Автор: Комнатная Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Ольховчанская СОШ
Населённый пункт: село Ольховчик Чертковского района Ростовской области
Наименование материала: Внеклассное мероприятие по обучению грамоте
Тема: "Прощание с Азбукой"
Раздел: начальное образование
МБОУ «Ольховчанская СОШ»
(смотр знаний в 1 классе)
Автор: учитель начальных классов
Комнатная С.Н.
2017-2018 учебный год
"Прощание
с АЗБУКОЙ"
1
Сценарий внеклассного мероприятия
«Прощание с Азбукой 2018»
Цели:
развитие познавательной активности и творческих способностей детей, развитие
умения работать сообща и дружно с одноклассниками, создавать условия для
формирования доверительных отношений между родителями, учителями и детьми;
развивать мыслительные операции в ходе игры;
воспитание у учащихся интереса к учебе, к чтению.
Оборудование:
ТСО: мультимедийный проектор, экран для проектора, диск с компьютерной
презентацией, плакат с надписью “Спасибо, тебе, Азбука!
Ход мероприятия:
Ведущий .
Здравствуйте гости, родители, дети.
День необычный сегодня на свете…
Вы в школе почти целый год отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились,
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала.
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда,
Открылся, ребята, вам сразу.
Вы прочитаете хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Вам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
Стихи :
1. Мы сегодня очень рады, Хорошевский Денис
Всем ребятам, папам, мамам.
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей.
2
2. Всех знакомых, незнакомых -
И серьезных, и веселых.
Первый класс, первый класс,
Пригласил на праздник вас.
3. Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
4. Пусть зовут нас семилетки
Пусть не ставят нам отметки.
Не ведем мы дневники,
Все же мы ученики.
5. Любим светлый, чистый класс,
Это раз!
Здесь читаем мы слова,
Это два!
Ну, а в третьих, я Ангелинке
Сам уже пишу записки.
И бабуля говорит:
«Мой внучонок вундеркинд!»
6. Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать.
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про звезды, ивы вдоль реки,
Не обойтись без Азбуки!
7. Я с этой книжкой первый раз
Пришел в свой первый светлый класс.
Я эту книжку полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
8. Март месяц за окном стоит,
Весна в воздухе кружится.
А нам сегодня предстоит
С Азбукой проститься!
Ведущий .
Ребята! Сейчас мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по волшебной
стране АБВГДейке.
Но как, же быть, без Азбуки мы не можем туда отправиться! Может быть что – то
случилось. Давайте позовём её все вместе.
3
(Дети зовут: Азбука! Азбука!)
(Входит Баба Яга)
Баба Яга: Вот и я, заждались меня, сладенькие, здрасти!
Ведущий .
Кто вы, бабушка?
Баба Яга: Кака-така бабушка? Я – Азбука, не видешь што ли? Вот чай написано.
(Азбыка.)
Ведущий .
Азбука? Что-то не верится?
Баба Яга: Не верится, не верится, поверится!
Ведущий .
Ну, тогда, ребята, давайте скажем Азбуке: «Здравствуй, Азбука!»
(Дети здороваются.)
Баба Яга: Здрасти, здрасти!
Ведущий .
Азбука, испытай ребят, дай им задание.
Баба Яга: Да не брала я у них ничего, ничего им и не дам! Хитрые какие, дай им
чего-нибудь, ничего у меня нет, вот смотрите.
Ведущий .
Нет, Азбука, ты не поняла. Задай детям, какой-нибудь вопрос.
Баба Яга: А, ну так бы сразу и сказала. Щас, задам. (Думает.) А я ничего не знаю, чё
спросить-то?
Ведущий .
Признавайся, кто ты?
Баба Яга: (всхлипывая.)
Ой, Бабулечка я, Ягулечка! Живу я одна, ничего не знаю, нигде не бываю, ни с кем,
кроме Кащея, не дружу. Была правда на новогоднем празднике у кого-то, так они нас
с Кащеюшкой чуть снежками не завалили. До сих пор бока болят. Хочу быть на
празднике. А меня никто не пригласил, вот я и решила схитрить, а вы узнали, значит,
вы хитрее. Я сдаюсь, только не бейте, я старенькая!
Ведущий .
Ну что вы, бабушка! Мы никого не собираемся бить. И если хочешь, то, конечно,
оставайся с нами на празднике, только не обманывай больше никого.
