Напоминание

"Совместная деятельность педагогов и родителей" (из опыта работы)


Автор: Зизевских Нина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Государственное краевое бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа–интернат для детей с нарушением слуха и речи"
Населённый пункт: Город Пермь Пермский край.
Наименование материала: статья
Тема: "Совместная деятельность педагогов и родителей" (из опыта работы)
Раздел: среднее образование





Назад




Совместная деятельность педагогов и родителей

(из опыта работы)

Автор - Зизевских Нина Васильевна, учитель русского языка и литературы

Государственное краевое бюджетное образовательное учреждение

«Школа-интернат для детей с нарушением слуха и речи».

г. Пермь

На протяжении многих лет проблема взаимоотношения семьи и школы оставалась и остаётся

актуальной. Были годы, когда семья, отдавая своё чадо в школу, предъявляла свои требования к его

образованию и воспитанию. Но было время, когда слова: «школа», «учитель» - вызывали уважение.

Авторитет учителя был высок. Слово учителя звучало веско и значимо. К нему прислушивались

не только дети, но и их родители. Учитель нёс просвещение, знание в массы. Учителя уважали,

ценили, ему доверяли.

Сейчас время другое. Статус родителей и учителя изменился. При желании родители

самостоятельно могут получить элементарные знания и представления

по психологии, методике

преподавания из разных печатных источников. Они могут

ознакомиться

на сайте школы с

программами, по которым обучается их ребёнок, имеют возможность сравнить их с программами

других школ и выбрать подходящее учебное заведение, образовательный маршрут

для своего

ребёнка.

Родители и государство – заказчики, а школа, учителя – исполнители этого заказа.

Взаимоотношения

учитель – родители тоже изменились. Они поднялись на новую ступень и

приобрели характер сотрудничества.

Именно такие взаимоотношения, как показывает практика,

являются более эффективными и дают лучший результат. Но это в идеале. На самом деле не всегда

взаимоотношения педагогов и родителей складываются так, как бы хотелось. Почему?

Во – первых, в результате сложившейся социально – экономической обстановки в стране. В наши

дни большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического

выживания, поэтому усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения

вопросов воспитания и личностного развития ребенка.

Во – вторых,

имея возможность узнать, прочитать и приобрести знания

о возрастных и

индивидуальных особенностях развития ребенка, родители не всегда используют эту возможность. И

это происходит не из-за нежелания родителей или их полного равнодушия к судьбе своего ребёнка, а

часто из-за нехватки времени, из-за решения каких – то житейских проблем. Поэтому воспитание в

таких семьях осуществляют

вслепую, интуитивно. Это, как правило, не приносит позитивных

результатов.

В нашей школе – интернате, как и во многих других подобных по статусу школах, существует ёщё

одна проблема – «оторванность» детей от родителей. Школа краевая, многие дети из разных сёл и

городов края проживают в интернате постоянно, иногда по нескольку недель. Родители приезжая за

ребёнком во второй половине дня иногда не встречаются с учителями вообще, случается даже не

знают учителя своего ребёнка. А в старших классах учащиеся самостоятельно уезжают домой и

приезжают в школу.

Как осуществлять в таком случае взаимодействие с родителями?

Работа с родителями включает несколько этапов:

1 этап – первичное знакомство. Предварительное знакомство с личными делами учащихся, их

характеристиками, беседы с классными руководителями..

2 этап – непосредственное знакомство с родителями. Первого сентября, когда на праздник

приезжают большинство родителей, стараюсь обязательно побывать на собраниях в классах, где

предстоит

работать.

Обычно

рассказываю

о

задачах

предмета,

о

трудностях,

которые

могут

возникнуть, и о том, чем я могу помочь родителям в случае возникновения у них трудностей в плане

воспитания и помощи

ребёнку. Очень важно

«не давить» на родителей, не указывать на их

родительский долг, а проявить соучастие. Если родитель поймёт, что учитель хочет помочь их

ребёнку и им, только тогда можно рассчитывать на сотрудничество.

3 этап – это просветительская работа, обучение родителей: консультации для родителей как

фронтальные так и индивидуальные, возможно лекции, мастер классы.

В течение года обязательно бываю на всех классных собраниях как учитель – предметник,

стараюсь провести консультации для родителей. Например, в 5-6 классах по темам: «Особенности

развития речи глухих детей», «Как работать над развитием речи дома», «Работа с текстом» и т.п.

