Автор: Горбачева Екатерина Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования, методист
Учебное заведение: МБОУДО ДЮЦКО "Галактика" г. Калуги
Населённый пункт: г. Калуга
Наименование материала: статья
Тема: "Опыт сетевого взаимодействия в рамках проекта по профориентации учреждения дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование
Опыт сетевого взаимодействия в рамках проекта по профориентации учреждения
дополнительного образования
Профессиональное
самоопределение
школьников
является
одним
из
наиболее
важных направлений государственной политики. Меняются поколения, меняются взгляды,
а выбор профессии всегда представляет трудную задачу, как для самих учащихся, так и
для
их
родителей. Каждый
год
огромное
число
юношей
и
девушек,
завершивших
школьное
обучение,
начинают
искать
применение
своим
силам
и
способностям
«во
взрослой жизни». При этом, как свидетельствует статистика, большая часть молодых
людей
сталкивается
с
серьезными
проблемами,
связанными
с
выбором
профессии,
профиля дальнейшего образования и последующим трудоустройством.
Главным помощником учащихся в выборе профессий в настоящее время является
«Атлас новых профессий» - это инструмент профориентации, который открывает новые
горизонты
перед
школьниками,
родителями
и
людьми,
интересующимися
своей
дальнейшей успешной карьерой и жизнью. Ведь чтобы стать хорошим специалистом через
несколько лет, необходимо как можно четче представлять, чем нужно заниматься уже
сегодня. История «Атласа новых профессий» началась в 2010 году, во время форума
EduCamp, организованного Московской школой управления «Сколково» и Агентством
стратегических
инициатив.
Участники
форума
пытались
предположить
судьбу
российского
образования
через
15-20
лет.
Итогом
форума
стал
проект
«Форсайт
образования 2030». Спустя 4 года был создан «Атлас новых профессий»
Н а
с е год н я ш н и й
д е н ь
« Атл а с
н о в ы х
п р о ф е с с и й »
в к л юч а е т
2 5
высокотехнологичных и перспективных отраслей и 186 профессий. Атлас создан при
участии 2500 экспертов. Перечислю отрасли: медицина, биотехнологии, новые материалы
и
нанотехнологии,
сельское
хозяйство,
безопасность,
наземный
и
водный
транспорт,
авиация, космос, ИТ-сектор, добыча и переработка полезных ископаемых, строительство,
индустрия
детских
товаров
и
сервисов,
робототехника
и
машиностроение,
легкая
промышленность,
металлургия,
энергосети
и
управление
энергопотреблением,
энергогенерация и накопление энергии, культура и искусство, медиа и развлечения, туризм
и гостеприимство, образование, социальная сфера, менеджмент и финансовый сектор.
Как
показывает
время,
специалисты
узкого
профиля
постепенно
уходят.
Востребованы люди, которые разбираются в нескольких областях и способны переносить
знания и умения из одной отрасли в другую (например, 3D-печать выросла сегодня в
печать зданий, лекарств и т.д.).
Перечень необходимых умений специалиста будущего:
Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач
Владение как минимум 2 иностранными языками
Творческие способности
Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми
Программирование
Клиентоориентированность
Системное мышление
Экологическое мышление
Все вышесказанное явилось основанием для создания своего образовательного
проекта «Атлас будущих профессий». Проект создан ДЮЦКО «Галактика» совместно с
МАН «Интеллект будущего» (г. Обнинск). Значимость нашего проекта связана с тем, что
ДЮЦКО «Галактика» стал Координационным центром по профориентации.
В рамках профориентационной работы со школьниками, ДЮЦКО «Галактика» г.
Калуги составлен план мероприятий по выполнению дорожной карты. План мероприятий
представлен пятью блоками работы с учащимися:
- выбор профессиональных проб профориентации в рамках 13 лабораторий Центра.
- выбор профориентационных проектов.
- профориентационные экскурсии
- профильные смены для 7-8 классов «Город мастеров» в ДООЦ «Белка
- мероприятия МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги.
В
2 0 1 7
г о д у
в
н а ш е м
Ц е н т р е
б ы л а
р а з р а б о т а н а дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа «Атлас будущих профессий».
Программа
адресована
учащимся
в
возрасте
12-16
лет. Актуальность
профориентационной
помощи
детям
в
данном
возрасте
очевидна.
