Автор: Федорова Нина Николаевна
Должность: учитель физики и математики
Учебное заведение: " МБОУ Новосаринская ООШ "
Населённый пункт: п. Новосаринский
Наименование материала: "Технологическая карта урока по математике в 6 классе по УМК Мордкович А.Г."
Тема: "Признаки делимости на 2, 5, 10, 4, 25."
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока математики 6 класс
Образовательное учреждение: « Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Новосаринская основная общеобразовательная
школа» Кувандыкского городского округа Оренбургской области.
Учитель: Федорова Нина Николаевна, учитель физики и математики, 1 квалификационная категория
Предмет: математика
Класс: 6 класс
Учебно-методический комплект: учебник И. И. Зубарева, А.Г Мордкович
Тема: «Признаки делимости на 2, 5, 10, 4, и 25».
Количество часов по теме: 4.
Номер урока: первый в данной теме.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
- обучающие: создать условия для формирования представлений о признаках делимости на 2, 5, 10, умение сокращать дроби, используя признаки
деления, напомнить определение четных и нечетных цифр и натуральных чисел;
- развивающие: развивать умение работать с текстом, выделяя его главную мысль, умение анализировать и применять имеющиеся знания для
доказательства признаков делимости, формировать умения применять признаки делимости на 2; 5; 10 для решения задач на делимость;
-
воспитательные:
развивать
познавательный
интерес
через
взаимоконтроль,
взаимопроверку,
способствовать
пониманию
необходимости
интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.
Планируемые результаты: универсальные учебные действия (УУД)
Личностные: выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; критичность мышления, умение распознавать логически
некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о
значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную
мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
Регулятивные: умение планировать пути и выбирать средства достижения поставленной цели с помощью взрослого, оценивать правильность
выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; умение проверять свою работу по образцу и приобретение опыта самооценки
этого умения на основе применения эталона; различать способ и результат действия, ставить новые учебные цели и задачи; осуществлять
познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
Познавательные: проводить наблюдение под руководством учителя, уметь давать определение понятиям, устанавливать причинно-следственные
связи, осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, выбирая основания и критерии для указанных логических операций с высокой
степенью самостоятельности, владеть общим приемом решения задач, строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Коммуникативные: контролировать действие партнера; принимать во внимание разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию;
оказывать поддержку тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности в группе, паре; вступать в диалог, а также участвовать в
коллективном обсуждении проблем; договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов, умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром, умение осуществлять
взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Формирование ИКТ - компетентности обучающихся
- использовать различные приемы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать
результаты поиска
- создавать презентации
- проектная деятельность
- проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
- распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы
исследования, формировать вытекающие из исследования выводы
- создавать презентации
- проектная деятельность
Стратегии смыслового чтения и работы с текстом
– ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл ( определять главную тему, общую цель)
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей,
сформулированной вопросом, пояснять части графика или таблицы
Методы:
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа, фронтальная работа на этапе изучения нового материала, фронтальная работа
на этапе закрепления знаний, индивидуальная, групповая, использование ИКТ технологий.
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование: компьтер, презентация, мультимедийный проектор, экран, тексты самостоятельных работ, текст научного содержания. ЦОР к
пункту 28(28.1, 28,2).
Технологическая карта урока математики в 6 классе
Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
УУД
1. Организационный
момент
Создать благоприятный
психологический настрой
на работу
Приветствие, проверка подготовленности
к учебному занятию, организация
внимания детей.
Включаются в
деловой ритм урока.
Личностные:
самоопределение.
Регулятивные:
целеполагание.
Коммуникативные:
планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками.
2. Актуализация и
фиксирование
индивидуального
затруднения в
пробном учебном
действии.
Актуализация опорных
знаний и способов
действий.
1.Анализ качества выполнения домашней
работы : № 803 и №804(задания на
доске).