(см. приложение). Кроме того, очень многие родители побывали на моих уроках, познакомились с

требованиями, с самим процессом обучения, увидели работу своего ребёнка на уроке, мою работу

как педагога. А когда родители увидят реальное желание учителя помочь им, его реальное соучастие

и помощь, они будут доверять. Тогда слово учителя станет для них важным.

4 этап – «постоянная» связь учителя с родителями. Это индивидуальная работа с родителями по

мере необходимости, когда приглашается родитель,

и учитель,

а

не классный руководитель,

беседует

с

ним

о

возникших

проблемах.

Учитель,

отмечая

положительное,

помогает

найти

родителям пути решения проблемы. В наше время возможны и электронные виды связи: телефон,

почта, скайт. А почему бы и нет? Это тоже достаточно эффективно. И поверьте, если родитель вам

доверяет, он приедет и захочет с вами встретиться сам, без вызова. Я, к примеру, за 35 лет работы в

данной школе встречалась лично с родителями каждого ребёнка.

Но в таких школах, как наша, даже на уровне основного общего образования, возникают

серьёзные проблемы, когда стойкая неуспеваемость, обусловлена неспособностью ученика усвоить

те или иные понятия.

Это происходит часто тогда, когда ребёнку изначально был выбран не

соответствующий его возможностям образовательный маршрут или в случае, если

родители не

соглашаются

с

образовательным

маршрутом,

рекомендованным

медико

педагогической

комиссией.

В моей педагогической практике таких случаев было достаточно. Приходилось менять ученику

образовательный маршрут и в 7-ом и даже в 9-ом классе. Что в таком случае делать?

Во - первых нужно помнить, что для родителей это большая душевная боль, поэтому не нужно

акцентировать внимание только на неуспеваемости их ребёнка, на уровень развития его мышления,

восприятия и т.д. Не секрет, что учителя часто именно так и поступают. Очень важно в этот момент

быть предельно тактичным. Я обычно стараюсь объяснить родителям,

что для их ребёнка, уже

столько перенесшего в жизни, -

главное сохранить здоровье, защитить его нервную систему.

Обучаясь по существующей программе, он постоянно испытывает стрессы, понимая, что не может

выполнить того с чем справляются другие. Отсюда слёзы, девиантное поведение, отсутствие веры

в свои силы, отказ от работы и даже проблемы со здоровьем. Но, главное, это душевный надлом,

чувство ущербности: «я не могу, я глупый, я хуже других». Это повлияет на всю дальнейшую

жизнь ребёнка. Важно, чтобы ребёнок почувствовал хотя бы мизерную свою успешность. Школа –

это 11-12 лет жизни, а сама жизнь намного длиннее. Родителей пугает справка после окончания 9-ти

(слабослышащие) и 11-ти (глухие) классов и неизвестность. Но если

учителю удаётся убедить

родителей а том, что, даже обучаясь по более лёгкому образовательному маршруту, их ребёнок

сможет получить специальность и работать, они, как правило, соглашаются. Я обычно называю

учебные заведения, где можно продолжить образование и где учатся наши выпускники, рассказываю

об их трудоустройстве. Возможно поэтому, у меня никогда не возникало проблем и конфликтов с

родителями. Мы всегда сотрудничали. Родители мне доверяли, прислушивались к моему мнению. И

до

сих

пор

родители

выпускников

звонят,

делятся

достижениями

своих

детей

и

выражают

благодарность. Я считаю, что этот этап самый важный во взаимодействии педагога и семьи.

5 этап – это какие-то совместные действия, мероприятия. Но, если вы, как педагог, не достигли

контакта с родителями, они пренебрегут вашими

предложениями. Мои родители во многом

помогали мне. Они не только участвовали в подготовке праздника Знаний и Последнего звонка, они

ремонтировали столы, стулья, класс. Они проводили экскурсии, библиотечные уроки,

собрали

фонотеку программных произведений, которой постоянно пользуюсь не только я, но и мои коллеги,

мы выпустили совместную книгу рецептов наших детей,

которые получили одновременно и

профессию повара. А какие совместные праздники были у нас! Это и дни рождения, и тёплый

семейный праздник «Родительский дом» (см. приложение)

Таким образом, правильно организованное взаимодействие педагогов и родителей

– являются

основой качественного образования,

создают условия для успешной самореализации ребенка, его

личностного роста, формирования мотивации к учению, сохранения физического и психического

здоровья, социальной адаптации.

