Автор: Радул Наталия Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБОУ школа № 69
Населённый пункт: Санкт-Петербург, г. Зеленогорск
Наименование материала: статья
Тема: "Профилактика самовольных уходов воспитанников детского дома"
Раздел: среднее образование
Профилактика самовольных уходов воспитанников детского дома.
Самовольный уход воспитанника – это показатель повышенной тревожности,
прогрессирующей
отчужденности,
протестной
реакции,
это
показатель
наличия
у
подростка склонности к асоциальному поведению и бродяжничеству.
Первоочередной
задачей
в
решении
перечисленных
социально-
психологических и медико-социальных проблем, становится оптимизация процесса
адаптации и социализации детей через раскрытие условий и механизмов социально-
реабилитационной работы в условиях такого специализированного учреждения как
детский дом.
У детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пребывающих
в
детских
домах,
формируются
социально-психологические
особенности,
определяющие склонность к самовольным уходам.
Как правило, подросток на момент поступления в детский дом уже имеет
индивидуальный
опыт
семейного
неблагополучия,
асоциального
поведения
и
социальной реабилитации. Большинство подростков отличаются:
- низким уровнем социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы
и правила, необходимость соответствовать им;
- низкой самооценкой, отсутствием друзей и близких и постоянной поддержки с их
стороны;
-несформированностью
волевой
сферы,
отсутствием
целеустремленности,
направленности на будущую жизнь;
-
низкой
социальной
активностью,
безразличием
к
судьбе
окружающих
и
своей
собственной;
- потребительским отношением к близким, обществу и государству, в целом.
Изъятие ребенка из семьи и помещение в специализированное учреждение
для детей, выступая психотравмирующим фактором, усиливают дезадаптацию.
За 2015 год зафиксировано 2 факта самовольных уходов воспитанников, за
2016 – фактов не выявлено. Правонарушений, преступлений, общественно-опасных
деяний
за
время
отсутствия
несовершеннолетними
совершено
не
было.
Случаев
массовых уходов не выявлено.
Профилактическая
работа
–
процесс
сложный
и
продолжительный
во
времени. В деятельности по предупреждению самовольных уходов акцент смещается
на
раннюю
профилактику.
Основой,
которой
является
создание
условий,
обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление
типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста.
В качестве основных направлений работы по профилактике самовольных
уходов воспитанников можно выделить следующие:
1. Административно-организационные меры по предупреждению самовольных уходов
и правонарушений воспитанников.
2. Комплекс социально-реабилитационных мер.
3. Меры по розыску воспитанников, допустивших самовольный уход из учреждения.
4. Реабилитационные меры после возвращения ребенка в учреждение.
С целью предупреждения самовольных уходов несовершеннолетних и совершения
противоправных
действий,
в
учреждении
разработан
план
по
профилактике
самовольных уходов.
Предупреждение самовольных уходов в детском доме проводится по
следующим направлениям:
1.
В детском доме созданы условия для проживания детей, приближенные к
домашним, работа воспитателей поставлена таким образом, что создается
благоприятный микроклимат для развития ребенка и формирования личности.
Разработаны правила общения педагогов с воспитанниками, в основе которых лежит
принцип гуманизма и добра.
2.
Педагогические работники детского дома, работающие непосредственно с
детьми несут во время работы полную ответственность за жизнь и здоровье
воспитанников.
3.
При поступлении в детский дом тщательно изучаются документы для
выявления детей, склонных к совершению самовольных уходов и правонарушениям.
Составляются списки детей «группы риска».
4.
На базе детского дома работает ПМПК, функцией которой является
разработка траектории сопровождения воспитанников по коррекционно –
развивающей деятельности и индивидуального маршрута развития личности
воспитанника.
5.
Ведется совместная работа педагога – психолога, социальных педагогов и
медицинских работников по коррекции и развитию детей «группы риска».
6.
В каникулярное время разрабатывается план отдыха детей, согласно которого
каждый воспитанник оздоравливается. С детьми «группы риска» организуются
туристические походы. Дети по желанию трудоустраиваются.
7.
Воспитанники детского дома отдыхают в выходные и во время каникул по
акции «Теплый дом» в семьях родственников и жителей города на основании
заключения отдела опеки и попечительства.
8.
Разработана карта занятости детей, в которой учитываются занятия в
учреждениях дополнительного образования, подобранные с учетом способностей
каждого ребенка, его интересов и увлечений.
9.
Активно вовлекаются дети «группы риска» в общественную жизнь детского
дома. Воспитанники принимают участие во всех мероприятиях проводимых как в
стенах детского дома, так и за его пределами.
10.
Проводятся «Семейные советы», на которых рассматриваются вопросы по
соблюдению «Устава» детского дома.
11.
Проводятся мероприятия по профилактике вредных привычек и
формированию ЗОЖ.
12.
В случае самовольного ухода воспитанников с территории детского дома
администрацией учреждения совместно с педагогическим коллективом разработан
«алгоритм действий», в котором отражены четкие действия педагогов и
администрации в данной ситуации.
Разработан совместный план работы с ОПДН отдела МВД России по г.
Санкт-Петербургу, в ходе которого реализуются мероприятия по предупреждению и
профилактике самовольных уходов и противоправных деяний среди воспитанников
детского дома.