Автор: Николаева Марина Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ с.Октябрьский Городок"
Населённый пункт: Татищевского района Саратовской области
Наименование материала: урок чтения
Тема: «Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж».
Раздел: начальное образование
Николаева Марина Евгеньевна – учитель начальных классов МОУ «СОШ с.Октябрьский Городок»
Татищевского района Саратовской области
Тема урока: «Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж».
Педагогическая цель: Научить детей выделять из потока речи новый звук, четко его произносить и слышать;
формировать умение обозначать звук [ж] на письме буквой Ж.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Элементы современных образовательных технологий:
здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности); игровые; личностно – ориентированная (индивидуальные
задания в ходе работы);проблемное обучение (частично – поисковое), групповая работа.
Методы: игровой метод, метод беседы.
Планируемые результаты (предметные): Учащиеся распознают в словах и характеризуют звук [ж] как звонкий и всегда
твёрдый, обозначают буквой Ж; выполняют слого-звуковой анализ слова; устанавливают на основе наблюдений, что в
слоге жи пишется всегда и, в слоге же – е; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и
паузами в соответствии со знаками препинания; пересказывают текст; анализируют пословицы.
Личностные результаты:
Учащиеся осознают себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества).
Универсальные учебные действия (метапредметные):
1.
Регулятивные: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного
задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать.
2.
Познавательные: общеучебные – учащиеся находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроке; логические – характеризуют звук [ж] и букву ж.
3.
Коммуникативные: формировать умение работать коллективно, в парах, группах; осуществлять взаимный контроль;
формирование умение слушать, слышать и понимать собеседника; формирование умения формулировать свои мысли
в устной форме.
1
УУД
Деятельность учителя
1 этап Самоопределение к деятельности
Цель: создание условий для включения в учебную деятельность на личностно- значимом
уровне
Личностные УУД:
- определять общие для всех правила поведения;
- включение в учебную деятельность на
личностно значимом уровне
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
-овладевать умением прогнозировать свою
деятельность;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других.
Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте повернемся и улыбнёмся нашим
гостям. Я дарю вам свою улыбку, и вы улыбнитесь друг другу.
Подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе.
Я желаю вам, дорогие ребята, и вам, уважаемые гости, хорошего настроения и
бережного отношения друг к другу.
Мы спокойны,
Мы внимательны,
Мы активны!
-Мы вместе и у нас всё получится!
2 этап Актуализация знаний и мотивация
Цель: создание условий для готовности мышления и осознания потребности к построению
нового способа действий
коммуникативные:
- слушать и понимать других;
-строить речевое высказывание в соответствии с
поставленными задачами;
-оформлять свои мысли в устной форме
регулятивные:
-формируем умение оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной
задачей;
-осуществлять познавательную и личностную
рефлексию.
Разминка речевого аппарата.
1) Артикуляционная разминка «Губы» - Плотно сжав губы, вытяните их
вперед; не разжимая губ, растяните их в улыбке; повторите упражнение 2-3
раза.
2) Дыхательная гимнастика. «Ароматный цветок» - Сделайте медленный
глубокий вдох носом при плотно сжатых губах и задержите дыхание; на
выдохе произнесите фразу: «Какой ароматный цветок».
3) Упражнение для дикции. Учитель произносит скороговорку
2
«Чтобы жить с друзьями дружно, обижать друзей не нужно».
3 этап Постановка учебной задачи
Цель: создание условий для выявления места и причины затруднения, для постановки цели
урока; создание условий для планирования достижения целей.
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной
деятельности и ее мотивом (зачем?).
Метапредметные(УУД)
познавательные:
-ориентироваться в своей системе знаний
(определять границы знания/незнания);
регулятивные:
- высказывать свое предположение;
-определять и формулировать цель деятельности
на уроке;
- под руководством учителя планировать свою
деятельность на уроке;
- определять последовательность
действий на уроке.
коммуникативные:
- точно и полно выражать свои мысли.
