Автор: Волошина Ирина Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Лицей"
Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО–Югра,Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Активизация познавательной деятельности учащихся"
Раздел: полное образование
Методическая разработка по теме: «Активизация познавательной
деятельности учащихся»
Автор : Волошина Ирина Владимировна
Место работы, должность: МБОУ «Лицей», учитель биологии высшей
квалификационной категории, Заслуженный учитель РФ.
Регион: г.Нижневартовск, ХМАО-ЮГРА.
Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы
учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно
размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или
расширяют
наши
знания,
новые
идеи,
чувства
или
мнения
об
окружающем
мире.
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных
п р о б л е м
п е д а г о г и к и .
В современном обществе для системы образования все более характерными становятся
такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение
в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций,
приобретению
опыта
ведения
диалога,
дискуссий,
приобщению
к
творческой
деятельности.
В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность.
Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и
приемов,
требующих
активной
мыслительной
деятельности,
с
помощью
которых
формируются
умения
анализировать,
сравнивать,
обобщать,
видеть
проблему,
формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.
Словесные методы активизации познавательной деятельности.
1. Метод дискуссии. Источник знаний – слово. Осуществляется по вопросу учителя или
учащихся требующего размышлений, т.е. учащиеся на уроке свободно высказывают свое
м н е н и е
и
в н и м а т е л ь н о
с л у ш а ю т
м н е н и я
в ы с т у п а ю щ и х .
Например: Каким образом по содержанию в крови лейкоцитов и эритроцитов можно
судить о заболевании организма?
Почему на морозе кожа сначала краснеет, а затем бледнеет?
За 300 лет растительность суши мирового океана могла использовать для фотосинтеза весь
углекислый газ, содержащийся в атмосфере, почему этого не происходит? Подумайте и
объясните, какие структурные компоненты клетки могут жить самостоятельно, если их
поместить в пригодный для размножения клетки питательный раствор? (митохондрии).
2.Метод
самостоятельной
работы
с
учебником. Учитель
дает
задание,
например,
п р е о б р а з о в а т ь
т е к с т
в
п л а н ,
т а б л и ц у ,
с х е м у .
Например:
1) Изучая тему «Эмбриональное развитие животных», предлагаю учащимся составить
п л а н
п о
р а з д е л у
« Д и ф ф е р е н ц и р о в к а » .
2) Изучая тему: «Эволюционная
теория Ч. Дарвина» предлагаю учащимся составить
схему, в которой должна быть отражена последовательность действия факторов эволюции,
результаты эволюции. Учащиеся представляют свои варианты и дают им объяснение.
Схемы показывают используя документ-камеру.
3)по
теме «Агроэкосистема» предлагаю сравнить агроценоз и биогеоценоз. Учащиеся
должны записать сходство, и различия в виде таблицы.
Признак различия
Агроценоз
Биогеоценоз
4) Разбирая процессы «Синтез белка», «Митоз», «Мейоз» предлагаю учащимся схемы, но
не в готовом виде, а в виде отдельных этапов. Задание: прочитайте характеристику
процесса
по
учебнику,
составьте
последовательность,
дайте
объяснение.
3. Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом.
4.Метод
эвристической
(поисковой)
беседы. Обучающиеся
решают
проблемные
вопросы,
добывают
часть
новых
з н а н и й .
Например:
1600г.
Бельгийский
естествоиспытатель
ван
Гельмонт
выращивал
иву
определенного
веса
в
горшке
с
определенным количеством почвы. При регулярном поливе за 5 лет масса растения
увеличилась на 76,7 кг, а масса почвы уменьшилась на 60 г.
Вопрос: Какой вывод на
основании проведенного опыта сделал ван Гельмонт ?Вы согласны с этим?
5.Метод проблемного изложения. Основа метода – создание на уроке проблемной
ситуации, т.е. интеллектуальное затруднение, при котором обучающиеся не располагают
нужными знаниями и способами деятельности для объяснения фактов и явлений.Они
выдвигают
свои
гипотезы,
решения
данной
проблемной
ситуации.
Данный
метод
способствует формированию у обучающихся приемов умственной деятельности, анализа,
синтеза,
сравнения,
обобщения,
установление
причинно-
следственных
связей.
С п о с о б ы
с о з д а н и я
п р о б л е м н о й
с и т у а ц и и .
Выдвижение
проблемного
вопроса.
Например:
1)
Почему
у
зародыша
птицы
закладываются жаберные щели, если газообмен идет через скорлупу яйца, а не через них?
2)
Уничтожение в лесу хищных птиц сначала привело к увеличению численности других
птиц, а затем их число резко сократилось. Объясните причины данного явления.
Создание проблемной ситуации на основе высказываний ученых. Например: Как вы
объясните высказывание о том, что растениям принадлежит космическая роль. (К.А.
Тимирязев). Создание проблемной ситуации на основе противоположной т.з. по одному и
тому
же
факту. Например:
приспособленность
живых
организмов
к
определённым
условиям среды обитания объясняют: а) Как результат создания новых видов – творцов;
б)
Как
способность
организмов
изменяться
соответственно
изменениям
условий
окружающей
среды;
в)
Как
результат
выживания
особей,
у
которых
благодаря
изменчивости
развиваются
признаки
лучше
соответственных
данных
условий
среды
обитания. Какую т.з. вы выберите и почему?
Сообщение парадоксального факта. Например: Дарвин установил факт зависимости
между
урожаем
клевера
и
числом
кошек
живущих
в
местности.
(Разоряют
гнезда
шмелей).
6.Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач. Основная функция
учебных задач – формирование и развитие приёмов обучения, учебной деятельности и
мотивация
учащихся
на
сам
процесс
обучения,
на
процесс
познания. Например:
1.Что произойдет с клетками эпителиальной ткани, если их поместить в воду? Ответ
обоснуйте.
2. На птицефабрике скрещивали бурых петухов без хохолков и черных хохлатых кур. В
первом поколении получили 147 черных хохлатых и 151 бурых хохлатых птиц. При
скрещивании черных хохлатых петухов и бурых хохлатых кур из первого поколения в F
2
получили 126 черных хохлатых птиц. Сколько птиц в F
2
будут черными без хохолка?
3.
В
процессе
трансляции
участвовало
30
молекул
т-РНК.
Определите
число
аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нук-
леотидов в гене, который кодирует этот белок.
Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она
воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому
система методических средств и приемов активизации познавательной активности
школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке
соответствующих умений и навыков.