Автор: Мустафаева Тамара Анатольевна
Должность: педагог–организатор
Учебное заведение: ГБОУ НАО "СШ № №3"
Населённый пункт: Нарьян–Мар, НАО
Наименование материала: учебная программа
Тема: Программа внеурочной деятельности обучающихся "Семейные традиции"
Раздел: среднее образование
Организация внеурочной деятельности обучающихся.
Знай свой род, своих дедов, предков.
Цени свой дом, свой двор, своих родных, свою Родину!
Чти отца своего и мать свою.
И продлятся за это дни твои.
Так учит древняя мудрость.
Пояснительная записка.
Все мы понимаем, что семья, обеспечивая раннее воспитание,
является определяющей в процессе становления человека, глубоко влияя
на его жизнь и способствуя развитию таких его качеств, которые не могут
быть сформированы ни в каких других условиях. Именно в семье
происходит социализация личности, закладываются основы морального,
физического, трудового воспитания человека. Семья же способствует
получению образования.
В настоящее время в российском обществе повышается внимание к
семье. Пристальное внимание к институту семьи в нашей стране связано с
ухудшением демографической ситуации. Проблемы усугубляются и теми
факторами, которые наблюдают педагоги: в семье отсутствуют
благоприятные условия для общения, уходит положительный
эмоциональный настрой. Действительно, ритмы сегодняшней жизни,
сложившиеся социально-экономические условия не способствуют
созданию той атмосферы семьи, когда неспешно, по-доброму проходит
общение детей с родителями. Утрачиваются традиции народной
педагогики, когда из поколения в поколение передавался опыт родителей,
формировались навыки по уходу за братьями, сестрами, осуществлялся
перенос этих навыков подросшими детьми в свою собственную семью и
т.п.
Современные родители вряд ли задумываются о том, какие обряды
либо обычаи лежали в основе таких привычных семейных традиций, как
празднование дня рождения, прием гостей, укрепление здоровья, занятие
рукоделием, изучение родословной семьи.
Для чего же нужно использовать опыт проведения семейных
праздников и изучать традиции семьи? Актуальность данной проблемы
заключается в том, что изучение и пропаганда семейных традиций
этносов, проживающих в нашем регионе, изучение родословной
способствуют более близкому общению членов семьи, и помощниками в
исследованиях детей будут родители, бабушки и дедушки. Такая работа
развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению
духовных ценностей, повышает культурный уровень.
Все эти факторы обусловили необходимость создания программы, в
которой выработаны механизмы взаимодействия семьи и школы.
Цель программы:
Способствовать формированию в семье условий для личностного
роста и развития ребенка через возрождение семейных традиций,
укрепление духовных ценностей семьи, повышение ее интеллектуального
и культурного уровня.
Задачи программы:
- формирование в семьях позитивного отношения к активной
общественной и социальной деятельности детей;
- пропаганда и возрождение семейных традиций;
- всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
- организация и проведение досуга и совместного творчества в семьях
учащихся.
Участники программы:
- учащиеся класса;
- родители; бабушки, дедушки;
- педагоги; администрация школы.
Формы проведения:
- беседы;
- конкурсы; праздники; творческие мастерские;
- экскурсии; конференции;
- анкетирование; тестирование; мониторинг.
Программа состоит из нескольких направлений. Каждое, из которых
охватывает проблемы патриотического, гражданского и нравственного
воспитания, формирования культуры поведения, навыков экологической
деятельности, самообслуживания, творчества.
1.
Нравственно- интеллектуальное воспитание.
2.
Воспитание любви к родному краю
3.
Спортивно-оздоровительное воспитание
4.
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Программа рассчитана на 1 год и реализуется на классных часах и
во внеурочной деятельности и предполагает несколько этапов ее
реализации.
Подготовительный этап - август. Классный руководитель составляет
программу, утверждает план работы.
Основной этап - сентябрь - май. Реализация программы на
классных часах, внеклассных мероприятиях.
