Напоминание

Программа внеурочной деятельности обучающихся "Семейные традиции"


Автор: Мустафаева Тамара Анатольевна
Должность: педагог–организатор
Учебное заведение: ГБОУ НАО "СШ № №3"
Населённый пункт: Нарьян–Мар, НАО
Наименование материала: учебная программа
Тема: Программа внеурочной деятельности обучающихся "Семейные традиции"
Раздел: среднее образование





Назад




Организация внеурочной деятельности обучающихся.

Знай свой род, своих дедов, предков.

Цени свой дом, свой двор, своих родных, свою Родину!

Чти отца своего и мать свою.

И продлятся за это дни твои.

Так учит древняя мудрость.

Пояснительная записка.

Все мы понимаем, что семья, обеспечивая раннее воспитание,

является определяющей в процессе становления человека, глубоко влияя

на его жизнь и способствуя развитию таких его качеств, которые не могут

быть сформированы ни в каких других условиях. Именно в семье

происходит социализация личности, закладываются основы морального,

физического, трудового воспитания человека. Семья же способствует

получению образования.

В настоящее время в российском обществе повышается внимание к

семье. Пристальное внимание к институту семьи в нашей стране связано с

ухудшением демографической ситуации. Проблемы усугубляются и теми

факторами, которые наблюдают педагоги: в семье отсутствуют

благоприятные условия для общения, уходит положительный

эмоциональный настрой. Действительно, ритмы сегодняшней жизни,

сложившиеся социально-экономические условия не способствуют

созданию той атмосферы семьи, когда неспешно, по-доброму проходит

общение детей с родителями. Утрачиваются традиции народной

педагогики, когда из поколения в поколение передавался опыт родителей,

формировались навыки по уходу за братьями, сестрами, осуществлялся

перенос этих навыков подросшими детьми в свою собственную семью и

т.п.

Современные родители вряд ли задумываются о том, какие обряды

либо обычаи лежали в основе таких привычных семейных традиций, как

празднование дня рождения, прием гостей, укрепление здоровья, занятие

рукоделием, изучение родословной семьи.

Для чего же нужно использовать опыт проведения семейных

праздников и изучать традиции семьи? Актуальность данной проблемы

заключается в том, что изучение и пропаганда семейных традиций

этносов, проживающих в нашем регионе, изучение родословной

способствуют более близкому общению членов семьи, и помощниками в

исследованиях детей будут родители, бабушки и дедушки. Такая работа

развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению

духовных ценностей, повышает культурный уровень.

Все эти факторы обусловили необходимость создания программы, в

которой выработаны механизмы взаимодействия семьи и школы.

Цель программы:

Способствовать формированию в семье условий для личностного

роста и развития ребенка через возрождение семейных традиций,

укрепление духовных ценностей семьи, повышение ее интеллектуального

и культурного уровня.

Задачи программы:

- формирование в семьях позитивного отношения к активной

общественной и социальной деятельности детей;

- пропаганда и возрождение семейных традиций;

- всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

- организация и проведение досуга и совместного творчества в семьях

учащихся.

Участники программы:

- учащиеся класса;

- родители; бабушки, дедушки;

- педагоги; администрация школы.

Формы проведения:

- беседы;

- конкурсы; праздники; творческие мастерские;

- экскурсии; конференции;

- анкетирование; тестирование; мониторинг.

Программа состоит из нескольких направлений. Каждое, из которых

охватывает проблемы патриотического, гражданского и нравственного

воспитания, формирования культуры поведения, навыков экологической

деятельности, самообслуживания, творчества.

1.

Нравственно- интеллектуальное воспитание.

2.

Воспитание любви к родному краю

3.

Спортивно-оздоровительное воспитание

4.

Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Программа рассчитана на 1 год и реализуется на классных часах и

во внеурочной деятельности и предполагает несколько этапов ее

реализации.

Подготовительный этап - август. Классный руководитель составляет

программу, утверждает план работы.