Приложение 1

Как работать над речью дома

(Консультация для родителей 5 – х кл.)

Зизевских Н.В., учитель русского языка

Нарушение слуха влечёт за собой нарушения речи, мышления и другие отклонения в

развитии личности. Это создаёт трудности и в сфере общения, и

в познавательной

деятельности, затрудняет формирование понятий.

В нашей школе речь

является предметом

изучения

и

обучения.

На уроках развитию речи уделяется большое внимание: создаются

специальные речевые ситуации, используются различные виды работ. Но особенность неслышащего

ребёнка в том, что ему необходимо употребить новое слово в различных ситуациях «100» раз, и

только на сто первый раз он самостоятельно использует его а речи. Кроме того,

даже хорошо

отработанные на уроках речевые образцы, но не нашедшие подкрепления во внеурочное время, в

лучшем случае останутся на уровне понимания, но в самостоятельной речи использоваться не будут,

в худшем случае – забудутся. Подтверждением этого является низкий уровень речевого развития

пятиклас-сников: крайне бедный словарный запас, несформированность необходимых понятий,

неумение обращаться с элементарными просьбами, задавать и отвечать на вопросы. Это создаёт

большие

трудности

в

речевом

общении,

а

также

в

понимании

и

осмыслении

учащимся

программного материала. Что могут родители? Много.

Во-первых, поработать над расширением, уточнением активного словаря своего ребёнка.

Во – вторых, помочь ребёнку а естественной ситуации отработать нужные речевые образцы.

В – третьих, потренировать в умении выражать просьбу или желания.

И, конечно, проследить за правильностью произношения отработанных речевых образцов.

Общение

с

родителями,

общение

дома

это

использование

речи

как

средства

общения

в

естественной ситуации. Поэтому задача родителей помочь педагогам в формировании речи своего

ребёнка. Как это сделать?

Практика показывает, что многие дети не знают названия предметов, которые окружают их дома

(мебель, постельные принадлежности, предметы туалета, названия своих вещей и др.), выполняют

какие-то привычные действия молча или, в крайнем случае, изображают жестом, не озвучивают

их, например:

- Я причесался.

- Я повесил куртку в шкаф.

- Я (не) хочу сок (есть, пить).

- У меня нет ложки.

- Можно взять конфету?

- Я люблю …

И родители не требуют этого. Поэтому не происходит связи действия со словом.

Наиболее доступной и естественной формой речи для организации непосредственного словесного

общения родителя и ребёнка между собой является диалог. Диалог не нуждается в развёрнутых

предложениях, содержание дополняется ситуацией, интонацией, мимикой, жестами. Диалогическая

речь рождается в связи совместной деятельности взрослого и ребёнка.

К примеру, собирая ребёнка в школу, мать обращается к нему:

М. - Принеси свой свитер.

Р. – Где он?

М.- В шкафу на полке

М. - Нашёл?

Р. – Да (нашёл). Вот.

Это

важный

практический

путь

развитие

разговорной

речи

школьников

5-7

классов.

Практический путь усиливает живое общение. В процессе реализации практического обучения

можно достичь усвоения глухими детьми целостных речевых структур, и обогащения их словарного

состава и грамматического строя.

Развивать диалогическую речь можно и в процессе дидактических игр. Особенно эффективны в

этом плане игры, связаны с угадыванием, так как они очень интересны для детей и вызывают

большую

активность.

Игры

вызывают

интерес,

развивают

мышление,

творчество

ребенка.

Например,

игра «Чудесный мешочек». Ребёнок задаёт вопросы: «Какой предмет, большой или

маленький? Круглый? Какого цвета? Можно есть? Кислый и сладкий?» и т.д Большую помощь в

закреплении словаря могут оказать игры, в частности игра «Кто больше (и правильнее)?» назовёт

предметов

в комнате, кто больше придумает продуктов на букву

«м» и т.д. Эту игру можно

проводить

во

время

прогулок.

Для

развития

речи

и

увеличения

словарного

запаса

детей

целесообразно проводить такую игру, как «Скажи новое слово». Игра заключается в том, чтобы,

переставляя буквы в слове, образовывать новые слова. Например, пила – липа, куст – стук, карп –

парк.

