Автор: Петрушенко Елена Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "НОШ № 39"
Населённый пункт: г. Череповца Вологодской области
Наименование материала: Экологическое образование в начальной школе
Тема: «Формирование экологической культуры учащихся в начальной школе»
Раздел: начальное образование
«Формирование экологической культуры учащихся в начальной школе»
Одна из важнейших задач современной школы – повышение экологической
грамотности
учащихся,
вооружение
их
навыками
экономного,
бережного
использования природных ресурсов, формирования активной гуманной позиции по
отношению к природе, то есть воспитание у школьников экологической культуры.
Особое место в системе непрерывного экологического образования занимает
начальная школа, где целенаправленно закладываются начала экологической культуры
детей.
Большое
внимание
к
проблемам
экологического
образования
младших
школьников можно объяснить двумя основными причинами:
необходимостью
рассматривать
экологическое
воспитание
как
непрерывный
и
систематический
процесс
в
течение
всего
периода
школьного обучения;
актуальностью
формирования
элементарной
экологической
культуры
в
наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка
с природой.
Человек
не
может
расти
и
развиваться,
не
взаимодействуя
с
окружающей
природой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят
его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании
начальный
этап
школьного
обучения,
когда
стихийные
знания
о
культуре
взаимоотношений с природой систематизируются и обобщаются.
В
условиях
реализации
ФГОС
НОО
в
начальной
школе
осуществляется
экологическое
образование
и
воспитание
ценностного
отношения
к
природе,
окружающей среде, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому
образу жизни.
В результате реализации стандарта предполагается:
-усвоение
элементарных
представлений
об
экокультурных
ценностях,
традициях
этического отношения к природе населения России, нормах экологической этики, об
экологически грамотном взаимодействии человека с природой;
-получение
первоначального
опыта
эмоционально-чувственного
непосредственного
взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе;
-получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности;
-усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке
родителей
(законных
представителей)),
расширение
опыта
общения
с
природой,
заботы
о
животных
и
растениях,
участие
вместе
с
родителями
(законными
представителями) в экологической деятельности по месту жительства.
МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 39» г. Череповца использует
технологию развития экологической культуры учащихся на аксиологической основе
(авторы технологии Е.Ю. Ногтева, И.Д. Лушников) в целостном образовательном
процессе.
На протяжении нескольких лет, учителя строят обучение младших школьников по
всем предметам, стремясь реализовать
систему экологических знаний. Это дает
возможность выработать у детей соответствующие умения, включать их в посильные
практические работы по охране родного края.
Серьёзно
учителя
подходят
к
организации экологической
практики,
направленной
на изучение
младшими
школьниками
природных
объектов
в
их
взаимосвязях, формирование у них первоначальных умений оценки экологического
состояния объектов природы своего края, умений прогнозирования и моделирования
мероприятий
по
охране
природных
ресурсов
и
улучшению
природной
среды,
окружающей ребенка. Экологическая практика позволяет более осознанно усваивать
знания
о
природе,
формировать
универсальные
учебные
действия
при
непосредственном
изучении
природных
объектов
и
явлений,
установлении
их
взаимосвязей, выполнении посильных практических мер по сохранению природы, что
эффективно влияет на развитие личностных качеств младшего школьника.
Педагогический опыт в нашей школе показал, что в результате четырехлетней
экологической
практики
у
учащихся
начальной
школы
формируется
система
экологических умений, которая включает:
1. Умения определения природных объектов и установления их взаимосвязей.
2.Умения оценки состояния природных объектов:
- определения экологического состояния объекта по внешним признакам;
- сравнения с экологическим эталоном экологического состояния изучаемого
объекта неживой и живой природы;
- выявления степени несоответствия природного объекта экологическому эталону;
- прогнозирования мероприятий по сох ранению изучаемого природного объекта.
3. Умения практической природоохранной деятельности:
- «снимать» и возвращать почвенный покров во время небольших практических
работ в природе;
- очищать мелкие водоемы от мусора;
- сохранять и выращивать комнатные и садовые растения;
- собирать семена растений для корма птиц;
- ухаживать за домашними животными;
- создавать простые кормушки, скворечники.
Умения просветительской деятельности:
- подбирать материал экологического содержания;
- оформлять плакаты по экологическим проблемам своего края;
- проводить беседы о роли природы и необходимости ее сохранения;
- проводить беседы со сверстниками по негативным экологическим ситуациям,
мероприятиям по их разрешению.