Основной этап - сентябрь - май. Реализация программы на

классных часах, внеклассных мероприятиях.

Итоговый этап - май. Подведение итогов в реализации программы.

Календарно-тематическое планирование мероприятий.

Месяц

Направление

Внеклассное

мероприятие

Работа с

родителями

сентябрь

Нравственно-

интеллектуальное

воспитание

День знаний.

Классный час

«И снова –

здравствуйте!»

Беседа «Азбука прав

и обязанностей»

(Основные

требования к

учащимся)

Изучение

социального

состава семей

(анкетирование)

Воспитание

любви к родному

краю

Сочинение «Край,

откуда я родом»

Спортивно-

оздоровительное

воспитание

День здоровья.

Совместный поход

в лес с

родителями.

Психолого-

педагогическое

просвещение

родителей

Разработка плана

совместной

деятельности

ученического и

родительского

классных

коллективов

октябрь

Нравственно-

интеллектуальное

воспитание

Беседа «Мои

обязанности».

Праздничная

программа «Да

будет славен труд

учителя»

Классный час по

изучению Правил

дорожного

движения.

Воспитание

любви к родному

краю

Экскурсия в

краеведческий

музей

Спортивно-

оздоровительное

воспитание

Классный час

«Вредные

привычки»

Блиц-опрос

«Отношение

родителей к

наркотикам»

Психолого-

педагогическое

просвещение

родителей

Родительское

собрание «Школа

– дом – одна

семья».

Особенности

развития

мальчиков и

девочек 11-13 лет

ноябрь

Нравственно-

интеллектуальное

воспитание

Конкурс рисунков

«Моя мама».

Акция «День

памяти жертв ДТП»

-подготовка коллажа

«Безопасность на

дорогах»

Классный час

«Великий земляк –

Михайло

Ломоносов»

Праздник

«Мамины руки».

Воспитание

любви к родному

краю

Квест - игра

«Памятники

Нарьян-Мара и пос.

Искателей»

Пешие экскурсии

«Памятник Петру и

Февронии

Муромских» (пос.

Искателей)

Спортивно-

оздоровительное

воспитание

Акция «Молодёжь

за здоровый образ

жизни» (по спец.

плану).

Неделя здоровья

(по спец. плану).

Психолого-

педагогическое

просвещение

родителей

Родительская

конференция

«Жизнь без

наркотиков»

декабрь

Нравственно-

интеллектуальное

воспитание

Классные часы:

«Основной закон

моей страны»

«Я – гражданин

России»

Конкурс «Ваше

слово, эрудит!»

Новогодний

праздник.

Фестиваль

мультяшных героев

Воспитание

любви к родному

краю

История создания

гимна НАО

(творчество И.

Артеевой)

Спортивно-

оздоровительное

воспитание

Беседа «Здоровье в

порядке – спасибо

зарядке»

Здоровье и

безопасность

детей – забота

семьи и школы

(анкетирование)

Психолого-

педагогическое

просвещение

родителей

Консультации для

родителей. Беседы

о успеваемости,

опозданиях на

уроки.

Родительское

собрание

«Роль общения в

жизни школьника»

январь

Нравственно-

интеллектуальное

воспитание

Классный час «Мой

дом – моя крепость»

Беседа «Мои

одноклассники»

Воспитание

любви к родному

краю

Фотогазета «За что я

люблю свою школу»

(школьные

праздники и

традиции)

Спортивно-

оздоровительное

воспитание

Классный час по

изучению Правил

дорожного

движения

«Дорожные

«ловушки»

Беседа «Возраст

тревог и ошибок»

Психолого-

педагогическое

просвещение

родителей

Консультации для

родителей. Беседы

о успеваемости,

опозданиях на

уроки.

февраль

Нравственно-

интеллектуальное

воспитание

Классный час

«Защитникам

Отечества

посвящается»

Воспитание

любви к родному

краю

Экскурсия к

памятнику

Участников оленно-

транспортных

батальонов в годы

ВОв.

