Автор: Сизых Александра Николаевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: КБОУ "Школа дистанционного образования"
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: Статья
Тема: Применение нетрадиционных приемов работы на уроках изобразительного искусства с детьми, имеющих диагноз детский церебральный паралич в условиях инклюзивного образования"
Раздел: начальное образование
«Применение нетрадиционных приемов работы на уроках
изобразительного искусства с детьми, имеющих диагноз детский
церебральный паралич в условиях инклюзивного образования».
«Художественная техника – это грамматика,
без которой никакие стремления в искусстве
не серьезны и походят на замыслы младенца».
В. В. Верещагин
Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять
самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от
конфликтов и сильных переживаний, развить чувство сопереживания, быть
самим собой, свободно выражать свои мечты и надежды. Это не только
отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но
и ее моделирование, выражение отношения к ней. Детский рисунок, в первую
очередь, рассматривается как проекция личности ребенка, как символическое
выражение его отношения к миру. В детском рисунке отражаются не только
уровень развития графических навыков и овладение техникой рисования, но
и
характеристики
интеллектуального
развития,
особенности
личности
и
характера, а также особенности межличностных отношений, например, в
семье.
В
истории
педагогики
проблема
творчества
всегда
была
одной
из
актуальных.
Во
все
времена
были
нужны
творческие
личности,
так
как
именно они определяют прогресс человечества. Наше время так же требует
творческих,
нестандартно
мыслящих
и
действующих
людей
во
благо
развития личности и общества.
Согласно
ст.
19.
Образование
инвалидов
Федерального
закона
от
24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 30.10.2017) "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации", государство поддерживает получение инвалидами
образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его
получения. Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие
члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении
к
разнообразным
формам
образования,
культуры
и
труда.
На
уроках
обучающиеся с ОВЗ получают основные знания. Но эти знания ограничены
программными
требованиями
и
порой
не
учитывают
индивидуальные
интересы
детей,
особенности
местности,
в
которой
проживают
воспитанники.
В
Законе
об
образовании
Российской
Федерации,
действующем
с
сентября
текущего
года,
дано
четкое
определение
понятия «инклюзивное
образование
-
обеспечение
равного
доступа
к
образованию
для
всех
обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей
и индивидуальных возможностей» (ст.2, п. 27), и в нем имеются специальные
статьи, учитывающие образовательные потребности отдельных лиц: статья
77
об
организации
получения
образования
лицами,
проявившими
выдающиеся способности; статья 79 об организации получения образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Пункт 4 этой
статьи гласит: «Образование обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья
может
быть
организовано
как
совместно
с
другими
обучающимися,
так
и
в
отдельных
классах,
группах
или
в
отдельных
организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
Инклюзия, инклюзивное образование – это не значит собранные в одну
«безликую» массу все дети, а наоборот, инклюзия способствует тому, чтобы
каждый
ребенок
не
чувствовал
себя
оторванным
от
общего
детского
коллектива, чтобы он ощущал, что его готовы принять таким, какой он есть,
при
этом
способности
такого
ребенка
учитываются
так
же,
как
и
его
потребности,
и
присутствует
их
оценка,
а
учебные
планы
и
цели
подстраиваются
под
особенности
такого
ребенка.
При
этом,
безусловно,
важной
становится
роль
учителей
и
специальных
педагогов,
которые,
используя свой опыт и знания, создают такой особенно организованный
педагогический процесс, в котором каждый ребенок учится с наибольшей для
себя пользой.
Разработать тактику помощи детям с нарушениями функции опорно-
двигательного аппарата возможно только на основе знаний о конкретном
нарушении,
имеющемся
у
ребёнка,
и
понимании
компенсаторных
возможностей,
на
которые
можно
будет
опираться
при
обучении
и
воспитании.
К
категории
детей
с
нарушениями
функций
опорно-двигательного
аппарата относятся дети с детским церебральным параличом.
