Напоминание

Метод проектов как инновационная педагогическая технология.


Автор: Семёнова Валентина Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №3 г. Никольское"
Населённый пункт: г. Никольское Тосненский район Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: Метод проектов как инновационная педагогическая технология.
Раздел: начальное образование





Назад




Тема МО:

Метод проектов как

инновационная

педагогическая

технология.

Цель МО учителей начальных классов:

Совершенствование педагогического

мастерства в условиях ФГОС, путём внедрения в

учебно-воспитательный процесс метода проекта

как современную инновационную технологию

.

Работа МО направлена на решение задач:

1.Совершенствовать качество современного урока, повышать его

эффективность, применяя современные методы обучения и

технические средства;

2. Продолжить работу над проектно - исследовательской

деятельностью младших школьников;

3. Развивать у учащихся интеллектуальные, творческие и

коммуникативные способности;

4. Непрерывно совершенствовать уровень педагогического

мастерства преподавателей;

5. Совершенствовать воспитательный процесс в формировании

патриотических, нравственных и трудовых навыков;

6. Поддерживать тесную связь с психолого-педагогическим центром

по вопросам психологии обучения;

7. Продолжить работу с одаренными детьми по участию в

олимпиадах и конкурсах всероссийского международного значения.

Направления работы МО учителей начальных классов на

учебный год.

1. Аналитическая деятельность. Анализ методической

деятельности за прошлый учебный год и планирование на будущий.

Изучение направлений деятельности педагогов (тем самообразования).

Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.

2.Информационная деятельность. Изучение новинок

методической литературы в целях совершенствования педагогической

деятельности. Работа с ФГОС НОО.

3. Организация методической деятельности. Выявление

затруднений, методическое сопровождение и оказание практической

помощи в работе по ФГОС НОО, подготовки к аттестации.

Повышение профессиональной компетентности педагогов по

применению ИКТ – технологий и системно – деятельностного метода

в урочной и внеурочной работе. Наставничество.

4.Консультативная деятельность. Консультирование педагогов по

вопросам тематического планирования. Консультирование педагогов с

целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.

Консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования УУД

в рамках ФГОС НОО.

5.Организационные формы работы. Заседание методического

объединения. Методическая помощь и индивидуальные консультации

по вопросам преподавания предметов начальной школы, организации

внеклассной деятельности. Выступления учителей начальных классов

на МО, практико – ориентированных семинарах, педагогических

советах. Открытые уроки. Взаимопосещение уроков педагогами.

Обобщение педагогического опыта учителей. Организация

методической копилки. Отчеты учителей по самообразованию.

Посещение семинаров, встреч в образовательных учреждениях города.

Повышение квалификации учителей на курсах. Прохождение

аттестации педагогических кадров.

Метод проектов как инновационная педагогическая

технология

Инновационный

поиск

новых

средств

приводит

педагогов

к

пониманию

того,

что

нам

нужны

деятельностные,

групповые,

игровые,

ролевые,

практико-ориентированные,

проблемные,

рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале

мировой

и

отечественной

педагогической

практики,

принадлежит

сегодня методу проектов.

В

основу

метода

проектов

положена

идея

о

направленности

учебно-познавательной

деятельности

школьников

на

результат,

который

получается

при

решении

той

или

иной

практически

или

теоретически значимой проблемы.

Внешний

результат

можно

увидеть,

осмыслить,

применить

в

реальной практической деятельности.

Внутренний

результат

опыт

деятельности

становится

бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения,

компетенции и ценности.

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для

проектов,

а

проблемы

эти

можно

брать

только

из

окружающей

действительности, из жизни.

Для

продуктивной

проектно-учебной

деятельности

младшим

школьникам

необходима

о собая

готовно сть,

“ з р е л о с т ь ” ,

заключающаяся в следующем.

Во-первых,

это

с формированно сть

у

учащихся

р я д а

коммуникативных

умений,

лежащих

в

основе

эффективных

социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к

которым относится:

- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников,

делать

запрос

учителю

в

ситуации

“дефицита”

информации

или

способов действий);

- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость

голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

-

умение

выражать

свою

точку

зрения

(понятно

для

всех

формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);

-

умение

договариваться

(выбирать

в

доброжелательной

атмосфере

самое

верное,

рациональное,

оригинальное

решение,

рассуждение).

Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе,

когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и

доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”,

регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так

и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

Вторым показателем

готовности

младших

школьников

к

проектной

деятельности

выступает

развитие

мышления

учащихся,

определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в

виду

сформированность

обобщенности

умственных

действий

как

интегративной характеристики, включающей в себя:

- развитие аналитико-синтетических действий;

- сформированность алгоритма сравнительного анализа;

-

умение

вычленять

существенный

признак,

соотношение

данных, составляющих условие задачи;

- возможность выделять общий способ действий;

- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

К

“интеллектуальной

зрелости”

также

относится

наличие

у

младших

школьников

таких

качеств

мышления,

как

гибкость,

вариативность и самостоятельность.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников

к

эффективной

проектной

деятельности

рассмотрим

опыт

развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и

оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей

следующих необходимых умений:

- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и

процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

-

выделяя

недостатки,

делать

конструктивные

пожелания,

замечания.

Метод проектов можно использовать как в урочное, так и во

внеурочное время.

Метод

проектов

это

одна

из

конкретных

возможностей

использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей.

Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в

педагогической

теории

и

практике.

Он

открывает

п у т ь ,

показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в

самой жизни и самой жизнью.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность

делать

что-то

интересное

самостоятельно,

в

группе

или

самому,

максимально

используя

свои

возможности;

это

деятельность,

позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои

знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;

это деятельность, направленная на решение интересной проблемы,

сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда

результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы –

носит практический характер, имеет важное прикладное значение и,

что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое

с р ед с т в о ,

п о з в ол я ю щ е е

о бу ч ат ь

п р о е кт и р о ва н и ю ,

т. е .

целенаправленной

деятельности

по

нахождению

способа

решения

проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при

рассмотрении её в определенной ситуации.

Таким

образом,

применяя

метод

проектов

на

уроках,

я

убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой

точки

зрения

и

осваивать

психологические

механизмы

формирования

личности,

добиваясь

более

качественных

результатов.



В раздел образования