Автор: Рыбасова Валентина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№24
Населённый пункт: ст. Бекешевская,Предгорный район,Ставропольский край
Наименование материала: Педагогическая диагностика
Тема: Мониторинг в 1–ой младшей группе
Раздел: дошкольное образование
2018
г
.
Методическая
разработка
«Педагогический мониторинг образовательного
процесса в 1 младшей группе ДОУ»
Воспитатель: Рыбасова Валентина Алексеевна
Методическая
разработка
«Педагогический мониторинг образовательного
процесса в 1 младшей группе ДОУ»
Воспитатель: Рыбасова Валентина Алексеевна
МБДОУ№24
Пояснительная
записка
Педагогический
мониторинг
проводится
с
целью
оптимизации
образовательного процесса в учреждении.
Это достигается путем
использования определенных программой критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка
по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система
мониторинга
содержит
5
образовательных
областей,
соответствующих
Федеральному
государственному
образовательному
стандарту
дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное раз -
витие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет
комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения
достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.
Оценка
педагогического
процесса
связана
с
уровнем
овладения
каждым
ребенком
необходимыми
навыками
и
умениями
по
образовательным областям:
1 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3
балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4
балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
5
баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год,
— в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с
таблицами проста и включает 2 этапа.
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются бал лы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем
считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров,
округлять
до
десятых
долей).
Этот
показатель
необходим
для
написания
характеристики
на
конкретного
ребенка
и
проведения
индивидуального учета промежуточных результатов освоения образовательной программы.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить
(по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых до лей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых
тенденций, а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения образовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и
выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и
оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов.
Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру
развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями про блем в развитии
ребенка социального и\или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе.
Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости
корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру \ данной образовательной области.
Наличие
математической
обработки
результатов
педагогической
диагностики
образовательного
процесса
оптимизирует
хранение
и
сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной
организации
.
Образовательная область «Речевое развитие»
Ф. И. ребенка
время
Итоговый показатель по
группе
1
Может
самостоятельно
или по просьбе
взрослого расска-
зать о предмете
или игрушке
Н.г
К.г.
2
Отвечает на
простейшие вопро-
сы «Кто?», «Что?»,
«Что делает»
Н.г.
К.г.
3
Может поделиться
информацией
«Ворону видел»,
пожаловаться на
неудобство (замерз,
устал, обижают )
Н.г.
К.г.
4
Сопровождает
речью игровые и
бытовые действия
Н.г.
К.г.
5
Слушает неболь-
шие рассказы без
наглядного
сопровождения
Н.г.
К.г.
6
Рассматривает
иллюстрации в
знакомых книгах с
помощью педагога
Н.г.
К.г.
Итоговый показатель
по каждому ребенку
Н.г
К.г.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Ф. И. ребенка
время
Итоговый показатель по
группе
1
Различает основ-
ные формы деталей
строительного
материала
Н.г
К.г.
2
С помощью взрос-
лого сооружает
постройки, исполь-
зуя большинство
форм
Н.г.
К.г.
3
Разворачивает игру
вокруг собствен-
ной постройки
Н.г.
К.г.
4
Различает и назы-
вает предметы
ближайшего
окружения
Н.г.
К.г.
5
Называет имена
членов своей семьи
и воспитателей.
Н.г.
К.г.
6
Узнает и называет
некоторых домаш-
них и диких
животных, их
детенышей
Н.г.
К.г.
7
Имеет элементар-
ные представления
о природных
сезонных
явлениях.
Н.г.
К.г.
8
Различает некото-
рые овощи, фрукты
(1-2 вида)
Н.г.
К.г.
9
Имеет первичные
представления о
себе: знает свое
имя, пол, имена
членов семьи.
Н.г.
К.г.
10
Различает один и
много предметов.
Н.г.
К.г.
11
Различает большие
ми маленькие
предметы,
называет их размер
Н.г
К.г.
12
Узнает шар и куб
Н.г
К.г.
Итоговый показатель по
каждому ребенку
Н.г.
К.г.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Ф. И. ребенка
время
Итоговый показатель по
группе
1
Знает, что
карандашами,
красками и кистью
можно рисовать
Н.г
К.г.
2
Различает красный,
синий, зеленый,
желтый, белый,
черный цвета
Н.г.
К.г.
3
Умеет раскатывать
кусок пластилина
прямыми и
круговыми
движениями.
Н.г.
К.г.
4
Умеет отламывать
от большого куска
пластилина
маленькие кусочки,
сплющивать их
ладонями
Н.г.
К.г.
5
Лепит простые
предметы
Н.г.
К.г.
6
Узнает знакомые
мелодии
Н.г.
К.г.
7
Различает звуки по
высоте (высокий -
Н.г
низкий).
К.г.
8
Вместе с педагогом
подпевает в песне
музыкальные
фразы
Н.г
К.г.
9
Двигается в
соответствии с
характером
музыки, начинает
движение с
первыми звуками
музыки
Н.г
К.г.
10
Умеет выполнять
движения:
притопывать ногой,
хлопать в ладоши,
поворачивать кисти
рук
Н.г
К.г.
Итоговый показатель по
каждому ребенку
Н.г
К.г.
