Автор: Лысенко Галина Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Сызранский политехнический колледж"
Населённый пункт: г. Сызрань Самарской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине "Метрология, стандартизация и сертификация"
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Сызранский политехнический колледж»
Методические указания для студентов
по выполнению практических занятий
ОП.10 МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
«профессиональный учебный цикл»
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 22.02.06 Сварочное производство
Сызрань, 2018
1
Составитель:
Лысенко
Г.
Г.,
преподаватель
специальных
дисциплин
ГБПОУ
«СПК»
Методические указания по выполнения практических занятий являются частью
программы
подготовки
специалистов
среднего
звена
ГБПОУ
«СПК»
по
специальности 22.02.06 Сварочное производство в соответствии с требованиями
ФГОС СПО.
Методические
указания
по
выполнению
практических
занятийадресованы
студентам очной формы обучения.
Методические
указания
включают
в
себя
учебную
цель,
задачи,
время
на
выполнение,
обеспеченность
занятия,
краткие
теоретические
и
учебно-
методические
материалы
по
теме,
задания
для
практических
занятий ,
инструкцию по ее выполнению, образец отчета.
2
СОДЕРЖАНИЕ
Название практических занятий
стр.
1
Изучение концевых мер длины
8
2
Измерение линейных размеров
11
3
Измерение угловых размеров
17
4
Расчет посадок (с зазором и натягом) гладких цилиндрических
соединений
21
3
Введение
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!
М е т од и ч е с к и е
у к а з а н и я
п о
д и с ц и п л и н е О П . 1 0 М Е Т Р ОЛ О Г И Я ,
СТАНДАРТИЗАЦИЯ
И
СЕРТИФИКАЦИЯ
для
выполнения
практических
занятий
созданы
Вам
в
помощь
для
работы
на
занятиях,
подготовки
к
практическим занятиям правильного составления отчетов.
В результате освоения дисциплиныОП.10 МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ
И СЕРТИФИКАЦИЯ Вы должны:
уметь:
–
оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с
действующей нормативной базой на основе использования основных
положений метрологии, стандартизации и сертификации в
производственной деятельности;
–
применять документацию систем качества;
–
применять требования нормативных документов к основным видам
продукции (услуг) и процессов;
знать:
–
документацию систем качества;
–
единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и
международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;
–
основные положения систем (комплексов) общетехнических и
организационно-методических стандартов;
–
основные понятия и определения метрологии, стандартизации и
сертификации;
–
основы повышения качества продукции.
Практические
занятия
направлены
на
овладение
профессиональными
компетенциями (ПК):
ПК 1.1. Применять
различные
методы,
способы
и
приёмы
сборки
и
сварки
конструкций с эксплуатационными свойствами.
ПК 1.2. Выполнять техническую подготовку производства сварных конструкций.
ПК 1.3. Выбирать
оборудование,
приспособления
и
инструменты
для
обеспечения производства сварных соединений с заданными свойствами.
ПК 1.4. Хранить и использовать сварочную аппаратуру и инструменты в ходе
производственного процесса.
ПК 2.1. Выполнять
проектирование
технологических
процессов
производства
4
сварных соединений с заданными свойствами.
ПК 2.2. Выполнять
расчёты
и
конструирование
сварных
соединений
и
конструкций.
ПК 2.3. Осуществлять
технико-экономическое
обоснование
выбранного
технологического процесса.
ПК 2.4. Оформлять
конструкторскую,
технологическую
и
техническую
документацию.
ПК 2.5. Осуществлять разработку и оформление графических, вычислительных и
проектных работ с использованием информационно-компьютерных технологий.
ПК 3.1. Определять причины, приводящие к образованию дефектов в сварных
соединениях.
ПК 3.2. Обоснованно
выбирать
и
использовать
методы,
оборудование,
аппаратуру и приборы для контроля металлов и сварных соединений.
ПК 3.3. Предупреждать, выявлять и устранять дефекты сварных соединений и
изделий для получения качественной продукции.
ПК 3.4. Оформлять документацию по контролю качества сварки.
ПК 4.1. О с у щ е с т в л я т ь
т е к у щ е е
и
п е р с п е к т и в н о е
п л а н и р о в а н и е
производственных работ.
ПК 4.2. Производить
технологические
расчёты
на
основе
нормативов
технологических режимов, трудовых и материальных затрат.
ПК 4.3. Применять
методы
и
приёмы
организации
труда,
эксплуатации
оборудования, оснастки, средств механизации для повышения эффективности
производства.
ПК 4.4. Организовывать
ремонт
и
техническое
обслуживание
сварочного
производства по Единой системе планово-предупредительного ремонта.
