Автор: Томилова Елена Павловна
Должность: учитель географии, истории, обществознания
Учебное заведение: МАОУ "Баженовская СОШ №96"
Населённый пункт: п. Белоярский Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Обобщение педагогического опыта. "Учитель – это звучит гордо!"
Раздел: полное образование
Сочинение – эссе
«Я – учитель»
Подготовила:
Томилова Елена Павловна,
учитель истории, обществознания, географии
МАОУ «Баженовская СОШ № 96»
Белоярского района
Свердловской области
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом,
самым живым примером для ученика является сам учитель.
Адольф Дистервег
« Понимаешь, мама, я - учитель…»- эти строчки из песни я произнесла
своей
маме
тридцать
лет
назад,
но
помню
их
до
сих
пор.
Моя
мечта
зародилась в тысяча девятьсот семьдесят первом году. Я первоклассница, а
меня учит самая лучшая в мире учительница Дроздова Инна Ивановна.
Молодая! Красивая! Самая умная! Тоже хочу стать учителем: « сказала я
себе». Может поэтому я стала учителем. И много раз я задумывалась учитель
– это призвание, профессия или судьба? Пришла к выводу, что в профессии
учителя сочетаются все эти понятия. Я поняла главное – учителями не
становятся,
учителями
рождаются.
Спустя
тридцать
лет,
я
поняла,
что
учитель – это солнце, излучающее человеческое тепло, это почва богатая
ферментами человеческих чувств, которая сеет знания не только в памяти и
сознании твоих учеников, но и в душах и сердцах.
На моем жизненном пути мне встречались мудрые, умные учителя. И
все они олицетворение всего лучшего, доброго, светлого.
А я – учитель. Сколько раз повторяла эту фразу! Своим ли друзьям,
знакомым или вовсе не знакомым людям в самых разных обстоятельствах. А
сколько
внутренних
монологов,
когда
сомнения
переполняли
душу,
начиналось
именно
этими
словами.
И
понемногу
все
успокаивалось,
находило свое объяснение, вставало на места.
Мой
первый
урок,
и
улыбающиеся
лица
детей.
Это
никогда
не
забудется!
Каждый
день
слышу
приветливые
голоса
детей,
вижу
их
распахнутые
удивленные
глаза.
И
так
хочется
дарить
им
что-то
новое,
интересное.
Свою
педагогическую
деятельность
я
начала
в
Баженовской
школе 96.
Мне пришлось нетрудно, так как я пришла по зову сердца,
сознательно. На помощь пришли учителя. Именно у них я училась общению
с детьми, родителями. Мое желание и старание работать и преодолевать
трудности оказывает мне добрую услугу в приобретении педагогического
мастерства.
И
вот
я
уже
тридцать
лет
с
детьми.
С
самыми
разными:
одаренными
и
чуть
ленивыми,
жизнерадостно-веселыми
и
немного
стеснительными,
спортивно-активными
и
унылыми
молчунами.
Каждому
надо отдать частичку своего сердца и души, чтобы найти и раскрыть то
зернышко, которое потом прорастет и поможет школьнику стать достойным,
настоящим
человеком. Мое
учительское
кредо:
Ученик
имеет
право
на
собственное
мнение.
Моя
задача
–
научить
ученика
грамотно
и
смело
высказывать и аргументировать его. Я стараюсь в каждом ученике видеть
человека,
а
не
хранилище
знаний.
Как
кстати
здесь
подходят
слова
древнегреческого философа « Ученик не сосуд, который можно наполнить, а
факел, который нужно зажечь». Учитель – это и артист, и доктор, и мама. Как
это здорово учить, заботиться и лечить души детей. Это под силу только
учителю. Я – учитель, я всегда протяну руку, распахну свое сердце, не
останусь
равнодушным.
Кому
еще
под
силу
такое?
У.
Черчиль
говорил:
«Школьные учителя обладают такой силой, о которой премьер – министры
могут
только
мечтать».
Здорово
сказано!
Выводы
каждый
сделает
сам.
Ребенок желает видеть близкого человека, который все поймет и поможет.
Таким человеком и будет учитель, пока нет родителей. Я не стремлюсь
совершить подвиг, совершить великие дела. У меня в руках будущее. Мне
люди
доверили
самое
дорогое
–человеческие
судьбы.
Доктор
несет
ответственность за здоровее, а учитель лечит души.
Я выбрала профессию такую,
Что лучше мне на свете не найти.
И с каждым годом убеждаюсь,
Что я на правильном пути!
Учитель я! Моя задача – решить вопрос и дать ответ,
И детям посулить удачу, познания раскрыть секрет!
Вхожу я в класс, и сердце бьется. « Надеюсь, верую, люблю!»
И эти три святые слова душе ребенка отдаю!
Учитель я! И – званье это – предназначение судьбы,
Великий дар, сиянье света, осуществление мечты!
На своих уроках я не только учу, но и учусь сама, как правильно
строить процесс воспитания души и сердца детей. Каким вырастет в будущем
ребенок, многое зависит от нас, учителей. Жизнь стремительно меняется,
современная педагогика и методика вносят новые требования. Появляются
педагогические технологии. Ни один последующий день учителя не похож на
день вчерашний. Постоянный поиск чего-то нового, интересного. Школа - это
место, где ты должен всегда быть готовым к этому новому, порой даже
безумному. Необходимо всегда оставаться интересным для учеников, быть
генератором идей, вечным двигателем. Быть учителем – это постоянно быть в
поиске, какого-то интересного дела. Быть учителем – это торопиться жить!
Жить мечтами своих учеников, гореть их идеями. Именно дети заставляют
быть молодым душой и никогда не уставать от идей.
