Напоминание

Реальность переживаний героя. Поэтическая сказка С.Г. Козлова «Лисичка»


Автор: Гроцер Вера Ильинична
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия "Гармония"
Населённый пункт: Великий Новгород Новгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Реальность переживаний героя. Поэтическая сказка С.Г. Козлова «Лисичка»
Раздел: начальное образование





Назад




Гроцер В.И. учитель начальных классов МАОУ

«Гимназия «Гармония»

Предмет

Литературное чтение

Тема раздела

Все, что сердцу мило

Тема урока

Реальность переживаний героя. Поэтическая сказка С.Г. Козлова «Лисичка»

Цель (развивающая)

: создание условий для мотивированного и осознанного чтения произведения так, чтобы опыт переживания

героев был соотнесен с личным восприятием обучающихся таких категорий как «друг», «красота»,

«сопереживание»

Этапы

урока

Задачи

Методический инструментарий

Ход урока

Формы

работы

Приемы работы

I.Стадия

вызова

Актуализация

и м е ю щ и х с я

у

учащихся

з н а н и й ,

пробуждение

познавательного

интереса,

определение

темы

и

ц е л и

у р о к а ,

определение

затруднений

Фронтальная

групповая

Р а б о т а

с

эпиграфом

Просмотр

видеофрагмента

выпуска

Новостей

н а

к а н а л е

«Культура»

На доске: У счастливого есть нужда в друзьях.

Аристотель (слайд1)

- Прочитайте это высказывание. Оно будет эпиграфом к

нашему уроку. Обсудите в группах и объясните, как вы его

понимаете.(Выслушивается мнение представителей каждой

группы)

- Запомнит, о чем мы сейчас говорили, К этому мы еще

вернемся.

(слайд2) Сегодня мы продолжим говорить о поэтических

сказках замечательного писателя Сергея Козлова. Напомните,

название главы, в которой размещены произведения Сергея

Козлова.

(«Все, что сердцу мило»). Можем ли мы утверждать, что то о

чем пишет автор близко его сердцу? (слайд3)

Как вы думаете, каким человеком он был? (слайд4)

Обсуждение увиденного.(слайд5)

-Как вы понимаете, «Сергей Козлов говорил с детьми всерьез и

п р о в е р к а

д / з :

рисунки,

синквейны

о б с у ж д е н и е

в

группе

постановка цели

Р а б о т а

н а д

заглавием

(гармошка

предсказаний)

о важном»

-Девиз сказок Козлова «Возьмемся за руки друзья», как

хорошо, что мы вместе…

-«В малом очень много высказано»

Я думаю, что этот небольшой фрагмент воспоминаний друзей,

коллег о Сергее Козлове, поможет нам лучше понять смысл его

произведений.

Сказку «Как Ежик и Медвежонок протирали звезды» вы

читали дома. Зачем же надо протирать звезды? Это просто

красивая выдумка писателя? В чем же смысл этой фантазии?

Какими вам показались герои? (слайд 6)

Сергей Козлов считал, что с детьми можно говорить всерьез,

о чем и со взрослыми- о доверии, о радости жизни, о доброте,

о хрупкости красоты.(слайд7) Об этом же, наверное,

разговаривали и его герои.

Как я уже сказала ранее, сегодня мы вновь встретимся с

героями сказок Козлова. Что ждете от этой встречи? Какую

цель мы поставим на сегодняшний урок?

Сегодня мы прочитаем сказку «Лисичка». (слайд 8)

Как вы думаете о чем или о ком она? Напишите или нарисуйте

на гармошке.

II.

Стадия

осмысления

Получение

н о в ы х

знаний и соотнесение

их

с

полученными

раннее,

формулирование

собственного

мнения

по теме в виде нового

правила

Ч т е н и е

с

остановками

Самостоятельное

чтение сказки

Работа над стилем

написания,

смыслом

Выборочное

чтение.

Знакомство со сказкой. (с 93-95) Начинает чтение

учитель. (до слов «Разве от радости плачут?»)

Ребята, а как вы думаете от радости плачут?

Запишите свои мысли на гармошке.

Чтение до слов «Бежим! Куда?

Предположите и запишите или нарисуйте куда по вашему

мнению звал Ежик Медвежонка?. Слушаем дальше.до слов

«Смотри!»

