Напоминание

"Произведения Д. Мамина – Сибиряка и А. И. Куприна."


Автор: Гречихина Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №49 города Белгорода с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: Белгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Произведения Д. Мамина – Сибиряка и А. И. Куприна."
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: Произведения Д. Мамина – Сибиряка и А. И. Куприна. Рубрика «Проверь себя».

Тип урока: Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Цель: формировать в сознании детей целостное восприятие изученных произведений.

Планируемые результаты:

предметные:

организовать

деятельность

учащихся

по обобщению

и

систематизации

знаний

и

способов

деятельности, осмыслению текстов произведения, обеспечить осмысление новых слов и понятий;

личностные:

проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу,

понимать причины успеха в учебной деятельности;

универсальные учебные действия:

регулятивные:

определять цель деятельности на уроке самостоятельно, частично, с помощью учителя;

учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные:

работать

с

информацией,

выполнять

логические

операции:

сравнение,

анализ,

обобщение,

классификация, установление аналогий, подведение под понятие;

коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в

том числе в ситуации столкновения интересов, формирование речевой деятельности и навыков

сотрудничества.

С целью реализации поставленных задач были выбраны фронтальная, групповая и парная

формы организации учебной работы.

Использовались следующие методы обучения:

-по форме взаимодействия учителя и обучающихся – активный;

-по

внешним

признакам

деятельности

учителя

и

обучающихся

беседа,

рассказ,

работа

с

информацией;

-по источнику получения знаний – словесные, наглядные;

-по степени активности познавательной деятельности обучающихся – репродуктивный, метод

проблемного изложения, исследовательский.

С целью реализации здоровье сберегающих технологий на учебном занятии

число видов

учебной деятельности, используемых на уроке, не превышало норму, дети за урок не устали;

средняя

продолжительность

и

частота

чередования

различных

видов

учебной

деятельности

составляла 7–10 минут; дети были активны на уроке, свободно высказывали свое мнение, работали

в парах и группах.

Позы учащихся и их чередование были оптимальны в зависимости от характера выполняемой

работы.

Дети показали интерес к уроку, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к

изучаемому материалу.

На уроке был создан благоприятный психологический климат,

который

дал

заряд

положительных эмоций.

Урок прошел продуктивно, цель урока была реализована. Рефлексия учебного занятия показала,

что данный материал учащимися был осмыслен и понят.

Структура занятия

обобщения и

систематизации

знаний и способов

деятельности

Структура урока - проекта

Алгоритм занятия обобщения и систематизации знаний и способов деятельности с

элементами проектной деятельности

1

Мотивация

Организационный момент —

объявление темы проекта,

постановка цели — 3-5 мин.

Девиз занятий лит. чтения: «Каждую книгу нужно

уметь читать!»

Цель занятия: 1. Понимать прочитанное.

2. Научиться анализировать прочитанное.

2

Актуализация

знаний, умений

Планирование работы,

выдвижение гипотезы,

формулирование задач — 5-7

мин.

Откройте учебник на с. 67.

Чему будет посвящен урок? (Произведениям Д.Н.

М-С и А.К)

Сформулируйте тему занятия. (Произведения

русских писателей)

Цель занятия выяснить насколько хорошо

ориентируетесь в изученной теме.

3

Анализ изученного

содержания

Работа с информационными

источниками, подведение

итогов сбора необходимой

информации по поставленной

проблеме — 10-12 мин.

В парах установить соответствие, кто является

автором, изученных произведений, оценить свою

работу:

А.И. Куприн

Д.Н. Мамин -

Сибиряк

«Приемыш»

«Умнее всех»

«Постойко»

«Синяя звезда»

«Барбос и Жулька»

«Собачье счастье»

Проверите свои знания, отметка подтвердилась

или нет?

1 группа - у конторок

1 - 2. Прочитать задание №5, на с.67.

3. Процитируйте предложения, синтаксический

разбор которых выполняли на занятии русского

языка. (Пёс лежал на соломе и не поднимал

головы. Ему слышались и знакомые шаги, и

знакомый голос.) (Постойко)

4. Найдите произведение и процитируйте

подтверждение того, что счастье заключается в

свободе. (Хр. №2, «Собачье счастье»)

5. Какой рассказ наводит на размышления, что в

жизни животных тоже есть место привязанности,

любви, отваге и самопожертвованию. («Барбос и

Жулька»)

Физминутка

Все ребята знать должны

Жанр произведения,

Чтоб уметь их различать

Точно, без сомнения.

Басни, повести, стихи,

Пословицы и сказки

Различать мы можем сразу,

Даже без подсказки.

Как ритмичны, музыкальны

Все стихотворения!

Все ребята знать должны

Жанр произведения!

4

Выделение главного

в изученном

Практическая работа по

созданию продукта проекта и

его публичному представлению

— 10 мин.

Работа в группах

Что, обычно, помогает вспомнить давно

пройденный материал? (Модель обложки)

Почему? (В ней отражены главные моменты)

Вспомним, последовательность её оформления:

- Автор

- Жанр и тема произведения

- Название

На обороте:

- Главные герои

- Главная мысль (лейтмотив) произведения

5

Систематизация и

обобщение

Презентация готового продукта

проектной деятельности — 5-7

мин.

Представитель от каждой группы берёт заготовку.

В группе работают над созданием продукта.

