Напоминание

"Формирование социально–гражданских компетенций обучающихся"


Автор: Решетникова Ольга Борисовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ СО ТИПУ "Кулинар"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование социально–гражданских компетенций обучающихся"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Решетникова Ольга Борисовна

Преподаватель первой кв. категории

ГАПОУ СО Техникуи индустрии питания и услуг

«Кулинар».

Кировский район г. Екатеринбурга

Формирование социально - гражданских компетенций обучающихся через

применение активных методов и приемов обучения на базе эффективных

современных образовательных технологий на бинарном гражданско-патриотическом

мероприятии «Я имею право!»

Современная общественная практика и политическая жизнь требуют от молодых людей

умения быстро ориентироваться в потоке событий, осуществлять выбор, аргументировать

его, опираясь на собственный, пусть еще небольшой опыт, опыт родственников,

теоретическую базу знаний, которая доступна. Задача ОУ сформировать те умения,

которые помогут молодому человеку ориентироваться в потоке бурной общественно-

политической жизни общества.

Проводя занятия гражданско-патриотической направленности, целесообразно обратиться в

поле компетентностного подхода и использовать активные методы и приемы обучения.

Активные методы – это такие методы, при которых деятельность обучающегося, носит

продуктивный, творческий, поисковый характер.Такая деятельность является

благоприятной почвой для формирования социально- гражданских компетенций .

На бинарном гражданско-патриотическом мероприятии «Я имею право!»

Мы использовали активные методы обучения и приемы эффективных современных

образовательных технологий как основное условие для формирования компетенций

обучающихся - участников мероприятия:

*технологии сотрудничества

*технологии критического мышления

*технологии проблемного обучения

*игровой технология обучения

*информационно-коммуникативной технологии

*кейс-технология

В первой части мероприятия, после приветствия групп и организационного этапа, мы

использовали элемент интеллектуальной игры «Брейн-ринг». Работа в группах-

преподаватель задает группам вопросы по ранее изученному материалу истории и

обществознания из блока «Политическое право» используя исторические факты и

современные политические технологии общественной жизни; та группа которая быстрее

других может дать ответ, поднимает флажок РФ, за правильный ответ получает жетон,

если ответ не верный- то наступает переход хода в пользу другой команды. В результате у

команды, которой будет больше жетонов– ПОБЕДА!

На этом этапе занятия, мы создаем условия для формирования коммуникативных

умений, развития мышления, тренировки памяти, способствуем развитию

любознательности, задаем динамику, рабочий ритм.

Затем было использовано интеллектуально- творческое задание из инструментария

технологии критического мышления «Кластер» (педагогическая стратегия , которая

помогает обучающимся свободно и открыто думать по поводу какой либо темы - в данном

случае по поводу выборов и своей мотивации на участие в них.)

Участники за определенное время выбирают, формулируют, осуществляют поиск,

используя при этом какие-либо графические изображения, рисунки, цветовые акценты,

государственную символику, усиливая эмоционально, визуально собственный выбор.

Участники бинарного урока представляют полученные результаты- готовые кластеры с

аргументами «я голосую потому, что…», формулируют различные варианты, опираясь на

различные источникидля определения собственной позиции – теоретические знания по

предметам, опыт родителей, мнения других участников,и т.д…В процессе работы

обучающиеся активно обсуждают, подбирают наиболее удачные варианты ответов,

дискуссируют. Защищая в открытой полемике принципы, механизмы и формы участия в

политической жизни страны, ребята будут убеждать друг друга в том, что право на участие

в том числе и в выборах, каждого из них – это то право, которым не следует пренебрегать.(

вывешиваются плакаты с высказываниями, связанными с темой мероприятия) Идет

активная работа, поиск. Аргументы участников находятся в поле обществоведческого и

исторического материалов.

В завершении второго этапа урока каждая группа участников оформляют кластер,

творчески преображая. Представляют свои варианты.Задание на рефлексию(рефлексия

содержания) – задание - составить логическую цепочку (предложение) с

использованием слов, терминов относящихся к политической сфере жизни общества,

политическим правам граждан, избирательному праву. За определенное время участники

составляют предложения: правильные, неправильные, креативные, распространенные,

нераспространенные и т.д. Например: «Россияне имееют право голосовать, осуществляя

свободный выбор», «Человек будет голосовать потому, что имеет право на выбор» и т. д..

Участники выражают собственные, личностные ощущения, понимание проблемы(темы),

указывая свой концептуальный взгляд на проблему

Дополнительный интерес обучающихся, вызвало то, что мероприятие интегративное -

находится в поле интереса различных межпредметных связей: русский язык, охрана

безопасности жизнедеятельности, обществоведение, история, экономика.

В заключении мероприятия подводится итог независимыми экспертами, выявляется

команда победителей.

Главная цель любого занятия – создание условий для формирования общих компетенций,

личностных, метапредметных и предметных умений обучающихся в соответствии с

требованиями ФГОС и применением практико-ориентированного обучения.

На примере этого урока хотим продемонстрировать, что тему можно взять любого

направления, а структура занятия может остаться той же. Результат будетвсе равно

значимым. Главное что условия для творческого поиска созданы!

Современные образовательные технологии и активные методы позволяют добиваться

интереснейших, значительных педагогических результатов!



В раздел образования