Автор: Игнатова Вера Юрьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 1"
Населённый пункт: город Мичуринск, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование навыков "умения учиться" в ходе поисково – исследовательской и креативной деятельности на интегрированных уроках естественного цикла
Раздел: среднее образование
Формирование навыков «умения учиться» в ходе поисково –
исследовательской и креативной деятельности на интегрированных уроках
естественного цикла
Игнатова Вера Юрьевна,
учитель биологии МБОУ СОШ №1
г. Мичуринска Тамбовской области,
Россия,
контактный телефон 89066571647,
e-mail: vera.ignatova.64@mail
Аннотация
В данной статье затронута проблема формирования универсальных
учебных действий у школьников через применение системы бинарных
уроков.
===============================================================
В современном мире для обеспечения конкурентноспособности
выпускников школы необходимо сформировать у каждого учащегося школы
навыки «умения учиться». Наиболее перспективно в этом плане обучение
подрастающего поколения через системно – деятельностный подход,
который способствует более быстрому нарастанию положительной
динамики в получении желаемых результатов.
Профилирование образования школьников в старшем звене предоставляет
благодатную возможность для подобного рода обучения. Особое место при
этом отводится урокам практико - ориентированной направленности.
Наибольший эффект дают интегрированные уроки, на которых жизненные
ситуации или природные явления рассматриваются сразу с позиций
нескольких наук в ходе самостоятельной поисково – исследовательской и
креативной деятельности школьников. Проработанный таким образом
подлежащий изучению материал не только лучше запоминается, но и
заставляет учеников логически думать, экспериментировать, видеть
результаты собственных действий, правильно делать выводы и предлагать
соответствующие рекомендации. Кроме того, у школьников создаётся
целостная картина изучаемого процесса, нежели при одностороннем его
дроблении сначала на одном предмете, а затем на другом, третьим…
Уникальны в этом плане программы профильных классов по биологии и
химии. Как на одном, так и на другом предмете рассматриваются, например,
белки, жиры, углеводы. И таких переплетающихся понятий и биохимических
процессов предостаточно. Так, в ходе поисково – исследовательской и
креативной деятельности на интегрированном уроке естественной
направленности «Тепловая денатурация и ренатурация белковых тел»
можно рассмотреть закономерности протекания всевозможных
встречающихся в жизни данных процессов с точки зрения разных школьных
учебных курсов.
В классе формируются несколько групп. При координирующей и
направляющей роли учителей все члены группы выполняют по алгоритму
действий разные задания, но в итоге от правильности каждого зависит
конечный результат, который они должны представить в конце урока, чтобы
прийти к единому заключению.
Структура деятельности каждой группы такова: проблемный вопрос –
эксперимент – продукт поиска или творчества – выводы – рекомендации.
Разносторонние проблемные вопросы были указаны в карточках:
объясните, почему из сваренных яиц наседка никогда не выведет
цыплёнка?
что общего в волосе человека, шерстяной нитке, когте куриной
лапки?
в чём волшебная сила воды перед укладкой волос на бигуди и
возвращении их в первоначальную форму?
почему влажный волос легче повредить, а шерстяные вещи после
стирки при сушке в подвешенном состоянии деформируются?
правы ли косметологи, советующие при плохом росте или выпадении
волос принимать очищенную серу?
Чтобы ответить на поставленные вопросы, на уроке понадобились
результаты биохимической лаборатории, помощь программиста,
микробиологов , косметологов и парикмахеров.
Плодотворно работала и творческая мастерская, создавая свои мини –
презентации. В заключение сделали выводы аналитики и предложили свои
рекомендации.
К нашему удивлению, выводы исследователей и аналитиков превзошли все
ожидания. Они объяснили эти явления не только с биологической,
химической, но и с физической точек зрения. Так что недаром наш профиль
называется научно – естественным.
В заключение статьи можно сделать вывод, что такие уроки, вырабатывая
активную жизненную позицию в решении конкретных проблем, помогают
личности школьника не только эффективно развиваться и идти вперёд по
тернистым ступеням познания , но и одновременно самореализовываться в
различных областях науки и сферах жизни. Вот почему в период освоения
стандартов второго поколения так перспективно направление интеграции
образовательного процесса, навигацию на которое и определено во вновь
выбранной теме программы развития МБОУ СОШ №1 г. Мичуринска
Тамбовской области как Федеральной площадке инновационного развития.
Список литературы:
1.
Пичугина Г. В. "Ситуационные задания по химии. 8-11 класс" - Москва:
BAKO, 2014. - 144 с. - (Мастерская учителя химии).
2.
Пименова И.Н., Пименов А.В. «Лекции по общей биологии. Учебное
пособие.» - Саратов, ОАО, «Издательство «Лицей», 2003.
3.
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. «Общая биология: учебник для
10 -11 классов общеобразовательных учреждений» - Москва:
Дрофа,2016. - с.
4.
Новошинский И.И., Новошинская Н.С. «Химия: учебник для 9 класса
общеобразовательных учреждений» - Москва: ООО «Русское слово –
учебник», 2013. – 296с.