Баба Яга: Хорошо, хорошо, не буду и тут в сторонке тихонько посижу, послушаю, а
вы расскажите, как все это было.
1. Осенью пришли мы в школу, Хорошевский Денис
Дали азбуку нам в руки,
4
С нею стала жизнь веселой
Без уныния и скуки.
2.Буквы разные учили
И писали их в тетрадь
Так, почти что без усилий,
Научились мы читать.
3. Начинали с закорючек
Раскрывали букв секрет
А теперь от наших ручек
Грязи и помарок нет.
4.Буквы складывали в слоги
Сил хватило нам едва,
А потом еще учились
Слоги складывать в слова.
5. Поделюсь с вами секретом:
Знайте, что согласные
Выделяют синим цветом,
Гласные же – красным.
6. Знаем буквы по порядку,
Мы запишем их в тетрадку.
Азбука нам говорит:
«Это, дети, - алфавит!».
7. Нам слова даются трудно
Научились мы читать.
Эх, еще бы научиться
Без ошибок их писать
8. Не прошел для нас год даром
Посмотрите на ребят:
Мы и пишем, и читаем –
Это лучший результат.
9.Азбуку мы прочитали
Нам понравилось учить
К новым знаниям и книжкам
5
Мы готовы приступить
Песня «Чему учат в школе»
Чему учат в школе.
1 Буквы разные писать
Тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Вычитать и умножать
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
2 К четырём прибавить два
По слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Книжки добрые любить
И воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
3 Рисовать квадрат и круг
Знать где север, а где юг
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
И не путать никогда
Острова и города
Учат в школе, учат в школе, учат в школе
Ведущий .
Хорошо, ну а Азбуки-то до сих пор нет. Давайте позовём её ещё раз.
(Дети зовут.)(Входит Азбука.)
Азбука:
- Здравствуйте, дети! Узнали меня?
Я – Азбука, учу читать,
Меня никак нельзя не знать
Ведущий:
- Конечно узнали, правда ребята? - Да!
Азбука
Только в школу вы пришли –
Встретилась я с вами.
Дни учебы потекли,
Стали мы друзьями.
Я учила буквам вас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А еще терпению.
Вас сегодня не узнать:
6
Стали бойко вы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали,
И хочу сказать сейчас:
Рада я, друзья, за вас!
Ведущий:- Дорогая, Азбука! Мы рады тебя приветствовать на нашем празднике. Мы
можем показать, чему научились за это время. Будь нашей гостьей!
Азбука: - Спасибо за приглашение!
Ведущий .
Азбука, объясни всем нам почему у тебя такое название?
Азбука:
Всё очень просто. Сейчас мы называем буквы а, бэ, вэ, гэ. А раньше
Букву А называли аз, Б – буки, В – веди. Так и получилось моё
Название от двух первых букв алфавита Аз и Буки – Азбука. (садится)
Ведущий:
- Дорогие, гости! С первых дней учебы в школе мы изучали не только грамматику и
математику, но и школьные правила. Ребята, какие правила поведения в школе мы
теперь знаем и соблюдаем?
1 Вставайте дружно всякий раз
Когда учитель входит в класс.
2 Нельзя на уроке,-
Послушай, дружок,
Жвачку жевать
И кусать пирожок.
3 Парта – это не кровать,
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно
4 . Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними.
Учитель спросит – надо встать.
Когда он сесть позволит – сядь
5 Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.
Ведущий:
Итак, мы с вами отправляемся в путешествие. Вы многому научились, изучая буквы.
И первая наша остановка Загадкино.
Покажем Азбуке, как вы умеете отгадывать загадки.
1.Тридцать три сестрички,
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет
7
То на все найдешь ответ. (буквы)
2. Я люблю прямоту, я сама прямая.
Сделать ровную черту всем я помогаю (линейка)
3. Должен он пораньше встать,
Чтоб за партой не зевать,
Чтоб проверить, все ль в порядке,
В ранце ль книжки и тетрадки.
А вопрос такой возник:
Кто же это…
(Ученик)
4. На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус)
3.Кто на свете всех умнее,
Кто все знает, все умеет?
И в любой свободный час
Кто всему научит нас? (книга)
Буквы – значки
Как бойцы на парад.
4. В четком порядке, построены, в ряд
Каждый в условленном месте стоит
И называется … (хором) - Алфавит!