ПК 4.5. Обеспечивать профилактику и безопасность условий труда на участке
сварочных работ.
В
процессе
выполнения
практических
занятий
у
Вас
должны
быть
сформированы общие компетенции (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за
них ответственность.
ОК
4.
Осуществлять
поиск
и
использование
информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального
и
личностного развития.
ОК
5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями..
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
5
результат выполнения заданий.
ОК 8.
Самостоятельно
определять
задачи
профессионального
и
личностного
развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации.
ОК
9.
Ориентироваться
в
условиях
частой
смены
технологий
в
профессиональной деятельности.
Приступая
к
выполнению
практического
задания,
Вы
должны
внимательно
прочитать цель и задачи занятия, краткие теоретические и учебно-методические
материалы по теме практического задания.
Все задания к практическому занятию Вы должны выполнять в соответствии с
инструкцией.
Отчет о практическом занятии Вы должны выполнить опираясь на образец.
Наличие
положительной
оценки
по
практическим
занятиям
необходимо
для
получения зачета по подисциплинеОП.10 МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ
И СЕРТИФИКАЦИЯ, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине
или
получения
неудовлетворительной
оценки
за
практическое
занятие
Вы
должны найти время для его выполнения или пересдачи.
Внимание!Если
в
процессе
подготовки
к
практическим
занятиям
или
при
решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не
удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений
или указаний в дни проведения дополнительных занятий.
Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или
посмотреть на двери его кабинета.
Желаем Вам успехов!!!
6
Тематический план
Наименование раздела и темы
Кол-во
часов на
прак.
занятие
Раздел 1 Основы метрологии
6
Тема 1.2 Средства и методы измерений
6
Раздел 2 Основы стандартизация
4
Тема 2.4 Стандартизация точности гладких цилиндрических
соединений
4
ИТОГО
10
7
Раздел 1 Основы метрологии
Тема 1.2 Средства и методы измерений
Практическое занятие № 1 Изучение концевых мер длины
Цель: Ознакомиться с плоскопараллельными концевыми мерами длины и
приобрести навыки составления блоков из концевых мер длины
Задачи:
1. Выполнять расчет количества мер для составления заданного блока
2. Определять наибольшую и наиболее вероятную погрешности размера блока
концевых мер длины в зависимости от класса точности.
Время на выполнение: 2 часа
Обеспеченность занятия (средства обучения):
1. Учебно-методическая литература:
Никифоров А.Д. Метрология, стандартизация и сертификация. Учеб.пособие /
А.Д. Никифоров, Т.А. Бакиев – 2-е изд. испр.- М.: Высшая школа, 2014.
2 Справочная литература:
−
3. Технические средства обучения:
4. Программное обеспечение:
5. Лабораторное оборудование и инструменты:
- набор из плоскопараллельных концевых мер длины, бензин салфетки.
6. Тесты:
-
7. Рабочая тетрадь в клетку.
8. Образцы документов.
-
9.
Раздаточные
материалы:
чертежи
д е т а л е й (карточки-задания,
инструкционные карты, образцы, заготовки; указать, сколько).
10. Калькулятор простой (указать, инженерный или простой).
11. Ручка.
12. Карандаш простой
13. Чертежные принадлежности:
-
14. Другое.
Краткие
теоретические
и
учебно-методические
материалы
по
теме
практического занятия
8
Плоскопараллельные концевые меры дины представляют собой набор пластин и
брусков изготовленных, как правило, из закаленных сталей.
Концевые меры длины, сокращенно называемые плитками, представляют собой
стальные прямоугольники, у которых две стороны постоянны, а размеры по
высоте разные (рисунок 1а).
а - плитка на стеклянной шайбе; б - притертые плитки; в - притирка плиток
Рисунок 1 - Плоскопараллельные концевые меры
Концевыми
мерами
плитки
называются
потому,
что
точный
размер
у
них
образуется по концам прямоугольника.
Рабочим размером отдельной плитки является срединная длина, определяемая
длиной перпендикуляра АВ (смотри рисунок 1 а), опущенного из середины
одной
из
измерительных
поверхностей
плитки
на
противоположную
измерительную поверхность.
По
плиткам
проверяют
и
настраивают
различные
измерительные
средства,
например,
при
относительных
методах
измерений.
Плитки
имеют
разные
размеры
от
0,991
до
175
мм
и
комплектуются
в
наборы,
состав
которых
определяет ГОСТ 9038-73.
Так называемый набор плиток содержит 19 плиток, отличающихся друг от друга
размерами.
Составляют блок (рисунок 1б) из возможно меньшего количества концевых мер
длины (не более 4-5).
