Автор: Горчанинова Лидия Федоровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "СШ №37"
Населённый пункт: город Смоленск, Смоленская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование приемов технологии критического мышления на уроках биологии. Построение технологической карты урока"
Раздел: среднее образование
Использование
приемов
технологии
критического
мышления
на
уроках
биологии.
Построение технологической карты урока
Горчанинова Л.Ф., учитель биологии
МБОУ «СШ №37» города Смоленска
Технология
развития критического
мышления представляет
собой
совокупность
приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности,
создать
условия
для
обобщения
информации,
способствовать
развитию
критического
мышления. Урок должен быть проблемным и развивающим.
Вся учебная деятельность
должна строиться на основе деятельностного подхода. Именно собственное действие может
стать основой формирования в будущем его самостоятельности. ФГОС вводят новое понятие
– учебная ситуация, под которым подразумевается особая единица учебного процесса, в
которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его,
совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его в таблицу, переформулируют,
или предлагают свое описание, преобразуют рисунок в текст и т.п.
Данная
технология
способствует
самостоятельной
мыслительной
деятельности
учащихся,
является
общепедагогической,
надпредметной,
интерактивной,
что
делает
ее
актуальной для формирования УУД в соответствии требованиям ФГОС.
Технология развития критического мышления помогает учителю заменить пассивное
слушание
и
пересказ
на
активное
участие
учащихся
в
образовательном
процессе.
У
обучающихся, работающих по ТКМ наблюдается:
1. повышение качества знаний;
2. успешность в учебной деятельности, активность в познании окружающего мира;
3 . ум е н и е
от в е т с т в е н н о
от н о с и т ь с я
к
с о б с т в е н н ом у
о б р а з о в а н и ю ;
4.умение работать в сотрудничестве с другими;
5.повышение интереса к изучаемому материалу, и к самому процессу обучения;
6. способность добывать информацию из различных источников, определять причины
возникновения
проблем,
разрешать
конфликты,
вести
переговоры,
взвешивать
альтернативные суждения, принимать решения на основе анализа информации;
7.владение навыками самоанализа, рефлексии.
В основе методики критического мышления лежит трехступенчатая модель: 1.Вызов.
2. Осмысление. 3. Рефлексия.
Информация,
полученная
на
стадии
вызова,
выслушивается,
фиксируется,
обсуждается.
Работа
ведётся
индивидуально,
в
парах
или
группах. Можно
сочетать
индивидуальную и групповую работы, т.к. некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение
преподавателю
или
на
всю
аудиторию.
Работа
в
небольших
группах
позволяет
таким
учащимся чувствовать себя более комфортно.
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственное знакомство с
новой
информацией
(текст,
фильм,
лекция,
материал
параграфа).
Работа
ведётся
индивидуально
-
в
парах
-
в
группах. Во время смысловой стадии
поддерживается
активность учащихся, их интерес, созданные во время фазы вызова.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация
изученной информации. Работа ведётся индивидуально – в парах – в группах.
Проводя занятия, сталкиваешься с тем, что базовая модель «вызов – осмысление
содержания – рефлексия» прекрасно
работает в нашей школе, так как все уроки у нас
спарены, поэтому цикл «вызов – осмысление содержания – рефлексия» бывает завершённым
и имеет выход на следующий вызов.
Технологическая карта урока по технологи критического мышления
Стадии (фазы)
Деятельность учителя
Деятельность
Приёмы и методы
учащихся
I. Вызов
Вызов уже
имеющихся
первоначальных
знаний по
изучаемому
вопросу.
Создаёт комфортную
ситуацию для начала урока.
Активизация учащихся,
мотивация для дальнейшей
учебной деятельности.
-Задаёт вопросы,
-Способствует
бесконфликтному
обмену
м н е н и я м и
в
г р у п п а х ,
фиксации
и
систематизации
информации,
полученной
от
школьников.
-Не критикует
ответы, даже
е с л и
о н и
н е т о ч н ы
и л и
неправильны
-На данном этапе нет
«правильных» или
«неправильных»
высказываний.
