Напоминание

Эффективные формы и методы при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по разделу "Словообразование"


Автор: Луконина Светлана Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МКОУ "Быковская средняя школа №3"
Населённый пункт: рп Быково, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: Эффективные формы и методы при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по разделу "Словообразование"
Раздел: среднее образование





Назад




Эффективные формы и методы при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по

разделу «Словообразование»

Я считаю, что моя работа представляет практическую значимость для учащихся и учителей

английского языка в области работы над словообразованием на уроках и при подготовке к

ГИА и ЕГЭ.

В науке термин словообразование употребляется в двух значениях. С одной стороны,

“словообразование - это образование слов, называемых производными и сложными, обычно

на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью

аффиксации, словосложения, конверсии и др. формальных средств”. С другой стороны, это

“раздел языкознания, изучающий все аспекты создания, функционирования, строения и

классифицирования производных и сложных слов” [9].

Если рассматривать термин словообразования в его первом значении, основной функцией

словообразования является создание новых слов, чем обеспечивается соответствие

словарного состава языка развитию общества.

Поэтому я считаю, что необходимо уделять внимание такой теме как, как словообразование

слов разных частей речи, уже начиная с 4-5 класса. Учащиеся в этом возрасте уже имеют

достаточный запас слов, который необходим для того, чтобы они могли по слову определять

часть речи, образовывать новое слово.

В английском языке имеется несколько способов словообразования:

1) конверсия (образование новых слов без изменения их написания и произношения )

2) словосложение (образование нового слова путем сложения двух слов в одно )

3) изменение ударения в слове (и получение нового слова другой части речи).

4) аффиксация (прибавление к корню суффикса или префикса).

В школьной программе в основном изучают способ словообразования – аффиксацию. В УМК

Биболетовой рассматривается словообразование уже 4-5 класса (способ аффиксация), в 8

классе аббревиатура. В учебниках можно найти упражнения на проработку на

словообразование, но наблюдается явный недостаток этих упражнений.

Аффиксальное словообразование – образование новых слов с помощью

словообразовательных аффиксов. Словообразовательным аффиксам присущи следующие

характерные признаки:

присоединяясь к производящей основе, аффикс должен выражать определенное

значение;

аффикс должен легко выделяться как словообразующий элемент и восприниматься

как часть слова, а производящая основа при отделении данного аффикса должна

обладать способностью употребляться в языке без аффикса или производить новые

слова при помощи других аффиксов;

аффикс должен употребляться для образования новых слов не только от основ того

происхождения, с которым он впервые появился в языке, но и от основ иного

происхождения;

аффикс должен обладать определенной частотой употребления. Чем больше

образований дает тот или иной аффикс, тем он продуктивнее;

живой аффикс должен давать новообразования. [8]

В соответствии с подразделением аффиксов на префиксы и суффиксы в аффиксации

различаются следующие способы образования слов:

Префиксальный – присоединение приставок к корням и основам. Префиксы, как

правило, изменяют значение слова, а не часть речи: to appear – to disappear; possible

– impossible.

Суффиксальный – присоединение суффиксов к корням и основам. Суффиксы,

главным образом, служат для образования одной части речи из другой: to work –

worker; но также могут образовывать производные слова, относящиеся к той же

части речи, что и исходное слово: friend – friendship. Слова в английском языке могут

быть образованы и посредством последовательного добавления двух суффиксов,

сохраняющих свое значение: care – careful – carefully; to hope – hopeless –

hopelessness.

Суффиксально-префиксальный - присоединение суффиксов и приставок к корням и

основам: to forget – unforgettable; to appear – disappearance. [8]

Изучение способов словообразования помогает учащимся при чтении понять незнакомые

лексические единицы по словообразовательным элементам, что позволяет не прерывать

процесс чтения, отвлекаясь на поиски лексической единицы в словаре.

Начиная с 5 класса, я составила план работы по словообразованию согласно темам

учебника Биболетовой, в который я включила название темы (по суффиксам разных частей

речи), количество времени для изучения, упражнения и контроль. Примерно изучение

словообразовательных элементов происходит до 9 класса, 10-11 класс повторение и

тренировка на употребления этих элементов. План представлен в Приложении 1.

При изучении определенной темы я предлагаю детям памятки, таблицы по

словообразованию, делю все аффиксы по частям речи, по значению ( Приложение 2).

Все изучение строится по принципу тема – упражнения – контроль. Контроль - это тесты или

тестовые упражнения. Приступая к различным упражнениям, дети пользуются памятками

по работе, которые мы составили вместе с ними.

1. Упражнение “Образуй новое слово”

Прочитай слово, определи часть речи.

Подумай, какие слова можно образовать (существительное, прилагательное,

наречие).

Вспомни суффиксы и префиксы разных частей речи.

Образуй слово и запиши его.

Проверь по словарю.

2. Упражнение “Переведи слово, не пользуясь словарем”

Прочитай слово, определи часть речи.

Раздели слово на морфемы.

Определи морфему, от которой образовано слово и аффикс, переведи его.

Назови значение слова на русском языке.

3. Упражнение “Образуй слово и вставь в предложение, текст” (примерные задания из ГИА и

ЕГЭ)

Прочтите предложение от начала до конца, чтобы понять смысл.

Проанализируйте синтаксическую структуру предложения, чтобы определить, какую

часть речи нужно образовать и записать вместо пропуска (задайте вопросы к

пропущенному слову).

Подумайте, как изменить исходное слово с помощью суффиксов и приставок, чтобы

образовать нужную часть речи.

Помните:

- если требуется та же часть речи, что и исходное слово, скорее всего, нужно использовать

префикс, который изменяет значение слова, а не части речи

- если требуется иная часть речи, чем исходное слово, используйте суффикс

- некоторые существительные и глаголы, образованные от одного корня, различаются

чередованием корневого гласного и изменением написания слов

Уточните форму образованной части речи в каждом предложении.

- некоторые слова следует превратить в противоположные по смыслу

Прочитайте предложение, а затем и весь текст снова, чтобы убедиться, что

вставленные слово / слова образованы, написаны правильно и делают предложение

и весь текст осмысленным.

4. Упражнение “Найди в тексте слова, образованные от других частей речи и переведи”.

Прочитай предложение

Подчеркни слово,

Определи часть речи, раздели на морфемы, определи аффикс.

Дай перевод слова.

Так как словообразование является обязательным элементом подготовки учащихся к сдаче

экзамена по английскому языку в формате ГИА и ЕГЭ. При работе с учащимися 9-11 классов

работаю по такому плану (разбор темы – упражнения – контроль):

1.

Словообразование существительных (7-10 часов)

2.

Словообразование прилагательных и наречий (7-8 часов)

3.

Словообразование глаголов (7-8 часов)

К концу 11 класса учащиеся могут легко образовывать новые слова. Но работу необходимо

проводить систематически, постоянно обращать внимание детей на их ошибки, учить

исправлять их самостоятельно и помогать в их разборе.



В раздел образования