Напоминание

"Профилактика самовольных уходов воспитанников детского дома"


Автор: Радул Наталия Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБОУ школа № 69
Населённый пункт: Санкт-Петербург, г. Зеленогорск
Наименование материала: статья
Тема: "Профилактика самовольных уходов воспитанников детского дома"
Раздел: среднее образование





Назад




Профилактика самовольных уходов воспитанников детского дома.

Самовольный уход воспитанника – это показатель повышенной тревожности,

прогрессирующей

отчужденности,

протестной

реакции,

это

показатель

наличия

у

подростка склонности к асоциальному поведению и бродяжничеству.

Первоочередной

задачей

в

решении

перечисленных

социально-

психологических и медико-социальных проблем, становится оптимизация процесса

адаптации и социализации детей через раскрытие условий и механизмов социально-

реабилитационной работы в условиях такого специализированного учреждения как

детский дом.

У детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пребывающих

в

детских

домах,

формируются

социально-психологические

особенности,

определяющие склонность к самовольным уходам.

Как правило, подросток на момент поступления в детский дом уже имеет

индивидуальный

опыт

семейного

неблагополучия,

асоциального

поведения

и

социальной реабилитации. Большинство подростков отличаются:

- низким уровнем социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы

и правила, необходимость соответствовать им;

- низкой самооценкой, отсутствием друзей и близких и постоянной поддержки с их

стороны;

-несформированностью

волевой

сферы,

отсутствием

целеустремленности,

направленности на будущую жизнь;

-

низкой

социальной

активностью,

безразличием

к

судьбе

окружающих

и

своей

собственной;

- потребительским отношением к близким, обществу и государству, в целом.

Изъятие ребенка из семьи и помещение в специализированное учреждение

для детей, выступая психотравмирующим фактором, усиливают дезадаптацию.

За 2015 год зафиксировано 2 факта самовольных уходов воспитанников, за

2016 – фактов не выявлено. Правонарушений, преступлений, общественно-опасных

деяний

за

время

отсутствия

несовершеннолетними

совершено

не

было.

Случаев

массовых уходов не выявлено.

Профилактическая

работа

процесс

сложный

и

продолжительный

во

времени. В деятельности по предупреждению самовольных уходов акцент смещается

на

раннюю

профилактику.

Основой,

которой

является

создание

условий,

обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление

типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста.

В качестве основных направлений работы по профилактике самовольных

уходов воспитанников можно выделить следующие:

1. Административно-организационные меры по предупреждению самовольных уходов

и правонарушений воспитанников.

2. Комплекс социально-реабилитационных мер.

3. Меры по розыску воспитанников, допустивших самовольный уход из учреждения.

4. Реабилитационные меры после возвращения ребенка в учреждение.

С целью предупреждения самовольных уходов несовершеннолетних и совершения

противоправных

действий,

в

учреждении

разработан

план

по

профилактике

самовольных уходов.

Предупреждение самовольных уходов в детском доме проводится по

следующим направлениям:

1.

В детском доме созданы условия для проживания детей, приближенные к

домашним, работа воспитателей поставлена таким образом, что создается

благоприятный микроклимат для развития ребенка и формирования личности.

Разработаны правила общения педагогов с воспитанниками, в основе которых лежит

принцип гуманизма и добра.

2.

Педагогические работники детского дома, работающие непосредственно с

детьми несут во время работы полную ответственность за жизнь и здоровье

воспитанников.

3.

При поступлении в детский дом тщательно изучаются документы для

выявления детей, склонных к совершению самовольных уходов и правонарушениям.

Составляются списки детей «группы риска».

4.

На базе детского дома работает ПМПК, функцией которой является

разработка траектории сопровождения воспитанников по коррекционно –

развивающей деятельности и индивидуального маршрута развития личности

воспитанника.

5.

Ведется совместная работа педагога – психолога, социальных педагогов и

медицинских работников по коррекции и развитию детей «группы риска».

6.

В каникулярное время разрабатывается план отдыха детей, согласно которого

каждый воспитанник оздоравливается. С детьми «группы риска» организуются

туристические походы. Дети по желанию трудоустраиваются.

7.

Воспитанники детского дома отдыхают в выходные и во время каникул по

акции «Теплый дом» в семьях родственников и жителей города на основании

заключения отдела опеки и попечительства.

8.

Разработана карта занятости детей, в которой учитываются занятия в

учреждениях дополнительного образования, подобранные с учетом способностей

каждого ребенка, его интересов и увлечений.

9.

Активно вовлекаются дети «группы риска» в общественную жизнь детского

дома. Воспитанники принимают участие во всех мероприятиях проводимых как в

стенах детского дома, так и за его пределами.

10.

Проводятся «Семейные советы», на которых рассматриваются вопросы по

соблюдению «Устава» детского дома.

11.

Проводятся мероприятия по профилактике вредных привычек и

формированию ЗОЖ.

12.

В случае самовольного ухода воспитанников с территории детского дома

администрацией учреждения совместно с педагогическим коллективом разработан

«алгоритм действий», в котором отражены четкие действия педагогов и

администрации в данной ситуации.

Разработан совместный план работы с ОПДН отдела МВД России по г.

Санкт-Петербургу, в ходе которого реализуются мероприятия по предупреждению и

профилактике самовольных уходов и противоправных деяний среди воспитанников

детского дома.



В раздел образования