Напоминание

"Использование приемов технологии критического мышления на уроках биологии. Построение технологической карты урока"


Автор: Горчанинова Лидия Федоровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "СШ №37"
Населённый пункт: город Смоленск, Смоленская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование приемов технологии критического мышления на уроках биологии. Построение технологической карты урока"
Раздел: среднее образование





Назад




Использование

приемов

технологии

критического

мышления

на

уроках

биологии.

Построение технологической карты урока

Горчанинова Л.Ф., учитель биологии

МБОУ «СШ №37» города Смоленска

Технология

развития критического

мышления представляет

собой

совокупность

приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности,

создать

условия

для

обобщения

информации,

способствовать

развитию

критического

мышления. Урок должен быть проблемным и развивающим.

Вся учебная деятельность

должна строиться на основе деятельностного подхода. Именно собственное действие может

стать основой формирования в будущем его самостоятельности. ФГОС вводят новое понятие

– учебная ситуация, под которым подразумевается особая единица учебного процесса, в

которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его,

совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его в таблицу, переформулируют,

или предлагают свое описание, преобразуют рисунок в текст и т.п.

Данная

технология

способствует

самостоятельной

мыслительной

деятельности

учащихся,

является

общепедагогической,

надпредметной,

интерактивной,

что

делает

ее

актуальной для формирования УУД в соответствии требованиям ФГОС.

Технология развития критического мышления помогает учителю заменить пассивное

слушание

и

пересказ

на

активное

участие

учащихся

в

образовательном

процессе.

У

обучающихся, работающих по ТКМ наблюдается:

1. повышение качества знаний;

2. успешность в учебной деятельности, активность в познании окружающего мира;

3 . ум е н и е

от в е т с т в е н н о

от н о с и т ь с я

к

с о б с т в е н н ом у

о б р а з о в а н и ю ;

4.умение работать в сотрудничестве с другими;

5.повышение интереса к изучаемому материалу, и к самому процессу обучения;

6. способность добывать информацию из различных источников, определять причины

возникновения

проблем,

разрешать

конфликты,

вести

переговоры,

взвешивать

альтернативные суждения, принимать решения на основе анализа информации;

7.владение навыками самоанализа, рефлексии.

В основе методики критического мышления лежит трехступенчатая модель: 1.Вызов.

2. Осмысление. 3. Рефлексия.

Информация,

полученная

на

стадии

вызова,

выслушивается,

фиксируется,

обсуждается.

Работа

ведётся

индивидуально,

в

парах

или

группах. Можно

сочетать

индивидуальную и групповую работы, т.к. некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение

преподавателю

или

на

всю

аудиторию.

Работа

в

небольших

группах

позволяет

таким

учащимся чувствовать себя более комфортно.

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственное знакомство с

новой

информацией

(текст,

фильм,

лекция,

материал

параграфа).

Работа

ведётся

индивидуально

-

в

парах

-

в

группах. Во время смысловой стадии

поддерживается

активность учащихся, их интерес, созданные во время фазы вызова.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация

изученной информации. Работа ведётся индивидуально – в парах – в группах.

Проводя занятия, сталкиваешься с тем, что базовая модель «вызов – осмысление

содержания – рефлексия» прекрасно

работает в нашей школе, так как все уроки у нас

спарены, поэтому цикл «вызов – осмысление содержания – рефлексия» бывает завершённым

и имеет выход на следующий вызов.

Технологическая карта урока по технологи критического мышления

Стадии (фазы)

Деятельность учителя

Деятельность

Приёмы и методы

учащихся

I. Вызов

Вызов уже

имеющихся

первоначальных

знаний по

изучаемому

вопросу.

Создаёт комфортную

ситуацию для начала урока.

Активизация учащихся,

мотивация для дальнейшей

учебной деятельности.

-Задаёт вопросы,

-Способствует

бесконфликтному

обмену

м н е н и я м и

в

г р у п п а х ,

фиксации

и

систематизации

информации,

полученной

от

школьников.

-Не критикует

ответы, даже

е с л и

о н и

н е т о ч н ы

и л и

неправильны

-На данном этапе нет

«правильных» или

«неправильных»

высказываний.

