Автор: Сухарева Екатерина Валерьевна
Должность: преподаватель русского языка и литератруры
Учебное заведение: Лесопромышленный техникум
Населённый пункт: город Комсомомольск–на–Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие образовательные технологии в образовательном учреждении"
Раздел: среднее образование
Здоровьесберегающие образовательные технологии в образовательном
учреждении
Здоровье человека является сложнейшим феноменом, который исследуется
разными
науками:
медициной,
биологией,
психологией,
социологией,
валеологией и т.д. Каждая из наук акцентирует свое внимание на отдельных
аспектах феномена здоровья.
Функция сохранения и укрепления здоровья учащихся занимает особое место
в
деятельности
педагогов
в
силу
того,
что
сохранение
физического
и
нравственного
здоровья
является
первостепенной
задачей
любого
образовательного учреждения. Т. И. Шамова и Т. М. Давыденко отмечают, что
функция сохранения и укрепления здоровья учащихся в адаптивной школе
имеет основополагающее значение еще и потому, что в ней обучаются дети
самых разных способностей и возможностей, включая и состояние здоровья.
Этот вывод, безусловно, имеет отношение к каждой общеобразовательной
школе, дошкольным учреждениям, а также к учреждениям дополнительного
образования. Поэтому возникла необходимость в возникновении и развитии
такой науки, как здоровьесберегающая педагогика. Главная отличительная
особенность здоровьесберегающей педагогики – приоритет здоровья, то есть
грамотная
забота
о
здоровье
как
обязательное
условие
образовательного
процесса,
что
определяет
последовательное
формирование
в
школе
здоровьесберегающего
образовательного
пространства,
в
котором
все
педагоги, специалисты, учащиеся и их родители согласованно решают общие
задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя солидарную
ответственность
за
достигаемые
результаты.
Цель
здоровьесберегающей
педагогики – обеспечить выпускнику школы ( техникума, Вуза) высокий
уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний,
умений,
навыков,
необходимых
для
ведения
здорового
образа
жизни,
и
воспитав у него культуру здоровья.
Понятие «здоровый образ жизни» (ЗОЖ) — выражение взаимосвязи образа
жизни
и
здоровья
человека.
Здоровый
образ
жизни
объединяет
все,
что
способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и
бытовых функций в оптимальных для здоровья и развития условиях.
В настоящее время специалисты насчитывают от 80 до 300 определений
здоровья.
Наиболее
часто
используется
определение
Всемирной
Организации
Здравоохранения (1948 г.): «Здоровье — состояние полного физического,
душевного и социального благополучия человека, а не только отсутствие
болезней и физических недостатков».
Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в
виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической
и
духовно-нравственной.
Важно
переломить
эту
тенденцию
и
руководствоваться
определением
здоровья
как
многогранного
понятия,
включающего
физический,
социально-психологический
и
духовно-
нравственный аспект.
Результаты исследования научной литературы позволили выявить условия
формирования положительной мотивации к ЗОЖ у учащихся:
•
Создание вокруг ребенка учебно-воспитательной среды, наполненной
терминами, символами, атрибутами, традициями культуры ЗОЖ.
•
Создание
положительного
эмоционального
фона
на
занятиях
оздоровительно -педагогической направленности.
•
Формирование активной позиции ребенка в освоении знаний, умений и
навыков валеологического характера.
•
Учет
индивидуальных
психофизиологических
и
типологических
особенностей
детей
при
организации
занятий
оздоровительной
направленности.
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы,
при
которой
происходила
интеграция
оздоровительной
деятельности
в
образовательную,
что
в
конечном
итоге
способствовало
сохранению
и
укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию
привычки здорового образа жизни.
Понятие
«здоровьесберегающая
технология»
появилось
в
образовании
в
последнее десятилетие. Здоровье сберегающие образовательные технологии –
системно
организованная
совокупность
программ,
приемов,
методов
организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью
детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию
их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа
здоровье сберегающей педагогики.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий применительно
к
ребенку
-
обеспечить
ребенку
возможность
сохранения
здоровья,
сформировать
необходимые
знания
здорового
образа
жизни,
научить
использовать полученные умения и навыки в повседневной жизни.
Основные
составляющие
здоровьесберегающих
образовательных
технологий:
1. Организация рационального двигательного режима учащихся.
2.
Непрерывное
мониторирование
состояния
здоровья
учащихся
и
своевременная коррекция возникающих отклонений.
3. Организация рационального учебно-воспитательного процесса с учётом
возрастных
и
половых
особенностей
детей,
а
также
в
соответствии
с
санитарно-гигиеническими требованиями.
4.
Создание
благоприятного
психо-эмоционального
климата
в
образовательном учреждении для комфортного пребывания детей.
5. Использование многообразных программ по формированию мотиваций и
навыков здорового образа жизни.
Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий:
•
Анализ
исходного
состояния
здоровья,
физического
развития
и
физической
подготовленности
обучающихся,
их
валеологических
умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ОУ.
•
Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в
ОУ.
•
Установление контактов с социальными партнёрами ОУ по вопросам
здоровьесбережения.
•
Освоение
педагогами
ОУ
методик
и
приёмов
здоровьесбережения
детей и взрослых ОУ.
•
Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению
здоровья для разных категорий детей и взрослых.
•
Работа валеологической направленности в родителями ОУ.
Здоровьесбережение в работе с педагогами ОУ:
•
Активное участие педагогов в оздоровительных мероприятиях
для
детей и взрослых (ОУ, МО, районные соревнования по настольному
теннису, волейболу, лыжам, плаванию).
•
Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»
•
Консультации для педагогов
•
Практикум для педагогов ОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения
в течение рабочего дня».
•
Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах
и медико-педагогических совещаниях.
Взаимодействие ОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья
детей:
•
Информационные стенды для родителей.
•
Информационные
стенды
медицинских
работников
о
медицинской
профилактической работе с детьми в ОУ.
•
Приобщение
родителей
к
участию
в
физкультурно-массовых
мероприятиях
ОУ
(соревнования,
спортивные
праздники,
дни
открытых
дверей,
Дни
и
Недели
здоровья,
встречи
детей
ОУ
с
родителями-спортсменами и др.).
•
Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Применение
в
работе
ОУ
здоровьесберегающих
педагогических
технологий
обеспечит
повышение
результативности
воспитательно-
образовательного
процесса,
сформирует
у
педагогов
и
родителей
ценностные
ориентации,
направленные
на
сохранение
и
укрепление
здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности
корректировки
технологий,
в
зависимости
от
конкретных
условий
и
специализации
ОУ;
если,
опираясь
на
статистический
мониторинг
здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность
технологических
воздействий,
обеспечен
индивидуальный
подход
к
каждому
ребенку;
будут
сформированы
положительные
мотивации
у
педагогов ОУ и родителей детей.