Детский церебральный паралич – это группа двигательных нарушений,
возникающих
при
поражении
двигательных
систем
головного
мозга
и
проявляющихся
в
недостатке
или
отсутствии
контроля
со
стороны
центральной нервной системы за функционированием мышц.
Специфические особенности двигательного развития детей с ДЦП
У
ребёнка
с
ДЦП
последовательность
и
темп
созревания
всех
двигательных функций нарушены.
С
большим
трудом
и
опозданием
формируются
основные
моторные
функции - такие, как удержание головы в вертикальном положении; повороты
со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину; навыки сидения;
ползания; прямостояние; ходьба; манипулятивная деятельность.
Следует
отметить
общие
нарушения,
которые
составляют
структуру
двигательного дефекта при ДЦП:
- Нарушение мышечного тонуса по типу повышения
или понижения, а
также меняющийся тонус или смешанная форма с различными сочетаниями
нарушений. При гиперкинетической форме имеет место изменчивый тонус: в
покое
мышцы
кажутся
расслабленными,
а
при
попытке
совершить
произвольное движение тонус резко возрастает и гиперкинезы усиливаются.
-
Наличие параличей и парезов. В зависимости от тяжести поражения мозга
может
наблюдаться
полное
или
частичное
отсутствие
тех
или
иных
движений. А это в своё время затрудняет формирование ходьбы, навыков
самообслуживания,
предметной,
игровой,
учебной
и
других
видов
деятельности. Но очень важно понимать, что ДЦП - это не неспособность
двигаться
вообще,
а
неспособность
произвольно
управлять
процессом
мышечного движения. В зависимости от локализации нарушения выделяют 4
вида
церебрального
паралича:
тетраплегия
(поражение
всех
четырех
конечностей);
диплегия
(поражение
либо
верхних,
либо
нижних
конечностей); гемиплегия (поражение либо правой, либо левой половины
тела); моноплегия (поражение одной конечности).
Всё
это
препятствует
своевременному
формированию
предметной,
игровой, учебной и других видов деятельности.
-
Нарушения
равновесия
и
координации
движений.
Наблюдается
неустойчивость при сидении, стоянии и ходьбе. В тяжелых случаях ребенок
не может сидеть или стоять без поддержки. Нарушения равновесия тела и
координации
движений
проявляются
в
патологической
походке,
которая
наблюдается при различных формах ДЦП. Нарушена координация тонких,
дифференцированных
движений.
В
результате
ребенок
испытывает
трудности в манипулятивной деятельности и при письме. Ребенок не может
точно захватить предмет и поместить его в заданное место.
-
Содружественные
движения
(синкинезии).
У
детей
с
ДЦП
часто
наблюдаются
патологические
синкинезии,
когда
выполнение
любого
произвольного движения сопровождается непроизвольными движениями в
других частях тела. В первую очередь вовлекаются наиболее пораженные
конечности.
-
Наличие защитных рефлексов. Непроизвольные движения, выражающиеся
в сгибании или разгибании парализованной конечности при ее раздражении.
-
Нарушение ощущения движений. Развитие двигательных функций тесно
связано с ощущением движений. При всех формах ДЦП нарушается кинесте
тическая
чувствительность,
и
ребёнку
сложно
определить
положение
собственного тела в пространстве, нарушается координация движений и пр.
У многих детей искажено восприятие направления движения.
У детей с церебральным параличом своеобразная структура личности.
Достаточное
интеллектуальное
развитие
часто
сочетается
с
отсутствием
уверенности
в
себе,
самостоятельности,
с
повышенной
внушаемостью.
Личностная
незрелость
проявляется
в
наивности
суждений,
слабой
ориентированности
в
бытовых
и
практических
вопросах.
У
детей
и
подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и
нежелание
к
самостоятельной
практической
деятельности.
Выраженные
трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт
личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы.
Это
сочетается
с
повышенной
чувствительностью,
обидчивостью,
впечатлительностью, замкнутостью.