-Готовятся

к

началу

урока

-Приветствуют учителя

-Актуализируют

знания.

-Создают группы

Обучающиеся

вспоминают,

что

им

известно по изучаемому

вопросу,

высказывает

предположения,

систематизирует

имеющие ся

з н а н и я ,

д е л я т с я

и м и

с

одноклассниками.

Задают

вопросы,

на

которые

хотели

б ы

получить ответ.

Происходит

наст рой

учащихся на тему урока,

развивается

интерес

к

н е й ,

ч т о

я в л я е т с я

своеобразным

мотивационным

моментом.

- У ч а щ и е с я

м о г у т

высказывать свою точку

з р е н и я

п о

п о в о д у

и з у ч а е м о й

т е м ы ,

свободно,

без

боязни

ошибиться.

Учитель использует:-

Перепутанные логические

цепочки.

- Составление списка

“известной информации”.

- Рассказ-предположение по

ключевым словам.

-Систематизация материала:

кластеры, карты познания,

таблицы, опорные

конспекты

-Верные и неверные

утверждения.

II. Осмысление

-получение

новой

информации;

-осмысление

новой

информации

-

сопоставление её

с уже

имеющимися

знаниями

Организация работы с текстом.

Сохранение интереса к теме,

постепенное продвижение от

знания “старого” к “новому”

-Предлагает учащимся

создать

новые

по

составу

экспертные

группы: 3 группы по 2 человека,

с тем, чтобы сообща поработать

и

о бсудить

п р е д л ож е н н ы е

задания,

используя

учебник

и

дополнительную

литературу,

затем вернуться

в

группу и

ознакомить

всех

с

изученным

материалом

(стратегия «зигзаг»)

-Может быть непосредственным

источником

новой

информации.

В этом случае его задача состоит

в интересном изложении.

-Если

школьники

работают

с

текстом,

учитель

отслеживает

степень

активности

работы,

внимательности при чтении.

-Для

организации

работы

с

Ученик читает

(слушает) текст,

используя

предложенные учителем

активные методы

чтения, делает пометки

на полях или ведёт

записи по мере

осмысления новой

информации

- О б ъ е д и н я ю т с я

в

экспертные

г ру п п ы ,

изучают

информацию,

отвечают

на

вопросы,

возвращаются в группу

и

п о

о ч е р е д и

рассказывают.

Методы активного чтения:

маркировка:

“V” - известная информация

“-” противоречит моим

первоначальным

представлениям;

“?” - непонятная

информация;

“+” – новая информация

Используемые

п р и е м ы :

изучение

текста

или

его

отдельных частей, просмотр

видеофильма,

про слушивание

л е к ц и и

учителя,

прослушивание

аудиозаписи.

Это

может

б ы т ь

р а с с ка з ,

л е к ц и я ,

индивидуальное, парное или

гру п п о в о е

ч т е н и е

и л и

просмотр видеоматериала.

В

любом

случае

это

будет

индивидуальное принятие и

текстом

учитель

предлагает

р а з л и ч н ы е

п р и е м ы

д л я

в д у м ч и в о г о

ч т е н и я

и

размышления о прочитанном.

отслеживание информации.

III.

Рефлексия

целостное

о с м ы с л е н и е

и

обобщение

полученной

информации

-выработка

собственного

о т н о ш е н и я

к

изученному

м а т е р и а л у

и

новый «вызов»

- а н а л и з

в с е г о

процесса изучения

материала

Учитель возвращает учащихся

к первоначальным записям, с

предположением, внести

изменения, дополнения

- З а д а ё т

в о п р о с ы

п о

о б с у ж д а е м о й

п р о б л е м е

членам группы

Учащиеся соотносят

новую информацию со

старой, используя

знания, полученные на

стадии осмысления

-Заполнение кластеров, таблиц,

составление схемы,

установление причинно-

следственной связи между

блоками информации,

- Разработка мини-проекта,

взаимный опрос и контроль,

рисунок и др.

-Возврат к ключевым словам,

верным и неверным

утверждениям.

-Ответы на поставленные

вопросы.

-Организация дискуссий,

обсуждений.

