Автор: Кирхеева Анастасия Викторовна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ОГБПОУ "Большенагаткинский техникум технологии и сервиса"
Населённый пункт: Ульяновская область, Цильнинский район, село Большое Нагаткино
Наименование материала: статья
Тема: "Внеурочная деятельность как механизм формирования общих компетенций."
Раздел: среднее профессиональное
Внеурочная деятельность как механизм формирования общих компетенций.
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта – стандарта
нового поколения в учреждениях начального и среднего профессионального
образования предполагает изменение, прежде всего, результата образования. Под
результатами образования в стандарте ФГОС понимаются наборы компетенций -
общих и профессиональных - выражающие, что именно студент будет знать, понимать
и способен делать после завершения освоения учебной дисциплины,
профессионального модуля или всей основной профессиональной образовательной
программы по профессии или специальности.
В актуальности данного вопроса не приходится сомневаться, так как формирование
компетенций - одна из основных проблем в современном образовании. Её эффективное
решение - ключ к созданию конкурентоспособного специалиста. Новые акценты в
деятельности профессиональных образовательных организаций предполагают
возрастание роли внеурочной деятельности.
Обратимся к основным понятиям. Компетенция - готовность действовать на основе
имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач, общих для многих видов
деятельности. Общие компетенции - совокупность социально–личностных качеств
выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном
квалификационном уровне. Внеурочная деятельность в рамках ФГОС -
образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-
урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы (прежде всего личностных и метапредметных).
Цель внеурочной деятельности - содействие в обеспечении достижения
планируемых результатов обучающихся в соответствии с ОПОП СПО.
Внеурочная деятельность способствует развитию интереса у обучающихся к
изучению той или иной дисциплины, расширению кругозора, развитию их творческих
способностей, формированию у них самостоятельности, организованности.
Можно выделить следующие направления внеурочной деятельности:
-научно-познавательное;
- гражданско-патриотическое;
- спортивно-оздоровительное;
- художественно-эстетическое.
Научно-познавательное направление: викторины, олимпиады, конференции,
конкурсы, защита проектов, библиотечные уроки, интеллектуальные марафоны,
конкурсы профмастерства. Данные формы внеурочной деятельности формируют все
общие компетенции. От понимания сущности и социальной значимости своей будущей
профессии до умения принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
Другим важным направлением внеурочной деятельности является гражданско-
патриотическое воспитание. И здесь нам помогут «Уроки мужества», тематические
классные часы, оказание помощи ветеранам ВОВ и труда, патриотические кружки,
волонтерское движение, встречи с представителями различных служб, например с
инспектором по делам несовершеннолетних. Мы уже участвовали в областных
конкурсах сочинений "Великая малая Родина", "Моя будущая профессия", "Я -
гражданин России", " Я - лидер", "Что требуется для того, чтобы быть полезным
обществу и государству", "История земли Симбирской", "Имя Ульяновского
(Симбирского) края", "Почему я не уеду из Ульяновской области", "Мой прадед
победил фашизм". Цель участия - научить обучающихся компетентному и активному
участию в жизни техникума, села, области, государства, что позволяет обучающимся
включиться в жизнь общества, как жителей области, формирует у них гражданскую
позицию.
Конечно же, нельзя обойтись без спортивно-оздоровительного направления. Причем
здесь речь идет не только о спортивных соревнованиях, но и различных акциях и
мероприятиях, посвященных пропаганде ЗОЖ, профилактике вредных привычек.
Следующее направление - художественно-эстетическое. В данном случае для
формирования общих компетенций можно использовать такие формы работы, как
книжные выставки, литературно-музыкальные композиции, спектакли, концерты,
инсценировки.
Таким образом, в процессе формирования общих компетенций развиваются самые
разные способности обучающихся, например:
-
способность целенаправленно организовывать свою работу
индивидуально и в коллективе ( ОК2, ОК6);
-
понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии (ОК1);
-
организовывать собственную деятельность , исходя из цели и способов
ее достижения(ОК2);
- анализировать рабочую ситуацию, осуществлять итоговый контроль, оценку и
коррекцию собственной деятельности , нести ответственность за результаты своей
работы(ОК 3);
- осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения профессиональных
задач (ОК4).
Исходя из собственного опыта работы, из опыта работы педагогического коллектива
техникума можно сделать вывод: у студентов, постоянно принимающих участие в
различных формах внеурочной деятельности, более высокая степень выраженности
сформированных общих компетенций, чем у студентов, не принимающих участие в
такой деятельности или принимающих такое участие не систематически. За последние
несколько лет прослеживается положительная динамика количества студентов,
участвующих во внеаудиторной деятельности. Данное обстоятельство положительно
отражается и на уровне их общей успеваемости и успеваемости по отдельным
предметам.
В заключение хотелось бы отметить, что формирование общих компетенций
способствует разностороннему развитию личности обучающихся. Необходимо
гармонично сочетать собственно учебную деятельность, в рамках которой
формируются базовые знания, умения и навыки, с внеурочной деятельностью ,
связанной с развитием индивидуальных задатков обучающихся , их познавательной
активности, творческого мышления, способности самостоятельно решать
нестандартные коммуникативные задачи. От уровня сформированности общих и
профессиональных компетенций во многом зависит самореализация обучающихся в
обществе, формирование профессионально и социально компетентной личности,
способной к творчеству и социальной активности в условиях высокой конкуренции,
физически здоровой и обладающей качествами гражданина-патриота.