Программа «Атлас
будущих
профессий» позволит
учащимся
овладеть
самой
современной
и
актуальной
информацией о том, какие профессии появятся в ближайшие годы в высокотехнологичных
секторах российской промышленности (профессии будущего), надпрофессиональными
навыками
специалистов
будущего,
знакомит
с
устаревающими
профессиями,
как
в
интеллектуальной сфере, так и в рабочих специальностях, с учебными заведениями,
ведущими работодателями в лидирующих отраслях производства.
Комплекс
психолого-педагогических
методик
поможет
учащимся
правильно
сделать
выбор
личной
траектории
с
учетом
собственных
интересов,
способностей,
профессиональной пригодности.
Помощью в определении личной траектории будут профессиональные пробы в
различных направленностях, в том числе рабочих специальностях, позволяющие как бы
примерить на себя различные виды профессиональной деятельности.
Итогом
курса
является составление и презентация личного профессионального
плана «Моя личная траектория».
Перейдем
непосредственно
к
сетевому
взаимодействию
в
рамках
проекта.
Основной
функцией
такого
типа
взаимодействия
является
расширение
возможностей
развития учащихся за счет привлечения кадровых, научно-методических, лабораторных и
др. ресурсов обучающей среды.
Перейдем к характеристике партнеров:
Основными задачами ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги является:
реализация
программ
дополнительного
образования
в
с ф е ре
профессиональной ориентации учащихся;
кооперация
и
обмен
ресурсами
(интеллектуальными,
кадровыми,
информационными, материально-техническими и др);
предоставление услуг (консультативных, информационных, технических);
организация
учебно-исследовательской
деятельности,
научных
конференций, чтений, форумов, турниров;
работа с одаренными детьми;
проведение
профессиональных
проб,
руководство
профориентационными
проектами; профильные смены
Основными
задачами
МАН
г.
Обнинск
как
основного
партнера
в
рамках
профориентационной работы является:
организация и проведение совместных конференций, фестивалей, форумов,
научных чтений, турниров, конкурсов в рамках договора о совместной деятельности;
МАН
«Интеллект
будущего»
совместно
с
Агентством
стратегических
инициатив
выпустило
методические
рекомендации
по
применению
Атласа
новых
профессий.
Школы
г.
Калуги
осуществляют
реализацию
программ
дополнительного
образования; инновационных образовательных проектов;
оказание
сотрудниками
МБОУДО
ДЮЦКО
«Галактика»
г.
Калуги
информационно-методической помощи педагогам;
организация и проведение профильных смен в лагере «Белка».
ВУЗЫ – интеллектуальные партнеры
обеспечивают проведение обучающих семинаров по научно-техническому
творчеству
и
учебно-исследовательской
деятельности
с
привлечением профессорско-
преподавательского состава: КГУ им. К.Э. Циолковского, КФ «МГТУ им. Н.Э. Баумана,
КФ ВПО «Институт управления, бизнеса и технологий.
повышение квалификации педагогов. «Научно-исследовательский институт
ядерной физики при МГУ им. М.В. Ломоносова» стал интеллектуальным партнером
центра. Он оказывает помощь в реализации в подготовке команд к чемпионатам.
СМИ:
Обеспечивают
информационную
поддержку
профориентационной
деятельности
(«В эфире Галактика» - радио встречи, программа «Легко» Ника ТV, статьи в газетах).
Предприятия и организации г. Калуги:
ФГУП «НПО им. С.А. Лавочкина», ООО «Научно-исследовательская лаборатория
аэрокосмической техники», Калужское региональное отделение Российской Академии
Космонавтики
им.
К.Э.
Циолковского,
ООО
«Лазерная
академия
наук»,
Союз
промышленников и предпринимателей Калужской области:
проведение профориентационных экскурсий, профессиональных проб;
предоставление материально-технической базы;
осуществление финансирования мероприятий.
Центр занятости населения и молодежная биржа труда г. Калуги: трудоустройство
учащихся, воспитанников МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги, осуществляющих
совместную
деятельность
с
педагогами
центра
по
подготовке
творческих
работ,
участвующих
в
инновационных
проектах,
конференциях,
научных
чтениях,
форумах
молодых ученых.
Центры дополнительного образования г. Калуги:
организация совместной деятельности, обмен опытом, методическая поддержка.