2.Устная работа вопрос - ответ:
1) назовите числа, кратные 2;
2) кратные 5;
3)кратные 10;
4)Анализ проверочной самостоятельной
работы №27.3 на стр. 92
Отвечают на вопросы.
Работают в тетрадях,
у доски и
индивидуально.
Коммуникативные:
планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками.
Познавательные:
знать определения
НОК и НОД, признаки
5) Определить делятся ли 34470, 745,
5637, 2000001 на 2, 5, 10
делимости суммы и
произведения.
Регулятивные:
контроль, самооценка,
коррекция, фиксация
затруднения.
3.Целеполагание и
мотивация
Обеспечение мотивации
учения детьми, принятие
ими целей урока.
Тема урока не записана. Учащимся
предлагается прочитать текст., который
находится на у них на столах;
определить, о чем говорится в тексте.
(текст в приложении №1)
Какая тема нашего урока ,
сформулируйте ее?
Как вы думаете, для чего нам нужна эта
тема и где мы ее сможем применить?
Если натуральное число оканчивается 0 ,
как быстро можно получить частное?
Работают с текстом,
отвечают на вопрос,
что в тексте говорится
о признаках
делимости и нам они
необходимы для того,
чтобы мы могли, не
выполняя деления,
определять делится
или нет данное
натуральное число на
нужное для нас.
Число.
Достаточно у
натурального числа
отбросить цифру 0.
Регулятивные:
целеполагание.
Коммуникативные:
постановка вопросов.
Познавательные:
самостоятельное
выделение-
формулирование
познавательной цели;
логические -
формулирование
проблемы.
4. Усвоение новых
знаний и способов
усвоения
Обеспечение восприятия,
осмысления и первичного
запоминания детьми
изученной темы:
применение её в
жизненной ситуации.
Давайте вспомним, какие цифры
называются четными, нечетными?
Цифры 0, 2, 4, 6, 8-называются четными.
Цифры 1, 3, 5, 7, 9-называются
нечетными.
Определение: числа, делящиеся без
остатка на 2, называются четными, а
числа , которые при делении на 2 дают
остаток 1, называются нечетными.
Если запись натурального числа
оканчивается четной цифрой, то число
четно.
Если запись натурального числа
оканчивается нечетной цифрой, то это
Записывают
определения .
Коммуникативные:
постановка вопросов,
инициативное
сотрудничество.
Познавательные:
самостоятельное
выделение-
формулирование
познавательной цели;
логические:
формулирование
проблемы, решение
проблемы, построение
логической цепи
число нечетно.
Приведите примеры трехзначных четных
двузначных нечетных?
Предлагает выполнить №808,
показывает презентацию 28.1
Какой цифрой заканчиваются
произведения натурального числа на 2, 5,
10?
Предлагает выполнить №809.
Как мы можем доказать, что одно число
не делится на другое?
А давайте представим числа 37, 124,
5733, 78925 в виде суммы некоторого
числа десятков и однозначного числа.
37=30+7=3×10+ 7; 124=120+4=12×10+4;
5733=573×10+3; 78925=7892×10+5.
Данные выражения можно представить в
виде формулы а= m×10+n? Что означает
n в записи натурального числа?
Первое слагаемое, m×10 , делится на на
2, на 5, на10 . Значит отчего же зависит
делимость числа? Теперь мы можем
сформулировать признаки делимости на
2. 5, 10.
Сформулируйте признаки делимости, а
затем сверьте с текстом учебника на стр.
Приводят примеры
трехзначных четных и
двузначных нечетных.
Произведения
натурального числа на
2 оканчиваются
четными цифрами,
произведения на 5
оканчиваются 0 или 5,
произведения на 10
оканчиваются 0.
Учащиеся устно
выполняют и дают
верный ответ на три
вопроса- нет.
Для этого нужно
первое число
представить в виде
суммы, в которой все
слагаемые, кроме
одного, делятся на
второе число.
Записывают
выражения, участвуют
в обсуждении.
n- последняя цифра в
записи числа а.
Делимость числа а
зависит от n, а а это
последняя цифра
числа а.