Т а к и е дети
нуждаются
в
особых
условиях
жизни,
обучения
и
последующей
трудовой
деятельности.
В
их
социальной
адаптации
определяются два направления. Первое имеет целью приспособить к ребенку
окружающую
среду.
Для
этого
существуют
специальные
технические
средства передвижения (коляски, костыли, трости, велосипеды), предметы
обихода (тарелки, ложки, особые выключатели электроприборов), пандусы,
съезды
на
тротуарах.
Второй
способ
адаптации
ребенка
с
двигательным
дефектом
—
приспособить
его
самого
к
обычным
условиям
социальной
среды.
Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и
воспитания
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Искусство
создает
целостную
картину
мира
посредством
эмоциональных
образов,
мыслей, чувств, доступных каждому ребенку. Рисуя что-либо, ребенок может
сочувствовать, сопереживать. Чувство сопричастности к человеку, природе,
животным помогает ребенку преодолеть отчуждение, замкнутость. Рисунки -
это
изображение
действительности,
которая
отражает
внутренний
мир
ребенка,
его
душевные
переживания,
взаимоотношения
с
окружающим
миром в целом; состояние интеллекта, его работоспособность, восприятие,
мышление, настроение.
Первой продуктивной деятельностью ребенка является изобразительная
и конструктивная деятельность. Возникновение их тесно связано у ребенка с
восприятием предметов и явлений окружающего мира, так как то, что не
воспринято , не может быть и отражено. С другой стороны, изобразительная
деятельность тесно связана с другими видами деятельности ребенка.
Целью
инклюзивного
образования
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
общеобразовательном
учреждении
является
создание оптимальных условий для развития потенциала каждого ребенка,
обучающегося в инклюзивном классе.
Для достижения этой цели, можно определить следующие задачи:
1.
Соблюдение
принципа
дифференцированного
подхода
к
обучению
и
воспитанию.
2.
Составление
индивидуального
коррекционно-развивающего
плана
с
каждым ребенком.
3.
Определение
способности
владения
предметами
и
орудиями
изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями
здоровья.
4.
Создание
атмосферы
эмоционального
комфорта,
формирование
взаимоотношений
в
духе
сотрудничества
и
принятия
особенностей
каждого из детей.
5.
Формирование
умения
самостоятельно
подбирать
необходимые
для
построения различных изображений средства.
6.
Освоение современных и нетрадиционных техник, технологий, методов,
приемов, форм организации учебной работы, а также их адекватное
применение согласно возможностям и потребностям обучающихся.
В работе с детьми с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП),
в
классе
интегрированного
обучения,
необходимо
создавать
условия,
способствующие
наиболее
полной
реализации
потенциа льных
познавательных
возможностей
всех
детей
в
целом
и
каждого
ребенка
в
отдельности, принимая во внимание особенности их развития. Тем самым
будет
осуществляться принцип
индивидуального
и
дифференцированного
подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Во время учебного занятия по любой дисциплине важно обучать всех, но при
этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности,
включая его по мере возможности во фронтальную работу на уроке. Это
необходимо для составления индивидуального плана коррекции для каждого
ребенка. Прежде чем составить такой план работы, необходимо проводить
диагностику.
На основе этих данных составляется индивидуальный коррекционно-
развивающий план с каждым ребенком, в котором отражаются основные
направления коррекции и конкретные задачи по формированию умений и
навыков, темп продвижения и расширения “зоны ближайшего развития”,
потенциальные возможности на предстоящий период (3–4 месяца).
Невозможно получить какое-либо изображение, не владея предметами и
орудиями
изобразительной
деятельности,
то
есть
карандашом,
кистью,
ножницами,
пластилином,
клеем
и
способами
их
употребления.
Следовательно, развитие изобразительной деятельности ребенка связано с
развитием его предметной деятельности и предполагает достаточно высокий
уровень развития этой деятельности.
