Напоминание

Здоровьесберегающие образовательные технологии в образовательном учреждении"


Автор: Сухарева Екатерина Валерьевна
Должность: преподаватель русского языка и литератруры
Учебное заведение: Лесопромышленный техникум
Населённый пункт: город Комсомомольск–на–Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие образовательные технологии в образовательном учреждении"
Раздел: среднее образование





Назад




Здоровьесберегающие образовательные технологии в образовательном

учреждении

Здоровье человека является сложнейшим феноменом, который исследуется

разными

науками:

медициной,

биологией,

психологией,

социологией,

валеологией и т.д. Каждая из наук акцентирует свое внимание на отдельных

аспектах феномена здоровья.

Функция сохранения и укрепления здоровья учащихся занимает особое место

в

деятельности

педагогов

в

силу

того,

что

сохранение

физического

и

нравственного

здоровья

является

первостепенной

задачей

любого

образовательного учреждения. Т. И. Шамова и Т. М. Давыденко отмечают, что

функция сохранения и укрепления здоровья учащихся в адаптивной школе

имеет основополагающее значение еще и потому, что в ней обучаются дети

самых разных способностей и возможностей, включая и состояние здоровья.

Этот вывод, безусловно, имеет отношение к каждой общеобразовательной

школе, дошкольным учреждениям, а также к учреждениям дополнительного

образования. Поэтому возникла необходимость в возникновении и развитии

такой науки, как здоровьесберегающая педагогика. Главная отличительная

особенность здоровьесберегающей педагогики – приоритет здоровья, то есть

грамотная

забота

о

здоровье

как

обязательное

условие

образовательного

процесса,

что

определяет

последовательное

формирование

в

школе

здоровьесберегающего

образовательного

пространства,

в

котором

все

педагоги, специалисты, учащиеся и их родители согласованно решают общие

задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя солидарную

ответственность

за

достигаемые

результаты.

Цель

здоровьесберегающей

педагогики – обеспечить выпускнику школы ( техникума, Вуза) высокий

уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний,

умений,

навыков,

необходимых

для

ведения

здорового

образа

жизни,

и

воспитав у него культуру здоровья.

Понятие «здоровый образ жизни» (ЗОЖ) — выражение взаимосвязи образа

жизни

и

здоровья

человека.

Здоровый

образ

жизни

объединяет

все,

что

способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и

бытовых функций в оптимальных для здоровья и развития условиях.

В настоящее время специалисты насчитывают от 80 до 300 определений

здоровья.

Наиболее

часто

используется

определение

Всемирной

Организации

Здравоохранения (1948 г.): «Здоровье — состояние полного физического,

душевного и социального благополучия человека, а не только отсутствие

болезней и физических недостатков».

Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в

виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической

и

духовно-нравственной.

Важно

переломить

эту

тенденцию

и

руководствоваться

определением

здоровья

как

многогранного

понятия,

включающего

физический,

социально-психологический

и

духовно-

нравственный аспект.

Результаты исследования научной литературы позволили выявить условия

формирования положительной мотивации к ЗОЖ у учащихся:

Создание вокруг ребенка учебно-воспитательной среды, наполненной

терминами, символами, атрибутами, традициями культуры ЗОЖ.

Создание

положительного

эмоционального

фона

на

занятиях

оздоровительно -педагогической направленности.

Формирование активной позиции ребенка в освоении знаний, умений и

навыков валеологического характера.

Учет

индивидуальных

психофизиологических

и

типологических

особенностей

детей

при

организации

занятий

оздоровительной

направленности.

Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы,

при

которой

происходила

интеграция

оздоровительной

деятельности

в

образовательную,

что

в

конечном

итоге

способствовало

сохранению

и

укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию

привычки здорового образа жизни.

Понятие

«здоровьесберегающая

технология»

появилось

в

образовании

в

последнее десятилетие. Здоровье сберегающие образовательные технологии –

системно

организованная

совокупность

программ,

приемов,

методов

организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью

детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию

их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа

здоровье сберегающей педагогики.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий применительно

к

ребенку

-

обеспечить

ребенку

возможность

сохранения

здоровья,

сформировать

необходимые

знания

здорового

образа

жизни,

научить

использовать полученные умения и навыки в повседневной жизни.

Основные

составляющие

здоровьесберегающих

образовательных

технологий:

1. Организация рационального двигательного режима учащихся.

2.

Непрерывное

мониторирование

состояния

здоровья

учащихся

и

своевременная коррекция возникающих отклонений.

3. Организация рационального учебно-воспитательного процесса с учётом

возрастных

и

половых

особенностей

детей,

а

также

в

соответствии

с

санитарно-гигиеническими требованиями.

4.

Создание

благоприятного

психо-эмоционального

климата

в

образовательном учреждении для комфортного пребывания детей.

5. Использование многообразных программ по формированию мотиваций и

навыков здорового образа жизни.

Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий:

Анализ

исходного

состояния

здоровья,

физического

развития

и

физической

подготовленности

обучающихся,

их

валеологических

умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ОУ.

Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в

ОУ.

Установление контактов с социальными партнёрами ОУ по вопросам

здоровьесбережения.

Освоение

педагогами

ОУ

методик

и

приёмов

здоровьесбережения

детей и взрослых ОУ.

Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению

здоровья для разных категорий детей и взрослых.

Работа валеологической направленности в родителями ОУ.

Здоровьесбережение в работе с педагогами ОУ:

Активное участие педагогов в оздоровительных мероприятиях

для

детей и взрослых (ОУ, МО, районные соревнования по настольному

теннису, волейболу, лыжам, плаванию).

Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»

Консультации для педагогов

Практикум для педагогов ОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения

в течение рабочего дня».

Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах

и медико-педагогических совещаниях.

Взаимодействие ОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья

детей:

Информационные стенды для родителей.

Информационные

стенды

медицинских

работников

о

медицинской

профилактической работе с детьми в ОУ.

Приобщение

родителей

к

участию

в

физкультурно-массовых

мероприятиях

ОУ

(соревнования,

спортивные

праздники,

дни

открытых

дверей,

Дни

и

Недели

здоровья,

встречи

детей

ОУ

с

родителями-спортсменами и др.).

Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Применение

в

работе

ОУ

здоровьесберегающих

педагогических

технологий

обеспечит

повышение

результативности

воспитательно-

образовательного

процесса,

сформирует

у

педагогов

и

родителей

ценностные

ориентации,

направленные

на

сохранение

и

укрепление

здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности

корректировки

технологий,

в

зависимости

от

конкретных

условий

и

специализации

ОУ;

если,

опираясь

на

статистический

мониторинг

здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность

технологических

воздействий,

обеспечен

индивидуальный

подход

к

каждому

ребенку;

будут

сформированы

положительные

мотивации

у

педагогов ОУ и родителей детей.



В раздел образования