- А сейчас, ребята, дружно отвечайте на мои вопросы
• Сколько букв в русском алфавите? (33)
• Что это за буквы, что вы о них можете сказать? Слайд 11
• А об этих буквах, что можете сказать? Слайд 12
• Что можете рассказать о ъ и ь? Слайд 13
• Предложение состоит из … (слов).
• Слова делятся на … (слоги).
• Мы слышим и произносим … (звуки).
• Пишем и видим … (буквы).
• Сколько в слове гласных, столько и … (слогов).
• Наша речь состоит из … (предложений).
• Назовите шипящие звуки (ш, ж, ч, щ.)
• Какие орфограммы с этими буквами вы знаете? (жи-ши, ча-ща, чу-щу)
Молодцы ребята, думаю, что Азбука довольна вашими ответами.
А вы знаете, дорогие гости, какая история однажды произошла с буквами и почему
буква Я стоит в конце алфавита?
Сценка “Азбука”
8
Автор:
Всем известно:
Буква Я в Азбуке последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
Ну так слушайте рассказ.
Жили в Азбуке у нас буквы.
Жили, не тужили,
Потому, что все дружили.
Только раз все дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква Я в строку не встала,
Взбунтовалась буква Я!
Буква Я:
Я, - сказала буква Я, -
Главная заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла Я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Автор: Говорят ей:
Буквы: Встань на место!
Автор:
Отвечает:
Буква Я:
Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я – местоимение.
Вы в сравнении со мною -
Недоразумение! Недоразумение –
Не более, не менее!
Автор:
Тут вся Азбука пришла
В страшное волнение.
Буква Ф: Фу-ты, ну-ты!
Автор:
Фыркнул ЭФ. От обиды покраснев.
Буква С
: “Срам!”
Автор:
Сердито ЭС сказала!
Все кричат.
Буквы:
Воображала!
Автор:
Проворчала П:
Буква П:
“Попробуй, потолкуй с такой особой!”
Автор:
Я затопала ногами.
Буква Я:
Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума!
Автор:
Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:
Буквы:
Хорошо, идем на спор!
Буква А:
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку, -
Правда, стало быть, твоя!
Буква Я:
Чтобы Я да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а Я!
Автор:
Буква Я взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела и потела…
Написать она сумела только
ЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ!
Автор:
Как зальется буква ХА:
Буква Х: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
Буква О:
О от смеха покатилась!
Буква А: А за голову схватилась!
Буква Б: Б схватилась за живот…
Автор:
Буква Я сперва крепилась,
А потом – как заревет!
Буква Я:
Я, ребята, виновата!
Признаю свою вину!
Я согласна встать, ребята,
Даже после буквы Ю!
Автор:
“Что ж”, - решил весь алфавит, -
Буква А:
Если хочет, пусть стоит
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
Буквы:
Чтобы все от А до Я –
Жили как одна семья
Песня
Ведущий .
- Ребята, а почему на ленте буквы разного цвета?(Гласные. Согласные. Не
обозначают звука)
МОЛОДЦЫ! С этими буквами много хлопот, уж такой они народ. Но если мы
поставим их толково, то составим из них слово.
(Раздается стук, входит Нехочуха – переодетая пятиклассница)
Нехочуха:
- Ой! Куда это я попала?
Ведущий:
- Во-первых, здравствуйте, во-вторых, кто Вы такая?
Нехочуха:
- Я – Нехочуха! Знаете такую? Помните такую? А вы что тут делаете?
Ведущий:
Это ученики 1 класса, у нас сегодня праздник.
Нехочуха:
- Я тоже хочу на праздник.
Ведущий:
- Мы тебя приглашаем. Но ответь нам, пожалуйста, ты в каком классе учишься?
Нехочуха:
-Я нигде не учусь!
Ведущий:
- Как, нигде?! Значит, ты и читать , и писать не умеешь?!
Нехочуха:
- А зачем мне это надо? Я – Нехочуха!
Ведущий:
- Но ведь ты ничего в жизни не добьешься! Без знаний никуда не сможешь
устроиться на работу! Вот попробуй прочитать, что написано на экране.
Нехочуха:
- Не знаю и знать ничего не хочу!
Ведущий:
- Стыдно должно быть, Нехочуха! Ребята, а вы что скажете Нехочухе?
Ученик:
- Как хорошо уметь читать Хорошевский Денис
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста, прочти!”
