Автор: Луконина Светлана Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МКОУ "Быковская средняя школа №3"
Населённый пункт: рп Быково, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: Эффективные формы и методы при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по разделу "Словообразование"
Раздел: среднее образование
Эффективные формы и методы при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по
разделу «Словообразование»
Я считаю, что моя работа представляет практическую значимость для учащихся и учителей
английского языка в области работы над словообразованием на уроках и при подготовке к
ГИА и ЕГЭ.
В науке термин словообразование употребляется в двух значениях. С одной стороны,
“словообразование - это образование слов, называемых производными и сложными, обычно
на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью
аффиксации, словосложения, конверсии и др. формальных средств”. С другой стороны, это
“раздел языкознания, изучающий все аспекты создания, функционирования, строения и
классифицирования производных и сложных слов” [9].
Если рассматривать термин словообразования в его первом значении, основной функцией
словообразования является создание новых слов, чем обеспечивается соответствие
словарного состава языка развитию общества.
Поэтому я считаю, что необходимо уделять внимание такой теме как, как словообразование
слов разных частей речи, уже начиная с 4-5 класса. Учащиеся в этом возрасте уже имеют
достаточный запас слов, который необходим для того, чтобы они могли по слову определять
часть речи, образовывать новое слово.
В английском языке имеется несколько способов словообразования:
1) конверсия (образование новых слов без изменения их написания и произношения )
2) словосложение (образование нового слова путем сложения двух слов в одно )
3) изменение ударения в слове (и получение нового слова другой части речи).
4) аффиксация (прибавление к корню суффикса или префикса).
В школьной программе в основном изучают способ словообразования – аффиксацию. В УМК
Биболетовой рассматривается словообразование уже 4-5 класса (способ аффиксация), в 8
классе аббревиатура. В учебниках можно найти упражнения на проработку на
словообразование, но наблюдается явный недостаток этих упражнений.
Аффиксальное словообразование – образование новых слов с помощью
словообразовательных аффиксов. Словообразовательным аффиксам присущи следующие
характерные признаки:
присоединяясь к производящей основе, аффикс должен выражать определенное
значение;
аффикс должен легко выделяться как словообразующий элемент и восприниматься
как часть слова, а производящая основа при отделении данного аффикса должна
обладать способностью употребляться в языке без аффикса или производить новые
слова при помощи других аффиксов;
аффикс должен употребляться для образования новых слов не только от основ того
происхождения, с которым он впервые появился в языке, но и от основ иного
происхождения;
аффикс должен обладать определенной частотой употребления. Чем больше
образований дает тот или иной аффикс, тем он продуктивнее;
живой аффикс должен давать новообразования. [8]
В соответствии с подразделением аффиксов на префиксы и суффиксы в аффиксации
различаются следующие способы образования слов:
Префиксальный – присоединение приставок к корням и основам. Префиксы, как
правило, изменяют значение слова, а не часть речи: to appear – to disappear; possible
– impossible.
Суффиксальный – присоединение суффиксов к корням и основам. Суффиксы,
главным образом, служат для образования одной части речи из другой: to work –
worker; но также могут образовывать производные слова, относящиеся к той же
части речи, что и исходное слово: friend – friendship. Слова в английском языке могут
быть образованы и посредством последовательного добавления двух суффиксов,
сохраняющих свое значение: care – careful – carefully; to hope – hopeless –
hopelessness.
Суффиксально-префиксальный - присоединение суффиксов и приставок к корням и
основам: to forget – unforgettable; to appear – disappearance. [8]
Изучение способов словообразования помогает учащимся при чтении понять незнакомые
лексические единицы по словообразовательным элементам, что позволяет не прерывать
процесс чтения, отвлекаясь на поиски лексической единицы в словаре.
Начиная с 5 класса, я составила план работы по словообразованию согласно темам
учебника Биболетовой, в который я включила название темы (по суффиксам разных частей
речи), количество времени для изучения, упражнения и контроль. Примерно изучение
словообразовательных элементов происходит до 9 класса, 10-11 класс повторение и
тренировка на употребления этих элементов. План представлен в Приложении 1.
При изучении определенной темы я предлагаю детям памятки, таблицы по
словообразованию, делю все аффиксы по частям речи, по значению ( Приложение 2).
Все изучение строится по принципу тема – упражнения – контроль. Контроль - это тесты или
тестовые упражнения. Приступая к различным упражнениям, дети пользуются памятками
по работе, которые мы составили вместе с ними.
1. Упражнение “Образуй новое слово”
Прочитай слово, определи часть речи.
Подумай, какие слова можно образовать (существительное, прилагательное,
наречие).
Вспомни суффиксы и префиксы разных частей речи.
Образуй слово и запиши его.
Проверь по словарю.
2. Упражнение “Переведи слово, не пользуясь словарем”
Прочитай слово, определи часть речи.
Раздели слово на морфемы.
Определи морфему, от которой образовано слово и аффикс, переведи его.
Назови значение слова на русском языке.
3. Упражнение “Образуй слово и вставь в предложение, текст” (примерные задания из ГИА и
ЕГЭ)
Прочтите предложение от начала до конца, чтобы понять смысл.
Проанализируйте синтаксическую структуру предложения, чтобы определить, какую
часть речи нужно образовать и записать вместо пропуска (задайте вопросы к
пропущенному слову).
Подумайте, как изменить исходное слово с помощью суффиксов и приставок, чтобы
образовать нужную часть речи.
Помните:
- если требуется та же часть речи, что и исходное слово, скорее всего, нужно использовать
префикс, который изменяет значение слова, а не части речи
- если требуется иная часть речи, чем исходное слово, используйте суффикс
- некоторые существительные и глаголы, образованные от одного корня, различаются
чередованием корневого гласного и изменением написания слов
Уточните форму образованной части речи в каждом предложении.
- некоторые слова следует превратить в противоположные по смыслу
Прочитайте предложение, а затем и весь текст снова, чтобы убедиться, что
вставленные слово / слова образованы, написаны правильно и делают предложение
и весь текст осмысленным.
4. Упражнение “Найди в тексте слова, образованные от других частей речи и переведи”.
Прочитай предложение
Подчеркни слово,
Определи часть речи, раздели на морфемы, определи аффикс.
Дай перевод слова.
Так как словообразование является обязательным элементом подготовки учащихся к сдаче
экзамена по английскому языку в формате ГИА и ЕГЭ. При работе с учащимися 9-11 классов
работаю по такому плану (разбор темы – упражнения – контроль):
1.
Словообразование существительных (7-10 часов)
2.
Словообразование прилагательных и наречий (7-8 часов)
3.
Словообразование глаголов (7-8 часов)
К концу 11 класса учащиеся могут легко образовывать новые слова. Но работу необходимо
проводить систематически, постоянно обращать внимание детей на их ошибки, учить
исправлять их самостоятельно и помогать в их разборе.