Напоминание

«Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж».


Автор: Николаева Марина Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ с.Октябрьский Городок"
Населённый пункт: Татищевского района Саратовской области
Наименование материала: урок чтения
Тема: «Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж».
Раздел: начальное образование





Назад




Николаева Марина Евгеньевна – учитель начальных классов МОУ «СОШ с.Октябрьский Городок»

Татищевского района Саратовской области

Тема урока: «Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж».

Педагогическая цель: Научить детей выделять из потока речи новый звук, четко его произносить и слышать;

формировать умение обозначать звук [ж] на письме буквой Ж.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Элементы современных образовательных технологий:

здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности); игровые; личностно – ориентированная (индивидуальные

задания в ходе работы);проблемное обучение (частично – поисковое), групповая работа.

Методы: игровой метод, метод беседы.

Планируемые результаты (предметные): Учащиеся распознают в словах и характеризуют звук [ж] как звонкий и всегда

твёрдый, обозначают буквой Ж; выполняют слого-звуковой анализ слова; устанавливают на основе наблюдений, что в

слоге жи пишется всегда и, в слоге же е; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и

паузами в соответствии со знаками препинания; пересказывают текст; анализируют пословицы.

Личностные результаты:

Учащиеся осознают себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества).

Универсальные учебные действия (метапредметные):

1.

Регулятивные: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного

задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать.

2.

Познавательные: общеучебные – учащиеся находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и

информацию, полученную на уроке; логические – характеризуют звук [ж] и букву ж.

3.

Коммуникативные: формировать умение работать коллективно, в парах, группах; осуществлять взаимный контроль;

формирование умение слушать, слышать и понимать собеседника; формирование умения формулировать свои мысли

в устной форме.

1

УУД

Деятельность учителя

1 этап Самоопределение к деятельности

Цель: создание условий для включения в учебную деятельность на личностно- значимом

уровне

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

- включение в учебную деятельность на

личностно значимом уровне

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

-овладевать умением прогнозировать свою

деятельность;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других.

Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте повернемся и улыбнёмся нашим

гостям. Я дарю вам свою улыбку, и вы улыбнитесь друг другу.

Подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе.

Я желаю вам, дорогие ребята, и вам, уважаемые гости, хорошего настроения и

бережного отношения друг к другу.

Мы спокойны,

Мы внимательны,

Мы активны!

-Мы вместе и у нас всё получится!

2 этап Актуализация знаний и мотивация

Цель: создание условий для готовности мышления и осознания потребности к построению

нового способа действий

коммуникативные:

- слушать и понимать других;

-строить речевое высказывание в соответствии с

поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной форме

регулятивные:

-формируем умение оценивать учебные

действия в соответствии с поставленной

задачей;

-осуществлять познавательную и личностную

рефлексию.

Разминка речевого аппарата.

1) Артикуляционная разминка «Губы» - Плотно сжав губы, вытяните их

вперед; не разжимая губ, растяните их в улыбке; повторите упражнение 2-3

раза.

2) Дыхательная гимнастика. «Ароматный цветок» - Сделайте медленный

глубокий вдох носом при плотно сжатых губах и задержите дыхание; на

выдохе произнесите фразу: «Какой ароматный цветок».

3) Упражнение для дикции. Учитель произносит скороговорку

2

«Чтобы жить с друзьями дружно, обижать друзей не нужно».

3 этап Постановка учебной задачи

Цель: создание условий для выявления места и причины затруднения, для постановки цели

урока; создание условий для планирования достижения целей.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной

деятельности и ее мотивом (зачем?).

Метапредметные(УУД)

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний

(определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

-определять и формулировать цель деятельности

на уроке;

- под руководством учителя планировать свою

деятельность на уроке;

- определять последовательность

действий на уроке.

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли.

-Назовите звук, который часто повторяется в этой скороговорке. (ж)

- Сформулируйте тему урока. (на доске тема урока)

- Какие цели и задачи мы поставим перед собой на уроке?

(На доске запись: Познакомиться …. Учиться отличать … Учиться

читать….)

— Чтобы достичь этих целей, нам нужно будет подняться по лесенке знаний.

— Чтобы вам было легче запомнить путь, перед каждым из вас лежит

маршрутный лист.

На нем вы будете отмечать свои достижения.

Красный кружок – всё выполнил правильно

Зелёный – ошибся, но исправился

Жёлтый – испытывал затруднения

- Как нужно работать на уроке? (вспомнить скороговорку).

-Итак, вы готовы подняться на первую ступеньку?

4 этап «Открытие» детьми нового знания

Цель: создание условий для построения детьми способа действий, а именно выявление и анализ звука (ж)

Предметные:

Находить слова с новой буквой.

Определять характеристику звука (ж).

Определять место новой буквы на «ленте букв».

Метапредметные (УУД)регулятивные:

- отличать верно выполненное задание от

неверного;- осуществлять самоконтроль;

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью

1)- Мы будем исследовать слово по плану:

Назвать слово

Составить схему слова

1. Отгадывание загадок: (про жука) – 3 загадки

2. Выделение звука (ж)

- Пожужжать как жук.

- Заполнить схему слова «ЖУК» (1 у доски, 1 коментир.)

Первый звук – ж -согл., тв.,звон., Второй звук у - гл., удар.,

3

выражать свои мысли.

Третий звук к -согл., твёрд., глух..

— В маршрутном листе на первой ступеньке оцените свою работу по анализу

слова.

Личностные УУД:

выказывать своё отношение к героям, выражать

свои эмоции;

оценивать поступки в соответствии с

определённой ситуацией.

комуникативные

-строить речевое высказывание в соответствии с

поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной форме;

-работать в паре.

2) Знакомство с буквой Ж

1. Место на ленте букв.

