Автор: Ипеева Ирина Вячеславовна
Должность: студентка 5 курса
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "НГПУ"
Населённый пункт: город Набережные Челны, РТ
Наименование материала: статья
Тема: Основы организации проектной деятельности на уроках литературного чтения
Раздел: начальное образование
Ипеева
И.В.
студентка 5 курса ФПиП ФГБОУ ВО
«НГПУ» г. Набережные Челны, РФ
Научный руководитель: Грахова С.И.
канд.
филол.
наук,
доцент
ФГБОУ
ВО «НГПУ», г. Набережные Челны,
РФ
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Аннотация
В статье описываются основы организации проектной деятельности на
уроках литературного чтения в младших классах.
Ключевые слова
Метод
проектов,
организация
учебной
деятельности,
этапы
разработки
проектов.
В
последние
годы
в
российском
образовании
прослеживается
чрезвычайный интерес к методу проектов, ориентированному на независимую
(индивидуальную,
групповую)
работу,
допускающую
применение
исследовательских
и
поисковых
методов,
творческой
деятельности
обучающихся,
знакомство
с
разнообразными
источниками
информации,
несущими вариативные точки зрения.
Миссия школы заключается не в том, чтобы преподнести детям сумму
знаний, а в том, чтобы обучить их получать эти знания. По этой причине на
сегодняшний день неотъемлемой составляющей учебного процесса становится
проектная
деятельность,
что
дает
возможность
реализовать
личностно-
ориентированный подход в обучении
[2].
Трудность при разработке проектов по литературе состоит в том, что
логика
преподавания
литературы
никак
не
предоставляет
возможности
применения метода проектов на уроке, так как почти все урочное время уходит
на формирование специфических умений и навыков, без которых не может
состояться
выпускник.
Поэтому
преподаватели
отдают
предпочтение
внеурочной форме организации проектной работы.
Однако при нынешней загруженности современного учащегося реальным
становится
разработка
одного-двух
проектов
в
течение
учебного
года.
Безусловно,
это
разрешит
обучающимся
познакомиться
с
отличительными
чертами исследовательской работы и азами использования информационно-
коммуникационных
технологий.
Однако
в
таких
условиях
маловероятна
возможность
формирования
стабильных
навыков
исследовательской
деятельность
и
использования
разных
технологий
самообразования
и
самоорганизации.
Решением этой проблемы, на наш взгляд, является вплетение проектного
метода в канву урока, что дает возможность повысить долю исследовательской
работы
в
образовательном
процессе
на
уроках
литературы.
Здесь
следует
научить детей самостоятельно размышлять, находить и разрешать затруднения,
привлекая для данной цели знания из различных областей, совершенствовать
умения
устанавливать
причинно-следственные
связи.
Наличие
важной,
в
исследовательском
и
творче ском
плане,
проблемы,
т ребующей
интегрированного
знания,
может
помочь
обучающимся
не
просто
хорошо
усвоить нужный материал, а также развивать мышление, самостоятельность,
познавательную и творческую активность
[4].
Метод проектов подразумевает, во-первых, применение широкого спектра
проблемных исследований, поисков технологий, направленных на конкретный
практический
результат,
важный
для
учащегося
и
педагога,
во-вторых,
целостную разработку проблемы, учитывая разнообразные факторы и условия
её решения и реализации итогов. Как правило, в основе проекта лежит какая-то
трудность.
Для
того
чтобы
её
разрешить,
необходимо
владение
огромным
объемом знаний и некоторыми умениями:
-
интеллектуальными (умение работать с информацией, с текстом, вести поиск
информации, анализировать информацию, делать выводы);
-
творческими
(умение
генерировать
идеи,
умение
находить
множество
вариантов решения задачи, проблемы, умения прогнозировать последствия
тог или иного явления);
-
коммуникативными
(умение
вести
дискуссию,
слушать
и
слышать
собеседника,
отстаивать
свою
точку
зрения,
лаконично
излагать
мысли,
находить компромисс с собеседником)
[3].
В литературе выделяются следующие этап разработки проектов:
-
обсуждение ситуаций, выявление проблемы;
-
выдвижение гипотез решения проблемы;
-
выявление возможных источников информации;
-
обсуждение оформления результатов;
-
работа в группах над поиском фактов и аргументов;
-
обсуждение методов;
-
корректировка выводов;
-
рефлексия, выдвижение новых проблем.
Преподавателю стоит учитывать и то, что ученики, начиная работу над
проектом,
нередкого
встречаются
с
рядом
трудностей.
Как
например,
у
первоклассников
низкая
техника
чтения,
что
порождает
проблемы
в
сознательности освоения текстов при отборе необходимой информации с целью
реализации
проекта.
Тут
младшему
школьнику
будет
нужна
поддержка
старших.
Для
понимания
прочитанного
огромное
значение
имеет
необходимость анализа содержания текстов. Он осуществляется с помощью
вопросов
о
смысле
отдельных
слов
и
выражений,
о
значении
полных
предложений и взаимосвязи между ними
[1].
Детская
потребность
в
исследовательском
поиске
определена
биологически – дитя рождается исследователем. Именно данное внутреннее
рвение к исследованию порождает соответствующее действие и формирует
условия
для
того,
чтобы
психическое
формирование
ребенка
изначально
организовывалось как процесс саморазвития. Даже ребенок может реализовать
самостоятельную проектную работу – в форме отдельных типов игр (ролевой,
режиссерской
и
т.д.).
Проблема
заключается
в
том,
чтобы
для
каждого
возрастного
периода
начальной
школы
подобрать
такие
типы
проектной
работы, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. Конечно,
возраст
накладывает
естественные
ограничения
на
организацию
проектной
работы, но начинать включать младших школьников в проектную деятельность
необходимо
обязательно,
т.к.
именно
в
младшем
школьном
возрасте
закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и так далее.
Список использованной литературы
1.
Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования / Е.С. Заир-Бек. –
СПб., 1997. – 146 с.
2.
Землянская,
Е.Н.
Учебные
проекты
в
развивающем
образовании:
методическое пособие / Е.Н. Землянская. – М.: МПГУ, 2017. – 75 с.
3.
Килпатрик
В.Х.
Метод
проектов.
Применение
целевой
установки
в
педагогическом процессе / В.Х. Килпатрик. – М.: Академия, 1925. – 187 с.
4.
Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для
высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская;
Под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2005. – 288 с.
5.
Сергеев
И.С.,
Как
организовать
проектную
деятельность
учащихся:
Практическое пособие для работ. общеобраз. учрежд. – М.: АРКТИ, 2007.
– 98 с.
© Ипеева Ирина Вячеславовна, 2018