-Назовите звук, который часто повторяется в этой скороговорке. (ж)
- Сформулируйте тему урока. (на доске тема урока)
- Какие цели и задачи мы поставим перед собой на уроке?
(На доске запись: Познакомиться …. Учиться отличать … Учиться
читать….)
— Чтобы достичь этих целей, нам нужно будет подняться по лесенке знаний.
— Чтобы вам было легче запомнить путь, перед каждым из вас лежит
маршрутный лист.
На нем вы будете отмечать свои достижения.
Красный кружок – всё выполнил правильно
Зелёный – ошибся, но исправился
Жёлтый – испытывал затруднения
- Как нужно работать на уроке? (вспомнить скороговорку).
-Итак, вы готовы подняться на первую ступеньку?
4 этап «Открытие» детьми нового знания
Цель: создание условий для построения детьми способа действий, а именно выявление и анализ звука (ж)
Предметные:
Находить слова с новой буквой.
Определять характеристику звука (ж).
Определять место новой буквы на «ленте букв».
Метапредметные (УУД)регулятивные:
- отличать верно выполненное задание от
неверного;- осуществлять самоконтроль;
- осуществлять анализ учебного материала;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью
1)- Мы будем исследовать слово по плану:
Назвать слово
Составить схему слова
1. Отгадывание загадок: (про жука) – 3 загадки
2. Выделение звука (ж)
- Пожужжать как жук.
- Заполнить схему слова «ЖУК» (1 у доски, 1 коментир.)
Первый звук – ж -согл., тв.,звон., Второй звук у - гл., удар.,
3
выражать свои мысли.
Третий звук к -согл., твёрд., глух..
— В маршрутном листе на первой ступеньке оцените свою работу по анализу
слова.
Личностные УУД:
выказывать своё отношение к героям, выражать
свои эмоции;
оценивать поступки в соответствии с
определённой ситуацией.
комуникативные
-строить речевое высказывание в соответствии с
поставленными задачами;
-оформлять свои мысли в устной форме;
-работать в паре.
2) Знакомство с буквой Ж
1. Место на ленте букв.
-
Какие 2 группы есть на ленте букв?
- В какой группе ж?
Практическая работа в группах
Выложить букву из палочек, из проволоки, из геометрических фигур, из
карандашей, из кубиков, из кругов
-На что похожа буква Ж?
- Про звук мы узнали, можно познакомиться и с буквой, с помощью которой он
записывается.
Эта буква широка и похожа на жука.
И при этом точно жук издаёт жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!
- Сравните печатную и письменную буквы Ж.( карточка на доске)
- Зачем нужна заглавная буква Ж?
- Кто изображён? Как назвать одним словом? (Насекомые)
- Какую пользу приносят насекомые? (Опыляют растения)
- А какой вред приносят некоторые насекомые? (Поедают урожай, переносят
болезни, кусают) (слайд из сказки «Дюймовочка»)
- Вспомните сказку («Дюймовочка»)
- Кто автор сказки? (Г.Андерсен)
- Почему плачет маленькая девочка? Кто ей помог? (Слушаю рассказы детей)
- Составьте предложение о жуке из трёх слов (Жук спас Дюймовочку.)
Музыкальная физминутка( песенка про жука)
4
ПРАВИЛА ИГРЫ: играем стоя; если слово нужно писать с большой буквы –
тянемся к солнышку, а если с маленькой приседаем.
- Жучка, жираф, журавль, Женя, жучок, Жанна, жёлудь, желток, Журавлёв.
— В маршрутном листе на второй ступеньке оцените свою работу по
знакомству с буквой.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: создание условий для наблюдений над слогами с буквой ж, выявления особенностей слогов: слоге жи пишется всегда и, в слоге же – е;
чтения слов с новой буквой
Предметные:
Читать слова с новой буквой.
Объяснять роль буквы ж.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- отличать верно выполненное задание от
неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- осуществлять анализ учебного материала;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли.
1. Чтение слогов
- знакомим букву ж с гласными буквами
Чтение слогов по ромашке
- Итак, знакомим букву «ж» с гласными буквами: с буквой «а», прочитайте.