Входящие в блок требуемого размера меры подбирают так, чтобы длина первой
меры содержала последний или два последних знака размеров блока, длина
второй меры – последние знаки остатка (смотри таблицу 1) и т. д.
Таблица 1- Номинальные размеры концевых мер
Номинальные размеры концевых мер, мм
Классы набора
0,5 1,005 1,01; 1,02; 1,03; 1,04; 1,05; 1,05; 1,07;
1,08;
0; 1; 2 и 3
1,09; 1,1; 1,11; 1,12; 1,13; 1,14; 1,15; 1,16; 1,17; 1,18;
1,19; 1,2; 1,21; 1,22; 1,23; 1,24; 1,25; 1,26;
1,27; 1,28; 1,29; 1,3; 1,31; 1,32; 1,33; 1,34; 3,35; 1,36;
1,37; 1,38; 1,39; 1,4; 1,41; 1,42; 1,43; 1,44;
1,45; 1,46; 1,47; 1,48; 1,49; 1,5; 1,6; 1,7; 1,8; 1,9; 2;
9
2,5; 3; 3,5; 4; 4,5; 5; 5,5; 6; 6,5; 7; 7,5;
8; 8,5; 9; 9,5; 10; 20; 30; 40; 50; 60; 70; 80; 90; 100
Задания для практического занятия
1 Ответить на контрольные вопросы
1.1
. Что представляет собой концевые меры?
1.2
. Что проверят и настраивают с помощью концевых мер
длины?
1.3
. Как составляют блок из концевых мер длины?
2. Рассчитать количество мер для составления
заданногоблока по варианту
(таблица 2)
3. Определить наибольшую и наиболее вероятную погрешности размера блока
концевых мер длины в зависимости от класса точности.
Таблица 2 – Исходные данные
Варианты
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Размер
блока в мм
80,515
42,34
115,005
147,54
63,505
23,75
8,325
50,51
35,98
145,25
Класс
точности
мер
1
4
2
3
4
3
2
1
3
4
Инструкция по выполнению практического задания
1. Внимательно изучите теоретическую часть, ответив на контрольные вопросы;
2. Рассчитайте количество мер и выберите меры для составления размера блока
согласно варианту (смотри таблицу 2 – исходные данные);
3. Определите наибольшую и наиболее вероятную погрешность размера блока
концевых мер длины в зависимости от класса точности мер;
4. Сделайте вывод о проделанной работе.
Образец отчета по практическому заданию
10
1. Отвечаем на контрольные вопросы (см. Краткие теоретические и учебно-
методические материалы по теме практического занятия);
2.Рассчитываем количество мер для составления блока мер в соответствии с
примером расчета.
Требуется
составить
блок
размером
28,785
мм
класса
точности
мер
3,
и
определить
наибольшую
и
наиболее
вероятную
погрешность
размера
блока
концевых мер длины в зависимости от класса точности.
28,785
- 1,005мм – длина 1-й меры.
27,78 мм – остаток
- 1,28 мм – длина 2-й меры
26,5 – остаток
- 6,5 мм – длина 3-й меры
20 мм – остаток
Сумма выбранных мер составляет 1,005+1,28+6,5+20=28,785.
2. Определяем наибольшую и наиболее вероятную погрешность размера блока
концевых мер длины в зависимости от класса точности мер(см. таблицу3)
В зависимости от номинальной длины мер (1,005; 1,28; 6,5; 20) для 3-го класса
точности
по
таблице
3
находим
допускаемые
отклонения
мер
∆,
которые
соответственно равны:
Таблица 3 – Отклонение длины мер в зависимости от классов
Номинальное
значение
длины
концевой меры, мм
Допускаемые отклонения
∆
мкм, для классов точности
0
1
2
3
4
5
До 10
0,10
0,2
0,4
0,8
2,0
4
Свыше 10 и 25
0,14
0,3
0,6
1,2
2,5
5
От 25 до 50
0,20
0,4
0,8
1,6
3,0
6
От 50 до 75
0,25
0,5
1,0
2,0
4,0
8
От 75 до 100
0,30
0,6
1,2
2,5
5,0
10
От 100 до 150
0,40
0,8
1,6
3,0
6,0
10
∆
1
= ∆
2
= ∆
з
=±0.8 мкм; ∆
4
= ±1,2 мкм.
11
Наибольшая
погрешность
размера
блока
∆
наиб
. = ± (0,8+0,8+0,8+1,2) = ±3,6 мкм
Наиболее
вероятная
погрешность
размера
блока
∆= ±√ ∆
2
1
+ ∆
2
2
+ ∆
2
3
√+∆
2
4
= ±√ 0,8
2
±0,8
2
+0,8
2
+1,2
2
= 1,8 мкм
Вывод: в процессе работы мы научились рассчитывать количество мер для
составления размера блока и определять наибольшую и наиболее вероятную
погрешность размера блока концевых мер.