-

Какие 2 группы есть на ленте букв?

- В какой группе ж?

Практическая работа в группах

Выложить букву из палочек, из проволоки, из геометрических фигур, из

карандашей, из кубиков, из кругов

-На что похожа буква Ж?

- Про звук мы узнали, можно познакомиться и с буквой, с помощью которой он

записывается.

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издаёт жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

- Сравните печатную и письменную буквы Ж.( карточка на доске)

- Зачем нужна заглавная буква Ж?

- Кто изображён? Как назвать одним словом? (Насекомые)

- Какую пользу приносят насекомые? (Опыляют растения)

- А какой вред приносят некоторые насекомые? (Поедают урожай, переносят

болезни, кусают) (слайд из сказки «Дюймовочка»)

- Вспомните сказку («Дюймовочка»)

- Кто автор сказки? (Г.Андерсен)

- Почему плачет маленькая девочка? Кто ей помог? (Слушаю рассказы детей)

- Составьте предложение о жуке из трёх слов (Жук спас Дюймовочку.)

Музыкальная физминутка( песенка про жука)

4

ПРАВИЛА ИГРЫ: играем стоя; если слово нужно писать с большой буквы –

тянемся к солнышку, а если с маленькой приседаем.

- Жучка, жираф, журавль, Женя, жучок, Жанна, жёлудь, желток, Журавлёв.

— В маршрутном листе на второй ступеньке оцените свою работу по

знакомству с буквой.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: создание условий для наблюдений над слогами с буквой ж, выявления особенностей слогов: слоге жи пишется всегда и, в слоге же е;

чтения слов с новой буквой

Предметные:

Читать слова с новой буквой.

Объяснять роль буквы ж.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание от

неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью

выражать свои мысли.

1. Чтение слогов

- знакомим букву ж с гласными буквами

Чтение слогов по ромашке

- Итак, знакомим букву «ж» с гласными буквами: с буквой «а», прочитайте.

- Знакомим букву «ж» с гласной буквой «о», прочитайте.

- Знакомим букву «ж» с гласной буквой «у», прочитайте.

- Знакомим букву «ж» с гласной буквой «е», прочитайте.

- Как звучит согласный звук [ж]: твердо или мягко? (Твердо).

Какое несоответствие вы заметили? (Слышим [э], а пишем «е»).

- Сделайте вывод.

- Знакомим букву «ж» с гласной буквой «и», прочитайте.

- Как звучит согласный звук [ш]: твердо или мягко? (Твердо).

Какое несоответствие вы заметили? (Слышим [ы], а пишем «и»).

- Сделайте вывод.

Чтение слов. - Прочитайте слова: Женя, Жанна, жмурки, Жучка

- Почему одни слова написаны со строчной буквы, а другие с заглавной?

- По каким признакам мы можем разделить эти слова еще на 2 группы?

(одушевленные и неодушевленные)

- Составьте предложения с именами собственными.

— В маршрутном листе на третьей ступеньке оцените свою работу по

5

распознаванию буквы.

6. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: создание условий для

чтения слов с новой буквой, предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со

знаками препинания; пересказа текста; анализа пословиц.

для наблюдений над слогами с буквой ж, выявления особенностей слогов: слоге жи пишется всегда и, в слоге же е; чтения слов с новой

буквой

Личностные УУД:

выказывать своё отношение к героям, выражать

свои эмоции;

оценивать поступки в соответствии с

определённой ситуацией.

Предметные:

Читать текст.

Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Озаглавливать текст.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание от

неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

-ориентироваться в учебнике;

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью

выражать свои мысли.

1.

Работа с книгой

Чтение текста с. 17

Восприятие до чтения ( работа с иллюстрацией)

Чтение текста (1 ученик)

Беседа по содержанию.

Во что играли дети? Объясните правила игры. Догнал он ребят? Что ему

помешало? Почему ребята помогали Жене в игре?

Чтение цепочкой. – Чем понравился рассказ?

Пересказ

Пословицы о дружбе ( читающие дети)

На доске: друг , дружок, дружба, дружить

Физминутка «Жмурки»

2.

Работа со словами

Читающие на слайде,

слабо читающие в учебнике : друг-дружок, жук-Жучка, могу – может, телега

– тележка

тележка- на доске

Парные согласные Ж-Ш

В маршрутном листе на четвёртой ступеньке оцените свою работу.

Парная работа по карточкам.

На карточках напечатаны буквы

6

Вычеркните все Ж :

жЖЖУжжМЖЖНжжИЧЖжЖжКжжжИжж!

жжжМЖЖОжЖжЛЖЖЖОжжДЖжЦЖЖЫжж!

ЖЖЖСжЖжПЖжЖАжжжСЖЖЖИЖжБжжОЖЖ!

-Прочитайте слово!

В маршрутном листе на пятой ступеньке оцените свою работу.

Рефлексия.

Цель: создание условий для соотнесения цели и результатов деятельности, для самооценки результатов деятельности

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью

деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке

совместно с учителем и

одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже

усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли.

-По какой теме мы работали?

-Какой звук обозначает буква ж?

-В маршрутном листе напишите букву ж на вершине знаний и раскрасьте звук

(ж).

- Оцените свою работу.

Я узнал…

Мне понравилось…

Я работал …

Мне было интересно…

Я удивился…

Я бы хотел похвалить…

Посмотрите на маршрутный лист. Какого цвета кружочков больше.

Возьмите такой кружок и приклейте на шарик по очереди

-Молодцы, ребята! Мы были вместе и у нас всё получилось.

Спасибо за работу!

- Я желаю вам успехов и хорошего настроения на весь день!

Гласные и согласные,

Бывают такие опасные.

Звук очень ясно слышится,

7

А буква другая пишется.

8



В раздел образования