Можно предложить детям картинки с изображением предметов, названия которых начинаются с

определенной буквы. Им надо назвать этот предмет. В 5 – 6 классах можно ещё поиграть и в ролевые

игры, например: «В парикмахерской», «У врача», «В магазине». «Больница» и т.д.

Можно разыгрывать с детьми по ролям хорошо известные сказки, стихи и т. п.

Игры способствуют пониманию сказанного или прочитанного, внимательному отношению к

речи, помогают сформировать в деятельности коммуникативные навыки, необходимые в жизни.

Каждые полгода учителями русского языка и РРР определяются слова, словосочетания, фразы,

которые отрабатываются

Родители должны стремиться к тому, чтобы неслышащий ребёнок был активно включен в

речевое общение. Не только педагоги, но и родители должны помнить,

что речь неслышащих

детей формируется тогда, когда созданы для этого оптимальные условия.

Приложение 2

Работа с текстом.

Консультация для родителей 5 х классов.

Одним из самых трудных предметом в школе для детей с нарушением слуха является чтение,

потому что

в результате очень ограниченного словаря

понимание содержания прочитанного

вызывает большую трудность.

Поэтому наши дети не любят читать и не читают. Как вызвать

интерес к чтению? Сначала нужно помочь ребёнку понять то, что он читает, а потом, на более

старшей ступени обучения, показать, что любое произведение учит жизни, помогает лучше понять

людей. Для наших детей это очень важно, потому что большинство из них

проживают в стенах

интерната, и меньше сталкиваются с реалиями жизни. Поэтому заинтересовать ребёнка, вызвать у

него желание читать – это задача не только учителя, но и родителей. Практика показывает, что детям,

особенно 5-7 классов, нравится перечитывать уже изученные произведения, потому что всё

понятно. На каникулы я всегда даю список произведений

для самостоятельного чтения дома. В

старших классах – произведения уже достаточно объёмные. Чтобы помочь своему ребёнку, нужно

знать, что текст осознаётся неслышащими учащимися поверхностно, фрагментарно. Дети не

всегда могут выделить основных действующих лиц, осмысливаются только отдельные эпизоды,

причём не всегда главные. Родителям нужно найти время для того, сначала чтобы «поработать»

с текстом вместе, закрепить навыки, полученные на уроках. Как это сделать?

Перед началом чтения можно предложить ребёнку прочитать сначала заголовок и по названию

произведения попытаться определить, о ком или о чём оно. (Например,

рассказ Л.Н. Толстого

«Котёнок»). Потом предложить прочитать рассказ и назвать других действующих лиц.

- Прочитай рассказ и назови других действующих лиц. Определи, кто они такие?

Вася, Катя Кошка Котёнок Собаки Охотник

(брат и сестра) жила у Васи и Кати

Большую трудность вызывает установление связей отношений между действующими лицами и,

особенно, их действиями, поступками, так как глаголов в словаре наших детей ещё меньше, чем

существительных.

На вопрос

«О чём говорится в рассказе?»

ответить сразу

учащимся трудно, так как это

фактически сжатый пересказ, поэтому можно предложить ребёнку нарисовать картинки к тексту,

разделив его на части. (Что было сначала, затем, потом…) составить картинный план. Можно дать

готовый деформированный план рассказа и

предложить ребёнку расположить его по порядку и

нарисовать картинки. Лучше план составлять из полных двусоставных предложений.

1.

У Васи и Кати жила кошка.

2.

Две охотничьих собаки бросились к котёнку.

3.

Вася принёс котёнка домой.

4.

Кошка пропала. Ребята искали её.

5.

Ребята оставили себе одного котёнка.

6.

Ребята с котёнком пошли на дорогу.

7.

Вася закрыл котёнка собой.

8.

Кошка родила котят на сеновале.

9.

Охотник отогнал собак.

10. Котёнок испугался.

Можно поработать с книжными иллюстрациями: Рассмотри картинку, выбери из текста и

прочитай, что здесь нарисовано.

Можно предложить ребёнку оформить это графически (на уроках чтения такой вид работы

практикуется), например:

-предложить выписать из текста глаголы, обозначающие действия или состояние действующих лиц с

зависимыми словами (Что сделал(а) что? Что сделали где? и т.д.).