Не надо умолять сестрицу:
Ну, прочитай еще страницу!
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
Ведущий:
-Нехочуха! Не хочешь ли ты поиграть с нами? Сегодня у нас праздник, поиграем в
игру.
1. «Подскажи словечко». Назови рифму.
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе …(живот) . рифма…..
Михаил залез на дуб
чтобы врач не вырвал… (зуб) . рифма ….
В реке большая драка
Поссорились два…(рака) . рифма ….
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын… (жираф) . рифма …..
И бежит Айболит к бегемотикам
И хлопает их по … (животикам) . рифма …..
Ведущий: Нехочуха, тебе понравилось?
Сейчас мы покажем, как вы умеете находить слоги. Для выполнения этого задания
надо из слогов составить слова. Берете 1 слог из левого столбика, а один из правого и
составляете слово
Задание на слайде
Молодцы! С этим заданием вы справились отлично!
Следующее задание. Найдите лишнюю букву и объясните свой выбор. (Слайд )
А О Б Я (Б-согласная)
И Е Я Ю(и-1звук)
В С Р Д (с-глухая)
Ш Ж Ч М (М-ЗВОНКИЙ, а остальные шипящие)
Ещё одно испытание. Буквы, из которых надо составить слово.
ЗАУБАК
(АЗБУКА)
ВУКАБ
(БУКВА)
ИНАКГ
(КНИГА)
ВОЛАС
(СЛОВА)
Азбука приготовила вам тексты, которые вы должны по цепочке громко вслух
прочитать.
1.
Нашу Родину в разное время защищали разные люди.
2.
Но одно у них было общее – сильная любовь к Родине.
3.
Я вырасту и тоже буду её защищать.
4.
Юные безусые герои, юными остались вы на век.
5.
Благодарность вечная вам всем.
6.
Нам нужен мир – тебе, и мне
И всем на свете детям.
7.
И должен мирным быть рассвет,
который завтра встретим.
8.
Нам нужен мир, трава в росе, улыбчивое детство.
9.
Нам нужен мир, прекрасный мир, полученный в наследство.
10.Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете.
11.На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
12.Нужен мир для всех ребят,
Нужен мир на всей планете.
Учитель: Молодцы! С заданиями Азбуки вы справились, прочитали тексты хорошо
2. Игра «Сколько слогов?» цифры
Учитель называет слова: Бабушка, пол, велосипед, зонтик, баранка, библиотека.
Дети подбегают, берут цифру, соответствующую количеству слогов в слове. Если
верно, хлопаем в ладоши, если нет молчим.
3. Игра «Буква заблудилась» Послушайте, что здесь написано: ( читает )
1 Закричал охотник: Ой!
Двери гонятся за мной! (двери – звери)
2 Говорят, один рыбак
В печке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом! (дом – сом)
3 Куклу выронив из рук
Маша мчится к маме.
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами. (лук-жук)
4 Тает снег, течёт ручей,
На ветвях, полно грачей. (врачей –грачей).
( Дети сразу исправляют ошибки ).
Ведущий:
- Молодцы, ребята! И Нехочухе тоже понравилось, как я вижу.
- Молодцы. За всё это нужно сказать спасибо АЗБУКЕ.
- умеете ли вы разгадывать ребусы?
Пробуем разгадать.(гроза. бабочка. баранка ученик. подарок).
МОЛОДЦЫ!
А Нехочухе было трудно, так как она этого ничего не знает.
Нехочуха:
- Да, ребята сами читали, разгадывали, а я только слушала и мне было как–то не по
себе.
Ведущий:
- Это от того, что читать ты не умеешь! А ребята вот ещё прочитают небольшие
текты. Ведь они уже сами умеют это делать
Дети читают тексты
Ведущий:
- Дорогая, Нехочуха! Понравилось ли тебе у нас на празднике? Ты по–прежнему
будешь говорить “не хочу, не буду читать”?
Нехочуха:
- Нет! Я поняла, что чтение – лучшее учение. Не научившись читать и писать,
ничему не научишься!
Азбука, можно я с тобой буду дружить? Я хочу научиться читать, как эти
первоклассники.
Азбука: Конечно, можно!
Ведущий: Дорогие ребята! В сентябре мы начали путешествие по стране Знаний. И
всё это время мы были окружены заботой и вниманием ваших мам, пап, бабушек и
дедушек. Скажем всем хором «Спасибо».