Итоговый этап - май. Подведение итогов в реализации программы.
Календарно-тематическое планирование мероприятий.
Месяц
Направление
Внеклассное
мероприятие
Работа с
родителями
сентябрь
Нравственно-
интеллектуальное
воспитание
День знаний.
Классный час
«И снова –
здравствуйте!»
Беседа «Азбука прав
и обязанностей»
(Основные
требования к
учащимся)
Изучение
социального
состава семей
(анкетирование)
Воспитание
любви к родному
краю
Сочинение «Край,
откуда я родом»
Спортивно-
оздоровительное
воспитание
День здоровья.
Совместный поход
в лес с
родителями.
Психолого-
педагогическое
просвещение
родителей
Разработка плана
совместной
деятельности
ученического и
родительского
классных
коллективов
октябрь
Нравственно-
интеллектуальное
воспитание
Беседа «Мои
обязанности».
Праздничная
программа «Да
будет славен труд
учителя»
Классный час по
изучению Правил
дорожного
движения.
Воспитание
любви к родному
краю
Экскурсия в
краеведческий
музей
Спортивно-
оздоровительное
воспитание
Классный час
«Вредные
привычки»
Блиц-опрос
«Отношение
родителей к
наркотикам»
Психолого-
педагогическое
просвещение
родителей
Родительское
собрание «Школа
– дом – одна
семья».
Особенности
развития
мальчиков и
девочек 11-13 лет
ноябрь
Нравственно-
интеллектуальное
воспитание
Конкурс рисунков
«Моя мама».
Акция «День
памяти жертв ДТП»
-подготовка коллажа
«Безопасность на
дорогах»
Классный час
«Великий земляк –
Михайло
Ломоносов»
Праздник
«Мамины руки».
Воспитание
любви к родному
краю
Квест - игра
«Памятники
Нарьян-Мара и пос.
Искателей»
Пешие экскурсии
«Памятник Петру и
Февронии
Муромских» (пос.
Искателей)
Спортивно-
оздоровительное
воспитание
Акция «Молодёжь
за здоровый образ
жизни» (по спец.
плану).
Неделя здоровья
(по спец. плану).
Психолого-
педагогическое
просвещение
родителей
Родительская
конференция
«Жизнь без
наркотиков»
декабрь
Нравственно-
интеллектуальное
воспитание
Классные часы:
«Основной закон
моей страны»
«Я – гражданин
России»
Конкурс «Ваше
слово, эрудит!»
Новогодний
праздник.
Фестиваль
мультяшных героев
Воспитание
любви к родному
краю
История создания
гимна НАО
(творчество И.
Артеевой)
Спортивно-
оздоровительное
воспитание
Беседа «Здоровье в
порядке – спасибо
зарядке»
Здоровье и
безопасность
детей – забота
семьи и школы
(анкетирование)
Психолого-
педагогическое
просвещение
родителей
Консультации для
родителей. Беседы
о успеваемости,
опозданиях на
уроки.
Родительское
собрание
«Роль общения в
жизни школьника»
январь
Нравственно-
интеллектуальное
воспитание
Классный час «Мой
дом – моя крепость»
Беседа «Мои
одноклассники»
Воспитание
любви к родному
краю
Фотогазета «За что я
люблю свою школу»
(школьные
праздники и
традиции)
Спортивно-
оздоровительное
воспитание
Классный час по
изучению Правил
дорожного
движения
«Дорожные
«ловушки»
Беседа «Возраст
тревог и ошибок»
Психолого-
педагогическое
просвещение
родителей
Консультации для
родителей. Беседы
о успеваемости,
опозданиях на
уроки.
февраль
Нравственно-
интеллектуальное
воспитание
Классный час
«Защитникам
Отечества
посвящается»
Воспитание
любви к родному
краю
Экскурсия к
памятнику
Участников оленно-
транспортных
батальонов в годы
ВОв.