Профессия «учитель» была, есть и будет одной из самых нужных и
сложных профессий. Для меня учитель – это образ жизни! От того как я буду
думать,
жить,
дышать,
что
говорить
–
зависит
будущее
моих
учеников.
Учитель
–
это
некий
жизненный
эталон.
На
него
ровняются
ученики.
Сегодняшняя
эпоха
многие
ценности
пересмотрела
и
изменила.
Традиционное
стало
не
привлекательным,
идеалы
прошлого
–
кажутся
смешными и наивными. Моральные ценности, передававшиеся из поколения
в поколение, попраны. То, о чем говорится, и то, что происходит на самом
деле, не всегда соответствует истине. Но современное общество по-прежнему
хочет
видеть
в
лице
выпускников
школ
грамотных,
трудолюбивых,
самостоятельных,
готовых
к
выполнению
своего
гражданского
долга
молодых людей. Оно предъявляет высокие требования к ним. А поэтому и ко
мне, как к учителю. И именно учитель должен указать тот верный путь,
помочь не свернуть с нужной дороги. Миропонимание и мировосприятие
учителя,
его
активная
жизненная
позиция
помогают
ученику
самоутвердиться,
адаптироваться
к
новым
условиям,
оценить
себя
в
обществе. На учителя равняются ученики, и он не может не оправдать их
ожидания.
Каждое
слово,
каждый
жест
и
вздох
тут
же
взвешиваются
учениками. Стимулом в моей работе являются успехи моих учеников.
Задача современного учителя – создать условия для саморазвития
ребенка, чтобы после окончания школы он мог работать, учиться, служить,
чувствовать вкус к жизни, имея для этого силы, желание, здоровье.
Трудности существуют в любой профессии, но профессия учителя –
особая. Самая большая трудность, по-моему, состоит в том, чтобы проложить
тропинку к душе ребенка. И эта связь порой бывает настолько хрупкой, что
достаточно
неосторожного
слова,
чтобы
порвать
ее
навсегда.
Но
если
учителю
удалось
наладить
эту
связь,
появляется
ощущение
легкости
и
свободы. Когда входишь в класс и видишь эти глаза, ты понимаешь, что
должен сделать очень многое, чтобы в этих глазах не появилась скука, страх
или раздражение; чтобы эти глаза не отвернулись от тебя и не потеряли
интерес. Часто бывает, что просто физически ощущаешь эту незримую связь,
какое-то чувство единения и восторг от того, что дети понимают тебя и очень
стараются, а ты, в свою очередь, осознаешь, как много зависит от тебя.
Поэтому приходится постоянно критически оценивать себя и искать что-то
новое, более интересное, совершенствоваться в своем предмете.
Я
считаю,
что,
если
на
занятиях
царит
атмосфера
добра,
взаимоуважения и взаимопомощи, то в такой атмосфере дети открываются,
видят в учителе, прежде всего взрослого друга и помощника. И если ребенок
ощущает понимание и поддержку со стороны взрослых, то он осознает свою
нужность, верит в то, что его принимают со всеми его недостатками и
достоинствами.
Необходимо
научиться
любить
своих
(таких
разных!)
учеников. Любить всех. В нашей профессии любовь есть вера. Любить своих
учеников
-
это
верить
в
них.
Верить
в
возможности
ученика,
служить
раскрытию этих возможностей, показывать, что каждый из них талантлив
по-своему и в своем! Вера не жизнестойкая сорная трава, а слабое тепличное
растение. Вера в ученика - это что-то, что растет вместе со мной. Я верю, в
учеников и принимаю их веру. Через море жизненных трудностей она ведет
нас
к
тому
прекрасному,
ради
которого
работает
каждый
учитель,
-
результату.
Мне
и
моим
коллегам
небезразлично,
каким
вырастет
будущее
поколение, которое будет строить будущую жизнь нашей страны. Пусть не
все станут великими людьми, но самое главное, чтобы из них выросли
настоящие граждане: добрые, отзывчивые, трудолюбивые. Поэтому стараюсь
своим личным примером показывать, как должны проявляться в человеке эти
качества.
Кроме
того,
стараюсь
быть
профессионалом
и
личностью,
не
просто занимать рабочее место, но и украшать своим личным примером, что
составляет смысл моей работы. Чтобы быть профессионалом, стремлюсь
хорошо
знать
свой
предмет,
повышать
свое
педагогическое
мастерство,
изучать психологические особенности школьников. Как личность, пытаюсь
быть интересной, принципиальной, деловитой, творческой. Учитель – это
человек, который делает трудные вещи легкими.
Размышляя
о
своей
профессии,
пожалуй,
соглашусь
со
словами:
«Проживи
одну
свою
жизнь
и
тысячу
жизней
своих
учеников
-
и
ты
проживешь вечность!» А у меня впереди сто дорог, сто дверей, за каждой из
них новая жизнь, которую я смогу прожить вместе с моими учениками. А в
руках у меня – мел, учебник и связка ключей. Ни один человек не прошел
мимо школьных дверей, нет такого, кто бы не сидел за школьной партой и кто
бы не помнил любимого учителя. Недавно, летом в школе 96 состоялся Вечер
школьных друзей. Море воспоминаний, улыбок и цветов нам – учителям. Это
дорогого стоит! Я – учитель, но до сих пор вспоминаю себя ученицей и своих
учителей, «Парта школьная мне снится и учебников страницы, помню всех
учителей до одного…»
Учительство – не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать.
«Учитель живет до тех пор, пока учится;
как только он перестает учиться,
в нем умирает учитель»
К. Д. Ушинский