Раздел 1 Основы метрологии
Тема 1.2 Средства и методы измерений
12
Практическое занятие № 2 Измерение линейных размеров
Ц е л ь : Изучение
устройства
штангенинструмента
и
микрометрического
инструмента и получения практических навыков по измерению деталей.
Задачи:научитьсятехнике измерения деталей штангенциркулем и микрометром.
Время на выполнение: 2 часа
Обеспеченность занятия (средства обучения):
1. Учебно-методическая литература:
Никифоров А.Д. Метрология, стандартизация и сертификация. Учеб.пособие /
А.Д. Никифоров, Т.А. Бакиев – 2-е изд. испр.- М.: Высшая школа, 2014.
2 Справочная литература:
−
3. Технические средства обучения:
4. Программное обеспечение:
5. Лабораторное оборудование и инструменты:
- штангенциркуль-ШТЦ-1, двухсторонний с глубиномером.
- штангенциркуль-ШТЦ-2, двухсторонний
6. Тесты:
-
7. Рабочая тетрадь в клетку.
8. Образцы документов.
-
9.
Раздаточные
материалы:
чертежи
д е т а л е й (карточки-задания,
инструкционные карты, образцы, заготовки; указать, сколько).
10. Калькулятор простой (указать, инженерный или простой).
11. Ручка.
12. Карандаш простой
13. Чертежные принадлежности:
-
14. Другое.
Краткие
теоретические
и
учебно-методические
материалы
по
теме
практического занятия
Штангенинструментами
называют
контактные
средства
измерения
линейных
размеров, основными частями которых является штанга со шкалой и нониус –
13
вспомогательная шкала для уточнения отсчета показаний (вместо нониуса может
использоваться специальное устройство).
К штангенинструментам относятся:
- штангенциркули (применяются для замеров наружных и внутренних размеров
деталей),
- штангенглубиномеры (для измерения глубины отверстий, пазов, уступов),
- штангенрейсмасы (используют для измерения высот и плоскостной разметки
изделий).
Рисунок 1 - Штангенинструмент
Нониус − вспомогательная шкала для уточнения отсчета показанийс пределом
измерений, равным цене деления основной шкалы. Нониусы имеют различную
цену
деления,
которая
определяет
точность
замера
данным
инструментом.
Значение
точности
(цену
деления)
измерения
маркируется
на
инструменте,
например: 0,1; 0,5; 0,01 мм.
Порядок отсчета показаний штангенинструмента следующий:
- читают число целых миллиметров, для этого находят на шкале штанги штрих,
ближайший слева к нулевому штриху нониуса и фиксируют его;
- читают доли миллиметра, для чего на шкале нониуса находят штрих,
ближайший к нулевому штриху нониуса, совпадающий со штрихом на штанге, и
умножают его порядковый номер на цену деления нониуса;
-
подсчитывают
полную
величину
показания
инструмента,
суммируя
число
целых миллиметров и его долей.
Для получения результата измерения (С) производят суммирование показаний
шкалы штанги (А) и нониуса (В), таким образом результат измерения равен С =
А + В (см. рисунок 2).
14
Рисунок 2 - Пример считывания результата замера
Микрометрические
измерительные
инструменты
основаны
на
использовании
винтовой пары (винт – гайка), которая преобразовывает вращательное движение
микровинта в поступательное. Цена деления таких инструментов – 0.01 мм.
Микрометрические пары используются в конструкциях многих измерительных
приборов.
Выпускают следующие микрометрические инструменты:
- микрометры гладкие для измерения наружных размеров (рисунок 3);
- микронутромеры для определения внутренних размеров;
- глубинометры,
Рисунок 3 - Микрометр гладкий (а) и примеры отсчета (б и в)
Отсчетное устройство микрометрических инструментов (рис. 3, б) состоит из
двух шкал: продольной 1 и круговой 2.
Продольная шкала имеет два ряда штрихов, расположенных по обе стороны
горизонтальной линии и сдвинутых относительно друг друга на 0.5 мм.
Оба ряда штрихов образуют, таким образом, одну продольную шкалу с ценой
деления, равной шагу винта 0.05 мм.
Круговая
шкала
обычно
имеет
50
делений
(при
шаге
винта
0.5
мм)
по
продольной шкале отсчитывают целые миллиметры и 0.5 мм, по круговой шкале
15
–
десятые
и
сотые
доли
миллиметра.
Выпускают
микрометры
с
цифровым
отсчетом результата измерения (рис. 3, в).
