Автор: Семёнова Валентина Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №3 г. Никольское"
Населённый пункт: г. Никольское Тосненский район Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: Метод проектов как инновационная педагогическая технология.
Раздел: начальное образование
Тема МО:
Метод проектов как
инновационная
педагогическая
технология.
Цель МО учителей начальных классов:
Совершенствование педагогического
мастерства в условиях ФГОС, путём внедрения в
учебно-воспитательный процесс метода проекта
как современную инновационную технологию
.
Работа МО направлена на решение задач:
1.Совершенствовать качество современного урока, повышать его
эффективность, применяя современные методы обучения и
технические средства;
2. Продолжить работу над проектно - исследовательской
деятельностью младших школьников;
3. Развивать у учащихся интеллектуальные, творческие и
коммуникативные способности;
4. Непрерывно совершенствовать уровень педагогического
мастерства преподавателей;
5. Совершенствовать воспитательный процесс в формировании
патриотических, нравственных и трудовых навыков;
6. Поддерживать тесную связь с психолого-педагогическим центром
по вопросам психологии обучения;
7. Продолжить работу с одаренными детьми по участию в
олимпиадах и конкурсах всероссийского международного значения.
Направления работы МО учителей начальных классов на
учебный год.
1. Аналитическая деятельность. Анализ методической
деятельности за прошлый учебный год и планирование на будущий.
Изучение направлений деятельности педагогов (тем самообразования).
Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.
2.Информационная деятельность. Изучение новинок
методической литературы в целях совершенствования педагогической
деятельности. Работа с ФГОС НОО.
3. Организация методической деятельности. Выявление
затруднений, методическое сопровождение и оказание практической
помощи в работе по ФГОС НОО, подготовки к аттестации.
Повышение профессиональной компетентности педагогов по
применению ИКТ – технологий и системно – деятельностного метода
в урочной и внеурочной работе. Наставничество.
4.Консультативная деятельность. Консультирование педагогов по
вопросам тематического планирования. Консультирование педагогов с
целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.
Консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования УУД
в рамках ФГОС НОО.
5.Организационные формы работы. Заседание методического
объединения. Методическая помощь и индивидуальные консультации
по вопросам преподавания предметов начальной школы, организации
внеклассной деятельности. Выступления учителей начальных классов
на МО, практико – ориентированных семинарах, педагогических
советах. Открытые уроки. Взаимопосещение уроков педагогами.
Обобщение педагогического опыта учителей. Организация
методической копилки. Отчеты учителей по самообразованию.
Посещение семинаров, встреч в образовательных учреждениях города.
Повышение квалификации учителей на курсах. Прохождение
аттестации педагогических кадров.
Метод проектов как инновационная педагогическая
технология
Инновационный
поиск
новых
средств
приводит
педагогов
к
пониманию
того,
что
нам
нужны
деятельностные,
групповые,
игровые,
ролевые,
практико-ориентированные,
проблемные,
рефлексивные и прочие формы и методы обучения.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале
мировой
и
отечественной
педагогической
практики,
принадлежит
сегодня методу проектов.
В
основу
метода
проектов
положена
идея
о
направленности
учебно-познавательной
деятельности
школьников
на
результат,
который
получается
при
решении
той
или
иной
практически
или
теоретически значимой проблемы.
Внешний
результат
можно
увидеть,
осмыслить,
применить
в
реальной практической деятельности.
Внутренний
результат
–
опыт
деятельности
–
становится
бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения,
компетенции и ценности.
На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для
проектов,
а
проблемы
эти
можно
брать
только
из
окружающей
действительности, из жизни.
Для
продуктивной
проектно-учебной
деятельности
младшим
школьникам
необходима
о собая
готовно сть,
“ з р е л о с т ь ” ,
заключающаяся в следующем.
Во-первых,
это
с формированно сть
у
учащихся
р я д а
коммуникативных
умений,
лежащих
в
основе
эффективных
социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к
которым относится:
- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников,
делать
запрос
учителю
в
ситуации
“дефицита”
информации
или
способов действий);
- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость
голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
-
умение
выражать
свою
точку
зрения
(понятно
для
всех
формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);
-
умение
договариваться
(выбирать
в
доброжелательной
атмосфере
самое
верное,
рациональное,
оригинальное
решение,
рассуждение).
Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе,
когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и
доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”,
регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так
и внутреннюю сторону, содержание высказываний.
Вторым показателем
готовности
младших
школьников
к
проектной
деятельности
выступает
развитие
мышления
учащихся,
определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в
виду
сформированность
обобщенности
умственных
действий
как
интегративной характеристики, включающей в себя:
- развитие аналитико-синтетических действий;
- сформированность алгоритма сравнительного анализа;
-
умение
вычленять
существенный
признак,
соотношение
данных, составляющих условие задачи;
- возможность выделять общий способ действий;
- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
К
“интеллектуальной
зрелости”
также
относится
наличие
у
младших
школьников
таких
качеств
мышления,
как
гибкость,
вариативность и самостоятельность.
В качестве третьего показателя готовности младших школьников
к
эффективной
проектной
деятельности
рассмотрим
опыт
развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и
оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей
следующих необходимых умений:
- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и
процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
-
выделяя
недостатки,
делать
конструктивные
пожелания,
замечания.
Метод проектов можно использовать как в урочное, так и во
внеурочное время.
Метод
проектов –
это
одна
из
конкретных
возможностей
использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей.
Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в
педагогической
теории
и
практике.
Он
открывает
п у т ь ,
показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в
самой жизни и самой жизнью.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность
делать
что-то
интересное
самостоятельно,
в
группе
или
самому,
максимально
используя
свои
возможности;
это
деятельность,
позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои
знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;
это деятельность, направленная на решение интересной проблемы,
сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда
результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы –
носит практический характер, имеет важное прикладное значение и,
что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое
с р ед с т в о ,
п о з в ол я ю щ е е
о бу ч ат ь
п р о е кт и р о ва н и ю ,
т. е .
целенаправленной
деятельности
по
нахождению
способа
решения
проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при
рассмотрении её в определенной ситуации.
Таким
образом,
применяя
метод
проектов
на
уроках,
я
убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой
точки
зрения
и
осваивать
психологические
механизмы
формирования
личности,
добиваясь
более
качественных
результатов.