Автор: Дутова Елена Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №1 – "Школа Сколково – Тамбов"
Населённый пункт: Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: "Условия развития способностей"
Раздел: среднее образование
Условия развития способностей.
Способности, как и все индивидуально-психологические особенности личности, формируются в
жизни и в той деятельности человека, в которой они находят себе применение. Однако, для того,
чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять
некоторым условиям.
Во-первых, деятельность должна вызывать у ребёнка сильные и устойчивые положительные эмоции,
удовольствие.
Во- вторых, деятельность ребёнка по возможности должна быть творческой. Например, для развития
литературных способностей полезно постоянно и систематически упражняться в написании очерков,
рассказов и стихотворений и в их последующем детальном разборе на занятиях литературного
кружка.
В-третьих, важно организовывать деятельность ребёнка так, чтобы он преследовал цели, всегда
немного предвосхищающие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения
деятельности. Особенно нуждаются во все усложняющихся и разнообразных творческих заданиях
дети с уже определившимися способностями.
В-четвёртых, есть основание считать, что развитие способностей, что развитие зависит от методики
обучения. Как правило, о врождённости способностей речь заходит всякий раз тогда, когда методика
обучения обнаруживает свою несостоятельность. Если методика будет совершенствоваться, список
"врождённых" способностей будет уменьшаться.
Двести лет назад существовало довольно распространённое мнение, что грамоте может обучиться
далеко не всякий, а лишь тот, кого "умудрил господь", т. е. человек, наделённый особыми
способностями. А остальные (примерно две трети от общего числа детей) заранее признавались
неспособными проникнуть в тайны письма и чтения. Этот взгляд был обусловлен реальными
трудностями обучения. Весьма несовершенный метод, связанный с необходимостью заучивать все
буквы с их славянскими названиями ("аз", "буки", "веди", "глаголь"), необычайно затруднял переход
слоговом чтению. В первой половине XIX века был осуществлён переход к использованию
упрощённого гражданского шрифта вместо церковно-славянского, а названия букв славянского
алфавита были заменены сокращёнными названиями
("а", "бэ", "вэ"). Так была решена проблема "врождённых" грамматических способностей. Практика
показала, что научиться писать и читать могут решительно все дети.
Расскажите эту новость своим друзьям: