Напоминание

"Активные формы обучения профессиональных дисциплин и модулей"


Автор: Завьялова Татьяна Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: НЕФТЕЮГАНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Югорский государственный университет"
Населённый пункт: нНфтеюганск
Наименование материала: выступление на П(Ц)К
Тема: "Активные формы обучения профессиональных дисциплин и модулей"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




НЕФТЕЮГАНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования «Югорский государственный университет»

Выступление на П(Ц)К

Активные формы обучения профессиональных дисциплин и модулей

Преподаватель специальных

экономических дисциплин:

Завьялова Т.М.

Нефтеюганск

2018

Развитие у обучающихся способности логического мышления и умения творчески

применять

полученный

в

процессе

обучения

комплекс

знаний

при

самостоятельном

принятии решений на поставленную перед ним задачу – одна из главных целей обучения.

Хорошая методика преподавания обеспечивает единство интересов преподавателя и

обучающихся

на

основе

соединения

необходимости

изучения

любой

дисциплины,

профессионального модуля с убеждением этой необходимости. В этом отношении методы

активного обучения являются одним из наиболее перспективных путей совершенствования

профессиональной подготовки специалистов.

Активные

методы

обучения

методы,

стимулирующие

познавательную

деятельность

обучающихся.

Они

строятся

в

основном

на

диалоге,

предполагающем

свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Данные методы

характеризуются высоким уровнем активности обучающихся.

Как известно, существуют несколько форм активных методов обучения:

проблемные лекции,

конференции по отдельным темам,

анализ конкретных ситуаций,

деловые игры,

кроссворды,

игровое проектирование

и другие.

Именно форма активного обучения — это первая искорка, зажигающая факел

любознательности.

Преподаватель

отказывается

от

авторитарного

характера

обучения

в

пользу демократического поисково-творческого.

В качестве основных неоспоримых достоинств выступают:

высокая степень самостоятельности, инициативности;

развитие социальных навыков;

умения добывать знания;

развитие творческих способностей.

В процессе применения активных форм обучения нужно выделять следующие этапы:

I этап

Мотивационный: преподаватель заявляет общий замысел, создает положительный

мотивационный настрой; обучающиеся обсуждают, предлагают идеи.

Планово-подготовительный:

определяется

тема

и

цели

проекта,

формируются

задачи, вырабатывается план.

II этап

Информационно-оперативный:

обучающиеся

собирают

материал,

работают

с

литературой и другими источниками; преподаватель наблюдает, координирует, поддерживает,

направляет, и сам является информационным источником.

III этап

Рефлексивно-оценочный:

обучающиеся

представляют

проекты,

участвуют

в

коллективном

обсуждении

и

оценке

результатов,

преподаватель

выступает

участником

коллективной оценочной деятельности.

Реализация принципа активности в обучении имеет определяющее значение, т.к.

обучение и развитие носят деятельностнный характер, и от качества учения как деятельности

зависят результаты обучения, развития и воспитания обучающихся. Алгоритм активной

познавательной деятельности складывается из трёх основных «шагов»:

выделение основных целей усвоения учебного материала;

отбор содержания учебного материала, промежуточных выводов;

определение познавательных действий и результатов деятельности в целом.

Наиболее эффективными приемами активизации познавательной деятельности

учащихся на уроках являются:

1.

Нетрадиционное начало традиционного урока (ребус, загадка, криптограмма).

2.

Использование видео и компьютерной наглядности, электронных учебных

пособий, интерактивной доски и др.

3.Использование

индуктивных

и

дедуктивных

логических

схем.

Современные

педагогические

технологии

предлагают

различные

формы

графического

отображения

материала от традиционных схем и таблиц до опорных конспектов.

4. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов:

«метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов». Это позволяет развивать мышление,

аналитические умения, внимание и наблюдательность.

6. Реализация индивидуально — дифференцированного подхода к обучающимся,

организация групповой деятельности (работа в парах, в группах постоянного состава, в

группах сменного состава).

7. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).

Игры

и

игровые

моменты

развивают

познавательный

интерес

к

специальным

дисциплинам

и

профессиональным

модулям,

активизируют

учебную

деятельность

обучающихся на уроках, способствуют становлению творческой личности обучающегося, так

как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный

вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны.

8. Выполнение обучающимися заданий творческого характера (кроссворд, сканворд,

ребусы, анаграммы, урок-конкурс, урок-представление).

Таким образом, применение активных форм организации обучения можно считать

одним

из

основных

путей

формирования

общих

и

профессиональных

компетенций

современных обучающихся.



В раздел образования