Спортивно-

оздоровительное

воспитание

Рыцарский турнир –

конкурсная

программа

Спортивно-

познавательная игра

«О спорт! Ты –

здоровье!»

«Веселые старты»

- спортивные

соревнования

Психолого-

педагогическое

просвещение

родителей

Быть хорошим

отцом –

подлинный талант

(анкетирование)

март

Нравственно-

интеллектуальное

воспитание

Составление

проектов

«Моя родословная»

Праздники: 8 марта,

День именинника,

«Широкая

Масленица»

Ярмарка

«Милосердие»

Воспитание

Классный час «Знай

любви к родному

краю

и береги родной

край»

Спортивно-

оздоровительное

воспитание

«Северное сияние» -

окружные лыжные

соревнования

Беседа с элементами

викторины

«Наркотики – знак

беды»

Психолого-

педагогическое

просвещение

родителей

Родительское

собрание:

«Одаренность

ребенка: выявить

и поддержать»

апрель

Нравственно-

интеллектуальное

воспитание

Классный час

«Профессии наших

родителей»

Игра-путешествие

«По планетам

знаний»

Познавательная

викторина

«Экологический

бумеранг»

Воспитание

любви к родному

краю

Экскурсия на

предприятия, где

работают

родители.

Спортивно-

оздоровительное

воспитание

День здоровья (по

особому плану).

Просмотр фильмов

«Подросток и

алкоголь»

Посещение

городской

библиотеки

«Секреты здоровья»

Фестиваль «За

здоровый образ

жизни!»

Психолого-

педагогическое

просвещение

родителей

Консультации для

родителей. Беседы

о успеваемости,

опозданиях на

уроки.

май

Нравственно-

интеллектуальное

воспитание

Составление

проекта «Они

погибли, чтобы

жили мы»

Классный час

«Герои и подвиги»

Игра-путешествие

«По планетам

знаний»

Классный час

«Портрет одного

героя»

Праздник «День

семьи»

Воспитание

любви к родному

краю

Экологический

календарь ненецкого

народа – связь

поколений.

Трудовой десант

«Чистый лес»

Поход – игра

«Там, на

неведомых

дорожках»

Спортивно-

оздоровительное

воспитание

«Час вопросов и

ответов» - круглый

стол по ведению

здорового образа

жизни.

Ток-шоу «День без

табака» - городская

библиотека.

Психолого-

педагогическое

просвещение

родителей

Консультации для

родителей. Беседы

о успеваемости,

опозданиях на

уроки.

Родительское

собрание

«Достижения

года» - творческий

отчет

Ожидаемые результаты:

- приобретение родителями навыков социально-поддерживающего и

развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком;

- возрождение традиций семейного воспитания;

- получение родителями практических знаний в деле воспитания детей;

- сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей,

сплочение семей

- активизация совместной деятельности семьи и классного руководителя

по формированию у детей потребностей получать знания и развиваться

творчески.

Данная Программа организации внеурочной деятельности может

быть применена и в другой возрастной группе.

Эффективность системной работы над созданием программы

измеряется тем, насколько прочно будут сформированы общегражданские

ценности ученика, его способность строить отношения в коллективе и

семье, его готовность и стремление к формированию положительного

отношения и уважения к семьям одноклассников, представлений о

жизненном идеале семьи.

Список использованной литературы.

1.

Байбородова,

Л.

В.

Внеурочная

деятельность

школьников

в

разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение,

2014.

2.

Криволапова,

Н.

А.

Внеурочная

деятельность.

Программа

развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /

Н.А. Криволапова. - М.: Просвещение, 2012..

3.

Криволапова, Н. А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий

для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы

/ Н.А. Криволапова. - М.: Просвещение, 2013.

4.

Макеева,

А.

Г.

Внеурочная

деятельность.

Формирование

культуры здоровья. 5-6 классы / А.Г. Макеева. - М.: Просвещение,

2013



В раздел образования