Спасибо, мамочка, тебе
За все заботы обо мне.
За то, что в школу я хожу,
За книгу, что в руках держу.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
Умею я теперь читать! (хором)
Ведущий: Ваши мамы такие умные. Они прочли много интересных сказок. Сейчас
мы , проверим, вспомнят ли они названия сказок.
«Снежная принцесса» - это правильно? «Снежная королева»
«Илья–царевич и серый волк» «Иван–царевич и Серый волк»
«Мальчик и Карлсон» «Малыш и Карлсон»
«Гадкий цыпленок» «Гадкий утенок»
Ведущий:
Молодцы мамы! Экзамен сдан!
Молодцы, первоклассники!
Вы прочли Азбуку до корки,
Вам по чтению пятерки!
Позади нелегкий труд,
Слогового чтения.
Вам сегодня выдаю – Удостоверения!
В том, что Азбуку прочли!
И теперь без передышки
Вы прочтете любые книжки.
Вручение Удостоверений.
Ведущий: Вот мы и прибыли на последнюю станцию – Конечную. Азбуке мы
сегодня говорим:
Дети (хором) «Прощай!». Слайд
Дети.
1.Прощай, родная Азбука,
Учебник первый мой.
Три четверти дружили,
Играли мы с тобой.
2. Учили раньше буквы,
Слагали их в слога
И складывали лесенкой
Весёлые слова.
С тобою пели песни,
Водили хоровод.
И от тебя узнали
Про сказочный народ.
3.Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
4.
Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом «проглочу»!
5. Спасибо чудо, Азбука,
Наставник первый мой!
Пусть правила ученые
Останутся со мной.
6. Теперь могу читать
Любые книги я.
И этому так рады:
Соседи и семья.
7. Мы прочтем любые книжки,
Разберемся в словаре.
Потому что всюду буквы,
Те же, что и в Азбуке.
8. Мы хотим сказать тебе спасибо!
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы: « До свидания!»
« Здравствуй!» – новой книге говорим!
Дети исполняют песню Людмилы Мельниковой «Расстаёмся с буквар
Мой букварь, мой друг надёжный
Расстаёмся мы теперь
В новый мир большой и сложный
Для меня открыл ты дверь.
Расстаёмся с букварём
Песню мы о нём поём
Расстаёмся с букварём
Песню мы о нём поём
Много радостных событий
Ты мне щедро подарил
К Миру радостных Открытий
Ты ступенькой послужил
Расстаёмся с букварём
Песню мы о нём поём
Расстаёмся с букварём
Песню мы о нём поём
Раскрывал тебя , как Чудо
Наступил прощанья срок
Никогда я не забуду
Первый твой большой урок
Азбука:
- Спасибо, ребята, за добрые слова в мой адрес! Мне немного грустно расставаться,
но сегодняшний праздник показал мне, что вы уже многому научились. Радости и
успехов вам на лестнице, ведущей к мудрости! И в этом, ребята, вам поможет новая
книга. Это книга - литературное чтение.
( Входит Литературное чтение ).
Азбука:Это ваш новый учебник, которому я уступаю своё место. Теперь он вас
дальше поведёт по стране знаний. Я надеюсь, что вы будете беречь его, заботиться,
чтобы страницы были чистыми, чтобы учебник оставался таким же красивым, каким
вы его получите.
Вот и пришла пора проститься,
И я хочу вам пожелать:
Всегда старательно учиться,
Всегда с охотою трудиться
И Азбуку не забывать!
- А на память я дарю вам закладки для новой книги. (Вручает и уходит).
- До свидания! Счастливого пути!
(Уходит Азбука)
Литературное чтение:
Я знаю, ребята, что вы все аккуратные, и всё же я хочу, чтобы вы выполняли мою
просьбу.
Я добрый друг и спутник твой.
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид приятен,
Оберегай меня от пятен.
Мой переплёт не выгибай
И корешок не поломай.
Меня в бумагу оберни.
Где взял меня – туда верни.
Запомни я – твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
Ведущий:
Ребята, дальше по лестнице знаний поведёт нас книга – Литературное чтение. Она
научит вас быть честными, смелыми, добрыми. Успехов вам в учёбе!
- Уважаемые, гости! Дорогие, ребята! Наш праздник заканчивается. Я благодарю
всех, кто принимал участие в организации этого мероприятия.