы различными художественными материалами.
Учащиеся научатся:
-
применять
на
практике
законы
цветоведения,
правила
выполнения
рисунка,
живописных работ и композиции, чувствовать и уметь передавать гармоничное сочетание
цветов, тональные отношения;
-
правильно
определять
размер,
форму,
конструкцию
и
пропорции
предметов,
грамотно изображать их на бумаге;
-
передавать
в
работе
не
только
настроение,
но
и
собственное
отношение
к
изображаемому объекту;
- передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное
положение предметов средствами перспективы и светотени;
- наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной
перспективы;
- в сюжетных работах передавать движение;
- искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять
наброски и зарисовки к сюжету;
-приобретать навыки творческого видения и корректного обсуждения выполненных
работ;
- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическими материалами;
- работать по репродукциям картин выдающихся художников и рисункам детей;
4
- делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися, прислушиваться к
их мнению.
II.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ВОЛШЕБНАЯ КИСТЬ»
Учебный курс 5 класса содержит следующие разделы:
1.
Живопись
Изучение основ живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение
основных,
теплых
и
холодных
цветов.
Контраст
теплых
и
холодных
цветов,
эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой и
черной краской.
Практическая
работа:
изображение
сюжетных
композиций,
пейзажей
натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.
2.
Графика
Расширение знаний о языке графики, использование знакомых приемов работы
графическими материалами, выполнение творческих заданий на передачу перспективы,
выразительности
тоновых
пятен,
их
контраста.
Работа
с
цветными
карандашами
и
фломастерами.
Практическая
работа:
изображение
цветов,
растений,
деревьев,
пейзажей,
натюрмортов, сюжетных композиций.
3.
Декоративное искусство
Знакомство
с
особенностями
языка
декоративного
искусства.
Использование
стилизации формы и цвета в произведениях декоративно - прикладного творчества. Виды
орнамента.
Практическая
работа:
создание
декоративных
композиций
с
использованием
различных
видов
орнамента,
создание
сюжетных
композиций
с
использованием
стилизации формы и цвета предметов (плакат, эмблема).
4.
Итоговое занятие
Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного
развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия
продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить,
кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах искусства. Кроме
того,
в
процессе
обсуждения
дети
могут
высказывать
свое
мнение
как
по
поводу
отдельных
тем
занятий,
так
и
по
вопросам
языка
художественной
выразительности
изобразительного искусства.
5
Учебный курс 6 класса содержит следующие разделы:
1.
Живопись
Закрепление знаний основ живописи. Рисование с натуры и по представлению.
Работа в техниках по сырому, гризайль
Практическая
работа:
изображение
сюжетных
композиций,
пейзажей
натюрмортов, природных объектов.
2.
Графика
Расширение знаний о языке графики, использование знакомых приемов работы
графическими материалами, выполнение творческих заданий на передачу перспективы,
выразительности тоновых пятен, их контраста. Работа тушью, пастелью, карандашами.
Практическая работа: изображение пейзажей, натюрмортов, сюжетных композиций,
портретов.
3.
Декоративное искусство
Знакомство
с
особенностями
языка
декоративного
искусства.
Использование
стилизации формы и цвета в произведениях декоративно - прикладного творчества.
Практическая
работа:
создание
декоративных
композиций
с
использованием
различных
видов
орнамента,
создание
сюжетных
композиций
с
использованием
стилизации формы и цвета предметов, конструирование из бумаги, аппликация.
4.
Итоговое занятие
Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного
развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия
продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить,
кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах искусства. Кроме
того,
в
процессе
обсуждения
дети
могут
высказывать
свое
мнение
как
по
поводу
отдельных
тем
занятий,
так
и
по
вопросам
языка
художественной
выразительности
изобразительного искусства.
Учебный курс 7 класса содержит следующие разделы:
1.
Живопись
Закрепление знаний основ живописи. Рисование с натуры и по представлению.
Использование в своих работах различных техник живописи.
Практическая
работа:
изображение
сюжетных
композиций,
пейзажей,
природных объектов.
5.
Графика
Расширение знаний о языке графики, использование знакомых приемов работы
графическими материалами, выполнение творческих заданий на передачу перспективы,
6
выразительности
тоновых
пятен,
их
контраста,
передачу
фактуры
предмета
Работа
фломастерами, пастелью, цветными карандашами.
Практическая работа: изображение пейзажей, натюрмортов, сюжетных композиций
с изображением фигуры человека, портретов, создание комиксов.
6.
Декоративное искусство
Знакомство
с
особенностями
языка
декоративного
искусства.
Использование
различных материалов в выполнении декоративных работ.
Практическая
работа:
создание
декоративных
композиций
с
использованием
различных
видов
орнамента,
создание
сюжетных
композиций
с
использованием
стилизации формы и цвета предметов, конструирование из бумаги, аппликация.
7.
Итоговое занятие
Обсуждение достигнутых результатов, выставка работ учащихся за учебный год.
7
III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№
п/п
Наименование разделов/тем
Всего
часов
1.
Живопись
14
1.1
Техники и виды живописи
1.2
Хроматические и ахроматические цвета
1.3
Основные цвета и составные
1.4
Цветовой круг. Композиция «В гостях у осени»
1.5
Теплые и холодные цвета
1.6
Рисование на тему «Закат солнца». Композиция
1.7
Рисование на тему «Закат солнца». Цвет
1.8
Рисование на тему «Пейзаж с радугой». Композиция
1.9
Рисование на тему «Пейзаж с радугой». Цвет
1.10
В сказочном подводном царстве. Композиция
1.11
В сказочном подводном царстве. Цвет
1.12
Акварель и ее особенности. Изображение цветов
1.13
Гуашь и ее особенности. Изображение птиц
1.14
Жанры искусства. Виртуальная экскурсия в художественную галерею
2.