рассуждений;
доказательство.
Регулятивные:
планирование,
прогнозирование.
Познавательные:
используют признаки
делимости суммы и
произведения для
доказательства новых
утверждений.
Регулятивные:
180.
Формулируют
признаки и сверяют с
текстом учебника.
сверяют свои выводы
с текстом учебника.
5.Первичное
закрепление
Физминутка
Установление
правильности и
осознанности изучения
темы.
Выявление пробелов
первичного осмысления
изученного материала,
коррекция выявленных
пробелов, обеспечение
закрепления в памяти
детей знаний и способов
действий, которые им
необходимы для
самостоятельной работы п
о новому материалу.
Сменить деятельность ,
обеспечить
эмоциональную разгрузку
Предлагает выполнить №812., №813
устно по цепочке.
Предлагает выполнить №814. №815 на
месте с последующими комментариями
Предлагает выполнить №816 у доски
Предлагает выполнить №820 презентация
28.2 фронтальная работа на этапе
закрепления знаний
Предлагает выполнить зрительную
гимнастику, наблюдая за перемещением
предмета на слайде
№812 ответы четно,
нечетно, нечетно,
четно.
№813 ответы а)четно,
б) четно, в) нечетно,
г)четно
№814 а)10, б)95
№8155, 15, 25.
№816 а)10.80,100,
б)56,74, в)65, 85, г)
17,101.
Рассуждают, работают
устно, в тетрадях и с
доской.
Выполняют
зрительную
гимнастику
Регулятивные:
контроль, оценка,
коррекция.
Познавательные:
умение
структуризировать
знания, выбор
наиболее
эффективных
способов решения
задач, рефлексия
способов и условий
действия.
Коммуникативные:
управление
поведением партнера,
контроль, коррекция,
оценка действий
партнера.
Личностные:
выстраивают
аргументацию,
приводят примеры,
распознают
некорректные
высказывания,
понимают о
необходимости
сохранять свое
здоровье
6. Организация
первичного контроля
Выявление качества и
уровня усвоения знаний и
способов действий, а
также выявление
Выполнение самостоятельной работы
№ 28.1 стр 93(1,2) задания
Индивидуальная
работа.
Регулятивные:
контроль, коррекция,
выделение и
осознание того, что
недостатков в знаниях и
способах действий,
установление причин
выявленных недостатков.
уже усвоено и что еще
подлежит усвоению,
осознание качества и
уровня усвоения;
Личностные:
самоопределение.
7. Подведение
итогов урока.
Дать качественную оценку
работы класса и
отдельных обучаемых
-Что изучили сегодня на уроке?
-Кто желает рассказать о применении
признаков делимости в жизни?
-Немного об уравнениях:
-как найти неизвестный множитель,
-неизвестное слагаемое;
-назовите компоненты при делении;
-делимое как будем находить;
Оценить отдельных учащихся:
Отвечают,
рассуждают.
Регулятивные: оценка-
осознание уровня и
качества усвоения;
контроль со стороны
учителя.
8. Информация о
домашнем задании
Обеспечение понимания
детьми цели, содержания
и способов выполнения
домашнего задания.
Пункт 28, стр178-180 правила стр.180
№819, №823, №824
Записывают в
дневники.
Коммуникативные:
задают вопросы,
уточнят.
9. Рефлексия
Инициировать рефлексию
детей по поводу
психоэмоционального
состояния, мотивации их
собственной
деятельности и
взаимодействия с
учителем и другими
детьми в классе.
Предлагает оценить свою работу на уроке
с помощью смайликов
Показывают
смайлики, оценивают
свою работу на уроке.
Коммуникативные:
умение с
достаточной
полнотой и
точностью выражать
свои мысли.
Личностные:
осознают причины
успеха/ неуспеха в
учебной
деятельности
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.
Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы. М.: Просвещение, 2010
2.
Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Программы. Математика. 5-6 классы. М.: Мнемозина, 2013
3.