Трудности
в
овладении
предметным
изображением
в
развитии
содержательной
стороны
рисования
у
детей
с
ДЦП
тесно
связаны
с
недоразвитием
восприятия,
образного
мышления,
предметной
и
игровой
деятельности, речи, то есть тех сторон психики, которые составляют основу
изобразительной деятельности.
В
начале
занятия
по
изобразительной
деятельности
лучше
всего
проводить индивидуально, чтобы учесть возможности и индивидуальные
особенности
каждого
ребенка.
Когда
ребенок
только
начинает
учиться
рисовать,
лепить,
очень
важно,
чтобы
он
с
самого
начала
усваивал
правильные приёмы работы с карандашами, красками, пластилином. Часто у
детей при держании карандаша, кисточки наблюдается вялость пальцев и
наоборот,
чрезмерное
напряжение
и
малая
подвижность.
Сидя
рядом
с
ребенком за столом, нужно показывать, как правильно держать карандаш
(установить руку в нужном положении, вложить карандаш в руку ребенка и
помочь ему его держать). Затем он выполняет упражнения самостоятельно.
Сложной задачей обучения изобразительной деятельности детей с ОВЗ
является формирование способов обследования: ощупывание перед лепкой
объёмных
предметов.
На
занятиях
лепкой
дети
впервые
начинают
чувствовать
движения
каждого
пальца,
(когда
вдавливают
пластилин,
отрывают
от
него
кусочки),
а
также
кистями
рук
(когда
раскатывают
и
сплющивают ком пластилина). Часто ребенок, положив комочек пластилина
между
ладонями,
не
может
придать
ему
нужную
форму.
Можно
взять
ладошки ребенка в свои руки и научить сдавливать комок, чтобы ребенок
почувствовал нужное движение и его силу.
В ходе обследования очень важно вызвать у детей с ДЦП положительные
эмоции к самому предмету. В ходе обучения решаются задачи обеспечения
операционально-технической
стороны
деятельности
обучающихся.
Эта
работа связана, с одной стороны, с усвоением детьми приемов и навыков
изобразительной
деятельности,
а
с
другой,
-
выработкой
у
них
умения
самостоятельно
подбирать
необходимые
для
построения
различных
изображений средства.
В результате многолетних наблюдений выяснилось, что изобразительная
деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее
доступной детям с диагнозом ДЦП.
Применяя
нетрадиционные
техники
рисования
н а
у р о к а х
изобразительного
искусства
в
начальной
школе
учителю
нужно
помнить
некоторые методические особенности, изложенные ниже.
Вначале учитель должен познакомить детей с тем или иным способом
получения
изображения,
объяснить
и
проанализировать
с
учениками
предложенные
образцы
работ,
а
затем
продемонстрировать
применение
данной техники на практике.
В процессе выполнения сложных нетрадиционных техник рисования
необходимо
использовать
памятку
поэтапного
выполнения
практической
работы .
Техники пластилиновой живописи:
«Нанесение пластилина на картон». Пластилин наносится на картон,
используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового
изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь
фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками .
«Печатка». Из твердого материала, например, картофеля вырезаются
разные формы (штампы): треугольники, квадраты, сердечки, ромбики, дети
смотрят, где можно применить эту форму, опускают ее в краску и выполняют
свой рисунок на заданную тему. Оттиск печатками из картофеля или других
овощей может быть использован на уроках декоративного рисования с целью
отработки понятия "ритм", на уроках тематического рисования и рисования
по памяти и представлению
с целью выполнения отдельных элементов
изображения .
Подобным способом можно работать с листьями деревьев, тогда будут
оттиски не геометрических фигур, а листьев. Работу можно вести по группам
и коллективно.
«Обрывная аппликация». Аппликация выполняется как обычно, только
все элементы выполняются без ножниц, пальчиками. При этом развивается
мелкая моторика рук.