Образовательная область «Физическое развитие»
Ф. И. ребенка
время
Итоговый показатель по
группе
1
Умеет выполнять
ходьбу и бег, не
наталкиваясь на
других детей
Н.г
К.г.
2
Может прыгать на
Н.г.
двух ногах на
месте
К.г.
3
Умеет брать,
держать,
переносить, класть,
бросать, катать мяч
Н.г.
К.г.
4
Умеет ползать,
подлезать под
натянутую веревку
Н.г.
К.г.
5
Умеет
самостоятельно
одеваться и
раздеваться
Н.г.
К.г.
6
Умеет
самостоятельно
есть
Н.г.
К.г.
7
При небольшой
помощи взрослого
пользуется
индивидуальными
предметами
(носовым платком,
полотенцем,
салфеткой,
горшком)
Н.г
К.г.
Итоговый
показатель по
каждому ребенку
Н.г
К.г.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Ф. И. ребенка
Итоговый показатель по
группе
1
Может играть
рядом, не мешая
другим детям,
подражать дейст-
виям сверстника
Н.г
К.г.
2
Эмоционально
откликается на
игру, предложен-
ную взрослым,
подражает его
действиям
Н.г.
К.г.
3
Следит за
действием героев
кукольного театра
Н.г.
К.г.
4
Самостоятельно
выполняет игровые
действия с
предметами
Н.г.
К.г.
5
Использует в игре
замещение недо-
стающего предмета
Н.г.
К.г.
6
Выполняет
простейшие
трудовые действия
Н.г.
К.г.
7
Наблюдает за
трудовыми процес-
сами воспитателя в
уголке природы
Н.г
К.г.
8
Соблюдает
элементарные
правила поведения
в детском саду.
Н.г.
К.г.
9
Соблюдает
элементарные
правила взаимо-
действия с расте-
ниями и
животными.
Н.г.
К.г.
10
Имеет
элементарные
представления о
правилах дорож-
ного движения.
Н.г.
К.г.
11
Самостоятельно
или после напоми-
нания взрослого
соблюдает
элементарные
правила поведения
во время еды,
умывания
Н.г.
К.г.
12
Имеет первичные
представления об
элементарных
правилах
поведения в
детском саду, дома,
на улице и
соблюдает их
Н.г.
К.г.
13
Соблюдает правила
элементарной
вежливости.
Самостоятельно
или по напоми-
нанию говорит
«спасибо»,
«здравствуйте»,
«до свидания»
Н.г.
К.г.
14
Проявляет
отрицательное
отношение к
грубости,
жадности
Н.г.
К.г.
Итоговый показатель
по каждому ребенку
Н.г.
К.г.
Приложения:
Педагогический мониторинг за 2017- 2018 учебный год
Группа__________________________________________________
№
Имя и фамилия ребенка
Физическое
развитие
Познаватель-
ное
развитие
Социально-
коммуника-
тивное
развитие
Речевое
развитие
Художест-венно-
эстетическое
развитие
Итоговый
результат
п о
к а ж д о м у
ребенку
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Итоговая
по
образовательным
областям
Аналитическая справка по педагогической диагностике _____________________________________ группы
на ______ полугодие 20____/20 ___ уч.г.
(по основной образовательной программе дошкольного образования МОУ «Веневский центр образования №1» структурного подразделения «Детский сад №5»,
разработанной на основе примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред . Вераксы Н.Е., Васильевой М.А.,
Комаровой Т.С., Мозаика –синтез, 2014 год)
Цель: оптимизация образовательной работы с группой дошкольников и решение задач индивидуализации образования через построение
образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные
потребности.
Предметом мониторингового исследования является освоение ребенком образовательной программы.
Субъект мониторинга: _________________________________группа, всего детей по списку______, продиагностировано ________.
Формы мониторинга (методы): наблюдения за ребенком, беседы, игровые упражнения.
Результаты фиксируются в диагностических картах, где отмечается, по каким разделам и у каких детей имеются затруднения в освоении
программы и в дальнейшем на этой основе строится индивидуальная работа с детьми.
Длительность проведения: 1 неделя
Полученные данные свидетельствуют о том, что итоговый показатель освоения образовательной программы по группе составил ______
балла - это соответствует ______________ уровню освоения овладения детьми необходимыми умениями и навыками по образовательным
областям.
Более
высокие
показатели
отмечены
по
таким
образовательным
областям
как
(указать
направления
и
б а л л ы ) :
__________________________________________________________________
______________________________________________
_________________________________________
Чуть ниже выявлены показатели по образовательным областям (указать направления и баллы):
Самые низкие показатели отмечены по образовательным областям (указать направления и баллы):
Предполагаемая причина и решение:______________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
___________________________________
Индивидуальные образовательные маршруты (
указать кол-во детей и по каким направлениям будут
реализовываться или уже реализованы (если реализованы, описать результаты
)):
Условные обозначения показателей развития:
С – сформирован показатель развития (более 3,8 баллов)
НС – находится в стадии становления (от 2.3 до 3.7 баллов)
Н - не сформирован (менее 2,2 баллов)
Сравнительный анализ диагностики за _____________год
4
3
2
1
баллы
речевое
познавательное
Художественно-
эстетическое
физическое
Социально-
коммуникативное
Справку составили:
Воспитатели________________________________________________________________________________________________________________
________________________________