Спортивно-
оздоровительное
воспитание
Рыцарский турнир –
конкурсная
программа
Спортивно-
познавательная игра
«О спорт! Ты –
здоровье!»
«Веселые старты»
- спортивные
соревнования
Психолого-
педагогическое
просвещение
родителей
Быть хорошим
отцом –
подлинный талант
(анкетирование)
март
Нравственно-
интеллектуальное
воспитание
Составление
проектов
«Моя родословная»
Праздники: 8 марта,
День именинника,
«Широкая
Масленица»
Ярмарка
«Милосердие»
Воспитание
Классный час «Знай
любви к родному
краю
и береги родной
край»
Спортивно-
оздоровительное
воспитание
«Северное сияние» -
окружные лыжные
соревнования
Беседа с элементами
викторины
«Наркотики – знак
беды»
Психолого-
педагогическое
просвещение
родителей
Родительское
собрание:
«Одаренность
ребенка: выявить
и поддержать»
апрель
Нравственно-
интеллектуальное
воспитание
Классный час
«Профессии наших
родителей»
Игра-путешествие
«По планетам
знаний»
Познавательная
викторина
«Экологический
бумеранг»
Воспитание
любви к родному
краю
Экскурсия на
предприятия, где
работают
родители.
Спортивно-
оздоровительное
воспитание
День здоровья (по
особому плану).
Просмотр фильмов
«Подросток и
алкоголь»
Посещение
городской
библиотеки
«Секреты здоровья»
Фестиваль «За
здоровый образ
жизни!»
Психолого-
педагогическое
просвещение
родителей
Консультации для
родителей. Беседы
о успеваемости,
опозданиях на
уроки.
май
Нравственно-
интеллектуальное
воспитание
Составление
проекта «Они
погибли, чтобы
жили мы»
Классный час
«Герои и подвиги»
Игра-путешествие
«По планетам
знаний»
Классный час
«Портрет одного
героя»
Праздник «День
семьи»
Воспитание
любви к родному
краю
Экологический
календарь ненецкого
народа – связь
поколений.
Трудовой десант
«Чистый лес»
Поход – игра
«Там, на
неведомых
дорожках»
Спортивно-
оздоровительное
воспитание
«Час вопросов и
ответов» - круглый
стол по ведению
здорового образа
жизни.
Ток-шоу «День без
табака» - городская
библиотека.
Психолого-
педагогическое
просвещение
родителей
Консультации для
родителей. Беседы
о успеваемости,
опозданиях на
уроки.
Родительское
собрание
«Достижения
года» - творческий
отчет
Ожидаемые результаты:
- приобретение родителями навыков социально-поддерживающего и
развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком;
- возрождение традиций семейного воспитания;
- получение родителями практических знаний в деле воспитания детей;
- сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей,
сплочение семей
- активизация совместной деятельности семьи и классного руководителя
по формированию у детей потребностей получать знания и развиваться
творчески.
Данная Программа организации внеурочной деятельности может
быть применена и в другой возрастной группе.
Эффективность системной работы над созданием программы
измеряется тем, насколько прочно будут сформированы общегражданские
ценности ученика, его способность строить отношения в коллективе и
семье, его готовность и стремление к формированию положительного
отношения и уважения к семьям одноклассников, представлений о
жизненном идеале семьи.
Список использованной литературы.
1.
Байбородова,
Л.
В.
Внеурочная
деятельность
школьников
в
разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение,
2014.
2.
Криволапова,
Н.
А.
Внеурочная
деятельность.
Программа
развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /
Н.А. Криволапова. - М.: Просвещение, 2012..
3.
Криволапова, Н. А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий
для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы
/ Н.А. Криволапова. - М.: Просвещение, 2013.
4.
Макеева,
А.
Г.
Внеурочная
деятельность.
Формирование
культуры здоровья. 5-6 классы / А.Г. Макеева. - М.: Просвещение,
2013