Графика
11
2.1
Графика как вид станкового искусства
2.2
Выразительные средства графики. Выполнение линейных рисунков трав
2.3
Простые карандаши и их выразительные возможности
2.4
Натюрморт в черно-белой графике. Композиция
2.5
Натюрморт в черно-белой графике. Работа тоном
2.6
Цветные карандаши и их выразительные возможности
2.7
Композиция «Мы в цирке»
2.8
Фломастеры и их выразительные возможности
2.9
Иллюстрация сказочного произведения
2.10
Статика и динамика в графике. Изображение животных
2.11
Смешивание техник изображения. Композиция «Узоры на крыльях»
3.
Декоративное искусство
8
3.1
Стилизация формы и цвета в орнаменте. Виды орнамента
3.2
Композиция из растительного орнамента
3.3
Композиция из геометрического орнамента
8
3.4
Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика
3.5
Составление композиции из шрифта
3.6
Экологическая эмблема
3.7
Плакат «Краски лета». Составление композиции
3.8
Плакат «Краски лета». Цвет
4.
Итоговое занятие
1
4.1
Выставка творческих работ «Юные художники»
6 класс
№
п/п
Наименование разделов/тем
Всего
часов
1.
Живопись
14
1.1
Сюжет в картине. Жанры изобразительного искусства
1.2
Сюжетная композиция по теме «Воспоминание о лете»
1.3
Цветоведение. Колорит в живописи. «Подсолнухи»
1.4
Теплые и холодные цвета. Натюрморт из фруктов
1.5
Натюрморт с натуры. Композиция
1.6
Натюрморт с натуры. Цвет
1.7
Рисование на тему «Вид из окна»
1.8
Рисование на тему «Я мечтаю». Композиция
1.9
Рисование на тему «Я мечтаю». Цвет
1.10
Рисование гуашью по цветному фону на тему «Цветущий куст»
1.11
Маринистика. Изображение морского пейзажа
1.12
Рисование на тему «Туманное утро». Техника по мокрой бумаге
1.13
Печать смятой бумагой. Пейзаж
1.14
Виртуальная экскурсия в художественную галерею
2.
Графика
11
2.1
Силуэт и тень. Рисунок тушью
2.2
Рисование на тему «Сказочный город». Составление композиции
2.3
«Сказочный город». Рисование шариковыми ручками
2.4
Натюрморт с натуры. Линейно – конструктивное построение
9
2.5
Натюрморт с натуры. Наложение штриха
2.6
Натюрморт в технике гризайль
2.7
Портрет пастелью
2.8
Портрет с натуры. Карандашный рисунок
2.9
Портрет с натуры. Работа тоном
2.10
Пейзаж. Линейная перспектива
2.11
Пейзаж. Воздушная перспектива
3.
Декоративное искусство
8
3.1
Основы декоративной композиции. Орнамент в искусстве народов мира
3.2
Создание имитации витража по теме «Растительные мотивы»
3.3
Декоративный пейзаж. Обобщение природных мотивов. Создание
композиции
3.4
Декоративный пейзаж. Проработка деталей
3.5
Декоративные рыбки. Работа тушью
3.6
Коллективная работа по теме «Подводный мир»
3.7
Конструирование поздравительной открытки
3.8
Украшение поздравительной открытки деталями
4.
Итоговое занятие
1
4.1
Выставка творческих работ «Юные художники»
7 класс
№
п/п
Наименование разделов/тем
Всего
часов
1.
Живопись
14
1.1
Основы цветоведения. Акварельная живопись по сырому
1.2
Осенний пейзаж. Рисунок на смятой бумаге
1.3
Изображение воды акварелью. Водная лилия
1.4
Изображение деревьев акварелью
1.5
Изображение животных акварелью
1.6
Перспектива. Деревенский пейзаж
10
1.7
Рисование на тему «Перед грозой»
1.8
Рисование на тему «Ритмы города». Композиция
1.9
Рисование на тему «Ритмы города». Цвет
1.10
Рисование на тему «Мой родной край». Композиция
1.11
Рисование на тему «Мой родной край». Цвет
1.12
Рисование на тему «Космос – мечты и реальность». Композиция
1.13
Рисование на тему «Космос – мечты и реальность». Цвет
1.14
Виртуальная экскурсия в художественную галерею
2.
Графика
11
2.1
Зимний пейзаж пастелью
2.2
Букет цветов пастелью
2.3
Текстура в рисунке. Изображение животных и растений
2.4
Портрет цветными карандашами. Прорисовка
2.5
Портрет цветными карандашами. Раскрашивание
2.6
Изображение фигуры человека с натуры
2.7
Рисование на тему «В спортивном зале». Составление композиции
2.8
Рисование на тему «В спортивном зале». Работа фломастерами
2.9
Комиксы. Разработка сюжета
2.10
Комиксы. Составление рисунка
2.11
Комиксы. Работа в графике
3.
Декоративное искусство
8
3.1
Аппликация из постеров. Композиция
3.2
Аппликация из постеров. Завершение работы
3.3
Обложка для детского журнала. Композиция
3.4
Обложка для детского журнала. Раскрашивание, аппликация
3.5
Конструирование поздравительной открытки
3.6
Украшение поздравительной открытки деталями
3.7
Плакат «Живи, лес». Композиция
3.8
Плакат «Живи, лес». Цвет
4.
Итоговое занятие
1
4.1
Выставка творческих работ «Юные художники»
11
12