«Аппликация из природного и подручного материала» (листьев, семян,
веточек, круп и макарон и т.д. Этот вид аппликации очень разнообразен в
выборе материалов. Аппликация может являться единственным содержанием
картины или быть ее частью, фоном .
Можно
предложить
детям рисовать
красками
пальцем.
Когда
перед
ребенком открываются краски, то у него сразу разбегаются глаза - такое все
яркое, красивое! Как тут ему удержаться от соблазна и не опустить палец в
баночку
с
краской,
которую
он
облюбовал?
Раз
уж
палец
в
краске,
то
интересно оставить и свой отпечаток на чем-нибудь.
А ведь это уже открытие, и ребенок на радостях восклицает: “Я умею
рисовать пальчиком!”
В это время необходимо поговорить с ребенком:
– Что это у тебя будет?
– Море (или небо, или снежная поляна).
Ребенок выражает себя, как может, рисует то, что у него на душе. Море –
значит, работаем над волнами, если небо - над облаками.
Можно рисовать поролоном, применять прием тычкования, создавать
изображения с помощью клейстера и манки, опилок, различных круп - горох,
фасоль, овес, рис. Дети используют в работе комочки из бумажных салфеток,
из которых умеют выполнять объемную аппликацию.
В ходе овладения этими умениями и навыками развивается моторика
(движения
кисти,
пальцев),
формируется
зрительно-двигательная
координация.
Занятия
по
изобразительной
деятельности
помогают
воспитанию
положительных качеств личности: усидчивости, внимания, умения доводить
начатое дело до конца.
Большой коррекционной эффективности в процессе обучения можно
добиться
в
проведении
занятий
с
использованием
смешанных
техник
изображения предметов и явлений реального мира.
Сочетание
рисования
по
трафарету
красками,
кистью
и
пальцем
с
обрывной
аппликацией,
создание
коллажей
и
другие
виды
работы
способствуют возникновению и реализации радостных, непосредственных
эмоций, имеющих ярко выраженные индивидуальные проявления.
Работа с бумагой, тканью различной фактуры, нитками, веревочками
создает предпосылки для последующей подготовки детей к знакомству с
элементами трудовой деятельности.
В своей работе широко использую пальчиковые игры, такие, как:
– упражнения на координацию движений пальцев рук : выставление
одного, двух пальцев рук, соединение большого пальца с другими, сцепление
пальцев ( “Цепочка”, “Пальчики здороваются”);
– построение фигурок из пальцев (“Очки”, “Лодочка”, “Домик”).
Анализируя
работу
с
детьми,
наблюдая
динамику
в
развитии
обучающихся,
пришла
к
выводу:
преобладает
положительный
эмоциональный
фон,
дети
становятся
более
активными,
наблюдается
снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений, внимание
становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций,
повышается самоконтроль. Показательны успехи детей, и некоторые ребята с
удовольствием демонстрируют свои успехи и способности.
При оценке динамики продвижения ребенка нельзя сравнивать его с
другими детьми, нужно сравнивать с самим собой на предыдущем этапе
развития. Я определила один из главных принципов своей деятельности:
педагогический
прогноз
выводить
на
основе
углубленного
понимания
медицинского диагноза, но всегда с педагогическим оптимизмом, стремясь в
каждом
ребенке
найти
сохранные
потенциальные
возможно сти,
положительные
стороны
его
психического
и
личностного
развития,
на
которые можно опереться в педагогической работе.
Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит
ребенка
за
привычные
рамки
рисования,
пробуждает
в
них
интерес
к
самостоятельному
творчеству,
к
эксперименту,
раскрепощает,
помогает
учащимся избавиться от комплекса «у меня не получается», «я не умею». С
помощью таких работ дети начинают успешно рисовать. Все предложенные
техники изучены и апробированы в работе с детьми. Задача учителя - помочь
каждому ребенку обрести веру в свои возможности, развить творческие
способности детей, научить их видеть прекрасное.