Напоминание

"Активизация познавательной деятельности учащихся"


Автор: Волошина Ирина Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Лицей"
Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО–Югра,Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Активизация познавательной деятельности учащихся"
Раздел: полное образование





Назад




Методическая разработка по теме: «Активизация познавательной

деятельности учащихся»

Автор : Волошина Ирина Владимировна

Место работы, должность: МБОУ «Лицей», учитель биологии высшей

квалификационной категории, Заслуженный учитель РФ.

Регион: г.Нижневартовск, ХМАО-ЮГРА.

Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы

учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно

размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или

расширяют

наши

знания,

новые

идеи,

чувства

или

мнения

об

окружающем

мире.

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных

п р о б л е м

п е д а г о г и к и .

В современном обществе для системы образования все более характерными становятся

такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение

в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций,

приобретению

опыта

ведения

диалога,

дискуссий,

приобщению

к

творческой

деятельности.

В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность.

Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и

приемов,

требующих

активной

мыслительной

деятельности,

с

помощью

которых

формируются

умения

анализировать,

сравнивать,

обобщать,

видеть

проблему,

формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.

Словесные методы активизации познавательной деятельности.

1. Метод дискуссии. Источник знаний – слово. Осуществляется по вопросу учителя или

учащихся требующего размышлений, т.е. учащиеся на уроке свободно высказывают свое

м н е н и е

и

в н и м а т е л ь н о

с л у ш а ю т

м н е н и я

в ы с т у п а ю щ и х .

Например: Каким образом по содержанию в крови лейкоцитов и эритроцитов можно

судить о заболевании организма?

Почему на морозе кожа сначала краснеет, а затем бледнеет?

За 300 лет растительность суши мирового океана могла использовать для фотосинтеза весь

углекислый газ, содержащийся в атмосфере, почему этого не происходит? Подумайте и

объясните, какие структурные компоненты клетки могут жить самостоятельно, если их

поместить в пригодный для размножения клетки питательный раствор? (митохондрии).

2.Метод

самостоятельной

работы

с

учебником. Учитель

дает

задание,

например,

п р е о б р а з о в а т ь

т е к с т

в

п л а н ,

т а б л и ц у ,

с х е м у .

Например:

1) Изучая тему «Эмбриональное развитие животных», предлагаю учащимся составить

п л а н

п о

р а з д е л у

« Д и ф ф е р е н ц и р о в к а » .

2) Изучая тему: «Эволюционная

теория Ч. Дарвина» предлагаю учащимся составить

схему, в которой должна быть отражена последовательность действия факторов эволюции,

результаты эволюции. Учащиеся представляют свои варианты и дают им объяснение.

Схемы показывают используя документ-камеру.

3)по

теме «Агроэкосистема» предлагаю сравнить агроценоз и биогеоценоз. Учащиеся

должны записать сходство, и различия в виде таблицы.

Признак различия

Агроценоз

Биогеоценоз

4) Разбирая процессы «Синтез белка», «Митоз», «Мейоз» предлагаю учащимся схемы, но

не в готовом виде, а в виде отдельных этапов. Задание: прочитайте характеристику

процесса

по

учебнику,

составьте

последовательность,

дайте

объяснение.

3. Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом.

4.Метод

эвристической

(поисковой)

беседы. Обучающиеся

решают

проблемные

вопросы,

добывают

часть

новых

з н а н и й .

Например:

1600г.

Бельгийский

естествоиспытатель

ван

Гельмонт

выращивал

иву

определенного

веса

в

горшке

с

определенным количеством почвы. При регулярном поливе за 5 лет масса растения

увеличилась на 76,7 кг, а масса почвы уменьшилась на 60 г.

Вопрос: Какой вывод на

основании проведенного опыта сделал ван Гельмонт ?Вы согласны с этим?

5.Метод проблемного изложения. Основа метода – создание на уроке проблемной

ситуации, т.е. интеллектуальное затруднение, при котором обучающиеся не располагают

нужными знаниями и способами деятельности для объяснения фактов и явлений.Они

выдвигают

свои

гипотезы,

решения

данной

проблемной

ситуации.

Данный

метод

способствует формированию у обучающихся приемов умственной деятельности, анализа,

синтеза,

сравнения,

обобщения,

установление

причинно-

следственных

связей.

С п о с о б ы

с о з д а н и я

п р о б л е м н о й

с и т у а ц и и .

Выдвижение

проблемного

вопроса.

Например:

1)

Почему

у

зародыша

птицы

закладываются жаберные щели, если газообмен идет через скорлупу яйца, а не через них?

2)

Уничтожение в лесу хищных птиц сначала привело к увеличению численности других

птиц, а затем их число резко сократилось. Объясните причины данного явления.

Создание проблемной ситуации на основе высказываний ученых. Например: Как вы

объясните высказывание о том, что растениям принадлежит космическая роль. (К.А.

Тимирязев). Создание проблемной ситуации на основе противоположной т.з. по одному и

тому

же

факту. Например:

приспособленность

живых

организмов

к

определённым

условиям среды обитания объясняют: а) Как результат создания новых видов – творцов;

б)

Как

способность

организмов

изменяться

соответственно

изменениям

условий

окружающей

среды;

в)

Как

результат

выживания

особей,

у

которых

благодаря

изменчивости

развиваются

признаки

лучше

соответственных

данных

условий

среды

обитания. Какую т.з. вы выберите и почему?

Сообщение парадоксального факта. Например: Дарвин установил факт зависимости

между

урожаем

клевера

и

числом

кошек

живущих

в

местности.

(Разоряют

гнезда

шмелей).

6.Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач. Основная функция

учебных задач – формирование и развитие приёмов обучения, учебной деятельности и

мотивация

учащихся

на

сам

процесс

обучения,

на

процесс

познания. Например:

1.Что произойдет с клетками эпителиальной ткани, если их поместить в воду? Ответ

обоснуйте.

2. На птицефабрике скрещивали бурых петухов без хохолков и черных хохлатых кур. В

первом поколении получили 147 черных хохлатых и 151 бурых хохлатых птиц. При

скрещивании черных хохлатых петухов и бурых хохлатых кур из первого поколения в F

2

получили 126 черных хохлатых птиц. Сколько птиц в F

2

будут черными без хохолка?

3.

В

процессе

трансляции

участвовало

30

молекул

т-РНК.

Определите

число

аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нук-

леотидов в гене, который кодирует этот белок.

Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она

воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому

система методических средств и приемов активизации познавательной активности

школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке

соответствующих умений и навыков.



В раздел образования