Автор: Чуев Вячеслав Викторович
Должность: учитель физики, информатики, ОБЖ
Учебное заведение: МОБУ ООШ №19
Населённый пункт: п. Заводской
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ 4 КЛАСС СЧЁТ"
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19 п.ЗАВОДСКОЙ
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
_____________ Жаворонкова И.Б.
«__» августа 2017г.
«Утверждаю»
Директор МОБУ ООШ №19
______________ Минёнок Т.В.
Приказ № ___ от «__» сентября 2017г.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ
4 КЛАСС
СЧЁТ
Составил: Чуев Вячеслав Викторович
п. Заводской
2016г.
Пояснительная записка.
Рабочая
программа
по
учебному
предмету
«Счёт»
составлена
на
основании
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под
редакцией Воронковой В.В. Подготовительный. 1-4 классы - М.:«Просвещение», 2011г.
Количество часов по индивидуальному плану ( обучение на дому) на предмет счёт
выделено 34 часа в год , 1 час в неделю. Обучение ведется по учебнику «Математика»,
4 кл; Т.В. Алышева; Москва "Просвещение", 2011г.
Цели и задачи
Цели:
- формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения
учебных и практических задач, продолжения образования;
-освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о
математике;
-развитие образного и логического мышления, воображения;
-воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в
повседневной жизни.
Задачи:
преодоление недостатков в познавательной деятельности и эмоционально-волевой сфере
с нарушением интеллекта, а также их подготовка к трудовой деятельности;
коррекция интеллекта и личности учащихся;
социальная адаптация учащихся с интеллектуальным нарушением
в
современном
обществе.
Содержание рабочей программы
Счёт в пределах 100
Присчитывание, отсчитывание в пределах 100 в прямой и обратной последовательности
Счет десятками; Сравнение чисел. Знаки отношений больше (>), меньше (<), равно (=).
Состав чисел из десятков и единиц, сложение и вычитание чисел
с переходом через
десяток. Свойства натурального ряда чисел на числа, большие двадцати.
Сложение двузначных
чисел с переходом через десяток путем разложения второго
слагаемого на два числа. Вычитание двузначных чисел из двузначных с переходом через
десяток путем разложения вычитаемого на два числа. Таблицы состава двузначных чисел
с переходом через десяток. Названия компонентов и результатов сложения и вычитания в
речи учащихся. Число 0 как компонент сложения. Единица (мера) длины — дециметр.
Обозначение:
1
дм.
Соотношение:
1
дм
=
10
см.
Сложение
и
вычитание
чисел,
полученных при измерении одной мерой стоимости, длины (сумма (остаток) может быть
меньше, равна или больше 1 дм), массы, времени.
Понятия
«столько же»,
«больше
(меньше)
на
несколько
единиц».
Простые
арифметические
задачи
на
увеличение
(уменьшение)
чисел
на
несколько
единиц.
в
том
числе
и
задачи
практического
содержания;
составление
по
серии
рисунков
используя
рассказ
с
использованием
математических терминов;
Составные арифметические задачи в два действия.
Прямая, луч, отрезок. Сравнение
отрезков. Угол. Элементы угла: вершина, стороны. Виды углов: прямой, тупой, острый.
Сравнение углов с прямым углом.
Построение прямого угла с помощью чертежного
треугольника.
Четырехугольники:
прямоугольник,
квадрат.
Свойства
углов,
сторон.
Треугольник:
вершины,
углы,
стороны.
Построение
прямоугольника,
квадрата,
треугольника на бумаге
в клетку по заданным вершинам.
Часы, циферблат, стрелки.
Измерение времени в часах, направление движения стрелок. Единица (мера) времени —
час. Обозначение: 1 ч. Измерение времени по часам с точностью до 1 ч. Половина часа
(полчаса).
