Автор: Тропина Анастасия Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ЦВР "Галактика"
Населённый пункт: г.Новосибирска
Наименование материала: Статья
Тема: Современные педагогические технологии на занятиях в творческом объединении "Фортепиано"
Раздел: дополнительное образование
Современные педагогические технологии на занятиях
в творческом объединении «Фортепиано»
Тропина А.В.
педагог дополнительного образования
МБУДО г.Новосибирска
«Центр внешкольной работы «Галактика»
Сегодня,
в
условиях
современного
мира,
с
его
о сновной
информационно-технической
составляющей,
важно
помнить,
что
эстетическое
развитие
является
средством
для
реализации
заложенных
в
ребенке творческих начал и созданием условий для самовыражения, что
способствует
созданию
условий
для
формирования
таких
качеств,
как
чувство собственного достоинства, самоконтроля, уважения к окружающим.
Обучение игре на фортепиано открывает уникальную возможность для
реализации
личностно-ориентированного,
развивающего
направления
обучения.
Обучение
игре
на
фортепиано
–
это
интенсивное
развитие
разноплановых
возможностей
человека,
тех
способностей,
которые
необходимы человеку в повседневной жизни: координация, развитие памяти,
развитие
перспективного
мышления,
развитие
пальцевой
моторики.
В
процессе освоения программы раскрываются индивидуальные способности
ребёнка не только в сфере музыки, но и в творческом подходе к любому виду
деятельности, развиваются интеллектуальные и творческие способности.
Творческие
способности
помогают
в
жизни,
в
решении
проблем.
Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные
варианты
и
выбрать
наиболее
подходящий.
Если
у
ребенка
есть
хоть
малейшие
творческие
способности,
то
ему
будет
гораздо
легче
учиться,
трудиться,
строить
отношения
с
окружающими
людьми,
справляться
с
трудностями.
Творческие
способности
являются
базой
для
личностного
развития.
Я работаю педагогом дополнительного образования в МБУДО Центре
внешкольной работы «Галактика» в музыкальной студии «Калейдоскоп. К
нам
приходят
обучаться
дети
с
разными
уровнями
одаренности
и
способностями.
Мне
нужно
обучить
ребенка
независимо
от
уровня
его
музыкальных
данных.
В
процессе
обучения
он
должен
получить
все
необходимые навыки и знания. Поэтому моей важной задачей, как педагога
является поиски новых технологий и методов, отвечающих интересам детей и
эффективно
влияющих
на
формирование
музыкальных
способностей,
знаний.
Моя
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Фортепиано»
предусматривает
использование
различных
современных педагогических технологий, адаптированных, с одной стороны,
к
специфике
курса
фортепиано,
с
другой
стороны,
к
специфике
дополнительного образования. Все педагогические технологии, которые я
применяю
в
образовательно-воспитательном
процессе,
имеют
личностно-
ориентированный
характер,
и
ставят
в
центр
образовательной
системы
личность учащегося.
Разноуровневое
обучение. Данная
педагогическая
технология
заключается
в
практической
реализации
личностного-ориентированного
подхода
в
обучении,
который
означает,
что
сложность
изучаемых
произведений не должна превышать возможность учащегося. Такое обучение
создает
условия
для
максимального
развития
детей
с
разным
уровнем
способностей: для учащихся с типичными особенностями, для одаренных и
учащихся с ОВЗ. Для каждой группы учащихся используются различные
методы
работы,
учитываются
индивидуальные,
психологиче ские
особенности, состояние здоровья, художественно-творческие способности.
Технология
использования
игровых
методов активно применяется
мной в работе с учащимися младшего школьного возраста. Это различные
упражнения,
игры,
которые
направлены
на
развитие
пианистического
аппарата.
Особое
место
в
моей
педагогической
деятельности
занимают
здоровьесберегающие технологии, так как организация образовательного
процесса в творческом объединении с позиции здоровьезбережения детей –
это первоочередная задача педагога. Поэтому профилактика переутомления
на занятиях и его негативного последствие для здоровья детей особенно
важна. Для профилактики утомления учащихся, я переключаю внимание с
одного вида деятельности на другой, провожу физкультминутки, изучаю и
отбираю различные упражнения для укрепления мышц спины, расслабления
плечевого
пояса,
для
формирования
свободы
мышц
пианистического
аппарата.
Информационные
компьютерные
технологии я
применяю
при
разучивании с учащимися новых произведений. С помощью этих технологий
мы
знакомимся
с
творчеством
композиторов,
находим
информацию
об
исполняемых
музыкальных
произведениях,
нотный
материал,
аудио,
видеоматериалы, фото, картины, которые помогают в работе над раскрытием
образа в музыкальном произведении.
Технология проблемного обучения позволяет быстро и эффективно
овладеть
учебным
материалом
и
способствует
творческому
развитию
личности учащегося. Проблемные задания я составляю с учетом всех видов
деятельности:
при
восприятии
музыке,
игре
на
фортепиано,
выполнении
интеллектуальных
заданий.
Я
применяю
такие
приемы
как:
словесное
описание
музыкального
образа
после
слушания
музыки,
придумывание
названия произведения, анализ и сравнение одного и того же произведения в
двух
разных
исполнениях.
Проблемную
ситуацию
ставлю
при
выборе
аппликатуры, для определения кульминации произведения, для обозначения
динамической нюансировки (по направлению движения мелодии).
Таким
образом,
все
эти
современные
педагогические
технологии
помогают мне наилучшим образом осуществить образовательный процесс,
создать условия для саморазвития и самореализации учащихся.