Напоминание

«Формирование экологической культуры учащихся в начальной школе»


Автор: Петрушенко Елена Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "НОШ № 39"
Населённый пункт: г. Череповца Вологодской области
Наименование материала: Экологическое образование в начальной школе
Тема: «Формирование экологической культуры учащихся в начальной школе»
Раздел: начальное образование





Назад




«Формирование экологической культуры учащихся в начальной школе»

Одна из важнейших задач современной школы – повышение экологической

грамотности

учащихся,

вооружение

их

навыками

экономного,

бережного

использования природных ресурсов, формирования активной гуманной позиции по

отношению к природе, то есть воспитание у школьников экологической культуры.

Особое место в системе непрерывного экологического образования занимает

начальная школа, где целенаправленно закладываются начала экологической культуры

детей.

Большое

внимание

к

проблемам

экологического

образования

младших

школьников можно объяснить двумя основными причинами:

необходимостью

рассматривать

экологическое

воспитание

как

непрерывный

и

систематический

процесс

в

течение

всего

периода

школьного обучения;

актуальностью

формирования

элементарной

экологической

культуры

в

наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка

с природой.

Человек

не

может

расти

и

развиваться,

не

взаимодействуя

с

окружающей

природой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят

его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании

начальный

этап

школьного

обучения,

когда

стихийные

знания

о

культуре

взаимоотношений с природой систематизируются и обобщаются.

В

условиях

реализации

ФГОС

НОО

в

начальной

школе

осуществляется

экологическое

образование

и

воспитание

ценностного

отношения

к

природе,

окружающей среде, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому

образу жизни.

В результате реализации стандарта предполагается:

-усвоение

элементарных

представлений

об

экокультурных

ценностях,

традициях

этического отношения к природе населения России, нормах экологической этики, об

экологически грамотном взаимодействии человека с природой;

-получение

первоначального

опыта

эмоционально-чувственного

непосредственного

взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе;

-получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности;

-усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке

родителей

(законных

представителей)),

расширение

опыта

общения

с

природой,

заботы

о

животных

и

растениях,

участие

вместе

с

родителями

(законными

представителями) в экологической деятельности по месту жительства.

МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 39» г. Череповца использует

технологию развития экологической культуры учащихся на аксиологической основе

(авторы технологии Е.Ю. Ногтева, И.Д. Лушников) в целостном образовательном

процессе.

На протяжении нескольких лет, учителя строят обучение младших школьников по

всем предметам, стремясь реализовать

систему экологических знаний. Это дает

возможность выработать у детей соответствующие умения, включать их в посильные

практические работы по охране родного края.

Серьёзно

учителя

подходят

к

организации экологической

практики,

направленной

на изучение

младшими

школьниками

природных

объектов

в

их

взаимосвязях, формирование у них первоначальных умений оценки экологического

состояния объектов природы своего края, умений прогнозирования и моделирования

мероприятий

по

охране

природных

ресурсов

и

улучшению

природной

среды,

окружающей ребенка. Экологическая практика позволяет более осознанно усваивать

знания

о

природе,

формировать

универсальные

учебные

действия

при

непосредственном

изучении

природных

объектов

и

явлений,

установлении

их

взаимосвязей, выполнении посильных практических мер по сохранению природы, что

эффективно влияет на развитие личностных качеств младшего школьника.

Педагогический опыт в нашей школе показал, что в результате четырехлетней

экологической

практики

у

учащихся

начальной

школы

формируется

система

экологических умений, которая включает:

1. Умения определения природных объектов и установления их взаимосвязей.

2.Умения оценки состояния природных объектов:

- определения экологического состояния объекта по внешним признакам;

- сравнения с экологическим эталоном экологического состояния изучаемого

объекта неживой и живой природы;

- выявления степени несоответствия природного объекта экологическому эталону;

- прогнозирования мероприятий по сох ранению изучаемого природного объекта.

3. Умения практической природоохранной деятельности:

- «снимать» и возвращать почвенный покров во время небольших практических

работ в природе;

- очищать мелкие водоемы от мусора;

- сохранять и выращивать комнатные и садовые растения;

- собирать семена растений для корма птиц;

- ухаживать за домашними животными;

- создавать простые кормушки, скворечники.

Умения просветительской деятельности:

- подбирать материал экологического содержания;

- оформлять плакаты по экологическим проблемам своего края;

- проводить беседы о роли природы и необходимости ее сохранения;

- проводить беседы со сверстниками по негативным экологическим ситуациям,

мероприятиям по их разрешению.