Задания для практического занятия
1. Внимательно изучить теоретическую часть;
2. Изучить устройство штангенциркуля и микрометра;
2Научиться выполнять измерение деталейштангенциркулем и микрометром.
Инструкция по выполнению практического занятия
1. Внимательно изучите конструкции штангенциркуля и микрометра;
2. Вычертите эскиз детали (вала), соблюдая все требования единой системы
конструкторской документации, не проставляя размеры числами, а обозначая их
буквами;
3.
С
помощью
штангенциркуля
и
микрометра
измерьте
все
размеры,
обозначенные буквами;
4. Результаты замеров занесите в таблицу 1;
Таблица 1 -Результаты замеров
Параметр
Результат измерения, мм
штангенциркулем
микрометром
1
2
3
среднее
арифметическ
ое
1
2
3
среднее
арифметическо
е
А
19,7
19,5
19,8
19,66
19,74
19,55
19,82
19,70
Б
В
Г
Д
5. Сделайте выводы по выполненной работе.
Образец отчета по практическому заданию
1.Эскиз детали (вала) выполняется по всем правилам оформления чертежей;
2. В таблицу1записываем результаты измерений, выполненных штангенциркулем
и микрометром:
Таблица 1 -Результаты замеров
Параметр
Результат измерения, мм
штангенциркулем
микрометром
1
2
3
среднее
арифметическ
1
2
3
среднее
арифметическо
16
ое
е
А
19,7
19,5
19,8
19,66
19,74
19,55
19,82
19,70
Б
В
Г
Д
3. Подсчитываем среднее арифметическое значение результатов измерений
4.
Вывод:
в
процессе
работы
мы получили
навыки
по
измерению
деталейштангенциркулем и микрометром.
Раздел 1 Основы метрологии
Тема 1.2 Средства и методы измерений
Практическое занятие № 3 Измерение угловых размеров
17
Цель:
Ознакомиться
с
угломером
универсальными
приобрести
навыки
измерения угловых размеров угломерами с нониусом.
Задачи:
1.
Научитьсятехнике измерения углов универсальным угломером
Время на выполнение: 2 часа
Обеспеченность занятия (средства обучения):
1. Учебно-методическая литература:
Никифоров А.Д. Метрология, стандартизация и сертификация. Учеб.пособие /
А.Д. Никифоров, Т.А. Бакиев – 2-е изд. испр.- М.: Высшая школа, 2014.
2 Справочная литература:
−
3. Технические средства обучения:
4. Программное обеспечение:
5. Лабораторное оборудование и инструменты:
- угломеры универсальные
6. Тесты:
-
7. Рабочая тетрадь в клетку.
8. Образцы документов.
-
9.
Раздаточные
материалы:
чертежи
д е т а л е й (карточки-задания,
инструкционные карты, образцы, заготовки; указать, сколько).
10. Калькулятор простой (указать, инженерный или простой).
11. Ручка.
12. Карандаш простой
13. Чертежные принадлежности:
-
14. Другое.
Краткие
теоретические
и
учебно-методические
материалы
по
теме
практического занятия
Угломеры с нониусом выпускают трех типов: тип 1 – моделей 2УМ и
5УМ, тип 4 – модель 4УМ, тип 2 – модель 127. В зависимости от конструкции
различают
угломеры
транспортирные
(модели
2УМ,
5УМ,
4УМ)
и
универсальные (модель 127).
18
Угломер универсальный (рис. 1) состоит из основания 1, на котором нанесена
основная шкала с ценой деления 1°, сектора 4 с закрепленным на нем нониусом
3, угольника 2, устанавливаемого на секторе 4 с помощью хомутика 6 и съемной
линейки 7, соединенной с угольником 2 хомутиком 8. С основанием 1 жестко
соединена измерительная линейка 5, а сектор 4 имеет возможность перемещения
относительно основания 1 вместе с нониусом 3. Стопорный винт 9 служит для
фиксации измерительной линейки 5.
1 – основание; 2 – угольник; 3 – нониус; 4 – сектор; 5 – измерительная линейка;
6, 8 – хомутик; 7 – съемная линейка; 9 – стопорный винт.
Рисунок 1 - Угломер универсальный
Измерение углов универсальным угломером производят путем наложения
на стороны детали, образующие измеряемый угол, линеек 1 и 10 угломера (см.
рис. 1) при измерении тупых углов (90° + α) или линейки 1 и угольника 8 при
измерении
острых
углов
α.
Наложение
осуществляют
так,
чтобы
между
линейками угломера и сторонами детали не было видимого просвета.
Значения измеряемого угла отсчитывают по основной шкале на основании 2 и
шкале
нониуса
5.