-Исследования по отдельным

вопросам темы.

-Написание эссе, творческих

работ.

-Обсуждение, дискуссия,

краткое сочинение.

Некоторые приемы технологии развития критического мышления.

Урок на тему: «Водоросли»

Стадия вызова.

Приём “Верные и неверные утверждения”.

С целью актуализации знаний обучающихся используется Время на обсуждение 10 минут.

Утверждения вначале ребята оценивают индивидуально, затем обсуждают в группах; в конце –

обсуждение в классе с аргументацией ответов.

Верные и неверные утверждения

До

После

1.Водоросли древнейшие представители растительного мира.

2. Водоросли низшие растения, обитающие только в воде.

3.Водоросли высшие растения, обитающие в воде, на суше

4. Водоросли имеют корни, стебли и листья.

5.Все водоросли имеют ризоиды

6. Среди водорослей есть как микроскопические одноклеточные водоросли, так и

настоящие гиганты, достигающие в длину нескольких десятков метров.

7.Все зеленые водоросли имеют микроскопические размеры.

8.Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными.

9. “Цветение воды” – есть следствие размножения одноклеточных водорослей.

10. Зелёные водоросли имеют такой оттенок из-за наличия хлорофилла в

хроматофоре.

11. Хламидомонада и хлорелла – одноклеточные водоросли.

12. Водоросли могут размножаться как половым, так и бесполым путём.

13. Спирогира и улотрикс – многоклеточные водоросли.

14. Филлофора, порфира, радимения – бурые водоросли.

15. Ламинария – бурая водоросль, которую можно употреблять в пищу.

16. Бурые водоросли могут обитать да большей глубине, чем красные.

17. Некоторые виды водорослей входят в состав лишайников.

18. Бурые водоросли обитают только в арктических морях

19.Бурые водоросли имеют корень, стебель и листья.

20. Ризоиды помогают водорослям добывать питательные вещества из

окружающей их воды.

21. Водоросли способны к фотосинтезу. На свету в клетках водорослей

происходит фотосинтез. По способу питания водоросли автотрофы.

22. Водоросли – это низшие растения

23.Окраска водорослей определяется пигментами.

24.Водоросли встречаются в почве.

В конце урока предполагается возвращение к верным и неверным утверждениям. После чтения

текста дети снова пишут (уже во второй колонке таблицы) “верно – неверно”. И затем снова ведётся

обсуждение: у кого изменилось мнение и почему

Прием «Ассоциации»

Учитель спрашивает, какие ассоциации возникают у учащихся, когда

произносится слово водоросли.

Учащиеся перечисляют возникшие ассоциации, тем самым показывают, что им известно по этой теме.

Учитель все мысли фиксирует

на доске и определяется, какие вопросы требуют более тщательного

рассмотрения или составляет возможный план урока.

Стадия осмысления.

Методы активного чтения: маркировка:

“V” - известная информация

“-” противоречит моим первоначальным представлениям;

“?” - непонятная информация;

“+” – новая информация

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения,

делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации

Стадия Рефлексии

Прием «Кластеры» (гроздь).

Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те

мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (после

прослушивания рассказа учителя, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию сочинения

и т.д.). Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют

«наглядным мозговым штурмом».

Клайстер по теме водоросли

Встречаются одноклеточные и

многоклеточные

Большинство

живет

в

воде

Самые

древние

низшие

растения

Имеют пигменты. Зеленые –

хлорофиллы. Красные или

бурые

ВОДОРОСЛИ

Тело не расчленено на органы,

представлено телом или

слоевищем

Размножаются

бесполым

и

половым

путем

Являются автотрофными

организмами

Поставщики

кислорода

и

питательных

веществ

Поглощают и выводят ненужные

вещества всей поверхностью тела

Прием «Синквейн»- стихотворение, состоящее из 5 строк, которое пишется по определённым

правилам. Применяется на этапе рефлексии с целью краткого лаконичного изложения того, что

ученик услышал.

Правила написания синквейна:

1. В первой строчке тема называется одним словом (существительное).

2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (прилагательные).