-Готовятся
к
началу
урока
-Приветствуют учителя
-Актуализируют
знания.
-Создают группы
Обучающиеся
вспоминают,
что
им
известно по изучаемому
вопросу,
высказывает
предположения,
систематизирует
имеющие ся
з н а н и я ,
д е л я т с я
и м и
с
одноклассниками.
Задают
вопросы,
на
которые
хотели
б ы
получить ответ.
Происходит
наст рой
учащихся на тему урока,
развивается
интерес
к
н е й ,
ч т о
я в л я е т с я
своеобразным
мотивационным
моментом.
- У ч а щ и е с я
м о г у т
высказывать свою точку
з р е н и я
п о
п о в о д у
и з у ч а е м о й
т е м ы ,
свободно,
без
боязни
ошибиться.
Учитель использует:-
Перепутанные логические
цепочки.
- Составление списка
“известной информации”.
- Рассказ-предположение по
ключевым словам.
-Систематизация материала:
кластеры, карты познания,
таблицы, опорные
конспекты
-Верные и неверные
утверждения.
II. Осмысление
-получение
новой
информации;
-осмысление
новой
информации
-
сопоставление её
с уже
имеющимися
знаниями
Организация работы с текстом.
Сохранение интереса к теме,
постепенное продвижение от
знания “старого” к “новому”
-Предлагает учащимся
создать
новые
по
составу
экспертные
группы: 3 группы по 2 человека,
с тем, чтобы сообща поработать
и
о бсудить
п р е д л ож е н н ы е
задания,
используя
учебник
и
дополнительную
литературу,
затем вернуться
в
группу и
ознакомить
всех
с
изученным
материалом
(стратегия «зигзаг»)
-Может быть непосредственным
источником
новой
информации.
В этом случае его задача состоит
в интересном изложении.
-Если
школьники
работают
с
текстом,
учитель
отслеживает
степень
активности
работы,
внимательности при чтении.
-Для
организации
работы
с
Ученик читает
(слушает) текст,
используя
предложенные учителем
активные методы
чтения, делает пометки
на полях или ведёт
записи по мере
осмысления новой
информации
- О б ъ е д и н я ю т с я
в
экспертные
г ру п п ы ,
изучают
информацию,
отвечают
на
вопросы,
возвращаются в группу
и
п о
о ч е р е д и
рассказывают.
Методы активного чтения:
маркировка:
“V” - известная информация
“-” противоречит моим
первоначальным
представлениям;
“?” - непонятная
информация;
“+” – новая информация
Используемые
п р и е м ы :
изучение
текста
или
его
отдельных частей, просмотр
видеофильма,
про слушивание
л е к ц и и
учителя,
прослушивание
аудиозаписи.
Это
может
б ы т ь
р а с с ка з ,
л е к ц и я ,
индивидуальное, парное или
гру п п о в о е
ч т е н и е
и л и
просмотр видеоматериала.
В
любом
случае
это
будет
индивидуальное принятие и
текстом
учитель
предлагает
р а з л и ч н ы е
п р и е м ы
д л я
в д у м ч и в о г о
ч т е н и я
и
размышления о прочитанном.
отслеживание информации.
III.
Рефлексия
целостное
о с м ы с л е н и е
и
обобщение
полученной
информации
-выработка
собственного
о т н о ш е н и я
к
изученному
м а т е р и а л у
и
новый «вызов»
- а н а л и з
в с е г о
процесса изучения
материала
Учитель возвращает учащихся
к первоначальным записям, с
предположением, внести
изменения, дополнения
- З а д а ё т
в о п р о с ы
п о
о б с у ж д а е м о й
п р о б л е м е
членам группы
Учащиеся соотносят
новую информацию со
старой, используя
знания, полученные на
стадии осмысления
-Заполнение кластеров, таблиц,
составление схемы,
установление причинно-
следственной связи между
блоками информации,
- Разработка мини-проекта,
взаимный опрос и контроль,
рисунок и др.
-Возврат к ключевым словам,
верным и неверным
утверждениям.
-Ответы на поставленные
вопросы.
-Организация дискуссий,
обсуждений.
-Исследования по отдельным
вопросам темы.
