Напоминание

"Внеурочная деятельность как механизм формирования общих компетенций."


Автор: Кирхеева Анастасия Викторовна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ОГБПОУ "Большенагаткинский техникум технологии и сервиса"
Населённый пункт: Ульяновская область, Цильнинский район, село Большое Нагаткино
Наименование материала: статья
Тема: "Внеурочная деятельность как механизм формирования общих компетенций."
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Внеурочная деятельность как механизм формирования общих компетенций.

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта – стандарта

нового поколения в учреждениях начального и среднего профессионального

образования предполагает изменение, прежде всего, результата образования. Под

результатами образования в стандарте ФГОС понимаются наборы компетенций -

общих и профессиональных - выражающие, что именно студент будет знать, понимать

и способен делать после завершения освоения учебной дисциплины,

профессионального модуля или всей основной профессиональной образовательной

программы по профессии или специальности.

В актуальности данного вопроса не приходится сомневаться, так как формирование

компетенций - одна из основных проблем в современном образовании. Её эффективное

решение - ключ к созданию конкурентоспособного специалиста. Новые акценты в

деятельности профессиональных образовательных организаций предполагают

возрастание роли внеурочной деятельности.

Обратимся к основным понятиям. Компетенция - готовность действовать на основе

имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач, общих для многих видов

деятельности. Общие компетенции - совокупность социально–личностных качеств

выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном

квалификационном уровне. Внеурочная деятельность в рамках ФГОС -

образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-

урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной

образовательной программы (прежде всего личностных и метапредметных).

Цель внеурочной деятельности - содействие в обеспечении достижения

планируемых результатов обучающихся в соответствии с ОПОП СПО.

Внеурочная деятельность способствует развитию интереса у обучающихся к

изучению той или иной дисциплины, расширению кругозора, развитию их творческих

способностей, формированию у них самостоятельности, организованности.

Можно выделить следующие направления внеурочной деятельности:

-научно-познавательное;

- гражданско-патриотическое;

- спортивно-оздоровительное;

- художественно-эстетическое.

Научно-познавательное направление: викторины, олимпиады, конференции,

конкурсы, защита проектов, библиотечные уроки, интеллектуальные марафоны,

конкурсы профмастерства. Данные формы внеурочной деятельности формируют все

общие компетенции. От понимания сущности и социальной значимости своей будущей

профессии до умения принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и

нести за них ответственность.

Другим важным направлением внеурочной деятельности является гражданско-

патриотическое воспитание. И здесь нам помогут «Уроки мужества», тематические

классные часы, оказание помощи ветеранам ВОВ и труда, патриотические кружки,

волонтерское движение, встречи с представителями различных служб, например с

инспектором по делам несовершеннолетних. Мы уже участвовали в областных

конкурсах сочинений "Великая малая Родина", "Моя будущая профессия", "Я -

гражданин России", " Я - лидер", "Что требуется для того, чтобы быть полезным

обществу и государству", "История земли Симбирской", "Имя Ульяновского

(Симбирского) края", "Почему я не уеду из Ульяновской области", "Мой прадед

победил фашизм". Цель участия - научить обучающихся компетентному и активному

участию в жизни техникума, села, области, государства, что позволяет обучающимся

включиться в жизнь общества, как жителей области, формирует у них гражданскую

позицию.

Конечно же, нельзя обойтись без спортивно-оздоровительного направления. Причем

здесь речь идет не только о спортивных соревнованиях, но и различных акциях и

мероприятиях, посвященных пропаганде ЗОЖ, профилактике вредных привычек.

Следующее направление - художественно-эстетическое. В данном случае для

формирования общих компетенций можно использовать такие формы работы, как

книжные выставки, литературно-музыкальные композиции, спектакли, концерты,

инсценировки.

Таким образом, в процессе формирования общих компетенций развиваются самые

разные способности обучающихся, например:

-

способность целенаправленно организовывать свою работу

индивидуально и в коллективе ( ОК2, ОК6);

-

понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии (ОК1);

-

организовывать собственную деятельность , исходя из цели и способов

ее достижения(ОК2);

- анализировать рабочую ситуацию, осуществлять итоговый контроль, оценку и

коррекцию собственной деятельности , нести ответственность за результаты своей

работы(ОК 3);

- осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения профессиональных

задач (ОК4).

Исходя из собственного опыта работы, из опыта работы педагогического коллектива

техникума можно сделать вывод: у студентов, постоянно принимающих участие в

различных формах внеурочной деятельности, более высокая степень выраженности

сформированных общих компетенций, чем у студентов, не принимающих участие в

такой деятельности или принимающих такое участие не систематически. За последние

несколько лет прослеживается положительная динамика количества студентов,

участвующих во внеаудиторной деятельности. Данное обстоятельство положительно

отражается и на уровне их общей успеваемости и успеваемости по отдельным

предметам.

В заключение хотелось бы отметить, что формирование общих компетенций

способствует разностороннему развитию личности обучающихся. Необходимо

гармонично сочетать собственно учебную деятельность, в рамках которой

формируются базовые знания, умения и навыки, с внеурочной деятельностью ,

связанной с развитием индивидуальных задатков обучающихся , их познавательной

активности, творческого мышления, способности самостоятельно решать

нестандартные коммуникативные задачи. От уровня сформированности общих и

профессиональных компетенций во многом зависит самореализация обучающихся в

обществе, формирование профессионально и социально компетентной личности,

способной к творчеству и социальной активности в условиях высокой конкуренции,

физически здоровой и обладающей качествами гражданина-патриота.



В раздел образования