3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

4. Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Пример синквейна:

Хламидомонада

Микроскопическая, зеленая

Передвигается, питается, размножается

Состоит из одной клетки

Водоросль

С помощью приема «Толстый и тонкий» развиваются навыки активного восприятия информации

и умение задавать вопросы. «Толстый» вопрос предполагает развернутый ответ, а «тонкий» вопрос

подразумевает однозначный краткий фактический ответ.

Текст

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Хламидомонада состоит из одной

клетки, которая имеет оболочку,

цитоплазму, ядро, пульсирующие

вакуоли, хроматофор,

светочувствительный глазок.

Передвигается с помощью жгутиков.

Встречается в лужах, канавах, на

глинистой почве, в водоеме,

загрязненном органическими

веществами (если поставить в светлое

место банку с водой, то вскоре на

стенках появится зеленый налет).

Поглощает органические вещества.

Используется в очистных

сооружениях.

Кроме одноклеточных в воде живёт

немало многоклеточных водорослей. К

числу самых распространённых

принадлежит спирогира. Почти в

любом пруду или речной заводи много

зелёной, скользкой на ощупь тины.

Чаще всего такая тина не что иное, как

скопление нитей спирогиры, свободно

плавающих в воде. Нити одеты

слизистыми чехлами.

Спирогира — нитчатая

многоклеточная водоросль, клетки

которой имеют цилиндрическую

форму.

Узнать спирогиру легко по

характерным хроматофорам в виде

одной или нескольких лент.

1.Хламидомонада

одноклеточная

водоросль?

2.Как передвигается

хламидомонада

3.Спирогира и улотрикс

– многоклеточные

водоросли?

4.Какую форму имеют

клетки спирогиры?

5.Какой хроматофор у

спирогиры?

6.Что такое тина?

7.Верно ли что

хламидомонада имеет

светочувствительный

глазок?

8.Где используется

хламидомонада?

9

.Что такое хроматофор?

10. Где обитают

одноклеточные зеленые

водоросли?

1.Чем отличается

хламидомонада от

спирогиры?

2.Какую функцию может

выполнять

светочувствительный глазок

у хламидомонады?

3.Сравните строение клетки

хламидомонады и

спирогиры?

4.Отличаются ли способы

питания хламидомонады и

спирогиры?

5.Почему на свету вода в

аквариуме кажется зеленой?

6. Можно ли отличить

спирогиру от других

нитчатых водорослей?

7.Почему водоросли относят

к низшим растениям?

8.Как человек использует

водоросли?

9.К каким последствиям

может привести

исчезновение хроматофора?

10.Найдите взаимосвязь

строения водоросли со

средой обитания

Использование приемов развития критического мышления, сотрудничество на уроке

позволяют включить в образовательный процесс даже слабо мотивированных обучающихся

Список литературы

1.

Аргунова, М.В. основные подходы к организации уроков в курсе «Экология Москвы и

устойчивое развитие»/ Аргунова М.В.// Биология в школе. – 2009. - № 3 – С.37-44

2.

Бессуднова, Н.В. Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии /

Бессуднова Н.В., Евдокимова Т.А., Клочкова В.А.// Биология в школе. – 2008. - № 3. –

С. 24-30

3.

Галева, Н.Л. Современный кабинет биологии .-Москва: «Знание», 2005

4.

Загашев,И.О. Учим детей мыслить критически/ С.И.Заир-Бек СПб: Альянс.-

«Дельта», «Речь», 2003

5.

Заир-Бек, С.И. Технология РКМЧП: базовые принципы/Технология развития

критического мышления в вузе: перспективы для школьного образования XXI века.-

Новгород, 2001

6.

Заир-Бек,С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке.-

Москва: Просвещение, 2004

7.

Запрудский, Н.И. Общее представление о школьных технологиях /Н.И.Запрудский

//Современные школьные технологии -2/Н.И.Запрудский – Минск, 2010

8.

Мишина, Е. Развивать критическое мышление учащихся / Мишина Е.// Учитель . –

2009.- № 2 .– С.62-63

9.

Русских, Г.А. Технология развития критического мышления/ Г.А. Русских// Биология в

школе. – 2004 - № 2. – С.28-33.



В раздел образования