Создание
эколого
–
развивающей
среды
в
школе
является
ещё
одним
из
условий экологического воспитания детей. Живые уголки – достаточно традиционный
элемент развивающей предметной среды образовательных учреждений нашей страны.
Они очень любимы детьми и играют большую роль в воспитании эмоционального
отношения
к
живой
природе,
в
формировании
навыков
ухода
за
растениями,
побуждают детей заботиться о них.
Грамотное
оформление
и
пришкольной
территории
позволяет
педагогам
эффективно
организовывать
процесс
экологического
образования. Школьный
двор
есть в каждой школе, он является резервом для широкого вовлечения учащихся в
трудовую деятельность, резервом для роста познавательной активности. Красивое,
яркое цветочное оформление школьного двора способствует проявлению и развитию
творческих
способностей
детей.
Школьный
двор
-
это
эффективное
средство
формирования экологической культуры и эстетического чувства обучающихся.
Использование проектной
деятельности
позволяет
обеспечить
практическую
направленность
учебно-воспитательного
процесса:
знания
и
умения
становятся
личностно-значимыми, ориентированными на ценность сбережения и восстановления.
Цель главного школьного проекта
«Чудо-клумба»: формирование эколого-ценностного
отношения к окружающей природе, эколого-оправданной деятельности, инициативного
участия
школьников
в
социально
–
значимой
деятельности
в
процессе
создания
экологического пространства в образовательном учреждении. Дети активно принимают
участие
в
озеленении
территории.
Учащиеся учатся
выращивать
рассаду,
сеянцы
пикировать, поливать, рыхлить, высаживать их на клумбу. Дети сразу заметили, как
сложно вырастить рассаду и что ухаживать за растениями - это большой труд.
Эколого-просветительские
мероприятия
являются
ещё
одним
из
условий
экологического воспитания детей. На процесс развития экологической культуры младших
школьников
существенное
влияние
оказывают
ситуации,
в
которых
дети
должны
совершить самостоятельный выбор своего поступка, своей линии поведения. Это более
важно,
нежели
простое
предложение
запретов
и
предписаний,
которые
учащиеся
запоминают механически. Тематика этических бесед по экологии может быть самой
различной: «Природа просит защиты», «Учитесь жалеть», «Земля - наш общий дом».
Учащиеся
школы
принимают
участие
в
школьных
природоохранных
акциях
«Лапа
помощи»,
«Посади
дерево»,
«Зеленый
субботник».
Кроме
этого
в
школе
проводятся
классные
часы,
викторины,
праздники,
конкурсы
по
формированию
экологической
культуры.
Но немаловажное значение в экологическом образовании младших школьников играет и
внеурочная деятельность. Это и работа кружка «Юный эколог», основная цель которого
- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда
основополагающих
экологических
понятий,
составляющих
адекватный
возрастным
возможностям
младших
школьников
«первичный
срез»
экологии
как
науки;
это
и
экологический
театр,
с
помощью
которого
педагоги
доступно
объясняют
детям
необходимость
бережного
отношения
к
природе,
показывают
неприглядность
потребительского
отношения
к
ней.
Экологический
театр
включает
в
себя
подборку
экологических пьес и сказок для постановок. Это и посещение музеев, экскурсии, в
которых осуществляется наблюдение за природой.
Обязательно проводим в школе мониторинг экологической культуры учащихся. Это
процесс непрерывного, научно обоснованного, диагностико-прогностического слежения
за
состоянием
и
развитием
экологической
культуры.
С
каждым
годом
у
учащихся
наблюдается положительная динамика развития экологической культуры.
Включаясь
в
непрерывный
процесс
по
формированию
экологической
культуры,
большая часть младших школьников к концу четвертого класса соответствуют образу
выпускника начальной школы, основанного на развитии нравственного, физического,
коммуникативного, эстетического и познавательного потенциалов.
По
словам
В.А.
Сухомлинского,
чтобы
ребенок
научился
понимать
природу,
чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти
чувства с детства.
Таким образом, теоретические и практические знания, полученные младшим школьником
при
реализации
программ
экологического
воспитания
должны
стать
базой
для
самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения
собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений,
способствовать
экологически
грамотному,
безопасному
для
природы
и
собственного
здоровья поведению.