Зубарева И.И., МордковичА.Г. Математика 6 класс. Учебник для образовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2013г.
4.
Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика. 5-6 классы: методическое пособие для учителя. М.: Мнемозина, 2014
5.
Зубарева И.И. , Мильштейн М.С., Шанцева М, Н. Математика. 6 класс. Самостоятельные работы. М.: Мнемозина, 2013
6.
Гамбарин В.Г., Зубарева И.И. Сборник задач и упражнений по математике. 6 класс: учебное пособие для учащихся общеобразоват
учреждений. М.: Мнемозина, 2013
7.
Тульчинская Е.Е. Математика. 6 класс. Блицопрос: пособие для учащихся общеобразоват учреждений. М.:Мнемозина, 2013
8.
Тульчинская.Е.Е. Математика. Тесты 5-6 классы. М.:Мнемозина, 2013.
для учителя (дополнительное)
1.
Г.М. Киселева. Организация познавательной деятельности. 5-6 классы. Волгоград, «Учитель», 2011
2.
Лысенко Ф.Ф., Калабухова С.Ю. Математика, Тематические тесты для промежуточной аттестации. 5 класс. Ростов-на-Дону
3.
«Легион».2012
4.
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5-6 кл общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,
5.
2003
6.
Ахременкова В.И. Рабочая программа по математике 6 класс к УМК И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович (М.: Мнемозина). ООО «ВАКО»,
2013
Интернет-ресурсы
1. Комплект цифровых образовательных ресурсов к учебнику «Математика. 5 класс» авторов И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича, включающий
методические рекомендации по использованию. [Электронный ресурс] – учеб. пособие для общеобразоват. учреждений, 2008 И.И. Зубарева, М.С.
Мильштейн, В.Г. Гамбарин, Е.Е. Тульчинская, Д.В.Немасов.
2. Комплект цифровых образовательных ресурсов к учебнику «Математика. 6 класс» авторов И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича, включающий
методические рекомендации по использованию. [Электронный ресурс] – учеб. пособие для общеобразоват. учреждений, 2008 И.И. Зубарева,
Мильштейн М.С., Гамбарин В.Г., Тульчинская Е.Е., Немасов Д.В.
3.
УМЦ
«Арсенал
Образования»,
вебинары
по
вопросам
методики
обучения
математике
в
5-6
классах,
4.
ИОЦ
Мнемозина.
mnemozina
Приложение №1
-Для выяснения, делится ли одно число на другое, всегда можно провести деление
известным нам способом-уголком. Но это занятие часто бывает довольно
утомительным, и математики придумали некоторые специальные приемы для
получения быстрого ответа на этот вопрос- признаки делимости.
Простейший из них нам хорошо известен- это признак делимости на 10: если число
оканчивается на 0, то оно делится на 10, а если число оканчивается на любую другую
цифру. То оно не делится на 10.
Чтобы объединить подобные два утверждения в одно, обычно используют
словосочетание «в том и только в том случае». Таким образом, признак делимости на
10 формулируется так: число делится на 10 в том и только в том случае, когда его
последняя цифра равна 0.
Приложение №2.
С-28.1. Признаки делимости на 2, 5, 10, 4 и 25
Вариант 1
1. Даны числа: 159, 22, 1050, 6355, 9392, 1974, 5020. Укажите, какие из них:
а) кратны 2;
б)делятся на 5, но не делятся на 2;
в) кратны 10.
2. Запишите:
а) наибольшее двузначное число, кратное 5;
б) наименьшее трехзначное число, кратное 2.
С-28.1. Признаки делимости на 2, 5, 10, 4 и 25
Вариант 2
1. Даны числа: 122, 59, 1055, 6350, 9394, 1972, 2050. Запишите, какие из них:
а) делятся на 2 и не делятся на 5;
б)кратны 5;
в) кратны 10.
2. Запишите:
а) наибольшее двузначное число, которое делится на 2;
б) наименьшее трехзначное число, кратное 5.