Первый
штрих
шкалы
нониуса,
обозначенный
цифрой
0,
является началом этой шкалы и одновременно указателем значения измеряемого
угла по основной шкале. Если штрих шкалы нониуса 0 совпадает с каким-либо
штрихом основной шкалы, то значение измеряемого угла отсчитывают только по
основной шкале. Если этот штрих не совпадает ни с одним штрихом основной
шкалы,
то
отсчет
составляют
из
двух
частей:
значение
угла,
кратное
1°,
определяют
по
ближайшему
к
нулевому
штриху
шкалы
нониуса
меньшему
значению
основной
шкалы;
к
этому
значению
прибавляют
значение
угла
в
минутах,
определяемое
штрихом
шкалы
нониуса,
совпадающим
с
штрихом
основной шкалы, например, угол 39° 6′ на рисунке 2.
19
Рисунок 2 - Шкалы угломера
Измерение
наружных
и
внутренних
углов
универсальным
угломером
осуществляют по схемам, показанным на рис. 41. Наружные углы в диапазоне от
0 до 50° измеряют с помощью угольника 2 и линейки 7, совмещая стороны
измеряемого угла с измерительными поверхностями линеек 5 и 7 (см. рис. 3, а).
а, б − наружных углов; в, г − внутренних углов
Рисунок 3 - Схемы измерения универсальным угломером
Наружные углы в диапазоне от 50 до 140° измеряют при снятом угольнике 2 и
установленной на его месте линейке 7 (рис. 3, б). Измерительные поверхности
короткой стороны угольника 2 и линейки 5 при снятой линейке 7 (рис. 3, в)
используют для измерения наружных тупых углов от 140° до 180° и внутренних
тупых углов от 180° до 230°. Внутренние углы в диапазоне от 40° до 180°
измеряют при снятых угольнике 2 и линейке 7 (см. рис. 3, г). Правила отсчета
значений измеряемых универсальным угломером углов аналогичны правилам
отсчета по шкале транспортирного угломера.
Задания для практического занятия
1Изучить устройство угломера универсального;
2 Научиться выполнять измерение деталейугломером универсальным.
Инструкция по выполнению практического занятия
1. Внимательно изучите конструкцию универсального угломера.
20
2. Вычертите эскиз детали с указанием заданных угловых размеров;
3.
С
помощью
угломера
универсальногоизмерьте
все
углы,
обозначенные
буквами;
4. Результаты замеров занесите в таблицу 1;
5. Сделайте выводы по выполненной работе.
Образец отчета по практическому заданию
1.Выполняем эскиз детали с указанием заданных угловых размеров
выполняется по всем правилам оформления чертежей;
2. Отвечаем на контрольные вопросы:
2.1. Назовите единицы измерения угловых размеров.
2.2. Назовите виды и методы измерения и контроля угловых размеров изделий.
2.3. Каково назначение угломеров?
2.4. Назовите основные детали универсального угломера.
2.5. Как осуществляется отсчет по нониусу угломера?
3. В таблицу 1записываем результаты измерений, выполненных универсальным
угломером:
Таблица 1 - Результаты измерения угловых размеров детали
Номер наблюдения
Измеряемые углы
α
β
γ
δ
1
80
°
50
°
130°
100°
2
3
Предельные
размеры в
градусах
Наиб.
Наим.
Заключение о годности угла
Вывод: в процессе работы мы изучили устройство угломера универсального и
научились выполнять измерениеуглов деталей угломером универсальным.
Раздел 2 Основы стандартизация
Тема 2.4 Стандартизация точности гладких цилиндрических
соединений
21
Практическое занятие № 4 Расчет посадок (с зазором и натягом)
гладкихцилиндрических соединений
Цель:
По
сопрягаемым
деталям
в
системе
отверстия,
используя
размеры,
отклонения,
определить
параметры
посадок.
Представить
графическое
изображение посадок.
Задачи: научитьсявыполнять расчет посадок гладкихцилиндрических
соединений и строить графическое изображение посадок.
Время на выполнение: 2часа
Обеспеченность занятия (средства обучения):
1. Учебно-методическая литература:
Никифоров А.Д. Метрология, стандартизация и сертификация. Учеб.пособие /
А.Д. Никифоров, Т.А. Бакиев – 2-е изд. испр.- М.: Высшая школа, 2014.
2 Справочная литература:
−
3. Технические средства обучения:
4. Программное обеспечение:
5. Лабораторное оборудование и инструменты:
-
6. Тесты:
-
7. Рабочая тетрадь в клетку.
8. Образцы документов.
-
9.
Раздаточные
материалы:
чертежи
д е т а л е й (карточки-задания,
инструкционные карты, образцы, заготовки; указать, сколько).