Создание

эколого

развивающей

среды

в

школе

является

ещё

одним

из

условий экологического воспитания детей. Живые уголки – достаточно традиционный

элемент развивающей предметной среды образовательных учреждений нашей страны.

Они очень любимы детьми и играют большую роль в воспитании эмоционального

отношения

к

живой

природе,

в

формировании

навыков

ухода

за

растениями,

побуждают детей заботиться о них.

Грамотное

оформление

и

пришкольной

территории

позволяет

педагогам

эффективно

организовывать

процесс

экологического

образования. Школьный

двор

есть в каждой школе, он является резервом для широкого вовлечения учащихся в

трудовую деятельность, резервом для роста познавательной активности. Красивое,

яркое цветочное оформление школьного двора способствует проявлению и развитию

творческих

способностей

детей.

Школьный

двор

-

это

эффективное

средство

формирования экологической культуры и эстетического чувства обучающихся.

Использование проектной

деятельности

позволяет

обеспечить

практическую

направленность

учебно-воспитательного

процесса:

знания

и

умения

становятся

личностно-значимыми, ориентированными на ценность сбережения и восстановления.

Цель главного школьного проекта

«Чудо-клумба»: формирование эколого-ценностного

отношения к окружающей природе, эколого-оправданной деятельности, инициативного

участия

школьников

в

социально

значимой

деятельности

в

процессе

создания

экологического пространства в образовательном учреждении. Дети активно принимают

участие

в

озеленении

территории.

Учащиеся учатся

выращивать

рассаду,

сеянцы

пикировать, поливать, рыхлить, высаживать их на клумбу. Дети сразу заметили, как

сложно вырастить рассаду и что ухаживать за растениями - это большой труд.

Эколого-просветительские

мероприятия

являются

ещё

одним

из

условий

экологического воспитания детей. На процесс развития экологической культуры младших

школьников

существенное

влияние

оказывают

ситуации,

в

которых

дети

должны

совершить самостоятельный выбор своего поступка, своей линии поведения. Это более

важно,

нежели

простое

предложение

запретов

и

предписаний,

которые

учащиеся

запоминают механически. Тематика этических бесед по экологии может быть самой

различной: «Природа просит защиты», «Учитесь жалеть», «Земля - наш общий дом».

Учащиеся

школы

принимают

участие

в

школьных

природоохранных

акциях

«Лапа

помощи»,

«Посади

дерево»,

«Зеленый

субботник».

Кроме

этого

в

школе

проводятся

классные

часы,

викторины,

праздники,

конкурсы

по

формированию

экологической

культуры.

Но немаловажное значение в экологическом образовании младших школьников играет и

внеурочная деятельность. Это и работа кружка «Юный эколог», основная цель которого

- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда

основополагающих

экологических

понятий,

составляющих

адекватный

возрастным

возможностям

младших

школьников

«первичный

срез»

экологии

как

науки;

это

и

экологический

театр,

с

помощью

которого

педагоги

доступно

объясняют

детям

необходимость

бережного

отношения

к

природе,

показывают

неприглядность

потребительского

отношения

к

ней.

Экологический

театр

включает

в

себя

подборку

экологических пьес и сказок для постановок. Это и посещение музеев, экскурсии, в

которых осуществляется наблюдение за природой.

Обязательно проводим в школе мониторинг экологической культуры учащихся. Это

процесс непрерывного, научно обоснованного, диагностико-прогностического слежения

за

состоянием

и

развитием

экологической

культуры.

С

каждым

годом

у

учащихся

наблюдается положительная динамика развития экологической культуры.

Включаясь

в

непрерывный

процесс

по

формированию

экологической

культуры,

большая часть младших школьников к концу четвертого класса соответствуют образу

выпускника начальной школы, основанного на развитии нравственного, физического,

коммуникативного, эстетического и познавательного потенциалов.

По

словам

В.А.

Сухомлинского,

чтобы

ребенок

научился

понимать

природу,

чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти

чувства с детства.

Таким образом, теоретические и практические знания, полученные младшим школьником

при

реализации

программ

экологического

воспитания

должны

стать

базой

для

самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения

собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений,

способствовать

экологически

грамотному,

безопасному

для

природы

и

собственного

здоровья поведению.



В раздел образования