Вася, Катя Кошка Котёнок Собаки Охотник

(брат и сестра)

У них была(жила) - … пропала (исчезла,

кошка убежала, потерялась)

- нашли кошку

на сеновале. - родила котят

- отдали котят

- оставили одного -описание котёнка

- заботились о котёнке:…

- однажды пошли на дорогу,

- взяли с собой котёнка

- собирали щавель -котёнок играл

- услышали крик, -

скачет на лошади

увидели охотника и собак и

кричит

-описание действий - побежали к котёнку

котёнка

-… испугалась, убежала

-… пустился (побежал) - хотели схватить

к котёнку котёнка

- …закрыл котёнка -

подскакал (подъехал),

отогнал собак

-...принёс котёнка домой

Можно предложить ребёнку сделать рисунки к отдельным эпизодам рассказа, в данном случае

лучше нарисовать котёнка, точно передавая его книжное описание, а также

изобразить испуг

котёнка, действия Вани для спасения котёнка, чтобы у ребёнка сформировался образ. Такая «схема»

помогает

и при пересказе прочитанного произведения. Уяснив с ребёнком сюжет произведения,

можно перейти к оценке поведения героев:

- Что сделала Катя?

- А как поступил Вася? Какой Вася?

- А что сделал бы ты?

На протяжении всей работы над содержанием ведётся словарная работа. При чтении нужно

объяснять незнакомые слова и выражения. Дети уже умеют обращаться с просьбами:

Я не понял

слово… Объясни слово …, поэтому нужно это умение использовать. Если вы уверены, что ребёнок не

понимает слово, но не просит вас объяснить, можно самим попросить его: «Объясни слово …».

Старшеклассникам можно предложить найти и выбрать нужное значение слова в толковом словаре .

Чтение не должно быть формальным «чтение ради чтения»: ребёнок читает вслух, а я слушаю.

Многие же слышащие родители

думают, что ребёнок прочитал, значит понял.

Это

глубокое

заблуждение всех, кто не понимает особенностей неслышащих. Написанное и прочитанное – это

не значит понятое. У неслышащего ребёнка нет образов, ему не на что опереться. Поэтому

сначала нужно создать эти образы, соединить их со словом, т. е. сформировать наглядно -

образное мышление, и лишь потом, когда за словом у него будет понятие, наступит определённое

понимание. А интересно только тогда, когда понятно.

Работа с печатным текстом очень важна, она поможет вашим детям в будущем быть

внимательным к печатному слову, читать и понимать не только художественные произведения, но

документы и другие печатные источники.

Приложение 3

Праздник «Родительский дом – начало начал» (1 кадр)

Цель: - * Расширить знания учащихся о своей семье и семьях своих одноклассников;

*Показать роль семьи в жизни каждого человека.

Форма проведения – «Голубой огонёк »

Оформление:

1.

Выставка сочинений «Моя семья»

2.

Выставка поделок «Очумелые ручки»

3.

Семейные фотографии в рамке

4.

Рецепты от…

Ход праздника.

1. Песня

«Родительский дом»

(текст на доске)

(2 кадр)

(Одновременно -видео: дом, семья, семейные праздники –сменяющееся)

1. Где бы ни были мы, но по – прежнему Припев - Родительский дом – начало начал

Неизменно уверены в том, И в жизни моей надёжный причал.

Что нас примет с любовью и нежностью Родительский дом пускай добрый свет

Наша пристань – родительский дом. Горит в твоих окнах много лет.

2. И пускай наше детство не кончится, 3. Поклонись до земли своей матери

Хоть мы взрослыми стали людьми, И отцу до земли поклонись –

Потому что родителям хочется Мы с тобою в долгу неоплаченном,

Чтобы мы оставались детьми., Свято помни об этом всю жизнь.

Припев Припев

2. Ведущий: В семейном кругу мы с вами растём – (3кадр + видео кадры)

Основа основ – родительский дом. И жизнь начинаешь ты из семьи.

В семейном кругу все корни твои, В семейном кругу мы жизнь создаём –

Основа основ – родительский дом.

Основа основ – родительский дом (4 кадр + фото)

3. Представление семей.