10. Калькулятор простой (указать, инженерный или простой).
11. Ручка.
12. Карандаш простой
13. Чертежные принадлежности:
-
14. Другое.
Краткие
теоретические
и
учебно-методические
материалы
по
теме
практического занятия
Зазором называется разность размеров отверстия и вала, если размер отверстия
больше размера вала.
S = D - d
22
Натягом называется разность размеров вала и отверстия до сборки, если размер
вала больше размера отверстия.
N = d - D
Посадка с зазором обеспечивает зазор в соединении.
Посадка с натягом обеспечивает натяг в соединении.
Переходная посадка даёт возможность получать в соединении как зазор, так и
натяг.
Номинальный размер – основной размер, относительно которого определяют
предельные размеры и отсчитывают отклонения.
Два
предельно-допустимых
размера,
между
которыми
должен
находиться
действительный размер годной детали, называют предельными размерами.
Наибольший предельный размер является суммой номинального размера и
верхнего отклонения.
D
max
=D+ES
d
max
=D+es
Наименьший предельный размер есть сумма номинального размера и нижнего
отклонения.
D
min
=D+EI
d
min
=D+ei
23
Верхнее отклонение равно алгебраической разности наибольшего предельного
и номинального размера.
ES=D
max
-D
es=d
max
-D
Нижнее отклонение равно алгебраической разности наименьшего предельного
и номинального размера.
EI=D
min
-D
ei=d
min
-D
Разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами называется
допуском.
TD=D
max
-D
min
Td=d
max
-d
min
Наибольший зазор равен разности наибольшего предельного размера отверстия
и наименьшего предельного размера вала.
S
max
=D
max
- d
min
Наименьший зазор равен разности наименьшего предельного размера отверстия
и наибольшего предельного размера вала.
S
min
=D
min
-d
max
Наибольший натяг равен разности наибольшего предельного размера вала и
наименьшего предельного размера отверстия.
N
max
=d
max
- D
min
Наименьший натяг равен разности наименьшего предельного размера вала и
наибольшего предельного размера отверстия.
N
min
=d
min
- D
max
Задания для практического занятия
1. Внимательно изучите теоретическую часть
2. Выполнить расчеты посадок:
- с зазором,
- с натягом,
- переходной;
3. Выполнить графики посадок:
- с зазором,
- с натягом,
- переходной;
4. Сделайте выводы по выполненной работе.
24
Инструкция по выполнению практического занятия
1. Внимательно изучить теоретическую часть
2. Выполнить расчеты посадок: с зазором, с натягом, переходной, взяв данные
варианта из таблицы 1 «Исходные данные».
3. Выполнив расчеты посадок, построить графики посадок
4. Сделать выводы по выполненной работе.
Таблица 1 – Исходные данные
25
26
Образец отчета по практическому заданию
Расчёт посадки с зазором
Исходные данные:
Отверстие ø мм; вал ø_____мм
Номинальный размер отверстия и вала: D = _____мм
Верхнее и нижнее отклонения для отверстия и вала:
ES = es =
EI = ei =
Определяем предельные размеры отверстия
(Сумма номинального размера и предельных отклонений)
D
max
= D + ES =
27
D
min
= D + EI =
Определяем предельные размеры вала
(Сумма номинального размера и предельных отклонений)
d
max
= D + es =
d
min
= D + ei =
2. Определяем допуски для отверстия и вала, используя наибольшие и
наименьшие предельные размеры
(Разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами)
TD = D
max
- D
min
=
Td = d
max
- d
min
=
Определяем допуски для отверстия и вала, используя верхние и нижние
отклонения
(Разность между верхним и нижним отклонениями)
TD = ES – EI =
Td = es – ei =
3. Определяем наибольший и наименьший зазоры, используя предельные
размеры отверстия и вала
(Наибольший зазор равен разности наибольшего предельного размера отверстия
и наименьшего предельного размера вала. Наименьший зазор равен разности
наименьшего предельного размера отверстия и наибольшего предельного
размера вала.)
S
max
= D
max
- d
min
=
S
min
= D
min
- d
max
=
Определяем наибольший и наименьший зазоры, используя предельные
отклонения
(Наибольший зазор равен разности верхнего отклонения отверстия и нижнего
отклонения вала. Наименьший зазор равен разности нижнего отклонения
отверстия и верхнего отклонения вала.)
S
max
= ES – ei =
S
min
= EI- es =
28
График посадки с зазором
Расчёт посадки с натягом
Исходные данные:
Отверстие ø ; вал ø
Номинальный размер отверстия и вала: D=
Верхнее и нижнее отклонения для отверстия и вала:
ES= es=
EI= ei=
1.