Что показал Ежик? Нарисуйте или запишите.

Дочитывание сказки до конца.

Понравилась сказка? Чем понравилась? Что затронуло вашу

душу?

Чьи мысли-предположения оказались близки к тексту?

А кто думал по-другому?

Почему свое произведение Сергей Козлов назвал «Лисичка»?

Разве оно о лисичке?

Перечитайте сказку и попробуйте придумать свое название

сказки. Обсудите варианты в группе.

Заслушивание вариантов названий.

Рассмотрите внимательно оформление сказки. Что лежит в

основе текста? (диалог).. Диалог развивает действие.

-Обратите внимание на предложения. Много каких?

(Предложения короткие, Много вопросительных и

восклицательных). Это одна из особенностей языка Сергея

Козлова.

Перечитайте начало сказки. Почему плакал Медвежонок?

(У него очень сильное переживание, переживание красоты

Минутка отдыха

(просмотр

красивых видов

природы)

мира. Это впечатление заставило его задуматься над тем, что

красота не вечна, что «все проходит», все заканчивается и все,

в конце концов исчезает. ( на доске: КРАСОТА, РАДОСТЬ)

Чего так не хотелось Медвежонку? Зачитайте.

(Ему хотелось, остановить время, он не желает чтобы все

исчезало, менялось в этом красивом лесу) (на доске ВРЕМЯ)

Вспомните, а с вами когда-нибудь было что-то подобное: когда

настолько красиво, что дух захватывало, хотелось плакать?

Поделитесь своими воспоминаниями.

Чтобы вы сказали Медвежонку, чтобы он не плакал?

Вот видите и вы сочуствуете Медвежонку, пытаетесь

его успокоить. (на доске СОЧУСТВИЕ,

СОПЕРЕЖИВАНИЕ)

Но бывает ведь так, что словами не поможешь… Что

предложил Ежик?

Найдите и перечитайте описание пути Ежика и Медвежонка на

гору сначала про себя, а потом выразительно вслух и

подумайте, зачем автор перечисляет эти страшные для леса

подробности? (слайд 9,10,11)

(Все эти подробности как будто подтверждают тревожное

восприятие мира Медвежонком, да все проходит, облетают

листья, улетают птицы, стареет березка, все прекрасное в

конце концов стареет и разрушается)

Но что увидел Медвежонок после такой мрачной картины?

(слайд12)

(Маленький золотой гриб, поджав коленки, в сумерках сидел во

мху.)маленький золотой – эпитет, поджав коленки –метафора,

сидел –олицетворение.

Мрачные картины леса – прекрасный маленький золотой гриб.

Какой прием использует автор, показывая после разрухи

лисичку? (прием контраста)

О чем же Ежик пытается сказать Медвежонку, показывая гриб?

(дети высказывают свою точку зрения)

Лес все время обновляется, красота вечна, на смену

погибающему приходит новое. Маленький золотой гриб

Перечитайте строчки на с.95 (слайд13)О чем говорит Ежик?

(Медвежонок счастливее той же лисички – она одна, а у

Медвежонка есть Ежик. Медвежонок просто не имеет права

отчаиваться. «Красота не погибает! Ты не одинок!» - вот что,

по сути говорит Ежик Медвежонку.

Чем же лечит Ежик Медвежонка: красотой, примером

стойкости, сочуствием, пониманием? (слайд14)Можно ли

назвать Ежика настоящим другом?

III.

Рефлексия

Обобщение

изученного,

умение

д е л а т ь

в ы в о д ы ,

а н а л и з

с в о е й

деятельности на уроке

Возврат

к

цели

урока

Р а б о т а

с

п о с л о в и ц а м и

в

группе

Вспомните то, о чем мы говорили в начале урока.(очень важно

иметь настоящего друга, у счастливого есть нужда в друзьях)

Удалось ли нам достичь цели урока?

Подберите пословицу, которая подходит к сказке

Объясните почему.

Какое прекрасное слова « Д Р У Ж Б А». Произносишь его и

сразу вспоминаешь своего друга, с которым интересно играть в

снежки, читать новую книгу, секретничать.

Быстро пролетел урок! Я желаю, чтобы в вашей жизни всегда

были такие друзья, как Ежик! На долгом жизненном пути вас

обязательно удивит красота, порадует дружба. Удачи! Спасибо

за урок.



В раздел образования