Ведущий – На наш огонёк собрались семьи …

В каждой семье свои традиции, своя память, память сердца. Она хранит до конца жизни

добрые руки матери, её улыбку, сильные руки отца, совместные занятия и праздники. И мы хотим,

чтоб, наши дети смогли понять, что семья, дом, дети, родители – это самое важное в жизни, это то,

ради чего мы живём. (5 кадр + видео)

4. И сейчас мы открываем наш семейный альбом.

Звучит песня «Семейный альбом» в исполнении Э. Пьехи.

(на доске изображение альбома, страниц со старыми фотографиями и слова песни – 1 куплет)

Семейный альбом

(6 кадр + видео разные)

Ах, чего только не было с нами – Сколько всякого мы позабыли,

Первый шаг, первый класс, первый вальс. Сколько снова забудем потом…

Всё, чего не расскажешь словами, Чтобы вспомнить какими мы были,

Фотографии скажут про нас. Загляните в семейный альбом.

Страница первая « Моя семья» (фото семей учащихся) (7 кадр)

-Рассказ о своей семье с видео представлением. Илья Н. (8 кадр)

*Страница вторая «Герб нашей семьи» (9кадр)

(на доске текст выступления и изображение гербов).

-Рассказ о семейных гербах с видеоизображением. Ведущий

В 18-ом веке в России появились фамилии. Но в те времена многие люди были неграмотные

и не могли написать свою фамилию. Вместе с фамилиями появились родовые гербы, которые можно

было нарисовать.

Герб – это отличительный знак семьи, города, страны.

Он мог передаваться из поколения к поколению и отражал занятия семьи – рыбалка, охота, шитьё,

строительство, торговля.

Некоторые гербы были выполнены в виде вензелей.

Вензель – это сочетание начальных (первых) букв фамилии или имени.

Наши ребята тоже нарисовали свои семейные гербы.

(на доске гербы семей Плюсниных, Чирковых и Бобрецовых) (10 кадр)

-Рассказ о гербе своей семьи. Саша Б.

На доске герб семьи Бобрецовых и ниже рассказ. (11 кадр)

Вместе с папой мы нарисовали герб нашей семьи.

(на доске)

На гербе 5 вензелей.

Б – наша фамилия – Бобрецовы.

Две буквы В – имена моих родителей: Валентина и Владимир.

Н и С – наши имена с сестрой – Настя и Саша.

На гербе мы нарисовали увлечения нашей семьи – речку, лес, туриста, потому что мы

любим всей семьёй отдыхать на природе, ходить в

походы.

*Страница третья Хождение за три века» (12 кадр)

(на доске - предложение и фото бабушек и дедушек)

Семья – это семь я.

Как вы это понимаете? – Отвечают присутствующие.

Правильно, семья – это родители, братья, сёстры, это наши бабушки и дедушки,

прабабушки и прадедушки. А что вы знаете о своих предках?

-Моё генеалогическое древо. – Рассказ Плюсниных + видео древа (13-й кадр)

Вместе с мамой мы составили древо нашей семьи.

Это я – Плюснин Сергей Иванович.

Вот мои родители – Плюснина Л. Е.……..

Плюснин И…..

Молодые и красивые!

Ещё я помню моих бабушек и дедушек.

Это мамина мама – Ермакова Юлия Васильевна. Мамин папа -Ермаков Егор Данилович.

А это мой второй дедушка – Плюснин Александр Яковлевич

и бабушка - Плюснина Любовь Ильинична.

Они были простые люди, но очень добрые. Они меня любили. Мне жалко, что их уже нет.

-Мои предки – Рассказ Мясниковой Н. + показ фото. (14 кадр)

Мне тоже хочется рассказать о своих родственниках.

В Курганской области, в Катайском районе есть старинное и очень красивое село Корюково.

Там родились и прожили всю жизнь папины прадедушка, прабабушка и дедушка с бабушкой.

Прадедушка был пахарем, выращивал рожь и пшеницу.

(картинка)

А вот папин дедушка, мой прадедушка, Григорий Ильич, пошёл работать кузницу. Он был

очень хорошим кузнецом и уважаемым человеком в селе.

(картинка)

Когда началась Великая Отечественная война, прадедушка ушёл на фронт. Он дошёл до

самого Берлина, Он имел много боевых орденов и медаль «За взятие Берлина»

.Вот фотографии моих родных

Это мои прадедушка и прабабушка - Иван Михайлович и Мария Григорьевна

(фото)

А вот мои дедушка и бабушка с маминой стороны – Александр Тимофеевич и Валентина Ивановна.