Определяем предельные размеры отверстия
(Сумма номинального размера и предельных отклонений)
D
max
=D+ES=
D
min
=D+EI=
Определяем предельные размеры вала
(Сумма номинального размера и предельных отклонений)
d
max
=D+es=
d
min
=D+ei=
2. Определяем допуски для отверстия и вала, используя наибольшие и
наименьшие предельные размеры
(Разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами)
TD=D
max
-D
min
=
Td=d
max
-d
min
=
29
Определяем допуски для отверстия и вала, используя верхние и нижние
отклонения
(Разность между верхним и нижним отклонениями)
TD=ES-EI=
Td=es-ei=
3. Определяем наибольший и наименьший натяги, используя предельные
размеры отверстия и вала
(Наибольший натяг равен разности наибольшего предельного размера вала и
наименьшего предельного размера отверстия.Наименьший натяг равен разности
наименьшего предельного размера вала и наибольшего предельного размера
отверстия.)
N
max
=d
max
-D
min
=
N
min
=d
min
-D
max
=
Определяем наибольший и наименьший натяги, используя предельные
отклонения
(Наибольший натяг равен разности верхнего отклонения вала и нижнего
отклонения отверстия.Наименьший натяг равен разности нижнего отклонения
вала и верхнего отклонения отверстия.)
Nmax=es-EI=
Nmin=ei-ES=
График посадки с натягом
Вывод:в процессе работы мы научились выполнять расчеты посадок с зазором и
с натягом,а так же строить графики посадок.
Раздел 2 Основы стандартизация
30
Тема 2.4 Стандартизация точности гладких цилиндрических
соединений
Практическое занятие № 5 Расчет переходной посадки гладких
цилиндрических соединений и построение графического изображения
посадок
Цель:
По
сопрягаемым
деталям
в
системе
отверстия,
используя
размеры,
отклонения,
определить
параметры
посадок.
Представить
графическое
изображение посадок.
Задачи: научитьсявыполнять расчет посадок гладкихцилиндрических
соединений и строить графическое изображение посадок.
Время на выполнение: 2 часа
Обеспеченность занятия (средства обучения):
1. Учебно-методическая литература:
Никифоров А.Д. Метрология, стандартизация и сертификация. Учеб.пособие /
А.Д. Никифоров, Т.А. Бакиев – 2-е изд. испр.- М.: Высшая школа, 2014.
2 Справочная литература:
−
3. Технические средства обучения:
4. Программное обеспечение:
5. Лабораторное оборудование и инструменты:
-
6. Тесты:
-
7. Рабочая тетрадь в клетку.
8. Образцы документов.
-
9.
Раздаточные
материалы:
чертежи
д е т а л е й (карточки-задания,
инструкционные карты, образцы, заготовки; указать, сколько).
10. Калькулятор простой (указать, инженерный или простой).
11. Ручка.
12. Карандаш простой
13. Чертежные принадлежности:
-
14. Другое.
Расчёт переходной посадки
31
Исходные данные:
Отверстие ø ; вал ø
Номинальный размер отверстия и вала: D=
Верхнее и нижнее отклонения для отверстия и вала:
ES= es=
EI= ei=
Определяем предельные размеры отверстия
(Сумма номинального размера и предельных отклонений)
D
max
=D+ES=
D
min
=D+EI=
Определяем предельные размеры вала
(Сумма номинального размера и предельных отклонений)
d
max
=D+es=
d
min
=D+ei=
2.Определяем допуски для отверстия и вала, используя наибольшие и
наименьшие предельные размеры
(Разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами)
TD=D
max
-D
min
=
Td=d
max
-d
min
=
Определяем допуски для отверстия и вала, используя верхние и нижние
отклонения
(Разность между верхним и нижним отклонениями)
TD=ES-EI=
Td=es-ei=
3. Определяем наибольший зазор и наибольший натяг, используя предельные
размеры отверстия и вала
(Наибольший зазор равен разности наибольшего предельного размера отверстия
и наименьшего предельного размера вала.Наибольший натяг равен разности
наибольшего предельного размера вала и наименьшего предельного размера
отверстия)
N
max
=d
max
-D
min
=
S
max
=D
max
-d
min
=
32
4. Определяем наибольший зазор и наибольший натяг, используя предельные
отклонения
Наибольший зазор равен разности верхнего отклонения отверстия и нижнего
отклонения вала.
Наибольший натяг равен разности верхнего отклонения вала и нижнего
отклонения отверстия.
S
max
=ES–ei=
N
max
=es–EI=
График переходной посадки
Вывод: в процессе работы мы научились выполнять расчетпереходной посадки,
а так же строить график переходной посадки.
33