Напоминание

Основы организации проектной деятельности на уроках литературного чтения


Автор: Ипеева Ирина Вячеславовна
Должность: студентка 5 курса
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "НГПУ"
Населённый пункт: город Набережные Челны, РТ
Наименование материала: статья
Тема: Основы организации проектной деятельности на уроках литературного чтения
Раздел: начальное образование





Назад




Ипеева

И.В.

студентка 5 курса ФПиП ФГБОУ ВО

«НГПУ» г. Набережные Челны, РФ

Научный руководитель: Грахова С.И.

канд.

филол.

наук,

доцент

ФГБОУ

ВО «НГПУ», г. Набережные Челны,

РФ

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА

УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Аннотация

В статье описываются основы организации проектной деятельности на

уроках литературного чтения в младших классах.

Ключевые слова

Метод

проектов,

организация

учебной

деятельности,

этапы

разработки

проектов.

В

последние

годы

в

российском

образовании

прослеживается

чрезвычайный интерес к методу проектов, ориентированному на независимую

(индивидуальную,

групповую)

работу,

допускающую

применение

исследовательских

и

поисковых

методов,

творческой

деятельности

обучающихся,

знакомство

с

разнообразными

источниками

информации,

несущими вариативные точки зрения.

Миссия школы заключается не в том, чтобы преподнести детям сумму

знаний, а в том, чтобы обучить их получать эти знания. По этой причине на

сегодняшний день неотъемлемой составляющей учебного процесса становится

проектная

деятельность,

что

дает

возможность

реализовать

личностно-

ориентированный подход в обучении

[2].

Трудность при разработке проектов по литературе состоит в том, что

логика

преподавания

литературы

никак

не

предоставляет

возможности

применения метода проектов на уроке, так как почти все урочное время уходит

на формирование специфических умений и навыков, без которых не может

состояться

выпускник.

Поэтому

преподаватели

отдают

предпочтение

внеурочной форме организации проектной работы.

Однако при нынешней загруженности современного учащегося реальным

становится

разработка

одного-двух

проектов

в

течение

учебного

года.

Безусловно,

это

разрешит

обучающимся

познакомиться

с

отличительными

чертами исследовательской работы и азами использования информационно-

коммуникационных

технологий.

Однако

в

таких

условиях

маловероятна

возможность

формирования

стабильных

навыков

исследовательской

деятельность

и

использования

разных

технологий

самообразования

и

самоорганизации.

Решением этой проблемы, на наш взгляд, является вплетение проектного

метода в канву урока, что дает возможность повысить долю исследовательской

работы

в

образовательном

процессе

на

уроках

литературы.

Здесь

следует

научить детей самостоятельно размышлять, находить и разрешать затруднения,

привлекая для данной цели знания из различных областей, совершенствовать

умения

устанавливать

причинно-следственные

связи.

Наличие

важной,

в

исследовательском

и

творче ском

плане,

проблемы,

т ребующей

интегрированного

знания,

может

помочь

обучающимся

не

просто

хорошо

усвоить нужный материал, а также развивать мышление, самостоятельность,

познавательную и творческую активность

[4].

Метод проектов подразумевает, во-первых, применение широкого спектра

проблемных исследований, поисков технологий, направленных на конкретный

практический

результат,

важный

для

учащегося

и

педагога,

во-вторых,

целостную разработку проблемы, учитывая разнообразные факторы и условия

её решения и реализации итогов. Как правило, в основе проекта лежит какая-то

трудность.

Для

того

чтобы

её

разрешить,

необходимо

владение

огромным

объемом знаний и некоторыми умениями:

-

интеллектуальными (умение работать с информацией, с текстом, вести поиск

информации, анализировать информацию, делать выводы);

-

творческими

(умение

генерировать

идеи,

умение

находить

множество

вариантов решения задачи, проблемы, умения прогнозировать последствия

тог или иного явления);

-

коммуникативными

(умение

вести

дискуссию,

слушать

и

слышать

собеседника,

отстаивать

свою

точку

зрения,

лаконично

излагать

мысли,

находить компромисс с собеседником)

[3].

В литературе выделяются следующие этап разработки проектов:

-

обсуждение ситуаций, выявление проблемы;

-

выдвижение гипотез решения проблемы;

-

выявление возможных источников информации;

-

обсуждение оформления результатов;

-

работа в группах над поиском фактов и аргументов;

-

обсуждение методов;

-

корректировка выводов;

-

рефлексия, выдвижение новых проблем.

Преподавателю стоит учитывать и то, что ученики, начиная работу над

проектом,

нередкого

встречаются

с

рядом

трудностей.

Как

например,

у

первоклассников

низкая

техника

чтения,

что

порождает

проблемы

в

сознательности освоения текстов при отборе необходимой информации с целью

реализации

проекта.

Тут

младшему

школьнику

будет

нужна

поддержка

старших.

Для

понимания

прочитанного

огромное

значение

имеет

необходимость анализа содержания текстов. Он осуществляется с помощью

вопросов

о

смысле

отдельных

слов

и

выражений,

о

значении

полных

предложений и взаимосвязи между ними

[1].

Детская

потребность

в

исследовательском

поиске

определена

биологически – дитя рождается исследователем. Именно данное внутреннее

рвение к исследованию порождает соответствующее действие и формирует

условия

для

того,

чтобы

психическое

формирование

ребенка

изначально

организовывалось как процесс саморазвития. Даже ребенок может реализовать

самостоятельную проектную работу – в форме отдельных типов игр (ролевой,

режиссерской

и

т.д.).

Проблема

заключается

в

том,

чтобы

для

каждого

возрастного

периода

начальной

школы

подобрать

такие

типы

проектной

работы, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. Конечно,

возраст

накладывает

естественные

ограничения

на

организацию

проектной

работы, но начинать включать младших школьников в проектную деятельность

необходимо

обязательно,

т.к.

именно

в

младшем

школьном

возрасте

закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и так далее.

Список использованной литературы

1.

Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования / Е.С. Заир-Бек. –

СПб., 1997. – 146 с.

2.

Землянская,

Е.Н.

Учебные

проекты

в

развивающем

образовании:

методическое пособие / Е.Н. Землянская. – М.: МПГУ, 2017. – 75 с.

3.

Килпатрик

В.Х.

Метод

проектов.

Применение

целевой

установки

в

педагогическом процессе / В.Х. Килпатрик. – М.: Академия, 1925. – 187 с.

4.

Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для

высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская;

Под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2005. – 288 с.

5.

Сергеев

И.С.,

Как

организовать

проектную

деятельность

учащихся:

Практическое пособие для работ. общеобраз. учрежд. – М.: АРКТИ, 2007.

– 98 с.

© Ипеева Ирина Вячеславовна, 2018



В раздел образования