На этой фотографии мы с бабушкой Валей во время отдыха на теплоходе.

(фото)

Я очень люблю своих родственников.

Вед.-

А вы знаете, что ваши бабушки и дедушки тоже были когда- то молодыми, как вы, любили

веселиться и модно одеваться.

-Бал наших бабушек ( на доске фото бабушек) (15 кадр)

И сейчас предлагаем вашему вниманию модели одежды наших бабушек.

(демонстрация мод)

-Песня «Бабушка. Отложи ты вязанье» - Фируза

-Танец «Чарльстон»

*Страница четвёртая « Моя мама» (фото мам и детей) (16 кадр)

-Рассказ о матери. ( + фото семьи и матери) Аня Р.

Мне тоже хочется рассказать о нашей семье. Она у нас небольшая, всего 4 человека: мама,

бабушка, сестра и я.

Но главная у нас - мама. Её зовут Любовь Ивановна. Ей 40 лет. У мамы зелёные ясные глаза,

приветливая улыбка. Она стройная и красивая.

Мама заботится о нас. Ей, конечно, нелегко, но она не унывает. Посмотрите, какая она

жизнерадостная!

У мамы золотые руки. Она отлично готовит, умеет шить. Но больше всего ей нравится вязать.

Мама – талантливый человек. У неё всегда всё получается отлично. Мама связала мне много

красивых вещей. И я с удовольствием ношу их.

В мае я заканчиваю школу, пока ещё не решила, чем буду заниматься дальше. Но уверена в

том, что мама меня всегда поддержит. Я всегда чувствую её заботу и крепко и нежно люблю.

-Песня «Мамины глаза» (Е. Мартынов) + фото мам. (17 кадр)

А сейчас для всех мам прозвучит песня «Мамины глаза»

Мамины глаза.

1.Дождинка упадёт на землю, как слеза, 2.Всё в жизни может быть –и радость и

гроза –

И вдаль поманит утром нас дорога. Не жалует судьба нас временами.

А мамины глаза, а мамины глаза А мамины глаза, а мамины глаза

Нам вслед посмотрят ласково и строго. Припев: Всегда следят с волнением за нами.

(Припев).

3.Мы в поисках мечты меняем адреса, 4.Грубеют на ветру мальчишек голоса,

Нам дома письма редкие прощают. И девочки становятся взрослее,

А мамины глаза, а мамины глаза А мамины глаза, а мамины глаза

Нас в детство по привычке возвращают. (Припев). С годами всё добрее и светлее. (Припев).

Страница пятая «Любимый вид отдыха» (18 кадр)

(на доске фото об отдыхе семей)

Рассказ о семейном отдыхе. ( Рассказ с видеокадрами) Алёша Л.(19 кадр)

Страница шестая «Карта моей родни» (20 кадр)

(На доске рассказ и карта, где обозначены места жительства родственников)

Ксюша- Для нас семья – это не только дом, родители, бабушки и дедушки, но и школа – наши друзья

– одноклассники, учителя, воспитатели. Здесь мы живём и учимся с трёх лет. Наш класс – это наша

маленькая школьная семья.

Мы с ребятами составили карту нашей родни.

Родные моих одноклассников живут по всей России и Пермскому краю

У Серёжи и Саши – тёти и сёстры живут в Краснодаре, в Верещагино, в Добрянке, в Перми, в

Кудымкаре. Серёжин дядя – в Москве. Мои родные живут в Соликамске.

-Песня «Под крышей дома твоего» (Ю. Антонов) Рома Ч. (21кадр)

(на доске фото домов и квартир)

Мы тоже навещаем родственников, которые живут за пределами Перми. Кроме того, я

часто уезжаю на сборы. Но где бы я ни был, я всегда с удовольствием возвращаюсь в наш уютный

тёплый дом.

И сейчас я хочу исполнить для всех вас песню «Под крышей дома твоего»

5. Заключение.

(на доске фото закрытого альбома)

Вот и закрыли мы последнюю страницу нашего семейного альбома. И хочется верить, что

вы узнали что – то новое друг о друге. Но на этом наш праздник не кончается. Что бывает, когда

собирается вместе большая и дружная семья?- Чаепитие.

6.Чаепитие.



В раздел образования