Выступления представителей групп

6

Установление

межпредметных и

внутрепредметных

связей

Работа с пометами

Найти и процитировать пословицу,

соответствующую главной мысли произведений:

1. «Постойко»

2. «Синяя звезда»

3. «Барбос и Жулька»

4. «Приёмыш»

5. «Собачье счастье»

6. «Умнее всех»

7

Рефлексия

Подведение итогов

проектирования (рефлексия) —

3 мин.

2 группа - за конторками

Мини спринт диктант (записать фамилию автора

или название произведения)

1. Главное в человеке, по словам этого писателя,

не внешняя красота, а красота и благородство

души. (Куприн)

2. Название рассказа, главная мысль которого

заключается в словах «…неважно, какой породы

пёс, важно кто его хозяин» (Постойко)

3. Название произведения, которое учит тому, что

самый умный решает проблему не с помощью

кулаков, а правильно подобранными словами.

(Умнее всех)

4. Название рассказа, темой которого является

привязанность человека и собаки к птице.

(Приёмыш)

5. Как звали крохотную героиню рассказа, о

самопожертвовании и отваге? (Жулька)

8

Домашнее задание

Домашнее задание — 1 мин.

Текст - рассуждение «Блуждающий сюжет в

произведениях Д.Н. М-С и А.К»

Блуждающие сюжеты — темы произведений, переходящие из одной страны в

другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды.

«Приемыш»

«Приемыш»

А.И. Куприн

Д.Н. Мамин -

Сибиряк

А.И. Куприн

Д.Н. Мамин -

Сибиряк

«Умнее всех»

«Умнее всех»

«Постойко»

«Постойко»

«Синяя звезда»

«Синяя звезда»

«Барбос и Жулька»

«Барбос и Жулька»

«Собачье счастье»

«Собачье счастье»

А.И. Куприн

Д.Н. Мамин -

Сибиряк

«Приемыш»

А.И. Куприн

Д.Н. Мамин -

Сибиряк

«Приемыш»

«Умнее всех»

«Умнее всех»

«Постойко»

«Постойко»

«Синяя звезда»

«Синяя звезда»

«Барбос и Жулька»

«Барбос и Жулька»

«Собачье счастье»

«Собачье счастье»

А.И. Куприн

Д.Н. Мамин -

Сибиряк

«Приемыш»

А.И. Куприн

Д.Н. Мамин -

Сибиряк

«Приемыш»

«Умнее всех»

«Умнее всех»

«Постойко»

«Постойко»

«Синяя звезда»

«Синяя звезда»

«Барбос и Жулька»

«Барбос и Жулька»

«Собачье счастье»

«Собачье счастье»

А.И. Куприн

Д.Н. Мамин -

Сибиряк

«Приемыш»

А.И. Куприн

Д.Н. Мамин -

Сибиряк

«Приемыш»

«Умнее всех»

«Умнее всех»

«Постойко»

«Постойко»

«Синяя звезда»

«Синяя звезда»

«Барбос и Жулька»

«Барбос и Жулька»

«Собачье счастье»

«Собачье счастье»

А.И. Куприн

Д.Н. Мамин -

Сибиряк

«Приемыш»

А.И. Куприн

Д.Н. Мамин -

Сибиряк

«Приемыш»

«Умнее всех»

«Умнее всех»

«Постойко»

«Постойко»

«Синяя звезда»

«Синяя звезда»

«Барбос и Жулька»

«Барбос и Жулька»

«Собачье счастье»

«Собачье счастье»

А.И. Куприн

Д.Н. Мамин -

Сибиряк

«Приемыш»

А.И. Куприн

Д.Н. Мамин -

Сибиряк

«Приемыш»

«Умнее всех»

«Умнее всех»

«Постойко»

«Постойко»

«Синяя звезда»

«Синяя звезда»

«Барбос и Жулька»

«Барбос и Жулька»

«Собачье счастье»

«Собачье счастье»

А.И. Куприн

«Приемыш»

А.И. Куприн

«Приемыш»

«Умнее всех»

«Умнее всех»

Д.Н. Мамин -

Сибиряк

Д.Н. Мамин -

Сибиряк

«Постойко»

«Постойко»

«Синяя звезда»

«Синяя звезда»

«Барбос и Жулька»

«Барбос и Жулька»

«Собачье счастье»

«Собачье счастье»

А.И. Куприн

Д.Н. Мамин -

Сибиряк

«Приемыш»

А.И. Куприн

Д.Н. Мамин -

Сибиряк

«Приемыш»

«Умнее всех»

«Умнее всех»

«Постойко»

«Постойко»

«Синяя звезда»

«Синяя звезда»

«Барбос и Жулька»

«Барбос и Жулька»

«Собачье счастье»

«Собачье счастье»

А.И. Куприн

Д.Н. Мамин -

Сибиряк

«Приемыш»

А.И. Куприн

Д.Н. Мамин -

Сибиряк

«Приемыш»

«Умнее всех»

«Умнее всех»

«Постойко»

«Постойко»

«Синяя звезда»

«Синяя звезда»

«Барбос и Жулька»

«Барбос и Жулька»

«Собачье счастье»

«Собачье счастье»

А.И. Куприн

Д.Н. Мамин -

Сибиряк

«Приемыш»

А.И. Куприн

Д.Н. Мамин -

Сибиряк

«Приемыш»

«Умнее всех»

«Умнее всех»

«Постойко»

«Постойко»

«Синяя звезда»

«Синяя звезда»

«Барбос и Жулька»

«Барбос и Жулька»

«Собачье счастье»

«Собачье счастье»



В раздел образования