-Написание эссе, творческих
работ.
-Обсуждение, дискуссия,
краткое сочинение.
Некоторые приемы технологии развития критического мышления.
Урок на тему: «Водоросли»
Стадия вызова.
Приём “Верные и неверные утверждения”.
С целью актуализации знаний обучающихся используется Время на обсуждение 10 минут.
Утверждения вначале ребята оценивают индивидуально, затем обсуждают в группах; в конце –
обсуждение в классе с аргументацией ответов.
Верные и неверные утверждения
До
После
1.Водоросли древнейшие представители растительного мира.
2. Водоросли низшие растения, обитающие только в воде.
3.Водоросли высшие растения, обитающие в воде, на суше
4. Водоросли имеют корни, стебли и листья.
5.Все водоросли имеют ризоиды
6. Среди водорослей есть как микроскопические одноклеточные водоросли, так и
настоящие гиганты, достигающие в длину нескольких десятков метров.
7.Все зеленые водоросли имеют микроскопические размеры.
8.Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными.
9. “Цветение воды” – есть следствие размножения одноклеточных водорослей.
10. Зелёные водоросли имеют такой оттенок из-за наличия хлорофилла в
хроматофоре.
11. Хламидомонада и хлорелла – одноклеточные водоросли.
12. Водоросли могут размножаться как половым, так и бесполым путём.
13. Спирогира и улотрикс – многоклеточные водоросли.
14. Филлофора, порфира, радимения – бурые водоросли.
15. Ламинария – бурая водоросль, которую можно употреблять в пищу.
16. Бурые водоросли могут обитать да большей глубине, чем красные.
17. Некоторые виды водорослей входят в состав лишайников.
18. Бурые водоросли обитают только в арктических морях
19.Бурые водоросли имеют корень, стебель и листья.
20. Ризоиды помогают водорослям добывать питательные вещества из
окружающей их воды.
21. Водоросли способны к фотосинтезу. На свету в клетках водорослей
происходит фотосинтез. По способу питания водоросли автотрофы.
22. Водоросли – это низшие растения
23.Окраска водорослей определяется пигментами.
24.Водоросли встречаются в почве.
В конце урока предполагается возвращение к верным и неверным утверждениям. После чтения
текста дети снова пишут (уже во второй колонке таблицы) “верно – неверно”. И затем снова ведётся
обсуждение: у кого изменилось мнение и почему
Прием «Ассоциации»
Учитель спрашивает, какие ассоциации возникают у учащихся, когда
произносится слово водоросли.
Учащиеся перечисляют возникшие ассоциации, тем самым показывают, что им известно по этой теме.
Учитель все мысли фиксирует
на доске и определяется, какие вопросы требуют более тщательного
рассмотрения или составляет возможный план урока.
Стадия осмысления.
Методы активного чтения: маркировка:
“V” - известная информация
“-” противоречит моим первоначальным представлениям;
“?” - непонятная информация;
“+” – новая информация
Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения,
делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации
Стадия Рефлексии
Прием «Кластеры» (гроздь).
Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те
мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (после
прослушивания рассказа учителя, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию сочинения
и т.д.). Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют
«наглядным мозговым штурмом».
Клайстер по теме водоросли
Встречаются одноклеточные и
многоклеточные
Большинство
живет
в
воде
Самые
древние
низшие
растения
Имеют пигменты. Зеленые –
хлорофиллы. Красные или
бурые
ВОДОРОСЛИ
Тело не расчленено на органы,
представлено телом или
слоевищем
Размножаются
бесполым
и
половым
путем
Являются автотрофными
организмами
Поставщики
кислорода
и
питательных
веществ
Поглощают и выводят ненужные
вещества всей поверхностью тела
Прием «Синквейн»- стихотворение, состоящее из 5 строк, которое пишется по определённым
правилам. Применяется на этапе рефлексии с целью краткого лаконичного изложения того, что
ученик услышал.
Правила написания синквейна:
1. В первой строчке тема называется одним словом (существительное).
2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (прилагательные).