Деление предметных совокупностей на две равные части (поровну).решать задачи (в 1
действие), устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и
искомым, отражать ее на моделях, выбирать и объяснять арифметическое действие для
решения задачи; составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению;
Основные требования к уровню подготовки:
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова
и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном
порядке счета;
читать, записывать, сравнивать (используя знаки сравнения «>», « <», « =», термины
«равенство» и «неравенство») и упорядочивать числа в пределах 20;
объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0; объяснять, как
образуются
числа
второго
десятка
из
одного
десятка
и
нескольких
единиц,
и
что
обозначает каждая цифра в их записи;
выполнять действия нумерационного характера: 15 + 1, 18 – 1, 10 + 6, 12 – 10, 14 –4
распознавать
последовательность
чисел,
составленную
по
заданному
правилу;
устанавливать
правило,
по
которому
составлена
заданная
последовательность
чисел
(увеличение или уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20) и продолжать ее;
выполнять
классификацию
чисел
по
заданному
или
самостоятельно
установленному
признаку;
читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения
этой величины (сантиметр, дециметр)и соотношение между ними: 1 дм = 10 см.
Учащийся получит возможность научиться:
-вести счет десятками;
-обобщать
и
распространять
свойства
натурального
ряда
чисел
на
числа,
большие
двадцати.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Учащийся научится:
-понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на
схемах и в математических записях с использованием знаков действий и знака равенства;
-выполнять сложение и вычитание, используя общий прием прибавления (вычитания) по
частям; выполнять сложение с применением переместительного свойства сложения;
-выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух
слагаемых и
взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10);
-объяснять прием сложения (вычитания) с переходом через разряд в пределах 20.
Учащийся получит возможность научиться:
-выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20;
-называть числа и результат при сложении и вычитании, находить в записи сложения и
вычитания значение неизвестного компонента;
-проверять и исправлять выполненные действия.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
-решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;
-составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов;
-устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым,
отражать ее на моделях, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения
задачи;
-составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению;
Учащийся получит возможность научиться:
-составлять различные задачи по предлагаемым схемам и записям решения;
-отмечать изменения в решении при изменении вопроса задачи или ее условия и отмечать
изменения в задаче при изменении ее решения;
- проверять и исправлять неверное решение задачи.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
-понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение
предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение
предмета на плоскости;
-описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева,
справа (левее – правее), вверху, внизу (выше – ниже), перед, за, между и др.;
-находить
в
окружающем
мире
предметы
(части
предметов),
имеющие
форму
многоугольника (треугольника, четырехугольника и т.д., круга);
-распознавать,
называть,
изображать
геометрические
фигуры
(точка,
линии,
прямая,
отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг);
-находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч).
Учащийся получит возможность научиться:
-выделять изученные фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков, которые
образуются, если на отрезке поставить одну точку (две точки), не совпадающие с его
концами
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
-измерять
(с
помощью линейки)
и
записывать
длину (предмета,
отрезка), используя
изученные единицы длины сантиметр и дециметр и соотношения между ними;
-чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки;
-выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету.
Учащийся получит возможность научиться:
-соотносить
и
сравнивать
величины
(например,
расположить
в
порядке
убывания
(возрастания) длины: 1 д, 8 см, 13 см).
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
-читать небольшие готовые таблицы;
-строить несложные цепочки логических рассуждений;
-определять верные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку.
Учащийся получит возможность научиться:
-определять
правило
составления
несложных таблиц
и
дополнять
их
недостающими
элементами;
проводить логические рассуждения, устанавливая отношения между объектами
Знать:
-счёт в пределах 20 по единице и равными числовыми группами;
-таблицу состава чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток;
-название компонентов и результатов сложения и вычитания;
-различие между прямой, лучом, отрезком;
-элементы четырехугольника, треугольника.
Уметь:
-решать простые арифметические задачи;
-определять время по часам;
-чертить прямоугольник, квадрат.
-Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода, с переходом через
десяток, с числами, полученными при счете и измерении одной мерой;
-Решать простые и составные арифметические задачи и конкретизировать с помощью
предметов или их заместителей и кратко записывать содержание задачи;
-Узнавать , называть, чертить отрезки, углы -прямой, тупой, острый- на нелинованной
бумаге;
-Чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку;
-Определять время по часам с точностью до 1 часа.