- Знакомим букву «ж» с гласной буквой «о», прочитайте.
- Знакомим букву «ж» с гласной буквой «у», прочитайте.
- Знакомим букву «ж» с гласной буквой «е», прочитайте.
- Как звучит согласный звук [ж]: твердо или мягко? (Твердо).
Какое несоответствие вы заметили? (Слышим [э], а пишем «е»).
- Сделайте вывод.
- Знакомим букву «ж» с гласной буквой «и», прочитайте.
- Как звучит согласный звук [ш]: твердо или мягко? (Твердо).
Какое несоответствие вы заметили? (Слышим [ы], а пишем «и»).
- Сделайте вывод.
Чтение слов. - Прочитайте слова: Женя, Жанна, жмурки, Жучка
- Почему одни слова написаны со строчной буквы, а другие с заглавной?
- По каким признакам мы можем разделить эти слова еще на 2 группы?
(одушевленные и неодушевленные)
- Составьте предложения с именами собственными.
— В маршрутном листе на третьей ступеньке оцените свою работу по
5
распознаванию буквы.
6. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: создание условий для
чтения слов с новой буквой, предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со
знаками препинания; пересказа текста; анализа пословиц.
для наблюдений над слогами с буквой ж, выявления особенностей слогов: слоге жи пишется всегда и, в слоге же – е; чтения слов с новой
буквой
Личностные УУД:
выказывать своё отношение к героям, выражать
свои эмоции;
оценивать поступки в соответствии с
определённой ситуацией.
Предметные:
Читать текст.
Отвечать на вопросы по содержанию текста.
Озаглавливать текст.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- отличать верно выполненное задание от
неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
-ориентироваться в учебнике;
- осуществлять анализ учебного материала;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли.
1.
Работа с книгой
Чтение текста с. 17
Восприятие до чтения ( работа с иллюстрацией)
Чтение текста (1 ученик)
Беседа по содержанию.
Во что играли дети? Объясните правила игры. Догнал он ребят? Что ему
помешало? Почему ребята помогали Жене в игре?
Чтение цепочкой. – Чем понравился рассказ?
Пересказ
Пословицы о дружбе ( читающие дети)
На доске: друг , дружок, дружба, дружить
Физминутка «Жмурки»
2.
Работа со словами
Читающие на слайде,
слабо читающие в учебнике : друг-дружок, жук-Жучка, могу – может, телега
– тележка
тележка- на доске
Парные согласные Ж-Ш
В маршрутном листе на четвёртой ступеньке оцените свою работу.
Парная работа по карточкам.
На карточках напечатаны буквы
6
Вычеркните все Ж :
жЖЖУжжМЖЖНжжИЧЖжЖжКжжжИжж!
жжжМЖЖОжЖжЛЖЖЖОжжДЖжЦЖЖЫжж!
ЖЖЖСжЖжПЖжЖАжжжСЖЖЖИЖжБжжОЖЖ!
-Прочитайте слово!
В маршрутном листе на пятой ступеньке оцените свою работу.
Рефлексия.
Цель: создание условий для соотнесения цели и результатов деятельности, для самооценки результатов деятельности
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью
деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- давать оценку деятельности на уроке
совместно с учителем и
одноклассниками;
- выделять и осознавать то, что уже
усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли.
-По какой теме мы работали?
-Какой звук обозначает буква ж?
-В маршрутном листе напишите букву ж на вершине знаний и раскрасьте звук
(ж).
- Оцените свою работу.
Я узнал…
Мне понравилось…
Я работал …
Мне было интересно…
Я удивился…
Я бы хотел похвалить…
Посмотрите на маршрутный лист. Какого цвета кружочков больше.
Возьмите такой кружок и приклейте на шарик по очереди
-Молодцы, ребята! Мы были вместе и у нас всё получилось.
Спасибо за работу!
- Я желаю вам успехов и хорошего настроения на весь день!
Гласные и согласные,
Бывают такие опасные.
Звук очень ясно слышится,
7
А буква другая пишется.
8