Напоминание

Формирование навыков "умения учиться" в ходе поисково – исследовательской и креативной деятельности на интегрированных уроках естественного цикла


Автор: Игнатова Вера Юрьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 1"
Населённый пункт: город Мичуринск, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование навыков "умения учиться" в ходе поисково – исследовательской и креативной деятельности на интегрированных уроках естественного цикла
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование навыков «умения учиться» в ходе поисково –

исследовательской и креативной деятельности на интегрированных уроках

естественного цикла

Игнатова Вера Юрьевна,

учитель биологии МБОУ СОШ №1

г. Мичуринска Тамбовской области,

Россия,

контактный телефон 89066571647,

e-mail: vera.ignatova.64@mail

Аннотация

В данной статье затронута проблема формирования универсальных

учебных действий у школьников через применение системы бинарных

уроков.

===============================================================

В современном мире для обеспечения конкурентноспособности

выпускников школы необходимо сформировать у каждого учащегося школы

навыки «умения учиться». Наиболее перспективно в этом плане обучение

подрастающего поколения через системно – деятельностный подход,

который способствует более быстрому нарастанию положительной

динамики в получении желаемых результатов.

Профилирование образования школьников в старшем звене предоставляет

благодатную возможность для подобного рода обучения. Особое место при

этом отводится урокам практико - ориентированной направленности.

Наибольший эффект дают интегрированные уроки, на которых жизненные

ситуации или природные явления рассматриваются сразу с позиций

нескольких наук в ходе самостоятельной поисково – исследовательской и

креативной деятельности школьников. Проработанный таким образом

подлежащий изучению материал не только лучше запоминается, но и

заставляет учеников логически думать, экспериментировать, видеть

результаты собственных действий, правильно делать выводы и предлагать

соответствующие рекомендации. Кроме того, у школьников создаётся

целостная картина изучаемого процесса, нежели при одностороннем его

дроблении сначала на одном предмете, а затем на другом, третьим…

Уникальны в этом плане программы профильных классов по биологии и

химии. Как на одном, так и на другом предмете рассматриваются, например,

белки, жиры, углеводы. И таких переплетающихся понятий и биохимических

процессов предостаточно. Так, в ходе поисково – исследовательской и

креативной деятельности на интегрированном уроке естественной

направленности «Тепловая денатурация и ренатурация белковых тел»

можно рассмотреть закономерности протекания всевозможных

встречающихся в жизни данных процессов с точки зрения разных школьных

учебных курсов.

В классе формируются несколько групп. При координирующей и

направляющей роли учителей все члены группы выполняют по алгоритму

действий разные задания, но в итоге от правильности каждого зависит

конечный результат, который они должны представить в конце урока, чтобы

прийти к единому заключению.

Структура деятельности каждой группы такова: проблемный вопрос –

эксперимент – продукт поиска или творчества – выводы – рекомендации.

Разносторонние проблемные вопросы были указаны в карточках:

объясните, почему из сваренных яиц наседка никогда не выведет

цыплёнка?

что общего в волосе человека, шерстяной нитке, когте куриной

лапки?

в чём волшебная сила воды перед укладкой волос на бигуди и

возвращении их в первоначальную форму?

почему влажный волос легче повредить, а шерстяные вещи после

стирки при сушке в подвешенном состоянии деформируются?

правы ли косметологи, советующие при плохом росте или выпадении

волос принимать очищенную серу?

Чтобы ответить на поставленные вопросы, на уроке понадобились

результаты биохимической лаборатории, помощь программиста,

микробиологов , косметологов и парикмахеров.

Плодотворно работала и творческая мастерская, создавая свои мини –

презентации. В заключение сделали выводы аналитики и предложили свои

рекомендации.

К нашему удивлению, выводы исследователей и аналитиков превзошли все

ожидания. Они объяснили эти явления не только с биологической,

химической, но и с физической точек зрения. Так что недаром наш профиль

называется научно – естественным.

В заключение статьи можно сделать вывод, что такие уроки, вырабатывая

активную жизненную позицию в решении конкретных проблем, помогают

личности школьника не только эффективно развиваться и идти вперёд по

тернистым ступеням познания , но и одновременно самореализовываться в

различных областях науки и сферах жизни. Вот почему в период освоения

стандартов второго поколения так перспективно направление интеграции

образовательного процесса, навигацию на которое и определено во вновь

выбранной теме программы развития МБОУ СОШ №1 г. Мичуринска

Тамбовской области как Федеральной площадке инновационного развития.

Список литературы:

1.

Пичугина Г. В. "Ситуационные задания по химии. 8-11 класс" - Москва:

BAKO, 2014. - 144 с. - (Мастерская учителя химии).

2.

Пименова И.Н., Пименов А.В. «Лекции по общей биологии. Учебное

пособие.» - Саратов, ОАО, «Издательство «Лицей», 2003.

3.

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. «Общая биология: учебник для

10 -11 классов общеобразовательных учреждений» - Москва:

Дрофа,2016. - с.

4.

Новошинский И.И., Новошинская Н.С. «Химия: учебник для 9 класса

общеобразовательных учреждений» - Москва: ООО «Русское слово –

учебник», 2013. – 296с.



В раздел образования