3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
4. Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Пример синквейна:
Хламидомонада
Микроскопическая, зеленая
Передвигается, питается, размножается
Состоит из одной клетки
Водоросль
С помощью приема «Толстый и тонкий» развиваются навыки активного восприятия информации
и умение задавать вопросы. «Толстый» вопрос предполагает развернутый ответ, а «тонкий» вопрос
подразумевает однозначный краткий фактический ответ.
Текст
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
Хламидомонада состоит из одной
клетки, которая имеет оболочку,
цитоплазму, ядро, пульсирующие
вакуоли, хроматофор,
светочувствительный глазок.
Передвигается с помощью жгутиков.
Встречается в лужах, канавах, на
глинистой почве, в водоеме,
загрязненном органическими
веществами (если поставить в светлое
место банку с водой, то вскоре на
стенках появится зеленый налет).
Поглощает органические вещества.
Используется в очистных
сооружениях.
Кроме одноклеточных в воде живёт
немало многоклеточных водорослей. К
числу самых распространённых
принадлежит спирогира. Почти в
любом пруду или речной заводи много
зелёной, скользкой на ощупь тины.
Чаще всего такая тина не что иное, как
скопление нитей спирогиры, свободно
плавающих в воде. Нити одеты
слизистыми чехлами.
Спирогира — нитчатая
многоклеточная водоросль, клетки
которой имеют цилиндрическую
форму.
Узнать спирогиру легко по
характерным хроматофорам в виде
одной или нескольких лент.
1.Хламидомонада
одноклеточная
водоросль?
2.Как передвигается
хламидомонада
3.Спирогира и улотрикс
– многоклеточные
водоросли?
4.Какую форму имеют
клетки спирогиры?
5.Какой хроматофор у
спирогиры?
6.Что такое тина?
7.Верно ли что
хламидомонада имеет
светочувствительный
глазок?
8.Где используется
хламидомонада?
9
.Что такое хроматофор?
10. Где обитают
одноклеточные зеленые
водоросли?
1.Чем отличается
хламидомонада от
спирогиры?
2.Какую функцию может
выполнять
светочувствительный глазок
у хламидомонады?
3.Сравните строение клетки
хламидомонады и
спирогиры?
4.Отличаются ли способы
питания хламидомонады и
спирогиры?
5.Почему на свету вода в
аквариуме кажется зеленой?
6. Можно ли отличить
спирогиру от других
нитчатых водорослей?
7.Почему водоросли относят
к низшим растениям?
8.Как человек использует
водоросли?
9.К каким последствиям
может привести
исчезновение хроматофора?
10.Найдите взаимосвязь
строения водоросли со
средой обитания
Использование приемов развития критического мышления, сотрудничество на уроке
позволяют включить в образовательный процесс даже слабо мотивированных обучающихся
Список литературы
1.
Аргунова, М.В. основные подходы к организации уроков в курсе «Экология Москвы и
устойчивое развитие»/ Аргунова М.В.// Биология в школе. – 2009. - № 3 – С.37-44
2.
Бессуднова, Н.В. Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии /
Бессуднова Н.В., Евдокимова Т.А., Клочкова В.А.// Биология в школе. – 2008. - № 3. –
С. 24-30
3.
Галева, Н.Л. Современный кабинет биологии .-Москва: «Знание», 2005
4.
Загашев,И.О. Учим детей мыслить критически/ С.И.Заир-Бек СПб: Альянс.-
«Дельта», «Речь», 2003
5.
Заир-Бек, С.И. Технология РКМЧП: базовые принципы/Технология развития
критического мышления в вузе: перспективы для школьного образования XXI века.-
Новгород, 2001
6.
Заир-Бек,С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке.-
Москва: Просвещение, 2004
7.
Запрудский, Н.И. Общее представление о школьных технологиях /Н.И.Запрудский
//Современные школьные технологии -2/Н.И.Запрудский – Минск, 2010
8.
Мишина, Е. Развивать критическое мышление учащихся / Мишина Е.// Учитель . –
2009.- № 2 .– С.62-63
9.
Русских, Г.А. Технология развития критического мышления/ Г.А. Русских// Биология в
школе. – 2004 - № 2. – С.28-33.