Примечания.
1.Решаются только простые арифметические задачи.
2. Прямоугольник, квадрат вычерчивается с помощью учителя.
3. Знание состава однозначных чисел обязательно.
4.
Решение
примеров
на
нахождение
суммы,
остатка
с
переходом
через
десяток
(сопровождается подробной записью решения)
Календарно-тематическое планирование
№
урока
Тема урока
Кол-во
часов
Дата по
плану
Дата по
факту
l четверть
1
Числовой ряд. Место числа в числовом ряду.
Соседи числа. Предыдущие и следующие числа.
Увеличение, уменьшение числа на единицу.
1
8.09
2
Четные – нечетные, однозначные – двузначные
числа Решение простых задач на нахождение
суммы и разности
1
15.09
3
Двадцать единиц – два десятка. Сравнение чисел в
разрядных таблицах. Сравнение чисел, решение
примеров на сложение и вычитание.
1
22.09
4,
Увеличение, уменьшение числа на
2,3,4,5,6,7,8,9,10.
1
29.09
5
Переместительный закон сложения. Решение
примеров.
1
6.10
6
Решение примеров в два действия.
1
13.10
7
Контрольная работа по теме «Второй десяток».
1
20.10
8
Решение примеров на сложение в пределах 20 с
переходом через десяток.
1
27.10
ll четверть
9
Вычитание
Состав чисел второго десятка.
Решение примеров в два действия.
1
10.11
10
11
Сложение и вычитание чисел с переходом через
десяток
2
17.11
24.11
12
Прямая, луч, отрезок. Сравнение отрезков
1
1.12
13
Угол, четырехугольник Виды углов. Квадрат.
Построение прямоугольника , квадрата
1
8.12
14
Контрольная работа «Сложение и вычитание чисел
с переходом через десяток».
1
15.12
15
Одна сотня – десять десятков.
1
22.12
lll четверть
16
Круглые десятки. Сравнение круглых десятков.
1
12.01
17
Сложение и вычитание круглых десятков.
3
19,26.01
18
19
Решение задач.
2.02
20
Сравнение двузначных чисел в пределах 100.
1
9.02
21
22
Увеличение числа на единицу, десяток.
2
16.02,24.02
23
24
Уменьшение числа на единицу, десяток.
2
2.03 9.03
25
Числовой ряд от 1 до 100. Четные – нечетные числа
в пределах 100.
1
16.03
26
Контрольная работа «Одна сотня».
1
23.03
IVчетверть
27
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Нумерация чисел в пределах сотни».
1
06.04
28
Меры длины
1
13.04
29
Меры времени
1
20.04
30
Меры массы
1
27.04
31
Меры стоимости
1
04.05
32
Окружность .Круг
1
11.05
33
Итоговая контрольная работа
1
18.05
34
Повторение
2
25.05
Учебно- методические средства обучения:
1.
Игра для детей: Думай, считай, решай/ разработчики: Гаврина С.Е., Кутявина
Н. Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.- КОГУП «Кировская областная
типография», 2004г
2.
Хилько, А.А.Математика, Учебник для 2 класса специальных
(коррекционнных) образ. Учрежд. 8 вида. – СПб :филиал Издательства
«Просвещение», 2008 -182с.
3.
Математика. Коррекционно-развивающие занятия с учащимися
подготовительной группы и 1-2 классов начальной школы. Коррекционное
обучение\ Автор-составитель Шабанова А.А. Волгоград. Издательство
«Учитель». 2007.
4.
Перова,М.Н. Методика преподавания математики в специальной
(коррекционной) школе 8 вида: учеб. для студ. дефект. фак. педвузов.- М.:
Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- 408с.
5.
Устный счет на уроках математики. Методические рекомендации для учителей
начальных классов/ Сост. Мальцева Е.В.- Йошкор- Ола: Педагогическая
инициатива, 2004.- 52с.
6.
Т.В.Алышева Математика: Учебник для 2 кл. специальных (коррекционных)
образ. учрежд. 8 вида.- 2-е издание, в 2-х частях – М., «Просвещение», 2012